Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор. Обычным зарядным устройством дома или в квартире

Необслуживаемый аккумулятор, реально отличается от своего обслуживаемого собрата, дело тут в особом строении. Вы почти никогда не узнаете — что такое добавить в него электролит, дистиллированную воду или замерить плотность. Отсюда и название необслуживаемый, то есть он не требует никакого обслуживания, он полностью автономный. Однако многим моим читателям интересно – а как его заряжать и можно ли это делать? Ведь сейчас таких батарей очень много различных производителей, и устанавливаются они на новые авто в 90% случаев …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Тогда в чем проблема?
  • Как заряжать необслуживаемый АКБ
  • Как рассчитать время заряда?
  • Автоматические зарядные станции
  • Что будет если перезарядить?
  • Я чайник, мне не охота вычислять всякие амперы, что делать?
  • Можно ли заряжать дома + ВИДЕО

Начну с того что аккумулятор «по любому» можно подзаряжать, я бы даже сказал что он для этого рассчитан. Давайте вспомним строение бортовой сети автомобиля. Аккумулятор (при пуске) отдает энергию системе зажигания и стартеру, тот раскручивает двигатель (он запускается). Далее после пуска генератор начинает вырабатывать электричество, которое подзаряжает наш АКБ.

Обслуживаемый или необслуживаемый, это уже второй вопрос, главное идет подзарядка, которая восполняет потерянную энергию при пуске. Я даже больше скажу — если разрядить рядовой необслуживаемый аккумулятор «в ноль» (глубокий разряд), то это его просто убьет, через несколько таких циклов. Поэтому заряд всегда должен присутствовать и причем в нормальной фазе, подробнее здесь.

Почему нужно заряжать необслуживаемые аккумуляторы

Заряжать батарею нужно обязательно, особенно в период подготовки к зиме. Несмотря на длительный срок эксплуатации, емкость источника питания со временем снижается. К другим причинам необходимости подзарядки относятся:

  1. Нехватка энергии при запуске. Аккумулятор, заряженный от генератора, может выдавать силу тока, недостаточную для пуска двигателя. Подобное случается, если автомобиль используется для поездок на небольшие расстояния. Этого времени бывает недостаточно для восстановления энергетического потенциала АКБ. В таком случае батарею периодически подключают к зарядному устройству.
  2. Потеря заряда в морозную погоду. Для запуска двигателя при отрицательной температуре требуется пусковой ток большей силы. В конце осени нужно полностью восстановить заряд необслуживаемого автомобильного аккумулятора. Максимальная емкость обеспечивает количество энергии, достаточное для запуска двигателя в холодную погоду.

Процедура зарядки

Для успешной зарядки необслуживаемой батареи не подойдут примитивные зарядные устройства, сделанные в Поднебесной либо в гараже своими руками из старого трансформатора. В идеале необходим аппарат, поддерживающий такие функции:

  • автоматическое поддержание напряжения зарядки на установленном пользователем уровне;
  • данные о текущем напряжении и токе должны показываться приборами либо на цифровом дисплее;
  • работа в циклическом режиме заряд / выдержка / разряд, способствующем десульфатации свинцовых пластин.

Если планируется работать с батареей в гараже, то снимать её с автомобиля необязательно. Перед тем как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством, придется отключить клеммы бортовой сети. Это приведет к обнулению ошибок контроллера и пользовательских настроек. Большой беды в здесь нет, только некоторые неудобства. Дальше действуйте согласно рекомендациям:

  1. Присоедините провода от зарядного устройства к источнику питания, соблюдая полярность. Обычно на серийных аппаратах значки «+» и «—» выбиты прямо на «крокодилах».
  2. Оцените напряжение, выдаваемое батареей. Если оно окажется ниже 11 В, то вы имеете дело с негодным и полностью разряженным аккумулятором, восстановить его практически нереально.
  3. Для начала выставьте напряжение 12,6 В, включите прибор на заряд и наблюдайте за процессом в течение 30-60 мин. Скачкообразные изменения показаний амперметра, как и быстрое закипание электролита, указывают на высокую вероятность внутреннего замыкания в батарее. Зарядку придется прекратить и задуматься о покупке нового источника.
  4. Если перечисленных негативных признаков не наблюдается, то повысьте напряжение до 14,4 В. В процессе зарядки ток будет постепенно снижаться. Ориентируйтесь на нижний предел показаний амперметра 0,5-1 А, по достижении которого заряд нужно останавливать, иначе электролит закипит. На этом процедура восстановления окончена.

Чтобы достигнуть нижнего предела потребляемого тока 0,5-1 А, обычно требуется 5-6 часов, в худшем случае – до 1 суток. Не стоит торопиться с зарядкой и поднимать напряжение, 14,4 В – оптимальное значение, а максимальное – 15,6 В.

Чтобы не вывести из строя необслуживаемый автомобильный аккумулятор, при восстановлении не превышайте порог 15,6 В и не пользуйтесь устройствами без контроля напряжения.

Такую профилактическую подзарядку желательно выполнять 1 раз в месяц, но не реже, чем раз в полгода. Если вы располагаете полностью автоматизированным прибором с функцией десульфатации (а такие выпускались с советских времен), то присутствовать при зарядке необязательно, достаточно наведываться каждые 2-3 часа.

Нужна ли зарядка необслуживаемого автомобильного аккумулятора?

На этот вопрос, который возникает у начинающих автомобилистов не реже, чем вопрос о том, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля, специалисты однозначно отвечают, что, конечно же, зарядка необходима. По большому счету, они постоянно находятся в режиме самозарядки. При этом подобная подпитка АКБ от генератора по своей сути намного более «жесткий» для батареи процесс, чем щадящая ее зарядка специальным устройством.

Читать еще:  ДПДЗ: что это такое и какие поломки могут возникнуть

В некоторых ситуациях без зарядки необслуживаемого аккумулятора и вовсе не обойтись.

Например, когда приходят первые холода, смазка в двигателе становится более густой. Естественно, стартеру требуется больше усилий для того, чтобы раскрутить мотор. А откуда ему взять энергию, если месяцев 6–7 ваша АКБ заряжалась наполовину и ей вполне этого хватало? Именно поэтому профессионалы советуют с наступлением зимнего сезона заряжать батарею до ста процентов, после чего без опаски отправляться в любой по дальности путь.

  • трудно контролировать уровень электролита;
  • проверить плотность электролита фактически не представляется возможным;
  • боровая сеть автомобиля должна работать без сбоев и замыканий.

Проверить уровень электролита сложно, но всё-таки можно, однако для этого производитель должен заранее позаботиться о наличии специальных меток, указывающих на минимальный и максимальный уровень жидкости. Узнать уровень кислоты нетрудно с такими метками, но с практической точки зрения это мало чем помогает автовладельцу, ведь долить корректирующую жидкость невозможно, нет никаких отверстий. Конечно, можно их просверлить самостоятельно, залить жидкость и снова запаять отверстия, но какой в этом смысл, если можно изначально купить обычный обслуживаемый аккумулятор и не тратить попусту время и нервы.

Необслуживаемые АКБ имеют крышки с функцией рециркуляции электролита, но это не помогает исключить естественное испарение дистиллированной воды в его составе. Уровень падает, пластины оголяются и через некоторое время аккумулятор выходит из строя.

Для оценки работоспособности АКБ используют метод измерения плотности, но на необслуживаемых это невозможно по понятным причинам. Производители оснащают свои изделия специальным прибором гигрометром в виде крышки одной из банок, в простонародье «глазок». Принцип его действия прост, при оптимальной плотности поплавок поднят вверх, при разряде он опускается, для наглядности используется цветовая индикация. Но и тут есть свои недостатки, дело в том, что такой гигрометр не отличается надёжностью и быстро выходит из строя, к тому же он показывает верхний уровень при 65% заряда, а как в таком случае узнать о 100% неизвестно. Плюс ко всему точность показаний оставляет желать лучшего, поэтому полагаться на гигрометр нет смысла, и показывает он плотность электролита только в одной банке, тогда как в других могут быть совершенно другие показатели.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях

Подготовительные действия перед зарядкой

  1. Очистить аккумуляторы от загрязнения. Проверить корпус на целостность и отсутствие повреждений и трещин. Проверить надежность крепления клеммных выводов.
  2. Проверить уровень электролита в свинцовых АКБс кислотным электролитом, если корпус позволяет это сделать. При оголении свинцовых пластин можно долить в банки дистиллированную воду. Для этого нужно как можно аккуратнее сделать острым шилом отверстия под наклейками на банках. С помощью шприца, наполненного водой довести уровень электролита до нормы. Заделать отверстия кислотоупорным герметиком.
    ВАЖНО: Не заливайте в банки кислоту! Только дистиллированную воду.
  3. ВАЖНО: Остальные АКБ необслуживаемого типа НЕ ДОПУСКАЮТ каких либо доливок во внутренние полости!
  4. Подключаем аккумулятор к зарядному устройству.

На этом процесс подготовки к зарядке закончен.

Дома можно заряжать автомобильные аккумуляторы в помещении с вытяжной вентиляцией, в санузле, несмотря на герметичное исполнение батарей. Не допускается использование открытого огня. Зарядка производится зарядным устройством. Хорошо, если используемое зарядное устройство позволяет менять режимы зарядки аккумулятора. Разберем кратко алгоритмы.

  1. Режим постоянный ток/постоянное напряжение. Этот алгоритм позволяет обеспечить наиболее «щадящий» режим зарядки. При этом зарядное устройство ограничивает напряжение в конце процесса. Для SLA/ EFB, AGM батарей напряжение составляет 14,5 вольта, для GEL батарей – 14,1 вольта. В конце зарядки напряжение снижается до 13,2 вольта для батарей всех типов.
  2. Сильно разряженные АКБ лучше заряжаются, если при их зарядке применять алгоритм предзаряда. Он позволяет производить «раскачку» аккумуляторных банок для улучшения их способности восприятия заряда. Предзаряд предполагает зарядку импульсным током.
  3. При сульфатации пластин аккумулятора применяется режим чередования зарядки и разрядки.

Можно ли заряжать

Некоторые автолюбители, особенно если они неопытные, при упоминании ранее упомянутого механизма теряются и задаются вопросом: можно ли зарядить необслуживаемый аккумулятор? А ответ на него вполне прост и даже очевиден, и правильно звучит так: необслуживаемые АкБ заряжать не просто можно – их заряжать нужно. Тем более что данное устройство постоянно заряжается самостоятельно. Собственно, в этом и заключается ухаживание за батареей – ее необходимо иногда заряжать.

Читать еще:  Подножки на ниву 2121

Прежде чем перейти к вопросу о том, как заряжать необслуживаемые аккумуляторы, следует отметить несколько моментов.

Зарядить необслуживаемый АкБ в зимний период – это задача не их легких, так как действие низких температур на авто в целом негативное.

В результате поездок в морозные дни срок эксплуатации устройства может значительно сократиться. Но все равно в холода можно заряжать необслуживаемый аккумулятор, только при этом еще нужно постараться максимально облегчить запуск двигателя. Достичь этого можно при помощи выполнения следующих пунктов:

  1. При запуске двигателя непрерывная работа стартера не должна превышать 10-15 секунд.
  2. Если с первого раза не удалось завести мотор, прежде чем повторить попытку, нужно выждать пару минут.
  3. Дабы облегчить работу стартера, необходимо в процессе запуска двигателя выжимать педаль сцепления полностью.

Итак, ответ на вопрос, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор, утвердительный, поэтому можно смело переходить к конкретному объяснению данного процесса. То есть, далее я детально поясню, как зарядить необслуживаемый аккумулятор.

Как заряжается аккумулятор

В упрощенном представлении, при зарядке батареи сульфат свинца из электролита восстанавливается на отрицательном электроде до металлического свинца, а на положительном окисляется до двуокиси свинца. Плотность электролита увеличивается, что служит одним из признаков увеличения накопленной энергии. При недостаточном количестве сульфата свинца в электролите, процесс заряда вырождается до электролиза раствора воды на кислород и водород. Под воздействием выделяющихся газов интенсивно происходит пузырьковый барботаж, воспринимаемый нами как кипение. Если заряжать аккумулятор правильно, можно его избежать.

Процесс заряда-разряда в классической форме всегда сопровождают сопутствующие паразитические реакции, способные значительно уменьшить заряд и снизить эффективность накопления энергии. Основная работа по обслуживанию аккумуляторов старой конструкции сводилась к профилактике этих процессов и устранению причин, их вызывающих:

  • необходимо контролировать уровень электролита в банках, проверять его плотность, корректировать доливкой дистиллированной воды или электролита;
  • проводить контрольные замеры состояния заряда на банках, при необходимости подзаряжать батарею до полной емкости;
  • периодически очищать от солевого налета клеммы батареи;
  • слабым раствором соды удалять тонкую невысыхающую пленку электролита вокруг клемм и перемычек, приводящую к маломощным, но постоянным саморазрядам батареи.

С момента появления необслуживаемый аккумулятор приобрел немало изменений в конструкции. Уменьшились потери воды при испарении, благодаря герметичному корпусу и применению специальных газовых клапанов для удаления газов, препятствующих потерям воды. Количество электролита в банках легко проверить, используя специальное окошко из прозрачного пластика, или через полупрозрачный материал корпуса. Практически отсутствует саморазряд. Реклама производителей говорит: возможности батареи таковы, что зарядка необслуживаемого аккумулятора в домашних условиях теряет смысл.

Переход к необслуживаемой конструкции автомобильного аккумулятора увеличил срок эксплуатации без дополнительного обслуживания, благодаря:

  • клапану специальной конструкции, позволяющему сбрасывать избыточное давление газов в банке, но блокирующему утечку водяных паров;
  • материалам для сепараторов, разделяющих положительные и отрицательные электроды, более стойким к излому и действию кислоты;
  • применению свинцово-кальциевого и свинцово-серебряного сплавов, значительно увеличился ресурс, максимальный ток разряда и срок хранения.

Сравнительно недавно появились необслуживаемые аккумуляторы, в которых применяется специально сгущенный гелеобразный электролит. Но значительных практических преимуществ подобный вариант не дает, хотя стоит значительно дороже.

Замысел необслуживаемого аккумулятора появился в рамках концепции удешевления производства автомобилей с помощью уменьшения количества узлов, подлежащих ремонту и восстановлению, их замены одноразовыми неремонтируемыми и необслуживаемыми компонентами. Заряжать в домашних условиях необслуживаемый аккумулятор не планировалось.

В чём отличия необслуживаемых батарей

С самого начала дадим определение этой конструкции, чтобы понимать, что же значит необслуживаемый, аккумулятор. Необслуживаемый аккумулятор — это батарея, не имеющая прямого пути к банкам и пластинам. Зачастую батарея бывает кальциевой или же гибридной.

Вот теперь можем спокойно перечислить его отличия от предшественников:

  1. Непроницаемый корпус. Следовательно, открыть его невозможно, а можно только заряжать.
  2. Долго держит заряд.
  3. В конструкции используется сплав из свинца и кальция для электродных решёток.
  4. Не происходит испарение воды, так как она оказывается в баке, пройдя через клапаны.
  5. Электролит в моделях такого типа находится не в жидком состоянии. По своей консистенции он походит на гель.

Что бы ни говорили производители, а контролировать уровень напряжения вам придётся. Он должен оставаться выше 12 с половиной вольт для стабильной работы. Гибридные решётки сократят ваш визит батарее до одной проверки в 1.5 года, а вот кальциевая потребует внимания каждые полгода.

Вообще есть и ещё один вид аккумулятора: малообслуживаемый. Они на порядок ниже по стоимости, чем рассматриваемый нами аналог, но проверять уровень заряда вам придётся чаще.

Какой аккумулятор всё же лучше — обслуживаемый или необслуживаемый? Честно говоря, обслуживаемый аккумулятор приносит владельцу намного больше хлопот, тем самым отнимая у него много времени. Отдавая предпочтение необслуживаемой модели, вы однозначно останетесь в выигрыше, особенно если это ваша первая машина и вы не обладаете навыками обслуживания батарей. Пусть вы переплатите, но при покупке помните, что отдаёте разницу в цене за своё время и длительную службу установки.

Читать еще:  Что нужно знать о компьютерной диагностике автомобиля своими руками

Примечание: главное — изначально выбрать хорошего производителя, так как на рынке сегодня можно встретить много подделок.

Что значит необслуживаемый АКБ, их виды

Одним из ключевых свойств необслуживаемого аккумулятора автомобиля является то, что его можно использовать в течение более длительного промежутка времени без добавления электролита. Суть в том, что в отличие от обслуживаемых, в таких батареях расход дистиллята более низкий, по сути — мизерный, поэтому конструкция устройства была лишена отверстий. Соответственно, крышка прибора надежно запаивается. Это привело к тому, что батарея стала более сложной в плане обслуживания, а именно — заряда.

Естественно, теперь процедура диагностики, контроля, а также обеспечения нормированных показателей уровня воды в системе стал невозможным. Кроме того, срок службы, которым характеризуются необслуживаемые аккумуляторные батареи, будет понижаться в результате невозможности добавления дистиллята в систему.

Также выделим другие недостатки, которые характерны для такого типа устройств:

  • более высокая стоимость по сравнению с обслуживаемыми;
  • на ресурс эксплуатации, а также функциональность сильно и отрицательно влияют минусовые температуры;
  • если электрическое оборудование, которое применяется в машине, является неисправным, устройство более быстро выйдет из строя (автор видео — Аккумуляторщик).

Разумеется, необслуживаемые АКБ имеют и ряд преимуществ, иначе они не были бы настолько популярными среди наших соотечественников:

  • батарея такого типа позволяет обеспечить более высокий стартовый ток;
  • возможность работы в разных положениях;
  • процесс обслуживания в данном случае заключается в том, что периодические следует заряжать устройство, более подробно об этом процессе мы писали здесь;
  • если во время эксплуатации соблюдать все нормы и правила, батарея сможет проработать значительно дольше.

Если говорить о типах, то необслуживаемые аккумуляторы могут относиться к одному из двух типов:

  1. Кальциевый автомобильный аккумулятор. При производстве таких конструкций применяются кальциево-свинцовые сплавы, алюминий и другие составляющие.
  2. Гидрибная АКБ. В этом случае добавляется кальций, нужный для получения электродов минусового типа. Также используется свинец с минимальным объемом сурьмы — это обеспечивает получение положительных электродов (автор видео о переделке необслуживаемой батареи в обслуживаемую — Сергей Райков).

Разновидности необслуживаемых аккумуляторов

В зависимости от материалов, применяемых для изготовления пластин, и методов удержания электролита внутри банок батареи, все необслуживаемые аккумуляторы подразделяют на:

  • Гибридные (Hybrid или Ca+). Отрицательные пластины изготовлены с добавлением кальция, а положительные – по стандартной низкосурьмянистой (свинец + сурьма) технологии.
  • Кальциевые (Ca/Ca или просто Ca). Все электроды (положительные и отрицательные) выполнены на основе кальция.

  • AGM. В данной разновидности аккумуляторов электролитом заполнены капилляры специальных матов из стекловолокна.
  • Гелевые (GEL). Пластины выполнены из свинца высокой очистки, а гелеобразный электролит расположен между ними.

Единственным видом технического обслуживания всех вышеперечисленных разновидностей аккумуляторных батарей является их зарядка (а вернее подзарядка) с помощью специального устройства, предназначенного для этих целей. Подобная операция может производиться по-разному в зависимости от технологии производства той или иной батареи.

На заметку! При использовании неправильного режима зарядки вы можете просто «убить» еще вполне рабочую батарею.

Каким зарядным устройством заряжать

Оптимальное устройство для зарядки необслуживаемых аккумуляторов должно быть автоматическим. Ниже представлен рейтинг пяти наиболее популярных в России ЗУ:

  1. Smart Power SP-8N. Относится к категории полупрофессиональных аппаратов. Используется для восстановления работоспособности АКБ любого типа ёмкостью 4–160 А/ч. Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля зарядным устройством Smart Power происходит за 9 циклов, есть режим десульфатации.
  2. Орион Вымпел 57. Зарядка, выполняющая и предпусковую функцию. Диапазон регулировки тока – 0,8–20 А, напряжения – 7,4–18 В. Допустимая ёмкость АКБ – 200 А/ч. Имеется защита от КЗ, переполюсовки.
  3. СТЕК MXS 3,8. Автомат, заряжающий за 7 циклов. Корпус защищён от перегрева, проникновения влаги, пыли. Зарядный ток – до 3,8 А, ёмкость АКБ – до 130 А/ч. Можно выбирать зарядный режим. Как зарядить необслуживаемую АКБ с помощью CТЕК? Достаточно воткнуть его в розетку и подсоединить щупы.
  4. Quattro Elementi-Charge 10. Полный автомат с дисплеем. Максимальный ток заряда – 10 А, ёмкость батареи – 100 А/ч. Все виды защиты: электронная от КЗ, обычная – от перегрева корпуса, попадания внутрь влаги, грязи.

Зная, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством, вы значительно увеличите его эксплуатационный ресурс. Это убережёт вас от лишних финансовых трат, и вы будете уверены в своём источнике тока при поездке на любые расстояния и в любых условиях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector