ДПДЗ: что это такое и какие поломки могут возникнуть
Неисправности датчика дроссельной заслонки: разбираемся в устройстве и методах диагностики
Устройство современных автомобилей представляет собой единый, металлическо-электронный механизм, все элементы которого тесно связаны между собой. Выход из строя одной, на первый взгляд незначительной детали, может повлечь за собой проблемы в области ДВС и других важнейших систем.
Пример – выход из строя датчика положения дроссельной заслонки, который играет одну из ведущих ролей в области системы впуска ДВС. Когда датчик заслонки неисправен, это отражается на принципах регулировки подачи воздушных масс, влияющих на формирование топливно-воздушной смеси. Иными словами, неисправный датчик может стать причиной, почему у автомобиля резко возрастет потребление расходных жидкостей с одновременным снижением мощностей двигателя.
Зачем он нужен
Датчик положения заслонки отвечает за определение текущего положения дросселя. В зависимости от этого, система подачи топлива меняет количество подаваемого горючего при том или ином режиме работы силового агрегата.
При возникновении проблем с ним можно обратиться на СТО, чтобы не тратить силы и нервы. Но на практике самостоятельно поменять ДПДЗ достаточно просто, плюс вы сэкономите приличную сумму денег.
Располагается искомый регулятор сбоку дроссельного патрубка на оси дроссельной заслонки.
Расположение регулятора
Особенности работы
ДПДЗ по своей сути является переменным резистором, на один выход которого подается питание в 5 Вольт. Второй контакт связан с массой, а третий подключается к контроллеру.
Когда вы нажимаете на педаль газа, меняется напряжение. Датчик следит за показателями выходного напряжения на контроллере, тем самым регулирует и контролирует качество подаваемой топливовоздушной смеси. Это напрямую зависит от угла открытия самой заслонки.
Если по каким-то причинам этот регулятор выходит из строя, катастрофы не произойдет, поскольку временно его функции возьмет на себя другой датчик — массового расхода воздуха.
Это вовсе не означает, что ДПДЗ можно не менять. У каждого регулятора свои функции, потому перекладывать задачи ДПДЗ на ДМРВ не стоит.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
Проверка датчика достаточно проста, а из оборудования для нее потребуется только вольтметр. Алгоритм проверки будет выглядеть следующим образом:
1. Сначала нужно включить зажигание. Далее при помощи вольтметра замеряется уровень напряжения между ползунком и отрицательным выводом. Стрелка вольтметра не должна двигаться выше 0,7Вт. В противном случае можно сделать вывод о наличии неисправности.
2. Если предыдущий шаг был пройден успешно, то необходимо, не отсоединяя вольтметр, открыть дроссельную заслонку до упора. Напряжение должно подняться выше 4 В. Рабочее напряжение при полностью открытой заслонке обычно колеблется в пределах 5 В, но небольшие отклонения вполне возможны даже при исправном датчике.
3. Следующее действие должно проводиться при выключенном зажигании. Для проверки извлекается разъем и проверяется сопротивление между ползунком и любым из выводов.
4. Поворачивая подвижный сектор, нужно внимательно отслеживать движения стрелки вольтметра. Плавное и неспешное движение позволяет говорить о том, что датчик положения дроссельной заслонки в порядке. Рывки или хаотичные перемещения стрелки являются верным признаком того, что ДПДЗ необходимо заменить.
Датчики впрыска: ДПДЗ, датчик фаз, скорости и детонации
Датчики системы впрыска позволяют контроллеру определять, что происходит с двигателем и автомобилем в целом в конкретный момент времени. По сигналам датчиков контроллер производит сложные расчеты, после чего выдает управляющие сигналы на исполнительные механизмы.
В данной статье расскажем про ДПДЗ, датчик фаз, скорости и детонации. Что это такое?
Датчик положения дроссельной заслонки
Сигнал ДПДЗ используется контроллером СУД для расчета углового положения дроссельной заслонки. ДПДЗ монтируется на дроссельном патрубке, при повороте дроссельной заслонки ее ось передает свое движение на датчик.
ДПДЗ представляет собой резистор потенциометрического типа. На одно плечо потенциометра подается опорное напряжение с контроллера, второе плечо соединено с “массой”. Третий контакт датчика соединен с подвижным контактом потенциометра. Выходной сигнал ДПДЗ изменяется пропорционально углу поворота дроссельной заслонки. При полностью закрытой дроссельной заслонке напряжение датчика составляет 0,35—0,7 В, а при полностью открытой — 4,05—4,75 В. Минимальное значение напряжения датчика, определяемое контроллером на режиме холостого хода, используется как начало отсчета, то есть 0% открытия дроссельной заслонки.
По сигналу ДПДЗ контроллер определяет текущий режим работы двигателя. Полностью закрытая дроссельная заслонка соответствует режиму холостого хода. При больших углах открытия дроссельной заслонки происходит переход на мощностной режим работы, при котором достигается максимальный момент или максимальная мощность двигателя. При промежуточных значениях открытия дроссельной заслонки (режим частичных нагрузок) контроллер поддерживает стехиометрический состав топливовоздушной смеси.
По сигналам ДПКВ и ДПДЗ контроллер определяет нагрузку двигателя. Этот параметр используется для расчета топливоподачи и угла опережения зажигания в случае неисправности ДМРВ.
Для компенсации кратковременного обеднения топливовоздушной смеси при быстром открытии дроссельной заслонки контроллер рассчитывает добавку к базовой топливоподаче, используя информацию о приращении сигнала ДПДЗ.
Что такое датчик детонации?
В двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием при определенных условиях могут возникнуть аномальные процессы сгорания, которые приводят к снижению мощности и коэффициента полезного действия двигателя. Это нежелательное явление называется детонацией и является следствием самовоспламенения еще не охваченной пламенем свежей топливовоздушной смеси.
Нормально начавшийся процесс сгорания топливовоздушной смеси и сжатие ее поршнем обуславливают повышение давления и температуры в камере сгорания, которые могут вызывать самовоспламенение оставшихся газов. При этом скорость распространения пламени может быть выше 2000 м/с, в то время как скорость нормального сгорания составляет около 30 м/с. При таком ударном сгорании в камере создается высокое давление. Длительная детонация может привести к механическим повреждениям прокладки головки блока цилиндров, поршня и головки в зоне клапанов.
Характерные колебания детонационного сгорания регистрируются датчиком детонации, преобразуются в электрический сигнал и передаются в блок управления двигателем. Конструктивно датчик детонации представляет собой акселерометр, то есть пьезокерамический прибор, преобразующий энергию механических колебаний блока цилиндров двигателя в электрический сигнал. Другими словами, это приемник звуковых колебаний в твердых телах.
При возникновении вибрации инерционная масса воздействует на пьезоэлемент с соответствующими частотой и усилием, в результате возникновения пьезоэффекта на контактах появляется электрический сигнал. В контроллере выходной сигнал датчика детонации подвергается специальной обработке для обнаружения момента возникновения детонационного сгорания топливовоздушной смеси.
Важными характеристиками датчика детонации являются:
- температурный диапазон. Датчик должен быть работоспособным до 150—200°С,
- собственная резонансная частота. Различают системы с резонансными и широкополосными датчиками детонации. В системах с резонансным датчиком значение собственной резонансной частоты совпадает с частотой детонационных колебаний в цилиндре, а в системах с широкополосным датчиком собственная резонансная частота датчика значительно выше, но на частотной характеристике существует равномерный участок, лежащий в диапазоне частот детонационных колебаний,
- коэффициент преобразования. Показывает, как соотносится амплитуда выходного сигнала с амплитудой детонационных колебаний в месте установки датчика.
Что такое ДФ? Датчик фаз
Распределительный вал управляет впускными и выпускными клапанами двигателя. Частота его вращения в два раза ниже, чем частота вращения коленчатого вала.
Когда поршень приближается к верхней мертвой точке, то по положению коленчатого вала невозможно определить, на каком такте работы двигателя это происходит: на такте сжатия с последующим воспламенением топливовоздушной смеси или на такте выпуска отработавших газов. Эта информация актуальна для системы фазированного впрыска, где подача топлива осуществляется через одну форсунку в тот цилиндр, где происходит такт сжатия непосредственно перед открытием впускного клапана.
Чтобы контроллер мог четко определять, какой из форсунок ему надо управлять в данный момент, используется сигнал датчика положения распределительного вала. Его еще называют датчиком фаз.
В системах управления двигателем используется датчик на основе эффекта Холла. Он регистрирует прохождение металлической шторки с прорезями, которая связана с распределительным валом, и подает сигналы управления бортовому компьютеру двигателя. Шторка устанавливается на шкиве привода распредвала двигателя и имеет только одну прорезь. Конструкция шторки такова, что ДФ формирует импульс в тот момент, когда такт сжатия приходится на первый цилиндр.
Параметры импульса датчика фаз таковы: прорезь напротив датчика — низкий уровень (напряжение близко к 0 вольт), иначе — высокий уровень (напряжение близко к напряжению бортовой сети). Такую конструкцию имеет щелевой датчик. Также используется датчик фаз торцевого типа. Он также работает на эффекте Холла, только реагирует не на прорезь в шторке, а на специальную задающую метку, которая крепится на распредвале или на шкиве привода распредвала. Расстояние между меткой и датчиком гораздо меньше расстояния между датчиком и распредвалом.
Что такое ДС? Датчик скорости
Для работы системы управления двигателем необходима информация о движении автомобиля. О наличии движения и скорости автомобиля контроллер делает вывод по сигналам с датчика скорости. Он устанавливается на коробке передач и выдает шесть импульсов на один метр движения автомобиля.
В этом датчике также используется эффект Холла, а выходные параметры сигналов идентичны сигналам датчика фаз. Задающим элементом служит установленный на внутренней оси датчика диск с закрепленным на нем многополюсным магнитом или шторка с шестью прорезями.
Существуют два типа датчиков скорости: проходные и непроходные. Проходные устанавливаются в разрыв крепления троса привода спидометра. Непроходные датчики устанавливаются в автомобилях с электронной комбинацией приборов. В этом случае сигнал с датчика скорости подается не только в контроллер системы управления двигателем, но и на электронную комбинацию.
О других датчиках системы впрыска рассказано в статьях:
- ДМРВ — датчик массового расхода воздуха
- Лямбда зонд. Как он работает?
Бесконтактные ДПДЗ
Бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки могут быть двух видов — с датчиком Холла и индуктивные.
Датчик на эффекте Холла
ДПДЗ с датчиком Холла позволяет получать сигнал о положении дросселя без физического контакта. Это делает такие датчики более надежными и износостойкими.
ДПДЗ на основе эффекта Холла состоит из датчиков Холла и постоянных магнитов, которые вращаются вокруг них. Между магнитом и датчиком Холла есть воздушный зазор.
Магнит закреплён на валу дроссельной заслонки, чьё угловое перемещение отслеживают датчики Холла. Когда заслонка поворачивается, магниты изменяют своё положение.
Датчики Холла фиксируют изменение магнитного потока, вызванное перемещением магнитов. Сигнал передаётся на монтажную плату, которая расположена в корпусе электронной дроссельной заслонки, а далее — в блок управления двигателя.
Сигнал, отправляемый в ЭБУ, может быть аналоговым или цифровым.
Индуктивный датчик
Ещё один способ измерения вращательного положения бесконтактным путем — бесконтактный датчик положения дросселя индуктивного типа. Такой ДПДЗ состоит из статора и ротора.
Токопроводящий ротор является вращающейся частью, он установлен на валу дроссельной заслонки. Ротор состоит из одной или нескольких замкнутых петель с определенной геометрией, сделанных из электропроводящего материала. Может представлять собой печатную плату круглой формы.
Датчик и плата со микросхемой обработки сигналов установлены внутри корпуса электронной дроссельной заслонки и являются неподвижными. Статор состоит из стандартной печатной платы и специализированная интегральная микросхемы.
На плате расположены приёмные катушки возбуждения, а также электроника для преобразования входного сигнала. При повороте ротора в статоре наводится напряжение, которое передаётся в ЭБУ для определения положения дроссельной заслонки.
Сравнительная таблица разных типов ДПДЗ
Резистивный | Индуктивный | Магнитный | |
---|---|---|---|
Надёжность | Контактный принцип, склонен к износу | Бесконтактный, хорошая | Бесконтактный, хорошая |
Цена | Низкая | Средняя | Высокая |
Размер | Большой | Большой | Средний |
Интерфейс | Только аналоговый | Аналоговый и цифровой | Аналоговый и цифровой |
Линейность | Очень хорошая | Очень хорошая | Хорошая |
Резервирование | Дополнительные дорожки, но параллельный износ | Дополнительные дорожки, датчики | Легко установить два резервный датчика |
Как самостоятельно заменить датчик положения дроссельной заслонки
Конструкция современного автомобиля включает в себя множество элементов, это может быть и дорогая турбина, и копеечный датчик положения дроссельной заслонки. При этом стоимость детали вовсе не показывает ее значимость. Так, выход из строя указанного датчика может повлечь за собой нарушение работы двигателя и дорогой ремонт.
Ничего вечного еще не изобрели, и этот элемент тоже ломается. Чтобы совершить диагностику, замену какого-либо узла или детали, следует знать ее местоположение. ДПДЗ находится в моторном отсеке. Добраться до него не сложно, находится на корпусе дроссельной заслонки системы впрыска топлива двигателей ВАЗ.
Проверка датчика занимает буквально несколько минут. Выполняется она следующим образом:
— размыкаем контакты холостого хода;
— вольтметром замеряем на выходе ползунка величину напряжения.
Если полученное значение превышает показатель в 0,7 вольт, ДПДЗ, вероятнее всего, вышел из строя. Чтобы подтвердить свое подозрение (либо опровергнуть его), необходимо открыть (полностью) дроссельную заслонку и снова измерить напряжение. Его величина должна быть более 4 вольт. Если прибор показывает меньший вольтаж, Вам предстоит замена датчика.
Вам потребуется фигурная отвертка.
Чтобы добраться до него, Вам необходимо выполнить следующие действия:
— Отсоединяете провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
— Очень аккуратно отжимаете защелку из пластмассы на датчике.
— Отключаете провод, присоединенный к ДПДЗ.
— Фигурной отверткой откручиваете винты крепления (их два).
— Снимаете старый датчик положения дроссельной заслонки.
Датчик положения дроссельной заслонки 2112- 1148200, Вы можете приобрести у нас !
НЕ ТОРМОЗИ — ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ ! ! !
Собираете всё в обратном порядке и с новым датчиком. Не забудьте подключить провод на датчик, подсоединить провод на клемму «минус» аккумуляторной батареи. Затем проверяете работу датчика. Удачи на дорогах.
У ВАС все ПОЛУЧИТСЯ
С интернет — Магазином Дискаунтер AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.
Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .
Вам так же будет полезна информация : Как выявить неполадку датчика положения дроссельной заслонки на автомобиле семейства ВАЗ 2108-2112 и их модификаций?
Если не нашли интересующий Вас ответ, то задайте свой вопрос! Мы ответим в ближайшее время.
Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей.
Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки
Регулировка ДПДЗ выполняется следующим образом:
Необходимо после установки нового датчика полностью закрыть воздушную заслонку;
Если после выполнения регулировки возникают проблемы с холостыми оборотами (завышены), потребуется провести процедуру обучения электронного блока управления автомобиля параметрам нового датчика. Делается это следующим образом:
- С аккумулятора необходимо сбросить обе клеммы на 15-20 минут;
- Далее нужно вернуть клеммы на место и убедиться, что дроссельная заслонка закрыта;
После этого следует на несколько секунд включить зажигание, но не заводить двигатель;
- Через секунд 10-15 после старта зажигания его можно выключать;
- Вновь необходимо подождать около 15-20 секунд, за это время электронный блок управления сможет «запомнить» параметры датчика, который был установлен вместо оригинального.
Крайне не рекомендуется приобретать неоригинальные датчики положения дроссельной заслонки, особенно низкого качества. Связано это с температурным режимом работы элемента. При перегреве неоригинальные датчики будут искажать результаты, что скажется на работе двигателя.
К чему приводят поломки ДПДЗ?
Данные, предоставляемые датчиком дроссельной заслонки, очень важны для правильного запуска двигателя, холостого хода, а также быстрой реакции дроссельной заслонки. Всё это может пострадать, если неисправный ДПДЗ передает ошибочную информацию на электронный блок управления двигателем. Обычно автомобилисты также сталкиваются со следующими проблемами:
- Трудности при переключении передач.
- Значительный рост расхода топлива.
- Проблемы при установке угла опережения зажигания
Датчик фаз
Распредвал управляет впускными и выпускными клапанами двигателя. Частота его вращения в два раза ниже, чем частота вращения коленчатого вала.
Когда поршень приближается к верхней мертвой точке, то по положению коленчатого вала невозможно определить, на каком такте работы двигателя это происходит. На такте сжатия с последующим воспламенением топливовоздушной смеси или на такте выпуска отработавших газов. Эта информация актуальна для системы фазированного впрыска. Там подача топлива осуществляется через одну форсунку в тот цилиндр, где происходит такт сжатия непосредственно перед открытием впускного клапана.
В системах управления двигателем используется датчик на основе эффекта Холла. Он регистрирует прохождение металлической шторки с прорезями, которая связана с распределительным валом, и подает сигналы управления бортовому компьютеру двигателя. Шторка устанавливается на шкиве привода распредвала двигателя и имеет только одну прорезь. Конструкция шторки такова, что ДФ формирует импульс в тот момент, когда такт сжатия приходится на первый цилиндр.
Если дроссельная заслонка или датчик положения дроссельной заслонки неисправны, в принципе можно продолжать движение, хотя и с пониженной производительностью. Не нужно оставлять машину на обочине дороги. Тем не менее, следующая поездка должна привести в автосервис. Если повреждение не устранить в кратчайшие сроки, то может произойти необратимое повреждение самого двигателя, сцепления или коробки передач, что может повлечь большие дополнительные расходы.
Конечно, люди, которые обладают навыками, могут сами ремонтировать машину. Однако следует иметь в виду, что современные двигатели не только нуждаются в механическом ремонте, но и имеют сложную технологию, что требует настройки по окончании работ. Только в этом случае двигатель может работать бесперебойно. Поэтому, если проводить такой ремонт самостоятельно, необходимо обладать соответствующими техническими знаниями о структуре и функционировании силовых агрегатов.
Для большинства водителей с дефектной дроссельной заслонкой, лучшим решением, как правило, является обращение к специалисту.
Регулировка
p, blockquote 33,0,0,0,0 —>
В некоторых случаях возникает необходимость регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Данная процедура может стать альтернативой его замене. И проводить её следует при явных признаках неисправности. О них было упомянуто выше.
p, blockquote 34,0,0,1,0 —>
Видео — регулировка датчика положения дроссельной заслонки на VW Passat:
p, blockquote 35,0,0,0,0 —>
p, blockquote 36,0,0,0,0 —>
Для регулировки также понадобится мультиметр с проводами. Не стоит всё делать, что называется «на глаз», поскольку электронный блок управления будет принимать неправильные данные. Соответственно он будет неправильно дозировать топливовоздушную смесь со всеми вытекающими неприятностями.
p, blockquote 37,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>
Перед регулировкой крепёжные отверстия датчика нужно немного расширить. Это делается для того, чтобы датчик можно было поворачивать вокруг своей оси.
p, blockquote 38,0,0,0,0 —>
Важный момент: перед тем как каждый раз снимать ДПДЗ или отсоединять его разъем, необходимо выключать зажигание, а перед каждым замером – включать.
Разъем датчика можно снять, а можно оголить небольшой участок проводов разъёма, спрятанных под кожухом. Интересуют только эти два провода, обычно это синий (плюс) и чёрный (масса). Они понадобятся для измерения напряжения в процессе регулировки. Если разъем снять, тогда нужно подсоединить провода мультиметра к соответствующим контактам на датчике.
p, blockquote 40,0,0,0,0 —>
Подсоединив провода к контактам датчика (они должны быть хорошо закреплены), установить его на место. Крепёжные винты закрутить не до конца: чтобы датчик не болтался, но его можно было поворачивать. Теперь нужно аккуратно вращать датчик против или по часовой стрелке до тех пор, пока на приборе не установятся такие показания: 0,55-0,56 В. При необходимости крепёжные отверстия нужно расширить для увеличения угла поворота.
p, blockquote 41,0,0,0,0 —>
При установлении требуемого значения следует надёжно закрепить ДПДЗ. После этого выполнить контрольный замер напряжения. При необходимости заизолировать открытые ранее участки проводов.
p, blockquote 42,0,0,0,0 —>
На этом регулировка закончена. Стоит помнить, что вовремя замененная деталь позволит избежать в будущем ненужных затрат.
p, blockquote 43,0,0,0,0 —>
Прочитайте как сделать подбор свечей зажигания NGK по марке автомобиля с учетом всех нюансов.
Независимая торсионная подвеска — какие у неё плюсы и минусы.
Видео — замена датчиков дроссельного узла (РХХ и ДПДЗ) на ВАЗ2110, 2114, 2115, Калине, гранте, Приоре:
p, blockquote 45,0,0,0,0 —> p, blockquote 46,0,0,0,1 —>