Что такое АКБ в машине? Расшифровка термина, устройство автомобильного аккумулятора
Аккумуляторы гелевые, мультигелевые и AGM — в чем разница?
Впервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу.
В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:
- Какая батарея лучше: свинцово-кислотная или гелевая?
- Чем мультигелевый аккумулятор отличается от гелевого?
- Что такое AGM VRLA?
Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель — чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья.
Дата выпуска российских аккумуляторов.
Отечественные производители часто маркируют дату выпуска батарей наиболее понятным образом.
Аккумуляторы завода «АКТЕХ» («АКТЕХ», «Зверь», «DUO» и пр.)
Расшифровка даты выпуска аккумуляторов выпускаемых на этих двух заводах является самой простой и абсолютно идентичной. Информация о дате выпуска наносится на верхнюю крышку в формате 4-х цифр. Где первые две цифры – месяц, вторые две –год выпуска АКБ.
Например, код на таком аккумуляторе 0918, расшифровывается как 9 месяц (сентябрь) 2018года.
Аккумуляторы Тюменского аккумуляторного завода (АКБ«Тюмень», Tyumen Battery (с лосем на этикетке))
Как правило, на данных батареях код наносится при помощи лазерной гравировки и находится сбоку аккумулятора над этикеткой или с противоположной стороны корпуса. Код состоит из семи цифр, где первые две- это месяц выпуска батареи, третья и четвёртая – год выпуска, пятая и шестая день, седьмая – номер бригады
Образец: 101820 1
«10» – месяц (октябрь), «18» – год (2018год), «20» – день, «1» – № бригады.
Рязанский Аккумуляторный Завод «Tungstone» (Аккумуляторы “Fora”, “Giver”, “Contact”, “Sputnic”, “Gladiator”)
С 2016 года на батареи Рязанского завода дата выпуска зашифровывается в производственном коде, нанесённом на крышку или боковую часть корпуса АКБ
Так код R56217.0520.1 расшифровывается следующим образом
R — код Завода (R– Рязань, Т – Тюменский филиал завода);
Курский аккумуляторный завод («Forse», «FB», «FireBall», «Uno», «Dominator», «ИСТОК», «Торнадо»)
Шифр насчитывает две группы знаков. Первая имеет 4-е, 2-ая имеет шесть.
Образец: 1234 567890.
- «1» отвечает № производственной линии;
- «2», «3», «4» соответствует коду партии;
- «5» – год;
- «6» – полугодие;
- «7» соответствует порядковому № месяца в полугодии.
Первые полгода: 1-январь, 2-февраль, 3-март и т.д.
Вторые полгода: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь и т.д.
8,9 – число месяца
0, бывают два символа – № бригады
Образец: 3131 722142
Аккумулятор выпустили на линии No3, 131– код партии. Срок производства: 2017 г., 2-е полугодие, 2-й месяц, 14 число. Бригада No2
К тяжелым видам АКБ применяется иной вариант маркировки.
Агрегат емкостью 190 А/ч, производство 2018 г., первое полугодие,3 месяц 1го полугодия, бригада No1.
Так как изготовление автомобильных батарей перенесено на Курский завод, вариант маркировки изменился.
Покупая аккумулятор, очень важно знать сроки его эксплуатации либо гарантийный термин, однако мало кто знает значения маркировки, что указанны на таких устройствах. Прочитав эту статью Вы самостоятельно с уверенностью сможете подобрать нужную АкБ, подходящую для Вашей машины, так как сможете сами разбираться в необходимых параметрах, которые указывает производитель. Далее мы проанализируем образцы маркировок разных аккумуляторов.
Маркировка в батареях Berga, Vega, BlackMax, Varta
Для таких моделей маркировку указывают своеобразным методом. На крышке находится код маркировки, там же, где располагается производственный код. Он состоит из двадцати четырех знаков, где 4-й – значит год, а 5 и 6-й – месяц.
Наведем пример маркировки: С2С206062012 536528 82E 09
- С — это Чехия (Чешска — Липа)
- 2 – это 2012 год;
- и 06 – месяц июнь.
- Дата производства – 06.2012
Более подробная трактовка полного кода:
Самый первый символ указывает на территориальное месторасположение завода:
- А – это Австрия; С – Чехия; E – Испания; F – Франция; H – Германия; а S – Швеция.
- Следующим идет знак – это серийный номер конвейера. Далее, второй по счёту символ – это особенности поставки, может быть:
- V — для реализации в розницу;
- E – поставка для комплектации, которая происходит в автомобильных заводах.
Далее можно увидеть цифру, самую последнюю в зашифрованном коде – это год изготовления, здесь третья, четвертая цифры указывают на то, какой это месяц, по счету. Цифры пять и шесть зашифровали в себе конкретный день месяца. А седьмая цифра — значит номер смены, что занималась выпуском данного устройства.
Способ маркировки аккумулятора Sznajder
В таких аккумуляторных батареях код располагается на крышке, с боку этикетки АкБ.
Маркировка нанесена с помощью метода горячего тиснения. Проставляется цифровая маркировка, состоит она из 10-ти цифр. Дабы правильно расшифровать заводскую информацию о данной АкБ, цифровую маркировку нужно трактовать по такой схеме:
Первые четыре символа – являются заводским кодом (что значит: ампер, час, блок-корпус АкБ). Например: 0563 – это аккумуляторная батарея 62А/Ч, в блоке — L1; код 0555 – значит АкБ 55 А/Ч, в блоке — L1; код 0572 – значит, батарея 75 А/Ч, в блоке — L2.
Следующая пятая цифра – подразумевает вид решетки. К примеру: цифра 5 – это решетка SCX.
Далее, шестая цифра – значит номер смены, в которой происходила сборка аккумулятора батареи (если 1 – это первая смена; цифра 2 – это вторая смена).
Следующий код: С7-9 эти символы значат день в году, как, к примеру 283 – расшифровать можно как 10 октября.
Чтобы понять смысл десятой цифры, следует отнять от нее единицу, после этого определится год, когда был изготовлен АкБ. К примеру: 0 — значит, что АкБ была изготовлена 2009 года; цифра 2 значит, что батарея выпущена в 2011 г.
Самые последние четыре символа — означают дату выпуска устройства со сборочного конвейера.
Маркировка устройства АкБ Moratti Tab
На АкБ данного вида вся важная информация наносится лазером, и в верху батареи. Например, код F2 1222, где цифра 12 – это год, а 22 – это неделя.
Коды маркировки Mutlu
Для такого аккумулятора все объясняется гораздо проще. Дата производства устройства наносится посредством специальной лазерной перфорации, на верхней части АкБ. Сам код составлен из шести символов, где первый — это номер линии, а второй – год, третий и четвертый значит месяц, и наконец-то, пятый и шестой — число.
Наведем пример такой маркировки: 520718
Это значит, что АкБ произвели на 5-й линии, 18.07.2012 года.
Маркировка батареи Topla
Нужно заметить, что, к примеру, в Словении, во время производства батареи Topla информация была закодирована следующим образом. Код нанесен лазером, сверху на корпусе. Gjktpyfz byajhvfwbzСостоит из четырнадцати знаков: где, 3-й и 4-й – значит год, а 5-й и 6-й – неделя.
Наведем пример маркировки: F1120700941864
Как расшифровать: батарея сделана на седьмой неделе в 2012 году.
Характеристика маркировки батареи марки Optima
С помощью метода выдавливания с боку корпуса батареи указан год, день производства (самый первый символ – значит год, все следующие – это день, считая с начала года).
Если код 4118, это значит – 118 день, и 2014 года.
Расшифровка кодов на аккумуляторах Platin
Данные аккумуляторные батареи проходят сборку на заводе — Yigitaku. А дату производства можно расшифровать по такой схеме: первые три символа — значат день по счету, считая с начала года; 4-й символ – значит год (например, 2013 — это 3); 5-й символ – указывает номер линии; а 6-й символ — значит номер смены, когда была изготовлена батарея.
Очень надеемся, что данная информация будет Вам полезна во время выбора АкБ.
АКБ европейского производства
Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:
- ENT (European Typical Number) – считается международным.
- DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.
Стандарт ENT
Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.
- Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
- «5» – диапазон до 99 А*ч;
- «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
- «7» – от 200 до 299 А*ч.
- Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
- Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
- Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.
Маркировка АКБ по стандарту ENT
Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.
Стандарт DIN
Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.
Цифры условно делятся на три группы:
- Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
- “5” – до 100 А*ч;
- “6” – до 200 А*ч;
- “7” – свыше 200 А*ч.
- Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
- Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.
Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.
Как самостоятельно зарядить АкБ?
При обнаружении недостаточного уровня заряда автомобиля следует произвести подзарядку с помощью ЗУ. При этом необходимо руководствоваться рядом простых правил. Для зарядки необходимо снять АкБ с автомобиля и поместить его в хорошо проветриваемое помещение (например, на балкон ну или хотя бы просто открыть окна). При этом рядом не должно быть легковоспламеняющихся веществ и материалов. Клеммы АкБ нужно очистить от грязи и смазки, если таковая использовалась.
Качественный заряд АкБ подразумевает предварительный полный его разряд, но если процесс осуществляется с помощь автоматического ЗУ, то делать это не нужно. После открытия крышек-колпачков достаточно просто подключить прибор в соответствие с инструкцией (клеммы нужно подсоединять, соблюдая полярность) и все: заряд осуществится в автоматическом режиме.
Более сложным является процесс зарядки с помощью ЗУ, имеющих ручное управление. После открытия колпачков нужно замерить плотность электролита при помощи ариометра. Показатели плотности должны находиться около таких значений: 1,25-1,27 г/см3 при температуре +25 градусов, а плотность в банках АкБ не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. Уровень электролита также необходимо проконтролировать и при необходимости произвести долив дистиллированной воды таким образом, чтобы свинцовые пластины были полностью погружены в жидкость. После подсоединения ЗУ и включения его в сеть надо выставить ток. Он должен равняться 1/10 от емкости АкБ. Например, при емкости 70 А-ч, ток должен быть 7 А. При глубокой разрядке эти показатели могут быть уменьшены в 1,5-2 раза.
При зарядке нужно следить за температурой электролита, а при его нагреве до 40 градусов следует уменьшить подаваемый ток в 2 раза. Если в течение 2 часов не происходит изменения напряжения и плотности электролита, то это свидетельствует о том, что АкБ полностью зарядился.
Аккумуляторы будущего
Как уже упоминалось выше современные батареи по принципу действия точно такие же, как те, что были разработаны в середине 19-го века.
Однако технологии не стоят на месте и, судя по всему, в самое ближайшее время для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) появятся АКБ, созданные на новых принципах. Далее они будут бегло перечислены.
- Гелевые аккумуляторы
Об этих батареях достаточно подробно было рассказано выше. Эти батареи уже продаются, и их любой может купить.
Гелевая АКБ
- Литий-ионные аккумуляторы
Эти батареи широко известны по мобильным телефонам и иным гаджетам. Однако, сегодня, существуют разработки и для автомобилей. Но, не смотря на все свои достоинства, в автотехнике данный вид АКБ не прижился из-за ряда принципиальных недостатков.
- Во-первых, они резко теряют свою мощность из-за низкой температуры.
- Во-вторых, для зарядки таких батарей требуется строгое соответствие зарядному току, что требует переделки электронной части генераторов.
- Ну и самое главное, данные АКБ имеют стоимость в 15 раз дороже обычного кислотного аккумулятора.
Литий-ионная АКБ, чешской компании Варта
- Графен-полимерные аккумуляторы
Это, пожалуй, самые перспективные батареи для использования, как в автомобилях, оснащённых ДВС, так и электрической силовой установкой. В производстве этих АКБ использованы нанотехнологии.
Эти аккумуляторы имеют поистине чудесные свойства. Они имеют ёмкость, практически в три раза больше литий-ионных и при этом на много меньшую стоимость, так как в их производстве не используется дорогостоящий литий. Кроме этого они не теряют своих свойств под действием низких температур.
Опытная графен-полимерная АКБ
Резюме: Выше перечислены только три самых раскрученных или правильней будет сказать, распиаренные технологии.
В мире ведутся работы над батареями, известно что в разработке более тридцати новых схем. Не исключено, что среди этих ещё испытывающихся аккумуляторов могут оказаться некоторые с ещё более интересными свойствами. Как говорится поживем — увидим.
Классификация АКБ
На рынке существует огромное количество разнообразных АКБ. Автомобильные компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы добиться большей экономичности, увеличить объём и срок эксплуатации своих устройств. Поэтому перед тем как перейти к более подробной классификации разделим все устройства на обслуживаемые и необслуживаемые.
К необслуживаемым АКБ причисляют те, которые исключают возможность заливки воды внутрь. К плюсам подобных аппаратов можно причислить то, что практически во всех есть индикатор, отвечающий за состояние батареи.
Обслуживаемые АКБ требуют постоянного ухода. Водитель должен периодически заливать внутрь дистиллированную воду. Она будет компенсировать испарившийся за время работы электролит.
Более подробная классификация АКБ состоит из разделения по типу пластин:
- свинцово-сурьмянистые,
- свинцово-кальциевые,
- гибридные.
Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.
Значение сокращения АКБ
Аббревиатура АКБ может относиться к одной из нескольких сфер, и, следовательно, иметь разную расшифровку.
Прежде всего, стоит выделить два направления, в которых используется это буквосочетание:
- Банковская сфера. В этом случае термин АКБ следует понимать как «акционерный коммерческий банк».
- Автомобильная сфера. Таким буквосочетанием зачастую называют аккумуляторную батарею, предназначенную для установки под капот автомобиля.
Какие есть стандарты
Существует пять стандартов маркировок автомобильных аккумуляторов. Они отличны у каждой страны производителя. Любая содержит похожую основную информацию, зашифрованную цифрами, буквами, нанесенными на корпус АКБ.
Российский стандарт
В России наиболее распространены аккумуляторы для автомобиля отечественного производства. Изготовители наносят метку по ГОСТу, под номером 0959-2002. Согласно стандарту, маркировка разделяется на четыре группы (цифры). Они несут следующую информацию:
- Сколько банок содержит корпус аккумулятора для автомобиля. Достаточно часто количество банок АКБ равно шести. У стандартного накопителя именно столько емкостей по 2 вольта, что суммарно дает 12В.
- Указание вида аккумуляторной батареи. Самым популярным обозначением является СТ — источник питания стартерного типа.
- Емкость. Характеристика стоит третьей по счету, принимает диапазонное значение 55-80А*ч. Параметр у каждого автомобиля может быть отличен, он соответствует мощности двигателя машины.
- Тип материала, используемый в изготовлении корпуса, исполнение. Параметр источника питания для авто обозначают одной, несколькими буквами. Все они имеют свое значение.
Пусковой ток в российском стандарте не отмечается. Но информацию о подобном параметре возможно просмотреть на наклейке возле таблицы маркировки. Пусковой ток обозначается, как 270А, другим похожим значением. Штамп не обязательно расшифровывать, он прямо отображает информацию. В приведенном примере 270 Ампер требуется понимать буквально.
Европейский стандарт
Маркировка АКБ составляется согласно ЕТН – европейскому типовому номеру. Официальный номер европейской метки стандарта EN60095-1. Сама отметка разделяется на 4 цифровые комбинации. Цифровые группы несут следующую информацию:
- Первое число. Дает условное сообщение о емкости аккумуляторной батареи. Достаточно часто встречается цифра 5, говорящая о емкости диапазона 1-99А*ч. Шестерка соответствует емкости в пределах 100-199А*ч, семерка 200-299А*ч.
- Вторая, третья по счету цифра. Дают точную информацию о значении емкости.
- С четвертой по шестую цифры. Информирует об исполнении устройства. Комбинация из трех символов соответствует о типе полюсных выводов, размерах, присутствия ручки для удобства переноски АКБ, виде газоотвода. Помимо этого, в данной комбинации есть сведения о крышке, устойчивости к вибрациям, особенности крепежных конструкций, элементов.
- Три цифры с хвоста. Это цифровое значение обозначает ток холодной прокрутки. Но для того, чтобы его точно вычислить, требуется умножить комбинацию на 10. Например, если на штампе последняя комбинация равна 042, то ток будет соответствовать 420А.
Помимо основной информации, в европейских маркировках допустимо встретить дополнительные обозначения батареи. Из них возможно узнать, для какой машины может подойти источник, с какими дополнительными устройствами она может работать. Помимо этого, дополнительная информация может рассказать о нюансах использования автомобильного аккумулятора.
Также на европейских АКБ возможно встретить следующие комбинации букв с отличительными обозначениями:
- ССА — дает информацию про максимальный ток при запуске двигателя в холодный период.
- ВСI – пусковой тока замеренный способом Battery Council International.
- IЕС – пусковой ток измеренный по методу International Electro Technical Commission.
- DIN – ток, замеренный методом Deutche Industri Normen
Немецкий стандарт
Стандарт нельзя выделить в отдельную группу, относится к европейскому, является одной из его разновидностей. Обозначается он как DIN. Достаточно часто его возможно встретить в маркировке аккумуляторов под маркой BOSCH.
Маркировка аккумуляторной батареи состоит из пяти цифр, значащие практически то же самое, что и в европейском стандарте. Цифры обозначают следующую информацию:
- Первая цифра. Дает информацию о порядке емкости аккумулятора автомобиля. Примерно, как и в европейском стандарте (5 – до 100А*ч, 6 – до 200А*ч, т.д.).
- Второе и третье число с начала. Точное числовое обозначение емкости.
- Два последних числа. Дают сведения о принадлежности батареи к классу. Они разделяются на типы крепежей, позицией выводов, габаритами.
Важно! Ток холодной прокрутки обозначает пусковой ток при использовании АКБ в холодное время. Стандартно температура холодной прокрутки -18 градусов.
Ток холодной прокрутки указан не в самой отметке. Его обозначение возможно посмотреть на наклейке возле маркировки.
Американский стандарт
Американская обозначается пятью цифрами, одним буквенным символом. Они несут следующую информацию:
- Буква. Автомобильные аккумуляторы обозначаются буквой А. Она дает понять, что батарея произведена к машине.
- Две первые цифры. Дают понять, к какой группе размеров относится аккумуляторная батарея. Помимо этого, если есть еще одна буква около этих двух цифр, то она означает полярность. Например, цифра 34 означает габарит 26-17.3-20,5 см. Отсутствие буквы будет означать прямую полярность, ее наличие противоположную.
- Три цифры с конца. Дают точную информацию о токе холодной прокрутки.
Стоит обратить внимание на то, что в американском и европейском стандартах пусковой ток различен. Обычно на американских аккумуляторах значение больше. Для перевода значений тока из одного в другое требуется сделать следующее:
- Ёмкость до 90А*ч: USA=EU*1.7.
- Емкость 90-200А*ч: USA=EU*1.6.
Коэффициенты вычислены на прямой практике автомобилистов. В таблице возможно посмотреть соответствие токов холодного запуска для АКБ разного эталона.
Азиатский стандарт
Азиатский является наиболее сложным в маркировках аккумуляторных батарей для автомобилей. Сложность заключается в первую очередь в том, что нет строго определенного положения для обозначения устройств, выпущенных в азиатских странах. Одновременно могут использоваться два различных способа обозначения размеров, других характеристик. Подобное случается из-за использования старого, нового метода.
Помимо этого, ёмкость батарей азиатского происхождения не совсем отвечает европейским. Например, при обозначении вместимости в 55А*Ч от Японии, будет соответствовать 45А*ч от Европы.
Самая простая азиатская отметка состоит из набора символов, цифр. Всего количество знаков по стандарту 6. Они несут в себе следующую информацию:
- Две цифры с начала. Обозначают емкость. Это не фактическая емкость АКБ, а умноженная на коэффициент поправки. Он обозначает показатель эксплуатации, характеризующий соотношение вместимости АКБ, работой стартера.
- Третий символ. Обычно используется буква, указывающая на отношение батареи к классу. По нему возможно узнать форму аккумулятора, размеры.
- Четвертая, пятая цифра. Число, информирующее о габаритах аккумулятора. Обычно она обозначает округленную длину в сантиметрах.
- Последняя буква. Обычно используются буквы R, L. Так маркируют именно отрицательную клемму.
Третий символ дает информацию о габаритах аккумулятора, куда входит высота и ширина. В некоторых случаях указывается размер боковой пластины. Габариты разделяются на 8 групп, но для легковых автомобилей аккумуляторы обозначаются только первыми четырьмя.
Важно! Размеры аккумуляторов могут отличаться от реальных планов на 3 мм в большую или меньшую сторону.
Также в маркировке могут встречаться следующие аббревиатуры:
- SMF – говорит о том, что аккумуляторная батарея необслуживаемая. Что значит, что некоторые банки закрыты, к ним нет доступа, т.е. невозможен долив дистиллята, электролита. В основном обозначение ставится на видном месте, именно в конце или начале отметки.
- MF – обслуживаемая батарея.
- АGM – необслуживаемый автомобильный аккумулятор с токопроводящей жидкостью абсорбированного типа.
А также в некоторых случаях в конце цифрового ряда встречается приписка S. Она содержит информацию, что у АКБ клеммы тонкие азиатские или стандартно европейские. Эта приписка имеет разное значение в старом, новом стандартах в Азии.
Исполнение батареи японского производства может обозначаться следующими символами:
- N – открытый тип с любым расходом воды;
- VL – открытый аккумулятор с малыми объемами расхода жидкости;
- L – открытый АКБ с малым расходом воды;
- VRLА – открытая батарея с клапаном для регулировки.
В таблице наглядно представлены соответствия размера, веса, числовое значение пускового тока разных азиатских батарей.
Маркировка американских аккумуляторных батарей
Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Однако могут быть использованы и другие типы маркирования.
Стандартная американская маркировка АКБ состоит из одной буквы и пяти цифр, имеющие следующие значения:
- первая буква маркирует тип АКБ, символ «А» означает автомобильный тип;
- первые две цифры маркировочного кода определяют типовой размер АКБ;
- последние три цифры задают значение тока холодной прокрутки в амперах.
Дополнительно на батареи могут быть нанесены значения резервной ёмкости АКБ, время снижения напряжения АКБ до 10 вольт при разряде фиксированным током 25 ампер и другие параметры.
Приводим небольшой видеоролик по типам маркировки автомобильных аккумуляторов.
Наш совет: Перед тем, как покупать новый аккумулятор и сверять маркировку аккумуляторной батареи, можно попытаться восстановить старый АКБ, используя современные технологии и оборудование.