Какой штраф за тонировку фар предусмотрен и к чему следует готовится?
Как снять тонировку с фар
Тонировка фар запрещена. Чтобы автомобиль был заметен на дороге, его фары должны быть включены и хорошо видны. От этого зависит безопасность всех участников движения. Если хозяин решил тюнинговать машину и обклеить фонари пленкой, его накажут за незаконную тонировку. Рассказываем, можно ли тонировать фары, какое наказание за тонировку фар пленкой и как эту пленку снять.
Наказание за тонировку фар
Статья 12.5 КоАП
Какой штраф за тонировку
За неправильную тонировку стекол автомобиля водителя могут оштрафовать на сумму до 5000 рублей. Пока что это предварительные данные, тем не менее, их нужно иметь ввиду. Ужесточение правил было вынесено на рассмотрение еще в прошлом году, и предложение поступило непосредственно от первого заместителя председателя Государственной Думы по государственному строительству и конституционному законодательству, Вячеслава Лысакова.
Как оказалось, повышение штрафа за не правильную солнцезащитную пленку — предложение не самое жесткое. До Лысакова поступали предложения и вовсе лишать водительского удостоверения в случае нарушения данного правила.
Поправки в законодательство будут внесены в 2020 году. Но пока закон официально не был принят, по КоАП части 12.5 пункту 3.1 за незаконную тонировку стекол ТС последует штраф в размере 500 руб.
В любом случае повышение штрафа в текущем году состоится, и уже скоро за тонировку передних боковых стекол и лобового последует наказание в виде административного штрафа от 1500 руб.
Можно ли тонировать фары: законодательная база
В первую очередь важно понимать, что тонировка фар – это не то же самое, что тонировка окон. В первом случае обзору водителя ничего не мешает, а во втором – видимость в той или иной степени снижается. Однако тонировка фар неизбежно снижает яркость освещения. При этом в административном кодексе, ПДД и других нормативных актах понятия «тонировка фар пленкой» как такового не содержится.
Однако в КоАП указывается, что световые приборы на передней части автомобиля должны устанавливаться в соответствии с требованиями, среди которых важен цвет огня и режим его работы (КоАП, ст. 12.4. п.1). Если тонировка приводит к уменьшению яркости и изменению цвета, это является правонарушением. Мера ответственности достаточно серьезная – лишение прав от 6 до 12 месяцев, также полагается и конфискация оборудования (КоАП, ст. 12.4. п.3).
Что касается задних фар, их тонировка косвенно также запрещена, поскольку управление автомобилем с неисправностями не допускается. В обратном случае полагается наложение штрафа в размере 500 руб. (КоАП, ст. 12.5. п.1). То есть тонировка задних фонарей считается не таким грубым нарушением, как наложение пленки на передние.
Таким образом, инспектор ГИБДД вправе применить санкцию по двум основаниям:
Использование нестандартного цвета светового прибора (для передних фар нестандартным является любой цвет, кроме белого, оранжевого и желтого, для задних к списку стандартных добавляется красный).
Изменения светопропускаемости вследствие тонировки.
При этом не вполне понятно, по каким показателям сотрудник будет определять, искажается ли цвет и яркость освещения из-за тонировки. Однако повод для наложения штрафа у него точно появится.
До первого инспектора
По словам Разумнова, предписание сотрудника ГИБДД считается выполненным, если владелец машины прямо на месте «зачистит» стекла. А вот если он сядет за руль и поедет в автосервис и даже проедет хотя бы несколько метров, сработает статья КоАП о неповиновении — со всеми вытекающими. Водителя вновь остановят и оформят новый протокол.
Но сдирать пленку на месте — не лучший выход, в нервах можно стекла повредить. Да и видимость после такого «рукоприкладства» будет не очень хорошей — на стеклах останутся следы клея. На вопрос, как же нарушителю покинуть место остановки, чтобы цивилизованно избавиться от тонировки и при этом не стать «нарушителем в квадрате», Александр Разумнов посоветовал вызвать эвакуатор.
И добавил, что желающие на эвакуаторе сэкономить порой дожидаются, пока инспекторы уедут с места остановки первыми, а потом отгоняют автомобиль, а то и вовсе продолжают ездить с тонировкой, но делают они это зря. Протокол с номерами автомобиля попадает в общую базу ГИБДД, при повторной остановке выясняется, что предписание было вынесено, но не было выполнено, и ответственность за нарушения только усугубляется. Решение о мере наказания принимает суд.
— Сейчас некоторые водители в соцсетях жалуются, что их «арестовали за тонировку», — напомнила корреспондент «Реального времени».
— Их арестовали не за тонировку, а за невыполнение законного требования сотрудника полиции, — возразил Разумнов. — И таких немного, большинство водителей устраняют нарушение без возражений, некоторые даже признаются, что дали себе ранее слово — «езжу до первого инспектора, а потом привожу в соответствие». На сегодня мы с начала года имеем 43 факта невыполнения законного требования сотрудников ГИБДД, — сообщил Разумнов. — В 12 случаях судом были назначены аресты, обычно на срок от пяти до восьми суток. В 28 случаях суд назначил наказания в виде штрафа.
Чтобы покинуть место остановки и цивилизованно избавиться от тонировки, Александр Разумнов советует вызывать эвакуатор. Фото Ирины Плотниковой
Всё по ГОСТу
В соответствии с установленными правилами ближний и дальний свет должен быть исключительно белым. Что касается габаритных огней, то в передней части транспортного средства они также должны светиться белым, а сзади — красным. По ГОСТу сигнал торможения всегда светится красным, а подсветка регистрационного знака — белым.
Для желающих провести тонировку противотуманных фар также следует брать во внимание установленные требования. Передние осветительные приборы такого типа должны светиться белым или желтым. Требуемый свет техники, расположенной сзади — красный. Желтым светом работают сигналы поворота. Фары заднего хода должны светиться белым.
Однако если придерживаться таких правил, тогда эксплуатация транспортных средств американского и японского происхождения не будет возможной. Это обусловлено тем, что названные машины оснащаются красными поворотниками. Вследствие этого, основной перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, был подвержен определенным изменениям.
В результате к эксплуатации были допущены автомобили, в передней части которых установлены световые приборы белого, желтого или оранжевого цвета. Световозвращающие приборы при этом обязательно должны быть белого света.
Сзади возможно использовать световые приборы красного, желтого или оранжевого цвета. Фонари заднего хода и подсветка номерных знаков должны быть исключительно белого цвета.
Данная трактовка позволила в России вернуть на дорогу автомобили японского и американского происхождения, а также запретить эксплуатацию транспортных средств с излишней иллюминацией.
Итак, тонировка фар — что в этом плохого?
Начну, пожалуй, с того, что тонировка приборов освещения не всегда или правильнее сказать в большинстве случаев вредит участникам дорожного движения нежели тому, кто управляет автомобилем с такими фарами. Дело в том, что тонировка задних фар пленкой или лаком приводит к тому, что габариты автомобиля становятся менее заметными, в результате возникает высокий риск ДТП. Авто, движущиеся в темное время позади такого авто, просто не успевают обнаружить тот или иной маневр автомобиля с тонированными «стопами», по той причине, что из-за пленки свет лампочек задних фар не так заметен, а в плохую погоду незаметен вообще.
Тонировка задних фонарей штраф 2018
Обратите внимание! Законом не предусмотрен штраф за тонированные задние фары.
Задние световые приборы можно затонировать в красный, желтый и оранжевый. При этом осветительные приборы заднего хода и освещение гос. знака должны быть белыми. В случае, если имеются нарушения, согласно КоАП – ч.1. ст.12.5. за тонированные задние фонари штраф составит 500 руб.* Таким образом, инспектора ГИБДД могут оштрафовать за тонировку задних фар в исключительном случае.
Тонировать или не тонировать фары – личное дело каждого. Но не факт, что владельца тюнингованного автомобиля поддержат инспекторы ГИБДД, сотрудники ТО, да и участники дорожного движения. Поэтому так важно изучить все нюансы законодательства касательно тонировки фар и сделать правильный выбор, найдя компромисс между безопасностью и дизайном.
*Суммы штрафов актуальны на июль 2018 года.
Возможные наказания
Итак, если на передние или задние фары нанесена тонировка, не соответствующая параметрам, то на водителя на основании КоАП будут наложены штрафы.
Тонировка передних фар
Если на автомобиле использована тонировка передних световых огней не по закону и в не соответствии с требованиями основных положений по допуску ТС, то на основании статей 12.4 и 12.5 возможные следующие штрафы:
- для водителя — штраф 3 тыс. руб, для должностных лиц — 15-20 тыс. руб, для юрлиц — 400-500 тыс. руб. Световые устройства, установленные на автомобиле, подлежат снятию и конфискации сотрудниками ГИБДД.
- штраф 500 руб, если у водителя не имеется разрешений на использование фар с нанесением тонировочной пленки;
- лишение прав от 6 до 12 месяцев. Световые огни также подлежат конфискации.
Ответственность предусмотрена довольно серьезная, и в зависимости от ситуации может быть различной. Именно для передних фар, на которых используется тонировка, в КоАП предусмотрено 3 статьи с различным наказанием от более мягкого — штрафа в 500 рублей — до более существенного — лишение прав до 1 года и штрафа до полумиллиона рублей для юридических лиц.
Тонировка задних фар
Что касается задних фар, то в КоАП не предусмотрено статей именно за них. Если автомобиль имеет неисправности в соответствии с требованиями по допуску ТС, а именно задние фары имеют ненадлежащий вид, то на основании ст. 12.5 ч.1 КоАП предусмотрен штраф 500 руб.
Согласно мнению многих водителей, общающихся на форумах, можно сделать вывод, что за тонировку задних фар инспектора ГИБДД выписывают штраф нечасто, а только в редких случаях.
Передние фары
Размер штрафа за тонировку передних фар указан в КоАП, ст. 12.4 и 12.5. В первом варианте запрещено устанавливать красные светоотражающие и световые приборы. Об этом говорится в п. 1 статьи 12.4. Предусмотрен штраф за тонировку фар в подобном оттенке:
физическим лицам – 3000 р.;
должностным – 15-20 000 р.;
юридическим – 400-500 000 р.
Дополнительно сотрудник правоохранительных органов может изъять автомобиль нарушителя.
В пункте 1 статьи 12.5 есть требования к водителям, которые управляют авто с неисправностями, а также без разрешения на эксплуатацию после тюнинга. Ведь штраф за тонировку фар пленкой и лаком не отличается. Оба материала снижают способность пропускать свет. Но пленку можно снять прямо при полицейском, а лак устранить со стекла гораздо сложнее.
За такое нарушение на водителя налагается штраф в размере 500 рублей. А если он установил передние фары красного цвета, то соответственно пункту 3 этой же статьи, нарушитель может лишиться водительского удостоверения. Срок наказания – от 6 до 12 месяцев.
Некоторые водители хитрят. Они тонируюn фары пленкой, а не лаком. Сотрудник правоохранительных органов может остановить автомобиль и потребовать водителя удалить тонировку. Пленку снять можно за несколько минут, лак со стекла практически не снимается. Но и в этом случае не всегда получается избежать штрафа.
Строго запрещено для тонировки использовать краску. Она плотнее лака и пленки, поэтому свет пропускается гораздо хуже. И удалить ее со стекла сложнее, чем другие материалы.
Тонировка фар и штрафы за ее применение
Тонировка фар пленкой, штраф за которую определяется, исходя из установленного предела пропускной способности внешних световых приборов, согласно законодательству, предусматривает наказание. Основные условия и требования по допуску автомобилей к эксплуатации на дорогах утверждены законом. Несоблюдение установленных норм и правил эксплуатации автомобиля, любые дополнения и изменения внешних световых индикаторов могут создать аварийную ситуацию. Поэтому чтобы определиться с целесообразностью и необходимостью использования тюнинга, нужно учесть возможные последствия снижения яркости фар.