4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реверсивное движение — что это и зачем нужно?

«Пробочная» проблема или что такое реверсивное движение

Постоянные заторы – весьма серьезная современная проблема. Мегаполисы XXI века просто задыхаются от пробок на дорогах. Причины этого явления кроются в значительном росте количества транспорта у населения. При этом проезжие части дорог в исторических центрах современных городов расширить физически невозможно.

Ширины проезжей части дорог и количества полос на ней просто не хватает для нормального функционирования городского транспортного хозяйства. В итоге – заторы и пробки, потерянное время и испорченное настроение, угнетенное состояние и падение производительности труда. А это уже государственная проблема!

Кстати, подобное безобразие — это явление не только российское. Поэтому «правдолюбцы» – оппозиционеры могут не бесноваться в очередной критике российской действительности. Существует общемировой «пробочный» коллапс. Не только «северная столица» и Москва, но и Токио и Рим, Нью-Йорк и Лондон, Мадрид и Пекин не смогли избежать подобной же участи. Пробки и заторы – печать современной эпохи!

Понятие реверсивного движения

В ПДД понятие о реверсивном движении внедрили относительно недавно. Но уже сейчас вопрос о нем вписывается в билеты, когда человек сдает на права.

Фактически это отдельная полоса, которая в обычном режиме движения без перегрузки автомагистрали остается пустой. По ней может проезжать спецтранспорт и машины с особыми привилегиями в виде сигнальных маячков, сирен и пр. Обычным водителям туда въезд противопоказан, если дорожная ситуация не предусматривает иного. Поскольку полоса служит для разгрузки движения, просто так на нее выезжать не рекомендуется.

Если вы живете в спальном районе мегаполиса, ездите на работу в центр, а вечером возвращаетесь домой, вам до боли в душе будет знакома следующая ситуация.

Сначала утренние пробки по пути на рабочее место, а затем такие же пробки, где вы стоите чуть ли не с теми же водителями, пытаясь добраться к родным, лечь в родную кровать и отдохнуть. А завтра все повторится.

Реверсивное движение позволяет частично решить эту проблему, когда большая часть машин движется в одну сторону, а меньшая в противоположную. Объективно обидно, когда ты стоишь в пробке, а движение в противоположном направлении практически свободное. Чтобы компенсировать этот недостаток, применяется это самое реверсивное движение. В зависимости от условий или времени суток, по этой полосе можно двигаться в оба направления. Такие полосы давно эксплуатируются в США и Европе, и лишь недавно начали внедряться у нас.

Начинающему водителю и автомобилисту с опытом одинаково важно разобраться в нововведениях.

Для начала предлагаю разобраться в особенностях информирования автомобилистов о реверсивном движении (РД).

Специальная разметка

Едите вы себе спокойно по городу, поглядывая на разметку. И порой она кажется предельно одинаковой.

Как же тогда понять, что та или иная полоса относится к реверсивным? Все довольно просто. Есть специальные требования и нормы относительно того, как выглядит специализированная разметка. Здесь применяется двойная прерывистая линия. Обязательно ее запомните, поскольку иначе существует большой риск слишком поздно понять, что вы совершили выезд не на ту полосу. Особенно это опасно при встречном движении по ней.

Разметка наносится между обычными полосами, которые разделяют транспортные средства, движущиеся в противоположном и одинаковом с вами направлении. Фактически это выделенная полоса посередине автомагистрали или городской дороги.

Проблема разметки заключается в том, что с течением времени она может стираться, а зимой ее заносит снегом. Потому крайне важным является наличие дополнительных индикаторов в виде знаков и светофора.

Еще существует разметка без выделенной полосы в центре, а просто с двойной прерывистой полосой. Это говорит о том, что на таких участках реверс возможен при условии включения соответствующих сигналов светофора. И тогда машины из встречного потока получают право занять полосу, по которой движетесь вы. Либо наоборот. Если у каждого направления было по 2 полосы, при реверсе одним дается 3, а другие движутся только по 1 полосе.

Знаки

Если посмотреть на фото, вы можете увидеть 3 различных знака или указателя, которые применяются в качестве обозначения для дорог с реверсивным движением.

  • Знак 5,8 устанавливается в самом начале выделенной полосы. Указывает на начало дороги реверсивного типа. По ней можно определить, откуда начинается соответствующий участок. Это белый квадрат с синим фоном и белой стрелкой, указатель на которой направлен в обе стороны (вверх и вниз);
  • 5,9. С помощью такого указателя водитель понимает, что зона с реверсивным движением заканчивается. Выглядит практически точно так же. Только еще здесь есть красная линия, перечеркивающая стрелку;
  • 5.10. Такой знак указывает, что вы осуществляете выезд на дорогу с РД. Тут форма и цвета те же, что и для 5,8, только стрелки направлены влево и вправо.

Дополнять такие знаки могут пояснительные таблички, если направление движения меняется в зависимости от времени суток или дней недели.

Светофор

По ПДД для определения направлений и правил перемещения по полосам с РД используются специальные светофоры.

На их счет следует знать несколько важных моментов:

  • Следовать сигналам реверсивных светофоров следует лишь в тех полосах, над которыми они установлены;
  • Разрешающим сигналом является зеленая стрелка, направленная вниз. Это дает водителю право ехать по этой полосе;
  • Красный крест наоборот запрещает движение по РД;
  • С помощью желтой стрелки с наклоном влево или вправо показывает, в какую сторону следует перестроиться водителю (скоро включится красный сигнал).

Но все это касается лишь активных светофоров, которые горят. Если же указатели выключены, тогда выезжать на РД запрещено. Как только вы увидели, что разрешающий сигнал сменился на запрещающий, то есть зеленая стрелка поменялась на красный крест, следует немедленно выехать с полосы реверса. Есть вероятность, что РД включили для противоположной стороны. Оставаясь на этой полосе, существует риск лобового столкновения.

Чем регулируется реверс

Российским законодательством на участках дорог с реверсивными полосами обязательно предусмотрена установка специализированных знаков дорожного движения, нанесение особых линий разметки и установка определенного светофора. Теперь нужно более подробно рассмотреть каждый из данных неотъемлемых атрибутов в отдельности.

Знак 5.8 «Дорога с реверсивным движением»

Знаки реверсивного движения

О знаке аварийной остановки нового образца и его отличиях от старой версии прочитать можно здесь

Исходя из правил приоритета, первоочередными являются дорожные знаки.
В начале участка дороги с реверсом выставляют прямоугольный дорожный знак, весьма схожий со знаком «Движение только прямо», на голубом фоне которого вертикально расположенная двухконечная стрелка.
Знак должен быть поставлен в самом начале части дороги с реверсивным движением и его действие распространяется до знака, который означает конец реверса.
Так что же означает знак реверсивное движение? Указанный дорожный знак, говорит о том, что вы передвигаетесь по отрезку дороги, ехать по которому разрешено только в строго указанном направлении.
Очень часто знаки реверса дополняются табличками, заостряющими внимание водителя, также указывающие конкретный временной промежуток или дни, когда на полосе совершается реверсивное передвижение.

Реверсивный светофор

Светофоры реверсивного движения

С утра все из домов спешат на работу, а вечером, наоборот.
И для того, чтобы не создавались многочасовые заторы, вводятся специальные полосы. Регулирование движения осуществляется посредством светофора, сотрудника дорожно-патрульной службы или дорожными рабочими.
Иногда данные светофоры применяются в тоннелях.
Установленные над рядами, они позволяют за короткий промежуток времени урегулировать движение на полосах при дорожно-транспортных происшествиях или при проведении ремонтных работ на проезжей части.
Далее, более детально рассмотрим особенности самого светофора, регулирующего реверсивное движение.
Это не традиционный светофор, с которым вы хорошо знакомы, установленный на всех крупных перекрестах.
Светофор, регулирующий реверсивное движение, устанавливают непосредственно над полосой.
Он бывает как двухсекционный, так и разделенный на три секции.
Загоревшийся запрещающим красным цветом «Х» обозначает строжайший запрет на любое передвижение по полосе, под ним.
Загоревшаяся стрелочка зеленого цвета разрешат езду по указанной полосе.
В светофорах, разделенных на 3 секции, вы имеете возможность увидеть загоревшуюся желтым цветом стрелку, данная стрелочка указывает направление, в котором вы должны перестроиться.
В ситуации, если реверсивные светофоры выключились, вам следует максимально быстро перестроиться в крайнюю правую полосу, иначе это будет рассматриваться как весьма существенное нарушение правил.

Читать еще:  Парктроник: установка датчиков и проверка работы

Реверсивная разметка 1.9

Реверсивная разметка 1.9 (двойная прерывистая линия)

А теперь остается рассмотреть особенности разметки.
То есть, реверсивная полоса движения – такая полоса, любое передвижение по которой допустимо только в установленном направлении.
Вышеупомянутые полосы, обычно имеют центральное положение на дороге и находятся лишь в городской черте.
Дорожная разметка полосы реверсивного движения обозначается двойной прерывистой линией.
Пересекать такие линии правила разрешают лишь в случае, когда двойная прерывистая расположена справа от водителя.

Реверс запускают

Со дня на день в Кемерове заработает участок дороги с реверсивным движением.

Оно станет первым в Сибири, где начнет применяться такой способ организации дорожного движения, которое может регулироваться по направлению. По определенным полосам в один промежуток времени (в утренние часы пик) транспорт движется в одном направлении, а в другой (вечерний час пик) — в обратном.

Зачем нам это надо

Реверсивное движение пока не очень популярно в России, хотя в мире и некоторых российских мегаполисах оно используется с успехом. Почему? Все просто. Благодаря реверсивному движению появляется возможность разгрузить проблемные участки дорог.

Кемеровчане знают, что по утрам, когда все спешат на работу в центр города, на университетском мосту просто не протолкнуться. Сейчас здесь обычное движение по четырем полосам: по две в каждом направлении. «Хвост» из автомобилей тянется до «Кемерово-Сити». Та же картина наблюдается вечером.

— Участок дороги по проспекту Советский от улицы Соборной до улицы Красной характеризуется очень высокой интенсивностью движения транспорта, — констатирует и. о. начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Макаров. – Однако транспортные потоки отличаются в зависимости от времени суток. В утренние часы большинство автомобилей движется из жилых районов в сторону центра города, а в вечернее, наоборот, основной поток автомобилей движется из центра в сторону проспекта Октябрьский.

Потому на помощь дорогам и нервам горожан придет реверсивное движение. Оно появится на участке от перекрёстка проспект Октябрьский – проспект Притомский до перекрёстка проспект Советский – улица Красная. Благодаря ему в утренние часы пик три полосы будут открыты для движения транспорта в сторону площади Советов, в вечерние часы пик три полосы будут работать в обратном направлении. Это поможет избежать пробок и сэкономит время в пути. В остальное время движение будет осуществляться как обычно, по двум полосам в каждом направлении.

Что почем и когда

Напомним, стоимость проекта составила 4,2 млн.рублей. Финансирование осуществлялось из бюджетов Кемеровской области и города Кемерово. Работы выполняло муниципальное предприятие «Горсвет». Реверсивный участок оснащен самыми современными техническими средствами: светодиодными дорожными знаками с изменяющейся информацией и реверсивными светофорами. Всего на университетском мосту установлено 32 реверсивных светофора и 23 светодиодных дорожных знака с изменяемой информацией.

Также на протяжении всего реверсивного участка нанесена разметка 1.9 (двойная прерывистая полоса) для обозначения границы реверсивного движения.

Как сообщил Владимир Макаров, все необходимые мероприятия по организации реверсивного движения выполнят к 1 июня. «Однако, в связи с закрытием на ремонт улицы Красноармейской, в настоящее время решается вопрос о целесообразности запуска реверсивного движения до окончания работ на Красноармейской» — заметил Владимир Николаевич.

По данным «Кузбасса», реверс, скорее всего, запустят после празднования Дня города, 15 июня. В любом случае, автомобилистам об этом сообщат дополнительно.

Вспомнить правила

— Так как реверсивное движение в Кемерове применяется впервые, водителям следует быть особенно внимательными, повторить правила дорожного движения, касающиеся реверсивного движения, и не ездить, как говорится, по привычке, не обращая внимания на дорожные знаки, светофоры и разметку, — рекомендует заместитель начальника отдела пропаганды и безопасности дорожного движения УГИБДД по Кемеровской области Анна Танцерева. — Изменения коснутся не только количества полос для движения по проспекту Советскому, но и режима работы светофорных объектов. Для смены режима движения предусмотрено время, когда въезд на две средние полосы будет запрещен путем включения красного сигнала реверсивных светофоров. Водители транспортных средств, въехавших на эти полосы до включения запрещающего сигнала, будут обязаны перестроиться в крайнюю правую полосу. О режиме движения по данному участку и на перекрестках, прилегающих к нему, водителям будут сообщать знаки «Направление движения по полосам» с изменяемой информацией.

Когда реверс заработает, будет организован ежедневный мониторинг ситуации с интенсивностью транспортного потока. В зависимости от полученных данных, будет изменяться длительность светофорных циклов и, возможно, будет введено ограничение количества левых поворотов на данном участке.

Чтобы избежать роста аварийности, в первое время на реверсивном участке будут дежурить экипажи ГИБДД. Они будут предупреждать автолюбителей, проводить разъяснительную работу.

Однако в случае выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, с пересечением горизонтальной дорожной разметки 1.9 (двойной прерывистой) при выключенных реверсивных светофорах или под запрещающий сигнал реверсивного светофора предусмотрена административная ответственность. Анна Танцерева напомнила, что данное нарушение влечет наложение штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. За повторное совершение подобного правонарушения предусмотрено лишение водительских прав на срок один год.

Запустят. Что потом?

— После запуска реверсивного движения и функционирования его в течение некоторого срока будет сделано заключение о действительной его эффективности. На основании этого будет решаться вопрос о возможности продления участка с реверсивным движением, — поделился планами городских властей Владимир Макаров.

В любом случае, проблему пропускной способности городских дорог решать необходимо, и реверсивное движение – современный и эффективный способ.

Если это подтвердится на практике, и, что самое главное, кемеровские водители не будут создавать себе и другим проблем, участок с изменяющимся движением продлят дальше про проспекту Советскому в сторону центра города.

Цифры и факты

Плотность автомобильных потоков на проблемном участке такая. Утром за один час в сторону центра проезжает 1700-1900 автомобилей, а в обратном направлении в это же время – 500-700 машин. По приблизительным подсчетам, третья реверсивная полоса, которая будет добавляться в часы пик, позволит пропустить дополнительно около 500 автомобилей. Это поможет снять транспортное напряжение.

Кемеровские дорожники первыми в Сибири обеспечили реверсивные светофоры автономным электропитанием. Мобильные аккумуляторные блоки могут работать в случае отключения электричества и обеспечивать надежное регулирование на перекрестке на протяжении нескольких часов. Аккумуляторные блоки исполнены в антивандальном корпусе.

ПДД о реверсивном движении

О начале участка с реверсивным движением водителя будут предупреждать дорожные знаки «Реверсивное движение». Далее на всех перекрёстках с проспектом Советский на протяжении всего участка установлены дорожные знаки «Выезд на дорогу с реверсивным движением». Регулировать движение транспорта будут специальные реверсивные светофоры Т4 и светодиодные дорожные знаки с меняющейся информацией, расположенные над проезжей частью, указывающие направления движения по полосам.

Реверсивные светофоры имеют два сигнала — красный X-образный и зеленый в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Кроме того, на всём протяжении участка на проезжую часть нанесена разметка 1.9 — двойная прерывистая линия. По правилам, если данная линия расположена справа, то пересекать её можно при выключенном сигнале реверсивного светофора либо при перестроении на правую полосу, по которой сигнал реверсивного движения разрешает движение в данном направлении. Если линия разметки расположена слева, то пересекать её можно только в случае, когда над полосой, на которую осуществляется перестроение, горит разрешающий сигнал реверсивного светофора. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию двойной прерывистой разметки.

Кроме того, автолюбителям стоит помнить, что при повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

Читать еще:  Замена рулевого наконечника Дэу Нексия: пошаговая инструкция с видео по замене

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2021 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Электронные знаки помогут водителям выбрать безопасную скорость

Фото: РИА Новости/Александр Полегенько

На российских дорогах появится больше динамических знаков ограничения скорости, меняющих своё значение в зависимости от осадков и условий видимости. ГОСТ, предусматривающий их введение на всех автомагистралях и скоростных дорогах с разрешённой скоростью до 110 км/ч, сейчас разрабатывает подведомственный институт Минтранса.

Камер рядом с динамическими знаками быть не должно

На некоторых федеральных трассах и Московской кольцевой автодороге такие знаки уже есть, рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Электронные табло над проезжей частью предупреждают водителей о тумане, дожде и гололёде, одновременно указывая рекомендованную скорость.

По его словам, устанавливать постоянный единый скоростной режим, когда ситуация на дороге меняется, не совсем правильно. Периодически бывают случаи, что сильные дожди или обильный снегопад вынуждают в целях безопасности снизить рекомендованную скорость для водителей на скоростном участке дороги. Временное снижение интенсивности движения потока машин позволит избежать пробок и скачкообразного накопления машин на одном месте.

«Динамическое изменение ограничений скоростного режима будет способствовать большей безопасности», — убеждён депутат.

Только устанавливать на дороги будут не световые мачты, как сейчас, а автономные электронные знаки.

При этом парламентарий уверен, что резкого «разрыва» в разрешённой скорости, из-за которого водитель может невольно попасть в ловушку, быть не должно.

«Конечно, снижение скорости должно быть постепенным: сначала ограничение до 80 км/ч, потом до 60-50 км/ч, — пояснил он. — И безусловно, в месте, граничащем с динамическими знаками ограничения скоростного режима, не должно быть камер».

Устанавливать на дороги будут не световые мачты, как сейчас, а автономные электронные знаки. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Президент Гильдии автошкол России Сергей Лобарев рассказал «Парламентской газете», что введение динамических знаков поможет неуверенным водителям выбрать правильный скоростной режим на дороге.

«К сожалению, анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что начинающие водители не могут выбрать безопасную скорость, — отметил эксперт. — Многие, видя знак ограничения в 110 км/ч, продолжают гнать с такой скоростью и в дождь, и в снег, и даже ночью. Хотя безопаснее было бы снизить скорость».

По его словам, динамическое изображение знаков с учётом погодных условий поддерживают все автошколы страны.

А как сейчас

В действующей редакции ПДД есть только один знак, который может меняться в зависимости от обстановки на дороге, — это знак «Реверсивное движение». Дорожные полосы, обозначенные специальной горизонтальной разметкой, знаком и реверсивными светофорами, позволяют автомобилям ехать либо в одну, либо в другую сторону в зависимости от загруженности трассы.

Что касается изменчивых погодных условий, то для них существуют дорожный знак «Скользкая дорога» и табличка «Влажное покрытие». Последняя указывает, что знак над ней (например, ограничения скорости) действует только во время дождя или после него, когда дорога ещё не высохла. Естественно, после разработки стандарта электронного «погодного» знака возможно внесение изменений уже в Правила дорожного движения.

Преимущества и недостатки реверсивной системы

Преимущества:

  • реверс отлично координирует движение;
  • в мегаполисах это незаменимый способ решения проблемы большого количества машин на проспектах, мостах и т. д.;
  • полосу с таким движением можно рационально использовать (изменять направление движения) в определённое время суток, рабочие или выходные дни;
  • скорость автомобилей можно увеличить на 20%, в результате эксплуатации реверсивной полосы.

Недостатки:

  • на данном участке дороги аварийные ситуации возникают чаще, чем на обычных полосах;
  • реверсивная система на автодорогах не распространённая в нашей стране, поэтому многие водители не всегда могут быстро сориентироваться, как необходимо себя вести.

Несмотря на то, что в РФ реверс не частое явление, многих водителей такая организация транспортных средств хорошо выручает. Ведь никто не любит стоять в пробках и опаздывать. Поэтому очень важно перенимать данный опыт западных стран и развивать в России дорожную инфраструктуру для реверсивного движения.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

2. Способы организации реверсивного движения

Линии имеют отличие от обычных — они двойные прерывистые, расстояние между ними короче прокрашенной части в три раза. Въезжать на полосу с разметками можно, но если есть другие опознавательные знаки или светофор реверсивного движения. Съезжать можно в любой момент, уходя к правому краю, и обязательно можно, если увидели — красный свет светофора.

Важно! При отсутствии сигнализатора и знаков запрещено заезжать на полосу «сквозного проезда».

По условиям реверсивного светофора существуют двухцветные: красный, зелёный и трёхцветные: красный, зелёный, жёлтый сигнализаторы. Они регулируют поток НЕ всех машин, а только место дороги, на которой их фиксируют.

Зелёный цвет подразумевает, что заезд и пользование реверсивной дорогой разрешено.

Красный — использование реверсивной полосы не допускается, возможно, столкновение со встречным транспортом, который двигается по встречной полосе.

Жёлтый — приготовиться, скоро начнётся движение в обратном направлении, срочно покиньте её. Уже стало обязательным условием применение таких светофоров в тоннелях и при ремонте автодорог.

Важно! Знаки сигнализатора имеют обозначения: зелёный — представлен в виде попутной стрелки; красный — в форме красного крестика; жёлтый — стрела, указывающая, на какую полосу необходимо срочно переместиться.

5.8 обозначает начало «сквозного проезда».

5.9 противоположен предыдущему, ставится в конце пути и говорит о перестроении на другие полосы попутного направления.

5.10 устанавливается перед перекрёстком, который пересекает реверсивная полоса.

Важно! Трёх видов организации реверсивного движения на данный момент в России недостаточно, поэтому нужно перенять опыт у Европы, и массово внедрять блоки парапетного типа (бетонные конструкции) для предотвращения столкновений автомобилей на реверсивных полосах.

Способы организации реверсивного движения

Дорожная разметка

Линии имеют отличие от обычных – они двойные прерывистые, расстояние между ними короче прокрашенной части в три раза. Въезжать на полосу с разметками можно, но если есть другие опознавательные знаки или светофор реверсивного движения. Съезжать можно в любой момент, уходя к правому краю, и обязательно нужно, если увидели красный свет светофора.

Важно! При отсутствии сигнализатора и знаков запрещено заезжать на полосу «сквозного проезда».

Сигналы светофора

По условиям реверсивного светофора существуют двухцветные сигналы: красный, зелёный и трёхцветные: красный, зелёный, жёлтый. Они регулируют поток не всех машин, а только участок дороги, на который их устанавливают.

  • зелёный цвет подразумевает, что заезд и пользование реверсивной дорогой разрешены.
  • красный – использование реверсивной полосы не допускается, возможно, столкновение со встречным транспортом, который двигается по встречной полосе.
  • жёлтый – приготовьтесь, скоро начнётся движение в обратном направлении, срочно покиньте полосу. Уже стало обязательным условием применение таких светофоров в тоннелях и при ремонте автодорог.

Знаки сигнализатора имеют обозначения: зелёный представлен в виде попутной стрелки; красный – в форме красного крестика; жёлтый – стрела, указывающая, на какую полосу необходимо срочно переместиться.

Специальные знаки

5.8 Обозначает начало «сквозного проезда».

5.9 Противоположен предыдущему, ставится в конце пути и говорит о перестроении на другие полосы попутного направления.

5.10 Устанавливается перед перекрёстком, который пересекает реверсивная полоса.

Трёх видов организации реверсивного движения на данный момент в России недостаточно, поэтому в будущем планируется перенять опыт у Европы и массово внедрять блоки парапетного типа (бетонные конструкции) для предотвращения столкновений автомобилей на реверсивных полосах.

Читать еще:  Замена подшипника на полуоси ВАЗ 2107

Любая дорога теперь сможет стать платной

Институт «Союздорпроект» разработал проект Единой системы взимания платы по технологии free flow для Центральной кольцевой автодороги. Эта трасса строится вокруг Москвы, ее планируют завершить в 2025 году, первая очередь может быть сдана уже в 2018-м. Подразумевается, что дорога будет платной.

Безбарьерный проезд

Термин free flow на жаргоне дорожников означает безбарьерный проезд. Сейчас на въезде на все платные дороги России установлены шлагбаумы. За одними располагаются кассиры, за другими — автоматические считыватели данных с транспондеров — электронных устройств оплаты проезда. Если транспондера нет — шлагбаум на такой полосе не поднимается. Если есть — машине все равно приходится снижать скорость до 20-30 км/ч. В ближайшее время на Западном скоростном диаметре (ЗСД) в Петербурге планируют установить автоматы для оплаты проезда. Это дешевле, чем работа кассира, но еще более длительная процедура.

Систему free flow тестируют в Москве на транспортном обходе Одинцово. Но там после проезда машины через дистанционный считыватель данных ее все равно останавливают у шлагбаума.

Между тем технология free flow реально работает в США с 1991 года. А в 2002 году в Израиле была открыта первая в мире дорога с полностью электронной системой безостановочной оплаты. Сейчас такие дороги есть в Канаде, Израиле, Сингапуре, Ирландии, Норвегии, Италии, Великобритании, Австралии, Чили и даже Белоруссии.

Как это работает

Согласно проекту «Союздорпроекта», на каждом участке (тарифной зоне) платной дороги устанавливается П-образная опора, на которой монтируются стереоскопические датчики для обнаружения и классификации транспортных средств с подсчетом количества осей (от этого зависит размер платы); видеокамеры распознавания переднего и заднего номерных знаков; приемопередатчики для работы с транспондерами и контроллеры для обработки и передачи информации.

Таким образом, система может обрабатывать данные не только автомобилей с транспондерами, но и машин без них. «Если есть транспондер, то автомобиль идентифицируется по транспондеру, если транспондер отсутствует, то идентификация проходит по считыванию номерного знака», — объясняет начальник управления проектированием автодорожной инфраструктуры АО «Союздорпроект» Евгений Гридин.

Система имеет 99-процентную эффективность по распознаванию знаков, уверяет он. «Возможна ситуация, когда номерной знак полностью не считан, и в этом случае он передается для ручной обработки, потому что снимается видео каждого проехавшего автомобиля. В крайнем случае, когда номерной знак нарочно загрязнен или когда машина совсем грязная, то, конечно же, его невозможно считать. Но для этого планируется взаимодействие с органами ГИБДД для остановки автомобиля с загрязненными номерными знаками», — говорит Евгений Гридин.

А кто не будет платить…

Для оплаты проезда предусмотрено две схемы — это предоплата и постоплата. Первая возможна как с помощью транспондера, так и без него. В этом случае электронный кошелек привязывается к номеру автомобиля. В случае постоплаты водитель получит счет за проезд по платной дороге. «У вас есть возможность зайти на сайт оператора, вбить свой номерной знак и оплатить проезд, — объясняет Евгений Гридин. — Тогда никаких к вам претензий нет. Если в течение 10 дней этого не происходит, то оператор направляет уведомление вам о том, что вы проехали по платной дороге и необходимо оплатить счет».

Но именно здесь и начинаются главные сложности проекта. «Технологически это можно сделать “вчера”, никаких проблем нет. Аппаратура абсолютно доступна, и есть куча IT-компаний, которые эти услуги готовы предоставлять. Здесь пока вопрос юридический», — комментирует директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин. «Предположим, я превысил скорость на дороге и мне выставили штраф, — объясняет он. — Если я его не заплачу, то у меня возникает некая ответственность перед государством. А в случае, если я не заплатил оператору платной дороги, то это обязательство перед некоей частной структурой, которое администрируется совсем другим образом». Достаточно вспомнить ситуацию, сложившуюся с зоной платной парковки в Санкт-Петербурге: у городских чиновников нет возможности штрафовать тех, кто паркуется и не платит.

В «Союздорпроекте» уже просчитали, какие изменения законодательства потребуются. Это поправки в законы «Об автомобильных дорогах» и «О персональных данных», в КоАП РФ и Бюджетный кодекс. По данным Михаила Блинкина, соответствующая работа уже ведется. «Заинтересованная сторона — ГК “ Автодор ” . У них квалифицированные юристы, они работают на эту тему», — говорит эксперт. Именно госкомпания «Автодор» будет эксплуатировать Центральную кольцевую.

Таким образом, новая система может заработать уже в 2020 году, уверен Евгений Гридин.

Зачем это нужно

«Союздорпроект» перечисляет следующие преимущества новой своей разработки: безопасность движения (отсутствие массивных препятствий на дороге, отсутствие необходимости перестроения ТС для выбора полосы с необходимым типом оплаты и т.д.); экономия времени (система не накладывает на водителя дополнительные скоростные ограничения, кроме установленных ПДД; нет необходимости снижать скорость перед самой рамкой контроля и оплаты проезда — что не приводит к скоплению автомобилей перед рубежом контроля); удобство пользования системой (оплата не связана с остановкой ТС, передачей наличных денежных средств или банковских карт; процесс оплаты в момент проезда рубежа контроля происходит в автоматическом режиме); экологичность (нет необходимости торможения до и ускорения ТС после рубежа контроля, отсутствие влияния на образование заторов); стоимость (меньшие капитальные и эксплуатационные затраты на систему).

У проекта есть еще один важнейший аспект. С помощью этой технологии можно сделать платной практически любую дорогу.

А как рассказывал ОК-информ, такая идея всерьез обсуждается в высших органах власти. Ее сторонники считают, что справедливее брать с водителей деньги не в виде транспортного налога и топливного акциза, а в качестве платы за пройденные ими километры.

Едва ли это введут единовременно. «На платных дорогах системы free flow появятся, как только будет юридическая возможность. А дальше нам надо будет привыкать к платности каких-то участков городской сети, центральной части городов. Весь мир это потихоньку проходил», — прогнозирует Михаил Блинкин.

Кстати, перспективы платного въезда в центральную часть Санкт-Петербурга уже просчитываются специалистами. Так что чиновники Смольного, похоже, «привыкать» уже начали.

Фото: «Союздорпроект».

Особенности движения по реверсным полосам дорог

Важно отметить, что в ПДД совершенно не предусмотрено другого обозначения таких полос, кроме нанесенной разметки. Знак остался сзади, светофоры тоже расположены с большими промежутками, поэтому наличие разметки очень важно. А она-то как раз может быть скрыта под слоем снега или наледи (особенно в России, где протяженность зимы сравнима с дальними дорогами).

Остановка на таких дорогах запрещена, даже при технической неисправности следует не выставлять знак аварийной остановки, а постараться убрать автомобиль с реверсной полосы. Для предотвращения опасных ситуаций и малоприятных бесед с работниками ГАИ следует помнить следующий пункт из правил дорожного движения, касающийся нашего «реверса»:

Пересечение линии 1.9 допускается, если она расположена справа от водителя, если реверсивные светофоры отсутствуют либо не функционируют. Вообще при строгом следовании ПДД выезд на обозначенную полосу реверсного движения в ее «нерабочем состоянии» запрещен – она считается резервной дорогой для движения автомобилей экстренных служб. Поэтому разумно изучить наличие дорог с «реверсивными сюрпризами» на своих маршрутах заранее и быть готовым к встрече с ними.

Потому что неготовность может обойтись во вполне конкретные суммы и расход нервной энергии (что в финансовом выражении трудно оценить). Согласно статье 12.15 ПДД, нарушение правил расположения транспорта, в том числе встречного разъезда, обгона, движения по обочинам, влечет наложение административного штрафа размером… от пятисот рублей.

В практическом плане сбережения 500 рублей достаточно перед поворотом на дорогу с реверсивной полосой перестроиться направо. Даже если светофоры над реверс-полосами давно отключены, заработать они могли именно в этот день, а знак с белой стрелой на квадратном синем фоне – вот он, никуда не делся. Чего не скажешь о сумме внезапного штрафа, полученного в буквальном смысле на ровном месте.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты