Зачем нужна балансировка колес и когда ее делать
Зачем нужна балансировка колес и как часто ее делать?
Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Часто автолюбители не задумываются о необходимости и важности балансировки колес, что впоследствии может сыграть с ними злую шутку.
Балансировка колес автомобиля
А ведь несвоевременно выполненная работа рано или поздно приводит к повреждениям подвески, снижению уровня комфорта и безопасности передвижения.
Так что, игнорировать эту проблему – себе дороже. Да и какой смысл? Сегодня появилось множество шиномонтажных мастерских, которые за сравнительно небольшую плату готовы качественно выполнить необходимую работу.
Что такое балансировка колес
Балансировка колес подразумевает максимальное распределение веса колеса к его оси. Благодаря правильному распределению этих показателей, можно снизить вибрацию при езде на транспортном средстве. Также можно избежать преждевременного износа ступичных подшипников и уберечь колеса автомобиля.
Если проще говорить, при правильной балансировке колес автомобиль движется более плавно, уменьшая вибрации в салоне. Также улучшается управляемость автомобилем, сцепление колес с дорогой и контроль на поворотах.
К тому же, помимо устранения вибраций, налаженности плавного хода, процесс балансировки колес хорошо влияет на подвесную систему и эксплуатационные характеристики шин. Благодаря данной процедуре, шины изнашиваются одинаково, со всех боков, колеса не меняют форму, и не протираются в определенных местах.
Зачем нужна балансировка колес
Как часто нужно проводить балансировку колес
Опытные специалисты рекомендуют выполнять процедуру балансировки не менее чем 1 раз в год. Этот промежуток актуален при «лабораторных» условиях эксплуатации машины, когда имеется идеально ровный асфальт, плавный разгон и торможение. Также отсутствуют, какие-либо резкие нагрузки или повреждения шин.
В российских условиях, профилактику нужно делать минимум 2-3 раза в год. Постоянные нагрузки на колеса, обилие ухабов на дорогах приводят к тому, что можно вообще потерять грузик.
Особенности процесса
Балансировка требует соблюдения нескольких простых правил:
- Сначала надо почистить колесо. Если работать с грязным, эффекта не будет – камни, песок и вода негативно повлияют на точность измерений.
- Если раньше колесо уже подвергалось такому процессу, следует изъять имеющиеся грузы.
Балансировка является обязательным процессом для любого автомобиля. Благодаря ей вы защитите колеса и другие чувствительные компоненты от преждевременного износа, обеспечите комфорт себе и пассажирам. Если не уделить процессу должное внимание, могут возникнуть проблемы с управляемостью (особенно на высокой скорости). Процедура выполняется после установки новых колес и каждой перебортовки. Также нужно уделять внимание не только передним, но и задним колесам.
Для чего нужна балансировка
Решение о необходимости проведения этой процедуры принимает сам владелец автомобиля, но он должен представлять последствия дисбаланса. Основные:
- ускоренный износ шин;
- снижение безопасности движения из-за плохой управляемости и уменьшения эффективности тормозной системы;
- быстрый износ узлов подвески;
- вибрация руля, повышающая напряжение водителя и приводящая к возникновению быстрой усталости.
Как делают балансировку колёс?
Прежде чем начинать балансировку, колесо следует подготовить. Сначала его тщательным образом очищают, снимают все старые грузики, моют, сушат. Проверяют правильность установки шины. Колесо должно быть слегка приспущено, давление воздуха в нём не должно превышать 0,2–0,3 кгс/см 2 .
На шиномонтажах балансировка осуществляется с помощью специальных балансировочных стендов или станков. Но устранить дисбаланс можно попытаться и дома без стенда, правда, точность такой процедуры будет гораздо ниже.
Для того чтобы устранить дисбаланс в домашних условиях, необходимо приподнять машину, используя домкрат, чтобы колесо беспрепятственно вращалось. Сначала оно раскручивается вправо. После остановки в самой верхней точке ставится отметка мелом. Потом раскручивается влево, процедура повторяется. Расстояние между отметками нужно поделить напополам и поставить новую метку. После этого по обе стороны метки на шинах для балансировки устанавливаются специальные грузики с пружинными фиксаторами, которые монтируются под покрышку, а грузики при этом держатся на ободе колеса. Потом колесо опять раскручивается рукой. Если после остановки грузик занимает нижнее положение, то всё нормально, его веса достаточно. Если же он окажется вверху, то следует заменить его на более тяжёлый. Двигая грузики на одинаковую удалённость от метки, необходимо добиться того, чтобы после раскручивания каждый раз автопокрышка приостанавливалась в новом положении, хаотично. Если это удалось сделать, то колесо подкачивается и можно приступать к уравновешиванию другого. Дисбаланс на передних колёсах устраняется на своих ступицах. А вот задние стоит открутить и переместить на одну из передних ступиц для проведения балансировки.
На СТО, в шиномонтажных мастерских эта процедура проводится с использованием специального оборудования. После всех подготовительных процедур колесо устанавливают на балансировочный станок с конусом крепления.
Правильная балансировка колёс, наиболее точная, делается на специальном компьютерном стенде. На него устанавливают колесо, задают его параметры. После этого, раскручивая его в разные стороны, с помощью компьютера выявляется самое лёгкое место и недостающий вес. Специалист автосервиса просто довешивает грузики в необходимых местах на диск для устранения дисбаланса.
Стоит учитывать, что общий вес установленных грузиков не должен превышать 60 гр. Если их суммарный вес выше, стоит задуматься о том, правильно ли собрано колесо, нет ли деформаций диска, не залежалась ли шина. Если же шина только с магазина, при этом установлена правильно, повреждений диска нет, то потребность крепления грузиков общим весом больше 60 гр. свидетельствует о её браке и может служить поводом для возврата в магазин.
После обычной в некоторых шинных центрах делается финишная балансировка колёс. Её проводят уже после установки покрышки на автомобиль, так как здесь проверяется, устраняется дисбаланс колеса одновременно со ступицей и тормозным диском. Колесо для этого раскручивается и путём применения аппарата финишной балансировки выявляется дисбаланс всего узла. Выравнивается он с помощью всё тех же грузиков. При этом их вес не должен быть больше 15 грамм. Важно понимать, что это не альтернатива компьютерным стендам или станкам, это просто способ повысить качество балансировки.
Зачем нужна балансировка колес
Технология производства автомобильных покрышек допускает неравномерное распределение их массы по ободу. Виной тому различные дефекты: наплывы резины, слоистая структура. Из-за этих факторов вес сторон покрышки может отличаться вплоть до нескольких граммов. При езде такая шина вызывает вибрации колеса. Чем выше скорость, тем потряхивание становится заметнее. Такие колебания сказываются не только на комфорте езды, но и влияют на устойчивость машины на дороге. Опасность в том, что машина со временем теряет управляемость.
Колебания начинаются с первых оборотов, но при небольшой скорости они не заметны для водителя. Вибрации начинают ощущаться, когда сайлентблок уже не справляется с возросшей амплитудой. Возникает резонанс, за счет чего колебания передаются на другие элементы конструкции автомобиля. По достижении скорости 40 км/ч водитель начинает ощущать вибрации сначала на руле, затем и на педалях. Разогнавшись до 60 – 80 км/ч дискомфорт ощущается уже в салоне: появляется тряска кресел и элементов отделки. Частота колебаний меняется: водитель и пассажиры чувствуют их пики, когда дребезжат веще в бардачке или багажнике. На более высоких скоростях тряска может пропадать, но это лишь означает, что колебания колеса не входят в резонанс с кузовом автомобиля. При замедлении машины вибрация вновь будет чувствоваться.
Не стоит недооценивать такую ситуацию. Тряска негативно влияет на все части автомобиля. Протекторы шин истираются неравномерно, что только усиливает биение колеса. От вибраций выходят из строя амортизаторы и расшатывается подвеска автомобиля. Шарниры, в том числе резинометаллические, также приходят в негодность. Со временем негативный эффект колебаний распространяется и на рулевое управление, а также детали двигателя и трансмиссии. Вибрации способствуют более быстрому износу всех трущихся элементов конструкции. Итогом может стать даже повреждение патрубков системы охлаждения двигателя.
Если не сделать балансировку сразу после замены шин, то спустя несколько месяцев езды могут потрескаться сайлентблоки или возникнуть проблемы с подвеской и другими элементами конструкции.
Рекомендуем
Для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
Балансировки требуют даже новые качественные покрышки. Биение при езде возможно при разнице в весе сторон даже в несколько граммов. Дисбаланс может усилен не только из-за разновеса резины, но и диска. Диск и резина имеют свой весовой баланс. При монтаже резины на диск он меняется. Поэтому балансировку проводят на резине, одетой на диски.
Самый сильный дисбаланс возникает в случае, если самая тяжелая часть резины и диска оказываются рядом. При этом потребуется большое количество грузиков для противовеса на обратную сторону. Опытные мастера прокручивают резину относительно диска с тем, чтобы тяжелые места оказались друг напротив друга и сбалансировали часть веса уже без грузиков.
Когда делать балансировку колес
Как правило, эту процедуру проводят в двух случаях:
- При замене резины на новую или сезонную.
- При появлении биения во время езды.
Последнее возможно не только из-за дисбаланса по весу при потере балансировочного грузика, но и из-за повреждений шины и даже из-за грязи, крепко засевшей в одной части протектора.
Вес засохшей в протекторе грязи может быть сравним с весом балансировочного грузика (5-20 грамм).
ГОСТ 4764-97 допускает установку балансировочных грузиков максимальным весом 50 грамм для 12 дюймовой резины до 70 грамм для 16 дюймовых.
Есть физическая закономерность – чем больше диаметр колеса, тем больший дисбаланс по весу возникает и тем труднее точно сбалансировать вес. То есть, для балансировки больших колес приходится ставить грузики-противовесы большего веса, что отмечено и в вышеприведенном ГОСТе.
Где делают балансировку
Для балансировки колес по весу требуется специальное оборудование, поэтому в домашних условиях это сделать практически невозможно. При обращении в шиномонтаж лучше выбрать мастерскую, оборудованную современными, дорогими станками с компьютерами и мониторами. Обратите внимание, перед балансировкой мастер должен:
- Снять старые балансиры.
- Проследить, чтобы в протекторах не было грязи.
- Отдельно проверить и при необходимости поправить диски.
- Перед бортированием смазать резину специальной монтажной пастой.
- Накачать новую шину с превышением давления (раскачка шины), затем стравить давление до нормы.
В любом случае качественная балансировка покажет себя при дальнейшей езде плавностью хода, отсутствием гула и вибраций. Это сразу становится заметно, если до этого водитель ездил на несбалансированных колесах.
Технология балансировочного процесса
Снятое колесо закрепляют на специальном балансировочном станке. Посредством адаптера его раскручивают,затем проводится центровка.
В программу станка вводится конфигурация колеса.
После остановки покрышки дисплей показывает, на какую сторону надо установить дополнительные грузы определенного веса.
Балансировочные грузы могут быть двух видов:
- Набивные, оборудованы кронштейном. Устанавливаются на литые или штампованные диски.
- Универсальные. Приклеиваются к внутренней поверхности диска.
Лучшими считаются набивные грузики. Их крепление намного надежнее. Они редко вылетают, появление дисбаланса у таких колес практически невозможно.
На универсальные грузы влияет температура. При минусовой температуре они могут просто отпасть. Иногда они падают во время мойки. Основную роль здесь играет клеящий состав, который не всегда бывает высокого качества.
После выбора грузиков, выполняется их установка. Желательно располагать их как можно ближе друг к другу. Причем их общий вес не должен превышать 60 грамм. Если этот показатель будет больше, необходимо посмотреть, где находится метка на покрышке.
Если метка совпадает с вентилем, а вес намного больше, значит, имеет место повреждение колеса. Возможно, диск получил большую деформацию.
Когда деформация исправлена, колесо несколько раз прокручивают по земле, затем снова устанавливают на станок. После вращения и установки грузиков, допускается погрешность стальных дисков – 5 грамм. У легкосплавных дисков этот показатель несколько ниже. Три грамма на обе стороны.
Финальная стадия осуществляется только на высокотехнологичном оборудовании. Но такие станки большая редкость, поэтому ее не проводят в шиномонтажной мастерской.
Балансировка необходима для устранения возможности дисбаланса. Разбалансировка бывает двух видов:
1. Статической — изменение позиции инерционной и вращательных осей, которые находятся параллельно друг другу.
Как результат, меняется ориентация центра тяжести колеса, а его вес распределяется с серьезными отклонениями. Чтобы увидеть проблему, необходимо надеть диск с шиной на ось, раскрутить колесо и посмотреть особенности его движения.
Статический дисбаланс легко увидеть по маятниковому движению круга и его быстрой остановке. Для исправления ситуации устанавливаются грузки на липучке или специальном креплении (для литых и дисковых колес соответственно).
2. Динамический — разобщенность инерционной и вращательной оси. Позиция центра тяжести не меняется, но возникает небольшой угол отклонения. Иными словами, имеется риск ошибочного распределения в ширину.
Для выявления дефекта не нужно демонтировать колесо. Достаточно поднять с помощью домкрата нужную часть авто и покрутить колесо.
Для решения проблемы используются специальные грузики, устанавливаемые по двум сторонам диска. Если верить практике, динамическая разбалансировка, как правило, появляется у широкопрофильной резины.
После исправления дисбаланса выполняется заключительная балансировка на специальном аппарате (процесс рассмотрим ниже).
Балансировка колес
Следующий нюанс, который нужно понять — зачем нужна балансировка колес. Покрышки автомобиля имеет неоднородный характер, а ее вес неравномерно распределяется по оси.
Наличие небольших дефектов, наплывов и других проблем, возникающий при изготовлении колеса, неизбежно. Вот почему после установки шин возможно появление дисбаланса.
При его наличии появляются вибрации, которые передаются на кузов, негативно влияя на комфортабельность поездки и управляемость авто.
Вибрации возникают почти сразу после начала движения. При небольшой скорости сайлентблоки успешно гасят колебания. Чем быстрее перемещается авто, тем сильнее вибрации.
Первые ощущения на рулевом колесе появляются при достижении 40-50 км/час. При дальнейшем увеличении скорости вибрации передаются на педали и все тело. Если ничего не предпринимать, появляется дребезг в приборной панели.
Отказ от балансировки влечет ряд негативных последствий — повреждение покрышек, на которых появляются канавки. Со временем они увеличиваются в размерах.
Страдают и другие элементы машины — амортизаторы, сайлентблоки, узлы подвески и прочие детали. Постепенно разрушается рулевое управление, слабеют крепежи патрубков и трубок. Уже через несколько недель «вылезают» другие серьезные проблемы, требующие посещения СТО.
Балансировка колес необходима, чтобы не допустить следующих последствий:
1. Износ элементов подвески (ступиц, амортизаторов и т. д.).
2. Ухудшение управляемости машины, что чревато попаданием в ДТП.
3. Истирание резины и необходимость покупки новых изделий, а это серьезные траты.
4. Дискомфорт при управлении ТС из-за сильных колебаний и вибрирования.
Чем дольше водитель бездействует, тем серьезнее проблема. Экономия на посещении СТО выливается в еще более крупные расходы.
Когда и как часто необходима балансировка
Следующий вопрос касается актуальности проведения работ — когда делать балансировку колес. В инструкциях нет точных рекомендаций касательно пройденного километража или определенного времени. Здесь нужно исходить из опыта автовладельцев.
Балансировка необходима:
• при монтаже резины;
• через 400-600 км пройденного расстояния с момента установки резины;
• при пробое подвески;
• при возникновении вибраций (в том числе в рулевое колесо);
• каждые 12-15 тысяч километров.
Зная, когда делать балансировку, автовладелец избегает рассмотренных выше последствий и, соответственно, крупных трат. Проверка необходима в отношении обеих осей — передней и задней.
Разница в том, что дисбаланс колес задней оси имеет меньше последствий для автомобиля.
Как правильно делать балансировку
Для достижения результата важно соблюдать правила балансировки. Здесь выделяются следующие моменты:
1. Масса грузика, который навешивается на колесо, равна 60 граммам. При увеличении этого параметра нужно убедиться в корректности сборки или выявить проблемы, не позволяющие провести балансировочные работы. Причиной может быть износ шины, повреждение диска или иные последствия.
2. Если мастер снял колесо и безошибочно сделал балансировку, при вторичном монтаже на аппарат вероятны отклонения не более 5 г. Чем больше тяжесть колеса, тем выше погрешность.
3. Добиться идеальной балансировки трудно, поэтому многое зависит от качества шины и дисков. Если параметр дисбаланса попадает в границы допуска, проверка считается пройденной. Допустимый дисбаланс составляет 10 грамм для каждой из сторон.
4. Перед работой диск нужно очистить и вымыть. Даже небольшой слой грязи может влиять на результат.
5. Важно обратить внимание на шину. Важно натянуть ее полностью. Если шина не заняла необходимую позицию, балансировка ничего не дает.
Дополнительный риск несет установка колпаков из пластмассы. Если они низкокачественные, высок риск негативного влияния и разбалансировку.
Как делается балансировка колес
Аппарат для балансировки оборудован специальным ПК, который сам выявляет место монтажа для грузика. В качестве материала применяется свинец, цинк или сталь. Масса подбирается с учетом текущего дисбаланса колеса.
Сегодня производятся грузики массой 5-60 г с разницей в 5 г. Если балансировка требует применения более тяжелого грузика, нужно проверить колесо и корректность установки покрышки.
При выборе грузиков учитывается тип диска:
• для стальных применяются набивные грузы, фиксируемые на ребре путем набивки;
• в легкосплавных (литых) дисках используются специальные грузы (на клейкой основе).
Особенность липучек состоит в легкости крепления и невидимости для глаз, ведь они фиксируются на внутренней части диска.
Эксперты уверяют, что такие диски надежнее набивных, но это ошибка. Многое зависит от применяемых материалов и качество очистки поверхности, куда фиксируется грузик.
Балансировка колес проходит по такому алгоритму:
1. Монтаж на стенд для получения первичной информации. На этом этапе определяется место, где не хватает массы для достижения нужного баланса. Важно отметить, что сегодня почти все станки комплектуются датчиками и мониторами. Их особенность состоит в точном определении проблемных участков.
2. Установка грузов-компенсаторов (о них упоминалось выше).
3. Проверка качества установленных грузиков, проверка сбалансированности массы. На дисплее загораются нули, что свидетельствует о балансировке.
Через 100-200 км пробега необходимо глянуть на колесо и обратить внимание на износ протектора. Если дорога начала «есть» резину, желательно снова посетить СТО. При этом признаки неправильной балансировки будут заметны сразу.
Они могут выразиться в появлении вибраций и отклонении машины в левую или правую сторону.
В таком случае нужно сразу ехать на СТО, ведь эксплуатация машины чревата быстрым истиранием шин и попаданием в ДТП.
Когда нужно обязательно обратиться за балансировкой
Колеса обязательно нужно балансировать в следующих случаях:
- сезонная смена шин;
- резкие удары в колесо: наезд на яму, бордюр, люк и т.д. на большой скорости;
- некоторые производители шин заявляют о необходимости выполнять балансировку каждые 15 000 км пробега;
- если вы любитель агрессивного стиля езды, то этот интервал необходимо сократить в два раза;
- если вы планируете дальнее путешествие, в места, где есть трудности с автосервисами.