Промывочное масло для бензинового двигателя: 2 варианта очистки
Промывка двигателя при замене масла
В данной статье от официального дилера «Шелл» в России мы рассмотрим ряд вопросов, важных для каждого автовладельца. Мы поговорим о промывке двигателя при замене масла и обсудим то, зачем она нужна и как сделать, чтобы мотор после чистки не вышел из строя. Также перечислим средства, которые помогут вам добиться необходимого результата. Мы также рассмотрим вопрос о том, есть ли способы избежать появления отложений и забыть о промывке вовсе.
Как промывочное масло очищает двигатель
Масло в двигателе выполняет не только смазывающие функции, но и убирает продукты износа из пар трения, а также препятствует отложению лаков, нагаров и шламов на деталях. Все эти загрязнения смешиваются с маслом, стекают в картер, делая цвет масла темнее.
В состав современных моторных масел входят моющие присадки, задача которых — нейтрализовывать образующиеся в двигателе кислоты и препятствовать появлению любых отложений на деталях.
Чем дольше работает масло, тем сильнее расходуются моющие присадки и снижается щелочное число. Это касается случаев, когда:
- замена масла производится не по регламенту;
- автомобиль эксплуатируется в городе;
- по моточасам наработка масла превышает допустимые пределы;
- создаются тяжелые условия для ДВС, которые описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Некоторое количество масла (в зависимости от конструкции двигателя) при замене остаётся в скрытых полостях двигателя. Загрязнённое масло смешивается с новым, что ухудшает исходные смазочные и моющие свойства.
Последствия промывки мотора
Из-за некачественного масла может происходить закокосовывание маслосъёмных и компрессионных колец, которые располагаются на поршнях цилиндропоршневой группы. Результат этого процесса – потеря кольцами своей подвижности. Последствия – потеря компрессии, которая сразу же отразится на мощности двигателя. Кроме того, увеличится угар смазки, потому что маслосъёмные кольца не смогут предотвращать его попадания в камеры сгорания. Понадобится использование промывок, способных убрать нагар, сажевые отложения, а также другой вредный шлам. Как правило, после этой процедуры компрессия восстанавливается, а моторное масло угорает гораздо меньше.
Кроме положительного эффекта очистки, промывочный состав может и навредить – например, вызвать утечку масла через сальники.
Прочищая двигатель, промывка вымывает из сальников шлаки. Как правило, они откладываются в трещинах этих герметизирующих деталей, закупоривая их. Таким образом, смазочная жидкость не просачивается наружу. После промывки ситуация меняется, и моторная жидкость проникает сквозь сальники. Это – ещё одна из причин, по которой нужно выбирать только качественный промывочный материал.
После промывок мотора в нём всегда остаётся небольшое количество промывочного состава. Он содержит компоненты, предназначенные для разъедания отложений. Смешиваясь с новым маслом, эти вещества продолжают свою работу. Длительное время воздействуя на детали двигателя, например сальники или прокладки, они начнут их разрушать. Вот почему промывать мотор следует только в тех случаях, когда без этой процедуры обойтись уже нельзя.
Стоит ли использовать промывочное масло
Теперь давайте ответим на вопрос, можно ли промывать двигатель промывочным маслом. Прежде всего, нужно исходить из конкретной ситуации. Если двигатель чистый и используется тип смазок, которые можно смешать, тогда промывка обычно не нужна. Для того чтобы промыть ДВС, будет достаточно пару раз сократить интервал замены используемого масла в первый раз на 50-60%, а во второй на 30-40%.
Если же мотор загрязнен, но не сильно, тогда можно воспользоваться промывочным маслом. В ситуациях, когда масляная система силового агрегата основательно загрязнена, необходима отдельная консультация с мотористами. Дело в том, что промывочное масло может размягчить обильные загрязнения, но не растворить их.
В результате часто забивается сетка маслоприемника, происходит закупоривание каналов системы смазки, загрязнения попадают в гидрокомпенсаторы и т.п. Итогом становится масляное голодание, значительный износ или выход из строя отдельных элементов двигателя.
Кстати, благодаря этой информации становится понятно, можно ли ездить на промывочном масле. Ответ будет утвердительным, но только если промывка для этого специально предназначена. Если же газовать или ездить на промывочном масле, которое для таких условий работы не рассчитано (не забываем про сниженную вязкость таких составов), тогда значительно повышается риск повреждения деталей и выхода двигателя из строя.
Прежде всего, в составе полнообъемных промывочных масел меньше активных моющих компонентов, чем в быстрой промывке, которая заливается в старое отработавшее масло. Это значит, что воздействие на сальники и уплотнители во время использования промывочных масел однозначно более щадящее. Также многие специалисты и автовладельцы отмечают, что промывочное масло лучше отмывает загрязнения, так как дольше работает в двигателе.
Промывка узлов трансмиссии автомобиля
Промывать можно и нужно не только маслосистему двигателя, но и МКПП, редукторы и дифференциалы. Хотя автопроизводители утверждают, что залитое трансмиссионное масло в МКПП рассчитано на весь период эксплуатации автомобиля, по нашему убеждению выполнять замену масла нужно. Интервал замены масла в МКПП должен составлять 40–80 тыс. км. Более того, для продления ресурса узла рекомендуется выполнять промывку маслосистемы трансмиссии. Ведь трансмиссионное масло, как и моторное, окисляется, теряет свои вязкостные свойства, а пакет присадок срабатывается, хотя эти процессы протекают не так интенсивно, как в моторах.
Промывку механических узлов трансмиссии рекомендуется выполнять промывочным маслом «VERYLUBE»:
- слить отработавшее масло;
- залить промывочное масло до номинального уровня;
- обеспечить работу агрегата без нагрузки (при вывешенных колесах) в течение 10–15 мин (до 30–40 мин — при сильном загрязнении);
- выполнить штатную замену масла.
Для промывки механических узлов трансмиссии рекомендуется также использовать «VitaFlush — очиститель маслосистемы». Промывка трансмиссии выполняется аналогично промывке маслосистемы двигателя.
Промывочные составы «VitaFlush», «TotalFlush» и «Промывочное масло VERYLUBE» не рекомендуется использовать в Роботизированных КПП и АКПП.
Присадки как скорая помощь для мотора
Вариантом промывочного масла являются различные присадки-пятиминутки, которые разработаны для восстановления моющих свойств отработанного моторного масла. С этой целью присадки добавляются в отработку, а затем двигатель запускают на холостых оборотах примерно на 5 минут. После слива отработки должна быть замена фильтра и заливка свежего моторного питания. Такие «пятиминутки» очень хорошо счищают грязь со стенок мотора, но они не могут удалить шлам. Почему? Чтобы частички шлама были вымыты из маслопровода и оказались в масле, необходима очищенная промывочная жидкость. Отработанная моторная жидкость уже перенасыщена грязью и неспособна к растворению мусора на стенках ДВС. При работе с присадками необходимо точно следовать инструкции, поскольку в них содержатся достаточно агрессивные химические вещества. Если заставить мотор работать больше указанного времени — придётся менять не только масло, но и сальники. Таким образом, присадки предназначены для очень загрязнённых двигателей. Как автолюбителю грамотно выбрать качественную и эффективную присадку? Выпускаются такие средства очистки ДВС многими фирмами, но особенно славятся присадки брендов Motul и Liqui Moly.
Не все присадки одинаково эффективны
Когда двигатель нуждается в лечении
В каких ситуациях появляется необходимость промывки дизельного или бензинового двигателя:
- Покупка подержанной машины с большим числом пробега. Обычно у такого транспорта неясны условия прежней эксплуатации, а в двигателе есть мусор в виде частиц отработанной моторной жидкости. Чтобы эффективно и при этом аккуратно промыть мотор, применяют ступенчатый переход. После заливки промывочного масла ДВС должен проработать не больше получаса. Слить его и влить минералку хорошего качества, по химическим параметрам подходящую вашему мотору по API и SAE. Через 1000–2000 км наступит время следующей замены моторной жидкости на высококачественный продукт несколько раз. Если при этом потеют сальники или растёт расход масла, придётся повозиться с заменой сальников, ремонтом двигателя или возвратом на ступеньку назад.
- Вы хотите перейти с минералки на полусинтетику или синтетику. В таком случае промывка мотора просто необходима, чтобы не дать более очищенному маслу вымыть отложения минералки и забить масляной фильтр и каналы.
- Применение только одного типа моторного масла одного бренда позволяет обойтись без промывки между заменами. Если вы переводите автомобиль на другую марку масла, вашему мотору понадобится промывка. Использование полусинтетики или синтетики разных производителей вынуждает промывать двигатель раз в 3–4 смены. После промывки мотора вы должны сменить масляный фильтр первый раз через 2000 км, второй раз через 6000–8000 км. Теперь период смены фильтра для вашей машины уменьшается на 2000–4000 км. Если ваш двигатель работает только на минеральном масле, промывку следует проводить каждую смену.
- В чрезвычайных ситуациях, когда есть подозрения на фальшивую моторную жидкость неизвестного происхождения или были смешаны несколько видов масел.
- Когда вы хотите перевести ДВС на работу с более высоким классом масла любой классификации. Такая ситуация наблюдается в конце осени — многие автолюбители переводят автомобили с минералки на полусинтетику.
Используйте только проверенные автомобильные масла
3 TON 5 минут
Третье попавшее в топ средство — 3 TON 5 минут, используемое для мгновенного очищения масляной системы от грязи и удалений. Масло также позволяет снять грязь и нагар с поршневой, клапанной и кольцевой систем, а также убрать внешние загрязнения мотора. Многие автомобилисты применяют 3 TON 5 минут при каждой замене масла.
Это концентрированное средство для быстрой и эффективной очистки масляной системы двигателя от загрязнений, удаления вредных отложений, грязи и нагара с поршней, клапанов, колец. Рекомендуемое соотношение промывочная жидкость/масло — 1:10.
Промывочные масла стандартного объема — 4 литра
Подобные составы предлагают разные производители. Проанализируем наиболее востребованные среди владельцев автомобилей промывочные смеси:
- масло промывочное ZIC FLUSH . Данное средство имеет неплохие моющие свойства, предупреждает окисление масла. В среднем, стоимость канистры составляет 16 долларов. Жидкость безопасна для деталей, выполненных из полимерного материала;
- масло « Лукойл ». Жидкость имеет неплохое соотношение цены и качества. Есть несколько присадок, имеющих прекрасные противоизносные характеристики. Применение подобного промывочного масла гарантирует устранение старой грязи. Средняя стоимость находится в диапазоне 12-15 долларов;
- промывочное масло « Лакирис ». Основой продукта является масло, к нему добавлены антиокислительные и моющие присадки. С помощью данного средства можно растворить нагар и шлам, вывести сильные загрязнения. Ценовой диапазон 10-12 долларов.
Как менять масло
Вариантов, как поменять масло, довольно много. Самый простой и дешевый – слить или откачать старое и залить свежее. Более сложный и дорогой способ – применить специальное промывочное масло. Продаются разнообразные пяти-десятиминутные составы, так называемые короткие промывки. Это промывка двигателя перед заменой масла. Их рекомендуют заливать непосредственно перед сменой масло и крутить мотор пять-десять минут на минимальных оборотах холостого хода. А еще есть препараты, условно-называемые «двухсоткилометровыми» или длинными. Их советуют залить за недельку и покататься с ними те самые 200 км.
Долговременная промывка двигателя «Супротек Апрохим»
На протяжении 200 километров пробега мягко и постепенно очищает все отделы двигателя от загрязнений, способствует восстановлению подвижности поршневых колец. Безопасна для резиновых и пластиковых деталей.
НОВАЯ ЛИНЕЙКА ТОВАРОВ A-PROHIM («АПРОХИМ»)
В течение первой половины 2019 года будет производиться поэтапная замена каталога товаров автохимии «Супротек» и товарной линейки, которая был представлена на A-proved.ru на новую, объединенную линейку. Покупателей ожидают (список будет пополняться):
- сервисные средства:новый силиконовый воск, универсальный очиститель металла на базе очистителя тормозов, «Жидкий ключ».
- топливные присадки: очиститель топливной системы с измененной, более эффективной формулой и многофункциональные чистящие присадки SGA и SDA.
- очистители: дезинфицирующий спрей для очистки системы вентиляции и очиститель для рук, долговременная (мягкая) промывка двигателя.
- пластичные смазки: обновленная версия восстанавливающих смазок для подшипников и шарниров.
О времени выпуска и появлении каждого нового товара в магазинах будет объявлено отдельно.
Какой же вариант лучше? Мы проверили все, нюансы теории и методики испытаний изложены во врезках. Сравнивали не препараты разных производителей, а технологии – их набралось пять.
Для начала действуем по принципу «слил-залил»: мотор прогреваем до рабочей температуры, потом останавливаем и сливам горячее масло в течение 10 минут; одновременно меняем фильтр.
Следующий эксперимент сложнее. После слива мотор пустили, дав минуту покрутиться всухую, — и из него вылилось еще немного грязной жижи. Далее – смотри пункт первый.
Очередные опыты: используем по два разных российских промывочных масла («ЛУК..Л» и «АВ.О»), затем две короткие промывки («Хай-Г..» и «Ауто До. р»), а потом пару длинных – долговременная промывка «СУПРОТЕК АПРОХИМ» (не путать с присадками!) и немецкий «Л. и Мо.и» (Статья приведена с сокращениями. Подробнее читайте на сайте журнала). Итоги свели в таблицу.
Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-30 4л
Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-30. Покупайте масло с гарантией производителя.
Вариант 2. Premier – улучшенная замена моторного масла с промывкой масляной системы
- Повышенный расход топлива. Потеря мощности.
- Сокращает количество вредных примесей в выхлопных газах. Очищает микроканалы (муфты газораспределения, гидронатяжители, гидрокомпенсаторы) в бензиновых двигателях непосредственного впрыска GDI, TFSI, D4 и т.д. Растворяет стойкие, труднорастворимые отложения. Восстанавливает/выравнивает компрессию и мощность двигателя. Предотвращает процесс коксования/залегания поршневых колец. Замедляет процесс окисления и деградации моторного масла, усиливая его термальную и антиокислительную стабильность. Предотвращает образование лаковых и шламовых отложений. Уменьшает износ трущихся поверхностей двигателя.
- Позволяет безопасно увеличивать интервалы замены масла. Обеспечивает надежность компонентов двигателя, подверженных высоким нагрузкам. Предотвращает увеличение расхода топлива. Увеличивает надежность и экономичность работы двигателя. Восстанавливает мощность двигателя. Увеличивает интервал замены масла.
Набор используемых расходных материалов для проведения сервиса:
BG MOA 115
- BG 109
Регламент проведения сервиса Premier:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Добавьте в старое (отработанное) моторное масло или предварительно залитое, вместо отработанного промывочное или любое моторное масло, продукт BG 109
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на 1200 – 1300 об/мин. 15 – 20 минут.
- Слейте отработанное моторное масло.
- Демонтируйте старый масляный фильтр.
- Установите новый масляный фильтр.
- Добавьте в масляную систему продукт BG MOA № 115.
- Залейте новое моторное масло по уровню.
В заключении
Поэтому ответ на вопрос — Как выбрать промывочное масло для двигателя — не может быть однозначен. Выбирайте способ удобный для вас и смотрите внимательно на характеристики промывочного масла, вместе с рекомендациями его производителя.
В качестве заключения, советуем выбирать промывки по типу двигателя: для бензиновых — бензиновые, для дизельных — дизельные. Моторы нового поколения из сплавов требуют отдельных средств для очистки, специально разработанных по новым технологиям.
Универсальные промывочные масла длительного действия и пятиминутки только на первый взгляд могут подойти для машины, лучше проконсультироваться со специалистами СТО или задать вопрос на сайте или форуме опытным автолюбителям и мастерам конкретно по каждой модели в отдельности.