Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещение в покрасочной камере и его значение

Создание нормального освещения в покрасочной камере, с учетом всех сопутствующих факторов, является процессом непростым. Есть четкие критерии, которым нужно следовать. Световой поток должен находиться в диапазоне от 600 до 2000 люмен. При меньшем значении в помещении может быть слишком тускло, и мастер будет вынужден работать в сложных условиях. Большее значение является избыточным. Сам свет должен быть полностью однородным, что качается яркости и оттенка. На всех участках требуется соблюдать единые световые параметры. Спектральный состав света должен быть близким к тому, что дает естественный свет.

Использование мерцающих, пульсирующих или других неестественных световых потоков запрещено – в условиях длительной работы глаза мастера устанут от него, что может вызвать головную боль и, как следствие, падение работоспособности.

Все без исключения зоны, где будет выполняться покраска, должны освещаться равномерно. Если нельзя этого добиться основными приборами, следует компенсировать все с помощью дополнительных мобильных источников света. Во время покраски в камере могут наблюдаться критические для световых приборов явления – это перепады температур, вибрации, давление. Потому стоит подбирать те приборы, которые без проблем переносят указанные воздействия. Индекс передачи света должен соответствовать показателю 80 и выше. Это создаст в камере обстановку, как будто в помещение поступает естественный солнечный свет.

Идеальные условия для окраски авто

Данное оборудование представляет собой полноценный рабочий участок для проведения основных этапов малярных работ: подготовки поверхности, нанесения грунта, лакокрасочных составов, высыхания слоев, полировки. Покрасочная камера состоит из утепленных стен, потолка с воздуховодом и пола с решетчатым основанием для отвода воздуха и лакокрасочного тумана. Внутренняя площадь может составлять несколько десятков квадратных метров, что позволяет разместить там не только автомобиль, но и необходимое оборудование, и при этом комфортно работать. В ней есть ворота для заезда транспортного средства, а также кабина оператора, где расположен блок управления работой всех систем. Внутри окрасочно-сушильная камера полностью укомплектована необходимыми приспособлениями для создания идеальных условий покраски.

В ней имеются:

  • Осветительные приборы. Система освещения в камере может состоять из боковых светильников, которые установлены под углом 45 градусов, или ряда верхних и нижних, что позволяет создать хорошее освещение кузова автомобиля со всех сторон. Их общее количество может достигать 16 — 24 штук, причем, в каждом светильнике может быть установлено по 2-4 лампы. Такое освещение позволяет создать оптимальные условия для сравнения цвета отдельных кузовных частей, подобрать наиболее подходящий оттенок, а также выполнить кропотливые работы, например, при аэрографии.
  • Система фильтрации. Воздух нагнетается в окрасочно-сушильную камеру с помощью вентиляторов. Интенсивность его подачи регулируется открыванием/закрыванием воздушных заслонок. Для очистки входящего воздуха в потолок встроены фильтры. Это могут быть как обычные фильтрующие элементы, задерживающие пыль, так и фильтры тонкой очистки, КПД которых достигает 98%. В пол вмонтированы краскоостанавливающие фильтрующие элементы, которые пропускают через себя красочный туман, и чистый воздух выводится из окрасочной камеры. Отсутствие скопления инородных частиц в воздухе помогает добиться более качественного нанесения состава и получить гладкое лакокрасочное покрытие.
  • Тепловой агрегат. Для обеспечения требуемого температурного режима окраски и сушки используется система нагрева, которая может работать на электричестве, дизельном топливе или газу. Последний вариант считается наиболее экономичным, но требует либо подводки магистрального газа, либо запаса сжиженного газа в баллонах. Если это невозможно, то можно купить окрасочно-сушильную камеру с дизельной горелкой. Воздух, подаваемый в камеру, нагревается, и, в зависимости от режима работы, температуру нагрева можно регулировать в пределах от 25-30 градусов Цельсия (при распылении краски) до 60-80 градусов Цельсия (при сушке).

Изучаем требования к созданию покрасочной камеры в своем гараже

  • Изучаем требования к созданию покрасочной камеры в своем гараже
  • Покрасочный бокс, зачем он нужен?
  • Требования по обустройству
  • Размер помещения
  • Каким должен быть материал
  • Помните об освещении
  • Отопление и сушка
  • Вентиляция
  • Плюсы и минусы самодельного покрасочного бокса
  • Не забывайте про безопасность

Покраска автомобилей – одно из основных направлений деятельности тюнинг-ателье или даже обычных ремонтных мастерских. Однако для правильного нанесения краски требуется специальное оборудование и соответствующее помещение, которые бы обеспечили качественное сцепление краски с металлом. Но можно ли оборудовать гараж для покраски авто своими руками? На этот вопрос мы сейчас попытаемся ответить.

  • Покрасочный бокс, зачем он нужен?
  • Требования по обустройству
    • Размер помещения
    • Каким должен быть материал
    • Помните об освещении
    • Отопление и сушка
    • Вентиляция
  • Плюсы и минусы самодельного покрасочного бокса
  • Не забывайте про безопасность

Покрасочный бокс, зачем он нужен?

Вне зависимости от марки и модели вашего автомобиля, он периодически нуждается в проведении ремонтных работ, причем это касается не только мелкого ремонта, но и более масштабных мероприятий. Так, к примеру, лакокрасочное покрытие транспортного средства со временем выгорает, стирается и теряет былую привлекательность, из-за чего автовладелец начинает задумываться над вопросом повторной покраски своего железного коня.

Учитывая тот факт, что стоимость выполнения данной задачи специалистами профильных мастерских отнюдь не маленькая, приходится искать альтернативные пути решения. Наиболее привлекательным вариантом является обустройство покрасочной камеры своими руками в собственном гараже, что хоть и потребует определенных финансовых вложений, но полностью себя окупит. Более того, подобный покрасочный бокс может пригодиться вашим друзьям, а там и до открытия собственного дела недалеко.

Требования по обустройству

Размер помещения

Если вам нужна камера для одноразового использования, тогда размеры гаража должны подходить под габариты только вашей машины, но и это значение не должно быть меньше, чем 4 на 6 м. В то же время чертежи более-менее профессиональной покрасочной камеры должны предусматривать наличие подсобного помещения и подполья, поэтому и общий размер помещения будет немного больше: длина – 9 метров, ширина – 7,5 метра, а высота – 3,5 метра (или хотя бы не меньше 2,8 метров).

Каким должен быть материал

Одного желания и наличия подходящего помещения мало, чтобы сделать полноценную покрасочную камеру своими руками. Как минимум, необходимо еще правильно подобрать материал для ее создания. Нередко в целях экономии автолюбители используют вагонку, но учитывая высокую вероятность ее возгорания, этот вариант лучше сразу отбросить. В качестве хорошей альтернативы специалисты советуют использовать металлические элементы и негорючий изоляционный материал.

Потолок

С технической стороны, стандартный прямоугольный потолок будет удобным только в случае монтажа по периметру камеры угловых светильников, которые в результате установки срежут его под углом в 45°. Если же конструкция покрасочного бокса не предусматривает монтаж таких осветительных элементов, тогда, во избежание образования завихрений и сбора пыли, углы камеры нужно закруглить.

Всю поверхность потолка должен занимать фильтр, сквозь который в помещение сможет поступать чистый воздух. В том случае, когда высоты гаража не хватает для соблюдения указанного требования и конструкции вытяжной трубы, придется придумывать вывод на крышу.

Пол

Отдельного внимания требует и пол в покрасочной камере. Поэтому, если в гараже имеется смотровая яма, ее необходимо накрыть самодельными металлическими решетками, а под обрешетку уложить доски, причем так, чтобы острый угол был направлен к дверям помещения. Из ямы наружу выводят трубу воздуховода, которая является основой нижней вентиляции. В тех случаях, когда пол сплошной, придется либо выкапывать прямоугольную яму, либо прокладывать две траншеи (глубины в один метр будет достаточно), либо обустраивать еще один пол в виде настила высотой в 15-20 сантиметров. Вывод вентиляции на улицу также прокладывают под землей, не забыв про клинья.

Самым важным моментом данного этапа работы является грамотная проектировка отверстий, которые будут выводить наружу отработанный воздух. Если проигнорировать это требование, то в покрасочной камере могут появляться «мертвые зоны», способствующие возникновению взвесей краски и созданию завихрений воздушного пространства камеры. Такие ситуации плохо сказываются на свежей краске машины, поэтому для полноценной работы выводящей системы траншеи дополняют двигателями, вытягивающими воздух из камеры.

Стены

Покрасочная камера, обустроенная в гараже, также отличается определенными характеристиками стен. В первую очередь они должны быть герметичными, огнеупорными и хорошо поддаваться очистке.

Если у вашего гаража металлический каркас, тогда его необходимо покрыть грунтовкой и установить внутри сэндвич-панели. Снаружи помещение также обшивают металлом, обрабатывая стыки силиконовым герметиком.

В случае с капитальными стенами помещения (кирпич, шлакоблок), выполняемые действия будут немного другими. В первую очередь, помещение необходимо утеплить с помощью минерального материала и отделать влагостойким гипсокартонном, а после этого можно будет нанести белую порошковую краску или же выполнить монтаж специальной огнеупорной (до 500°C) белой пластиковой вагонки. Белый цвет стен обеспечивает правильную цветопередачу и существенно облегчает процесс покраски машин.

Читать еще:  Ниссан кашкай механика или жук вариатор выбрать - Как выбрать Nissan Qashqai I с пробегом

Нередко стены покрывают матовой пленкой с эффектом намагничивания (хватает на покраску 10 автомобилей). Она хорошо поддается очистке и обладает великолепными качествами в плане притягивания и удерживания пыли.

Помните об освещении

Правильное освещение в покрасочной камере во многом влияет на конечный результат выполняемой работы, а значит, необходимо выбирать только качественные светильники. Исходя из заявленных технологических правил, освещенность помещения должна соответствовать 600-2000 люмен, а рассеивание света выполняется таким образом, чтобы обеспечивалась его однородность. Для покрасочных камер рекомендуется использовать один из трех видов ламп:

Лампы дневного света (люминесцентные) хорошо обеспечивают максимальную видимость и полностью устраняют ненужные тени. Зачастую- наиболее эффективным вариантом их размещения является установка под потолком и на боковых стенах, хотя во время покраски автомобиля мастер не будет иметь возможности хорошо рассмотреть нижнюю часть транспортного средства. Такие лампы могут похвастаться достаточно долгим сроком службы (до 20 000 часов), экономичностью и высоким КПД. Однако и у них есть свои недостатки, к которым следует отнести задержку старта, необходимость в утилизации испорченных ламп, низкий уровень экологичной безопасности и ослабление потока света по мере эксплуатации.

Более привычные для нас лампы накаливания также могут использоваться для освещения покрасочного бокса, но только те их виды, которые имеют вакуумную колбу. Колбы, наполненные газом, не подходят для эксплуатации в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными в использовании являются лампы с тонированной поверхностью и зеркальным отражателем.

К преимуществам ламп накаливания стоит отнести доступную стоимость и простоту обслуживания, однако минусов несколько больше. В частности к ним относят: низкую надежность, значительное тепловое излучение, низкий уровень светоотдачи и КПД.

Светодиодные осветительные элементы являются наиболее предпочтительным вариантом при создании камеры для покраски своими руками. Они обладают высоким индексом цветопередачи и КПД, низким энергопотреблением, прочностью и устойчивостью к вибрациям, высоким уровнем экологичной безопасности, большим сроком эксплуатации (достигает 50 тыс. часов), устойчивостью к высоким температурам и отсутствием мерцания производимого ими светового потока. Единственный, но значительный недостаток таких ламп – это достаточно высокая стоимость.

Отопление и сушка

При переоборудовании гаража стоит задуматься и о системе отопления. Если вы планируете часто использовать покрасочную камеру, тогда придется потратить деньги и установить теплогенератор, но ради пары покрасок это решение будет нецелесообразным. Для быстрой сушки покрашенной машины лучше использовать инфракрасный обогреватель бытового назначения, тем более, что он намного экономичнее обычных ТЭНов.

Если же ваш выбор все-таки остановился на воздушном отоплении, то собрать теплогенератор можно и на базе старого чугунного котла, предназначающегося для жидкого топлива. Какой бы ни была ваша покрасочная камера она должна включать в себя еще и сушку.

На сегодняшний день теплогенераторы могут работать как на топливе, так и на газу или отработанном масле. Учитывая потребности камеры, можно выбрать теплогенераторы различной мощности, с автоматическим таймером и другими функциями. Кроме того, в качестве сушки для покрашенных автомобилей нередко используют инфракрасные лампы. Они достаточно простые и понятные в эксплуатации, а также могут обеспечить требуемый эффект при небольших физических и финансовых затратах.

При создании покрасочной камеры также необходимо учитывать и равномерность подачи тепловых потоков воздуха.

Вентиляция

Ни одна покрасочная камера не сможет обойтись без хорошей вентиляции. Вместе с фильтром она обеспечивает очистку воздуха внутри бокса и способствует осаждению и выведению тумана краски. В зависимости от того, какая вентиляционная система установлена, различают два основных типа камер: одномоторные и двухмоторные. В первом случае нагнетание воздуха происходит сверху, а туман краски под давлением опускается вниз, выводясь из помещения через специальное отверстие. Во втором варианте используется уже два мотора: один – нагнетательный, а второй – отсасывающий, который и обеспечивает вывод воздуха наружу.

Плюсы и минусы самодельного покрасочного бокса

При желании и финансовых возможностях, построить покрасочную камеру своими руками не очень сложно, но стоит ли это делать? К преимуществам такого бокса можно отнести следующее:

— возможность самостоятельного подбора чертежей и схем создания каждой рабочей системы камеры;

— экономия денег на начальном этапе строительства;

— возможность совмещения качественных и дорогих готовых аппаратов с дешевыми или самодельными элементами системы;

— возможность упрощения работы отдельных систем или их замена на более эффективные;

— сравнительно дешевое обслуживание самодельных покрасочных камер (нет необходимости приобретать дорогие и оригинальные расходные материалы или детали).

Недостатки подобного творения выражаются в:

— отсутствии гарантии качественной работы покрасочной камеры в целом;

— наличие вероятности проявления конструктивных ошибок и различных недоделок, которые будут сопровождаться дополнительными материальными тратами;

— необходимости в затрате сил и средств на отладку работы различных режимов;

— невозможности установки полностью автоматизированной системы управления и системы безопасности (конечно, это только в том случае, если все оборудование не покупается в комплекте).

Не забывайте про безопасность

В отдельном порядке стоит вспомнить и о технике безопасности при покраске транспортного средства в покрасочной камере. Разумеется, данный вид деятельности не может положительно сказываться на здоровье человека, тем более, что вдыхание краски вредит легким, а ее контакт с кожей и слизистой оболочкой глаз часто вызывает раздражение. Поэтому не стоит экономить на средствах защиты, и прежде, чем приступить к покраске, наденьте специальный костюм, перчатки и респиратор. Также перед работой нелишним будет проверить исправность системы вентиляции и изоляцию электропроводки, а все источники открытого огня должны быть удалены.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Советы по световому оборудованию

Среда покрасочной камеры по отношению к световому оборудованию может быть охарактеризована как очень агрессивная. Стандартные осветительные приборы могут прослужить не более двух недель.

Использование направленного светового потока – отличное подспорье в работе маляра. Можно порекомендовать для этой цели приобрести лампы 12-48 В, но для их использования понадобится еще прикупить понижающий трансформатор, так как обычное напряжение в сети – 220 В. Для переноски лучше использовать вакуумные лампы.

Но не всех прельщает покупка и установка понижающего трансформатора. Можно обойтись и без него, если для питания ламп применять сеть с такими показателями – 12, 24 или 36 В.

Преимущества использования таких ламп не только в их безопасности, но и в простоте замены. Недостатки такого оборудования – для получения равномерного распределения света такие лампы должны располагаться на одном и том же расстоянии от источников питания. В покрасочной камере можно пользоваться и другими дополнительными осветительными приборами.

РазновидностьОсобенности
Светодиодные комбинацииОтсутствие мерцания, небольшое потребление мощности, экологическая безопасность, но довольно недешевы.
Лампы люминесцентного освещенияШирокий выбор по температурным и цветовым показателям: белые теплые, белые холодные, дневные. Можно выбрать лампы с улучшенной или простой передачей цвета, экологически не опасны.
Лампы накаливанияНевысокая стоимость при небольшом КПД, низкая температура

На устройстве для регуляции и пуска лучше не экономить. Надежность – залог безопасности. Самый оптимальный вариант – размещение этого устройства вне камеры для покраски.Можно приобрести готовые щитки для использования нескольких автоматов. Все электрооборудование желательно подключать к отдельным автоматам, сила тока которых в пределах 5-6 А. Этого вполне достаточно для бесперебойной и безопасной работы.

Чтобы держать под контролем силу тока при пользовании люминесцентными лампами самое разумное – смонтировать систему дроссель-старт. При использовании этой системы вероятность разрыва сети из-за увеличения силы тока снижается в разы.

Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере

Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.

  1. Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
  2. Однородность рассеивания световых лучей.
  3. Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
  4. Отсутствие эффекта мерцания.
  5. Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
  6. Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
  7. Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.

Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.

Виды и параметры ламп

На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.

Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:

  • лампами накалывания.
  • люминесцентными лампами.
  • светодиодные светильники и лампы.

Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.

Лампы накалывания

Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:

  1. вакуумные.
  2. газонаполненные (инертным газом).

Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.

Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.

Люминесцентные светильники

Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.

Выделяют два основных вида таких источников излучения:

  1. Трубчатые.
  2. Компактные лампы.

Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:

  • белый (Б).
  • холодно-белый (ХБ).
  • тепло-белый (ТБ).
  • дневной (Д).

Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:

  • Ц — естественная цветопередача;
  • ЦЦ — цветопередача повышенного качества.

Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.

Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.

Светодиодные светильники

Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.

Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.

Из минусов – цена.

Схемы расположения светильников

В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.

Потолочное освещение

Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.

Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.

Потолочное + стеновое освещение

Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.

Лампы на стены монтируют двумя вариантами:

  1. В горизонтальном виде сплошной линией.
  2. В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.

Дополнительное освещение

В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.

Как рассчитать количество и мощность ламп?

Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.

В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.

  • S – площадь помещения.
  • Рл – мощность одной лампы определенного вида.
  • Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).

Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:

  • Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
  • Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
  • Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.

В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.

Пример расчета

  1. Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
  2. Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
  3. Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.

Расчет будет выглядеть так:

  • (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
  • (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
  • (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.

Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.

Монтаж светильников

Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.

Порядок действий может быть следующим:

  1. Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
  2. По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.

Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.

Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.

Монтаж освещения собственными силами

При оборудовании покрасочных камер своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

Для изготовления таких коробов используются:

  • DIN-рейки для изготовления каркаса;
  • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
  • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

  • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
  • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
  • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
  • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
  • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

Вентиляция и температура в камере

Обустройство вентиляционной системы имеет особое значение, поэтому данный процесс требует аккуратности и внимательности. Важность вентиляции обуславливается тем, что оседающая на подлежащих окрашиванию поверхностей пыль способна существенно ухудшить конечный результат. Осуществляется установка одного или двух моторов, применяемых как нагнетатель и вытяжка воздушных потоков. Обязательными элементами считаются фильтры на входе и выходе – первые монтируются с целью очистки поступающего в камеру воздуха от пыли и других загрязнений, а вторые необходимы для устранения взвесей лакокрасочных материалов. Кроме того, допускается применение двойного фильтра, гарантирующего удаление крупных частиц пыли и более тщательную очистку от небольших соринок.

Что касается требований к температуре, то их нужно придерживаться, так как колебания температур негативно влияют на лакокрасочное покрытие при его сушке. Следует не только обеспечить подходящую циркуляцию воздушных потоков, но также заранее позаботиться об ограничении изменений температурного режима. Надлежащая вентиляция и температура – залог успешного проведения покрасочных мероприятий и получения первоклассных покрытий.

Как, что и где? Режимы работы камеры

Для лучшего понимания принципа работы камеры, полезно ознакомиться с внешним видом системы. Есть несколько вариантов посмотреть, как выглядит покрасочная кабина: фото в интернете, видеоматериалы, выложенные на специализированных сайтах, поход в магазин или посещение автосервиса. Увидев систему, несложно понять, что она состоит из нескольких конструктивных элементов, основными из которых являются непосредственно корпус камеры (т. е. рабочее помещение), теплогенератор, система фильтров и вентиляционная система, представленная вытяжными и приточными вентиляторами и дополнительными элементами.

Воздух перед подачей его в рабочее помещение сначала подогревается до требуемой температуры (например, для работы камеры в режиме окраски – до +20 градусов), а потом очищается от пыли, проходя через систему фильтров. После этого происходит окрашивание автомобиля, а отработанный воздух с парами растворителя и мелкодисперсными частицами краски очищается и выбрасывается наружу. В некоторых режимах работы отработка после очищения не полностью выбрасывается наружу, а только 10% от общего объема воздуха. Остальное очищается и обратно поступает в рабочую зону.

Схема движения воздуха в покрасочной камере

Основные режимы работы покрасочной камеры следующие:

  • Режим окраски автомобиля
  • Режим продувки камеры
  • Режим сушки
  • Режим охлаждения

В режиме окрашивания изделий воздух извне проходит через фильтрующие элементы и нагревается теплообменником, после чего подается в верхнюю часть рабочего помещения и проходит через еще один фильтр. Далее он распространяется вертикальным равномерным потоком в нижнюю часть помещения. Циркуляция воздуха в нем обеспечивает вытягивание содержащихся в отработке частичек красочной пыли вытяжными вентиляторами, расположенными в полу камеры. Там же имеются сухие напольные фильтры, которые задерживают частички краски. После напольных фильтров воздух поступает в вытяжные фильтры и выбрасывается на улицу через воздуховод. Таким образом, в режиме окраски в камере происходит постоянный воздухообмен.

После завершения окраски оператор переключает устройство в режим сушки, и при этом происходит автоматический переход в режим продувки камеры, продолжающийся в течение пяти минут. За это время воздух в рабочем помещении очищается от опасных для здоровья человека паров красок и растворителей.

По окончании этого режима заслонка рециркуляции автоматически открывается, и камера начинает работать в следующем режиме. Воздух начинает циркулировать в рабочем помещении. При этом некоторый его объем (до 20%) выбрасывается на улицу и такой же объем внешнего воздуха поступает в камеру. Происходит эффективный воздухообмен во внутреннем пространстве в режиме сушки, при котором пары растворителя постепенно выводятся из помещения.

В среднем, в режиме сушки автомобильная покрасочная камера работает порядка сорока минут, после чего горелка отключается, закрывается заслонка рециркуляции и начинают работать вытяжные вентиляторы. При этом воздух в полном объеме подается извне и охлаждает автомобиль или другую окрашенную деталь.

Создаем освещение в покрасочной камере с соблюдением всех норм своими руками

Как показывает опыт, максимально удобным и эффективным источником света являются лампы дневного света. Благодаря особенностям светового потока, они обеспечат равномерное освещение всей камеры и не создадут тени. Достаточной плотностью освещения считается 600 – 1000 люкс. Таким образом, необходимо тщательно предусмотреть количество световых приборов и их месторасположение.

Логичным и вполне правильным вариантом является размещение ламп в верхней части стен и на потолке. Однако, остановившиеся на нем столкнутся с появлением теней в нижней трети дверей автомобиля и под днищем. Выход достаточно прост, предусмотрите по два светильника вдоль боковых стен и по одному у дальней стены покрасочной камеры. Для этого используйте продолговатую разновидность люминесцентных ламп, которые раньше были популярны в парикмахерских. При этом важно не забывать, что их расположение не должно идти в разрез с удобством и безопасностью работы мастера.

Что касается размеров помещения. То оптимально — обзавестись гаражом размером от 4х6 метров. В принципе, площадь 24 кв.м является наиболее распространенной на территории России и стран СНГ, поэтому проблем с его поиском возникнуть не должно. Лучше, если покрасочная камера будет организована где-нибудь на окраине, подальше от спальных районов. Не забудьте перед началом «строительства» предупредить об этом хозяина, а также исполнителей монтажных работ. Говоря о сложности, можно отметить, что создание покрасочной камеры совершенно не требует наличия диплома инженера, достаточно понимать общий принцип и иметь желание учиться новым знаниям.

Создать покрасочную камеру можно различными способами. Мы же с вами рассмотрим самые оптимальные по времени и трудозатратам. Правильным и вполне надежным является метод установки покрасочной камеры на бетонное основание. Никаких технологический претензий к нему нет, единственный минус – высокая цена. Более простым и экономичным способом является размещение камеры на металлическом каркасе. В дополнение к этому следует предусмотреть переходные мостики, а под полом разместить все элементы вытяжной системы, в том числе клапан, фильтр, насос.

Если имеется возможность «поселиться» в большом помещении, где уже располагаются цеха, то обязательно воспользуйтесь этим. В данном случае достаточно возвести гипсокартонные стены на металлическом каркасе с теплосберегающим слоем, пропитанные жаростойким составом. Вентиляцию можно разместить в траншеях и смотровых ямах. Данный вариант выигрывает остальные по финансовым затратам и наличию необходимой инфраструктуры.

Именно с этого пункта начинается создание покрасочной камеры. Если гараж имеет характеристики, не подходящие под заданный проект, то от всей задумки придётся отказаться. Если брать стандартные нормы, то они следующие:

  1. Высота потолков от 2,8 м и выше.
  2. Внутренняя площадь не менее чем 6 на 4 метра.
  3. Утепление гаража для покрасочной камеры должно осуществляться негорючими материалами.
  4. Стены должны быть покрашены в белый цвет. Как вариант можно использовать матовую плёнку. Причём последняя должна обладать эффектом намагничивания. Тогда вся пыль будет оседать на стенах, не мешая процессу покраски. Плёночная поверхность отлично моется. Замена производится после десяти циклов окрашивания.
  5. Если стены в вашем гараже выложены кафелем или состоят из нержавеющих материалов, нужно сделать их матовыми. Они не должны слепить вас во время работы в покрасочной камере. Как вариант используйте порошковую краску. Не забудьте про противопожарный слой.

Самым важным нормативом для гаража при обустройстве покрасочной камеры является возможность создания эффекта герметичности. Если вы понимаете, что сделать это невозможно или же цена подобного обустройства будет слишком высокой — от проекта придётся отказаться.

Как сделать систему вентиляции в покрасочной камере своими руками

Решив сделать покрасочный бокс из гаража, нужно учесть некоторые нюансы. Сделать огнеупорными стены. Необходимо обеспечить достаточное освещение. Точно так же необходима устойчива к воздействию токсичных веществ поверхность ламп. При возможности выройте траншеи, через которые будет выводиться вытяжной воздух и установите напольные решетки. Когда такой возможности нет, разместите вытяжные решетки внизу.

Прежде всего произведите расчет необходимого воздухообмена в камере. Во-вторых — аэродинамический расчет и подберите наиболее подходящие размеры воздуховодов. Вентиляция в покрасочной камере должна выполнятся из воздуховодов из оцинкованной или нержавеющей стали. Соединение — фланцевые. Определитесь с вентиляторами. В заключении установите обратный клапан на вытяжной воздуховод. Купите устройства для сушки, это могут быть инфракрасные лампы. Особое внимание уделите фильтрам.

Не забываете , что выброс отработанного воздуха делается на крыше, и он тоже должен пройти очистку!

В заключение, правильно обустроенная система вентиляции в покрасочной камере – это гарантия качественной работы, безопасности и здоровья маляра.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector