Как выбрать усилитель и подключить его в автомобиль
Мощность — это основной параметр при выборе усилителя, от правильной подборки будет зависеть качество звучания и сохранность динамика.
Не раз приходилось слышать мнение, что усилитель не должен превышать сабвуфер по мощности, чтобы его не спалить- ЭТО НЕ ВЕРНО!
Запомните правило — избыточная мощность лучше чем недостаточная
Динамик намного быстрее сгорит при недостатке подводимой мощности и искажений, возникающих из-за этого (клиппинг).
При равных значениях сабвуферу все равно будет недостаточно контроля, так как необходим запас для прохождения кратковременных пиковых нагрузок. При наличии этого запаса бас будет плотнее, быстрее и глубже.
Но не нужно впадать в крайности, а лучше руководствоваться принципом разумной достаточности, в конечном итоге все будет зависеть от максимальной громкости качественного звучания, которая необходима. Подробнее смотрите в видео ролике в конце статьи.
При изучении характеристик оборудования не обращайте внимания на яркие цифры, типа 1000 Ватт. и т.п., при этом чем ярче и больше цифры, тем дальше они от правды.
Ориентируйтесь на значение RMS, многие путают ее с номинальной мощностью, но на самом деле RMS — это максимальная (предельная) синусоидальная мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Но не будем зарываться в определения, тем более, что этот параметр будет правильным ориентиром при выборе.
При оценке RMS обязательно учитывайте для какого импеданса (сопротивления) она указана и поддерживает ли вообще усилитель сопротивление, предусмотренное вами (подробнее о сопротивлении читайте здесь).
Подключение усилителя
Теперь разберемся как подключить четырех канальный усилитель.
Для этого понадобится:
1. питающие провода (+ -),
2. провод remote,
6. межблочный кабель RCA,
7. дополнительная изоляция (гофра).
Чем больше выходная мощность, тем толще нужен силовой кабель — плюсовой провод с аккумуляторной батареи. Тем же образом подбираем предохранитель. Предохранитель должен находиться от АКБ не дальше, чем 20 см. Чем ближе предохранитель к АКБ, тем безопасней, с точки зрения возгорания.
Массовый провод ( — ) крепим на кузов автомобиля, взять «минус» можно не далеко от того места, где будет находиться усилитель, тем самым мы экономим провод. В дополнении, можно кинуть ещё один минус с АКБ на кузов машины, лишним не будет. Важно, чтобы все места соединений, были хорошо очищены, для контакта.
Для того, чтобы вывести с линейного выхода магнитолы низкоуровневый сигнал, на линейный вход усилителя, нам потребуется межблочный кабель RCA (тюльпан). Линейный выход на головном устройстве может быть правый, левый, так же и вход на усилителе. Не перепутайте, это влияет на настройку баланса.
Важный момент в том, что кабель RCA не должен прокладываться в автомобиле вместе с силовыми кабелями, это очень влияет на фоновый шум в колонках! Правильно будет проложить по разные стороны автомобиля.
Включение усилителя, происходит непосредственно с помощью провода remote — дает плюс. Включая магнитолу, происходит включение усилителя. Проводок этот маленького сечения, обычно синего цвета, выходит с головного устройства и цепляется к усилителю. Прокладывать его нужно с той же стороны, где у нас лежит силовой кабель.
Понадобится дополнительная изоляция (гофра), чтобы избежать замыкания. Не пренебрегайте этим моментом, это приводит к трагичным последствиям. Особенно обращайте внимание на те места, где провод соприкасается с кузовом автомобиля.
Устанавливаем и подключаем автомобильный усилитель
Первым делом нужно определиться, в каком именном месте вашего автомобиля будет установлен усилитель. Часто его устанавливают вместе с сабвуфером в одном объеме. Желательно надежно прикрепить оборудование, чтобы оно не разбилось от постоянной тряски. Для этого можно воспользоваться различными советами мастеров, которые проводят установки музыкальных систем в машины.
Подключение всей акустической техники лучше производить через предохранители. Так вы сможете обеспечить безопасность при перегрузке системы. После начала перегрева проводов или оборудования предохранитель вылетит и отключит часть или всю систему. Проводя установка усилителя в автомобиле, следует помнить о таких важных моментах и тонкостях:
- подключается усилитель к линейному выходу магнитолы, который зачастую обозначен как Line Out;
- подключение может потребовать пайки специального провода, ведь у каждого владельца авто индивидуальная акустическая система;
- подключение оборудования от усилителя зависит от количества каналов, часто используют пятиканальные усилители — наиболее производительные;
- к выходу GND подключается специальный провод на массу автомобиля, его лучше сделать как можно короче;
- не забывайте о питающем проводе, который подключает усилитель к электрической системе автомобиля;
- основной предохранитель системы крепится в моторном отсеке, он будет разрывать систему в самом начале подключения от аккумулятора.
Можно найти тысячи схем подключения автомобильного усилителя, которые будут совершенно разными. Тем не менее, стоит действовать по общепринятому методу, чтобы исключить различные неприятные сюрпризы в эксплуатации оборудования. Важным моментов является подключение динамиков от усилителя. Для этого нужно использовать достаточно мощный провод, иначе сигнал будет плохим.
Не экономьте на проводах, разъемах и соединителях, поскольку от качества этой части вашей будущей системы зависит качество звучания музыки. Используя современные предложения акустических систем, вы сможете легко получить необходимые условия прослушивания любимых треков в своем автомобиле. Достаточно все правильно и разумно подключить, чтобы избежать замыканий и прочих неприятностей. Предлагаем посмотреть подробное видео с советами от специалиста по установке автомобильного звука:
Как установить усилитель своими руками?
Выбор места под усилитель
Самое первое, что вы должны сделать перед установкой усилителя — это выбрать его место расположения. Не важно, какой у вас усилитель, будь то четырехканальный или двухканальный, или даже моноблок, нужно определить с его расположением. От этого будет зависеть длина провода от магнитолы к усилителю и от усилителя до колонок.
Для примера, вы решили установить усилитель в багажник за задними сиденьями. Значит, от магнитолы нужно будет тянуть межблочные провода назад, а это примерно 4-5 метров. Тогда провода следует покупать соответствующей длины. Далее — провода для колонок. Если усилитель расположен сзади — то нужно рассчитать длину от усилителя до передних колонок, а это примерно от 3 до 5 метров для каждой колонки. Тут нужно учитывать, что длина может быть намного больше расчетной, т.к. мы будет располагать провода не по прямому участку. Также рассчитываем длину проводов от усилителя к задним колонкам или сабвуферу.
Если вы собираетесь установить усилитель спереди, например, под водительским креслом или под панелью приборов, то на проводах можно сэкономить. К тому же, считается что, чем меньше длина провода, тем меньше потерь, а значит, будет лучше для звука в машине.
Существует также вариант установки двух усилителей. Когда один устанавливается спереди и предназначен для работы колонок, а другой — сзади для сабвуфера. Так что, вариантов установки усилителя существует очень много и перед его установкой нужно подумать, где он будет лучше всего располагаться и произвести расчеты длины проводов.
Провода для подключения усилителя
Существуют уже готовые комплекты проводов для подключения усилителя. Как правило, они китайские и не очень хорошего качества. Но если вы делаете установку усилителя в первый раз, то покупка данного комплекта будет самым оптимальным вариантом. А вот для тех, кто хочет лучшего звучания — рекомендую покупку проводов отдельно.
Сразу оговорюсь, для подключения усилителя можно использовать обычные медные многожильные провода. Следует учитывать, что домашние одножильные провода не подойдут, нужен только многожильный провод (много мелких проводков в одном проводе). Для подключения акустики подойдет провод ПВС, который можно купить в любом хозяйственном магазине электрики.
Например, для передних колонок и задних можно купить кабель ПВС 2х2.5, для твиттеров — 2х1.5, а для подключения сабвуфера — 2х4. Тут все зависит от длины провода и мощности колонок. Чем длиннее провод, тем толще он должен быть.
Тоже самое касается силовых проводов для подключения усилителя (к плюсу и минусу). Если вы собираетесь установить простенькую музыку, то сойдет обычный провод и подключить его можно к тому же проводу, что питает магнитолу. А минус – к кузову авто. Но это неправильно и могут быть потери, что скажется на звучании.
Самый лучший вариант — это подключение силовых проводов от усилителя непосредственно к аккумулятору автомобиля. И провод надо выбирать толстый. Например, многие автолюбители советуют покупать обычные провода марки КГ толщиной от 25 до 35 (КГ-25 или КГ-35). Считается, чем больше длина провода и чем больше мощность подключаемой акустики, тем толще должен быть провод.
Для подключения питающего провода к магнитоле можно использовать любой одножильный провод, он никакого влияние на звучание не отказывает.
Если вы не хотите покупать обычные провода ПВС или КГ для подключения усилителя, тогда в авто магазинах есть провода для нарезки. Обычно, они не самого лучшего качества, но для простой аудио системы вполне сойдут.
Также, отдельного слова требуют межблочные провода. Если вы купили комплект для подключения, то в него входят эти провода. Конечно, данные провода будут работать, но качественного звучания с ними не добиться. Если вы хотите хороший звук, то придётся потратить деньги на покупку отдельных межблочных проводов. Лучше покупать межблоки хороших фирм, таких как DAXX.
Я на личном опыте убедился, что замена межблочных проводов с китайских Mystery на DAXX улучшает качество звучания акустики. Следует помнить, что межблочные провода самые главные и непосредственно влияют на звук.
Подключение усилителя своими руками
Если провода имеются и выбрано месторасположения усилителя, то приступим к его установке, что можно сделать своими руками. Для начала подсоединяем межблочные провода от магнитолы к усилителю. Если у вас четырехканальный усилитель, то потребуется две пары межблоков, для двухканального – одна пара межблочных проводов.
Далее подключаем силовые провода к усилителю (это плюс и минус). Как было сказано выше, лучший вариант — это непосредственное подключение плюса и минуса к клеммам аккумулятора. Для упрощения подключения усилителя, можно минусовой провод подключить на корпус автомобиля, а не тянуть его до минуса аккумулятора. Управляющий провод от усилителя к магнитоле подключается без особых сложностей.
Для подключения проводов существуют специальные акустические клеммы. Тут самое важное — это надежный контакт провода, и если нет возможности, то усилитель можно подключать и без специальных клемм. Конденсатор при установке усилителя подключать не обязательно, если имеются хорошие провода и их надежное соединение.
Следующий шаг — это подключение акустических проводов от усилителя к колонкам или сабвуферу. Тут не так важна полярность подключения, как при подключении силовых проводов. Главное надежный контакт, чтобы потом они не отвалились от вибраций.
Когда все провода подсоединены — на этом процесс установки усилителя можно считать завершенным. Далее идет процесс проверки работы усилителя, все ли правильно подключено. Как вы узнали из данной статьи — все операции по подключению усилителя можно сделать своими руками и в этом нет ничего сложного.
Критерии выбора
Залогом оптимальной работы акустической системы является правильный выбор усилителя. Добиться качества звучания можно только при соответствии технических параметров всех компонентов. Осуществляя подбор пары для сабвуфера пассивного типа, следует обращать внимание на мощность усилителя. Правильный выбор для акустики предполагает высокое качество звука прибора. Конечно, немаловажную роль играет и производитель прибора. На рынке аудиотехники их множество, но лучше отдать предпочтение проверенным брендам, которые уже ни один десяток лет специализируются на выпуске данной продукции. Рассмотрим, как выбрать усилитель для колонок в авто и какие критерии необходимо учитывать прежде всего.
Класс усиления
Устройства классифицируются по уровню искажения сигнала и с учётом коэффициента полезного действия КПД таким образом:
- Класс А. Приборы данной группы отличаются высоким качеством звучания, это наиболее правильный способ усиления, но обладают низкой эффективностью, много выделяют и потребляют тепла. Не применяются в автомобилях, что обусловлено высоким уровнем образования шумов в салоне, потому и оценить качество звука при небольшой громкости воспроизведения вряд ли удастся.
- Класс В. Устройства с показателями, противоположными предыдущему классу, они демонстрируют большую мощность, термостабильность, но чистотой звука не отличаются и близко, поэтому распространения для установки в автомобили также не получили.
- Класс АВ. Наиболее оптимальный вариант, применяемый чаще всего в салонах машин. Приборы смешанного класса имеют сбалансированные показатели А и В классов, обладая средними характеристиками мощности, чистоты звука и КПД.
- Класс D. Цифровые устройства используют совершенно другой метод усиления звука. Ранее такие приборы использовались для усиления сигналов низких частот, сегодня же чаще применяют широкополосные усилители. Они отличаются высокой мощностью при компактных габаритах, небольшим искажением звука, но по чистоте всё же уступают классу АВ, к тому же их стоимость значительно выше.
Существуют и другие классы устройств (G, C, T и прочие), но они не используются в автомобилях. Чтобы понять, как выбрать усилитель в машину, необходимо определиться и с собственными требованиями к акустической системе. Оптимальное соотношение параметров АВ класса подойдёт ценителям качества воспроизведения музыки, любителям громоподобного звучания из салона, раздающегося даже за пределами видимости машины, подойдёт усилок D класса.
Количество каналов
Устройства, оснащаемые блоком питания и процессором, отличаются по численности каналов. В идеале каждому динамику положено подсоединяться к своему каналу, но в схемах, где применяют пассивные кроссоверы, возможно подсоединение нескольких источников к одному каналу. Минимум каналов устройства усиления звука для авто – 2, именно столько используют звуковые дорожки музыкальных треков.
- Фронтальные + тыловые динамики. Самая распространённая схема подключения, при которой используются 4-канальные автомобильные усилители. Таким образом, достигается объёмный тип звука, при этом всё богатство звука оттягивает назад, а для воспроизведения низкочастотных басов необходимо подключение сабвуфера.
- Фронтальные колонки + сабвуфер. Наиболее распространённая схема в автомобилях благодаря оптимальному соотношению параметров качества звука. В данном случае требуется 3 – 4 канала усиления или 2 + мост, объединяющий два канала в один.
- Фронтальные + тыловые динамики + саб. Для осуществления подключения по данной схеме требуется 5 или 6 (4 + мост) каналов усиления.
- Мультимедийная схема для кинотеатра в машине. Схема обеспечивается усилителями, имеющими 6 или 7 (5 + мост) каналов и включает фронтальные, тыловые колонки, саб и центр.
Наиболее целесообразно использование 2-канальных усилителей, но как бюджетный вариант вполне подойдёт и 4-х или 6-канальное устройство.
Мощность усилителя
Данный параметр наиболее важен при покупке усилителя в автомобиль. Величина может быть номинальной и максимальной (обозначается RMS и PMPO). У производителей масса вариантов завысить показатели, потому как условия, при которых определяется параметр, по обыкновению не указываются. Значение номинальной мощности определяется при 1% нелинейных искажений, а максимальной без их учёта, по этой причине имеет вес при выборе устройства лишь номинальная мощность.
Параметр указывается при определённом сопротивлении нагрузки, как правило, для аудиосистем авто это 4 Ом, но если подключаемые компоненты имеют другое сопротивление, это важно учесть, потому что при неправильном соотношении показателей подключение несоответствующих компонентов может грозить даже выходом из строя устройства. Рекомендуемая мощность канала составляет 70 – 120% от мощности акустики, усилитель с более мощными характеристиками приведёт к потере качества звука, тогда как устройство с низким показателем просто не справится со своей задачей.
Номинальную мощность можно выяснить в паспорте прибора, тогда как на корпусе, как правило, указывается информация о максимальной мощности. Доверять последнему значению не следует, потому как это всего-навсего хороший маркетинговый ход, рассчитанный на повышение уровня продаж за счёт неосведомлённых покупателей. Выходная мощность существенно снижает качество звучания, поэтому погоня за ней в конечном итоге разочарует.
Помимо вышеперечисленных критериев, при выборе следует обратить внимание на наличие встроенных вентиляторов, а также всевозможных регуляторов громкости и вариантов звучания. При этом оснащение устройства дополнительным функционалом прибавит и его стоимость.
Предназначение и технические параметры
Зачем нужен усилитель в машину? Основное его назначение – повышение качества звука и увеличение громкости. Это достигается за счет увеличения силы тока звукового сигнала аудиосистемы. Благодаря этому динамики выдают максимально чистый и сильный звук. Современные автомобильные акустические системы оснащены встроенными усилителями, но мощности их блоков питания порой не хватает для получения качественного звучания.
Автоусилители могут быть с разным количеством каналов. Используются в зависимости от количества подключаемых динамиков и сабвуферов. Кроме того, существует аналоговый (ламповый автомобильный усилитель) с небольшой мощностью, качественным усилением звука, невысоким КПД и цифровой с большой мощностью, высоким коэффициентом полезного действия, недостаточно высоким качеством. Цифровой автоусилитель звука для авто позволяет подобрать и запомнить частотные характеристики для конкретной колонки акустической системы.
Основными характеристиками для автомобильного усилителя звука являются выходная мощность и диапазон выдаваемых частот. Особое внимание следует уделить мощности. Подбирать нужно с некоторым запасом. Этот параметр является основным критерием при выборе.
Нужно учитывать тыловые и фронтальные колонки, когда выбирается мощность. Для колонок она должна находиться в пределах от 75 до 100 Вт, для сабвуферов – от 100 до 300 Вт. С помощью частотных характеристик можно настроить звучание акустики с учетом особенностей салона машины. Они дают возможность сделать более слабыми частоты, взаимодействующие с элементами интерьера внутри авто. Если же компоненты салона поглощают звуки, частотными характеристиками их можно усилить (автор видео — Автозвук в Провинции).
Характеристики усилителей.
Класс усилителя. Несмотря на большое количество типов усилителей (A, B, C, D, AB) сейчас наибольшее распространение имеют AB и D классы.
AB – обладают хорошим качеством выходного сигнала, но низким КПД (наилучший показатель — 65%, обычно намного меньше). Из низкого КПД проистекают и другие недостатки этого класса: невысокая выходная мощность (на 100 Вт потребленной мощности на выходе будет только 50) и большие размеры (
50% мощности выделяется в виде тепла на мощных транзисторах выходного каскада и это тепло необходимо рассеять с помощью радиаторов).
В усилителях класса D мощные транзисторы не используются. При одной с AB-классом потребляемой мощности такой усилитель будет иметь большую выходную мощность и намного меньшие габариты. КПД усилителей D-класса доходит до 95%. К сожалению, при одной мощности с усилителем AB-класса, самый дешевый усилитель D-класса будет стоить заметно больше и выдавать при этом менее качественный звук. Зато усилители D-класса бывают очень мощными при небольших размерах: с помощью такого усилителя можно будет подключить к автомобильной аудиосистеме самый мощный сабвуфер.
Количество каналов. Это, проще говоря, количество выходов, к каждому из которых можно подсоединить по динамику.
Хотя можно и к двум каналам подсоединить один более мощный динамик по «мостовой схеме», и к одному каналу подсоединить два динамика, посчитав суммарное сопротивление по соответствующей формуле.
Одноканальные усилители (моноблоки) обычно предназначены для подключения сабвуфера к имеющейся аудиосистеме. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся при подключении сабвуфера. Наличие фильтра высоких частот в моноблоке не обязательно (нет смысла подключать к нему высокочастотные «пищалки»), а вот наличие НЧ-фильтра практически обязательно. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях обычно смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц. Для подключения мощных сабвуферов желательно наличие в усилителе фильтра сверхнизких частот (subsonic) для «срезания» неслышимых ухом, но вредных и для оборудования и для организма человека частот ниже 20 Гц. Регулировка уровня баса также будет нелишней, особенно если её нет в штатной магнитоле.
Двухканальные усилители – более универсальный вариант. Могут использоваться как для подключения двух колонок, так и для подключения одной мощной колонки (сабвуфера) по мостовой схеме. Усиление в них производится уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Соответственно, обычно оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.
Трехканальные усилители предназначены для подключения двух колонок и сабвуфера. Такие усилители зачастую имеют дополнительные возможности для работы с сабвуфером, вроде subsonic фильтра или регулировки баса.
Четырехканальные – наиболее универсальный вариант, чаще всего использующийся для построения аудиосистемы целиком. Представляет собой два двухканальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Чаще всего каждый усилитель имеет свой кроссовер (комплект раздельных фильтров), что позволяет использовать усилитель как для подключения четырех динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера. Впрочем, в некоторых моделях для снижения цены одна пара каналов предназначена для воспроизведения высоких частот, другая – низких (обычно обозначены как «front» – «передняя» – для ВЧ и «rear» – «задняя» – для НЧ). Соответственно, ВЧ-фильтра, к примеру, на задней паре может не оказаться.
Пятиканальные предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.
Номинальная выходная мощность. Один из важнейших показателей усилителя. Производители это понимают и нередко пытаются ввести покупателя в заблуждение, указывая на корпусе усилителя числа, либо относящиеся к пиковой мощности, либо к потребляемой, либо вообще не имеющие никакого отношения к реальной мощности устройства.
Номинальная выходная мощность (RMS) – это мощность, с которой усилитель может работать продолжительное время (минимум 1 час). Пиковая мощность – мощность, которую усилитель может выдавать кратковременно, длительная работа с такой мощностью усилитель гарантированно повредит.
Выходная мощность усилителя обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению подключенных динамиков: при увеличении сопротивления динамиков вдвое, мощность также падает вдвое. Поэтому номинальная мощность приводится обязательно с упоминанием внутреннего сопротивления (импеданса) подключенных динамиков.
Если к одному каналу подключается сразу два динамика, их сопротивление меняется — для последовательного подключения складывается, для параллельного считается по формуле (R1*R2)/(R1+R2).
Если вы собираетесь использовать пару каналов для включения сабвуфера в мостовом режиме, убедитесь, позволяет ли усилитель такое подключение и выясните, каково минимальное сопротивление динамика при таком подключении.
Минимальная и максимальная воспроизводимая частотаобычно охватывает весь слышимый диапазон – от 20 до 20000 Гц. Превышение этих пределов в обе стороны встречается, но практического смысла не имеет. Скорее, диапазон в 10-50000 Гц указывается на шкале амплитудно-частотной характеристики некоторых усилителей, как свидетельство того, что в слышимом диапазоне (20 Гц-20 кГц) АЧХ ровная и усиление сигнала производится независимо от частоты. В моноблоках, предназначенных исключительно для подключения сабвуферов, максимальная частота часто урезана до 250-300 Гц. Это нормально, более высокие частоты сабвуферу воспроизводить незачем.
Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум.
Гармоническое искажение – это привносимый в сигнал гармонический шум (периодический сигнал отличающейся от самого сигнала частоты). Высокий уровень гармонических искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент гармонических искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые Hi-End модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.
Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Параметр этот, грубо говоря, показывает, насколько сильный будет шум при нулевом сигнале на входе усилителя. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники – не ниже 95 дБ.
Чувствительностьюназывается та величина входного сигнала, при которой усилитель еще способен выдать сигнал номинальной мощности. Автомобильные усилители часто оснащают регулятором чувствительности («gain», «input level», «input sensitivity»), чтобы их сопряжение с разномастными аудиосистемами не вызвало проблем. Если вы собираетесь подключать усилитель на выход предусилителя аудиосистемы, на выход другого усилителя или отдельного кроссовера, убедитесь, что выбранный усилитель имеет регулируемую чувствительность и что выходной сигнал предыдущего устройства в цепочке находится в пределах чувствительности усилителя.
Проверьте, какие защиты включил производитель в выбранный вами усилитель. Считается хорошим тоном наличие защит от короткого замыкания и от перегрузки.
Также обратите внимание на размеры выбранного усилителя. Мощные АВ-усилители могут иметь довольно большие размеры и лучше сразу предусмотреть для них место в машине – защищенное от брызг и пыли с улицы, но со свободным доступом воздуха для охлаждения радиатора.
Усилитель и зачем он нужен
Для начала давайте рассмотрим данный вопрос. Многие желают, чтобы музыка в автомобиле играла громко. Безусловно, для этого требуется усилитель, который вдохнет новую жизнь в автозвук, независимо от того, достаточно ли хорош головной аппарат.
Усилитель для сабвуфера и как выбрать
Итак, автомобильный усилитель, добавленный в акустическую систему авто, способен дать следующие преимущества:
- Повысится не только мощность звучания, но что более важно, качество воспроизведения. Усилитель в данном случае можно сравнить с чистым источником энергии,управляющим динамиками и сабвуфером, практически не напрягаясь.
Примечание. Отличительной чертой внешнего усилителя, добавленного в систему, является то, что он не имеет ограничений. Другими словами, музыка будет звучать хорошо и чисто на всех уровнях громкости, даже на самых высоких.
- Часто акустика покупается после того, как в автомобиль был встроен головной аппарат. В некоторых случаях автомагнитола уже бывает установлена автопроизводителем или бывшим владельцем машины, у которого вы ее купили.
Если приобретенная акустика и сабвуфер высококачественные, то они могут потребовать больше энергии для пиковой производительности. К сожалению, стандартные автомагнитолы этого обеспечить не в состоянии. Вот и приходится воспользоваться внешним усилителем;
Какой усилитель для сабвуфера выбрать
- Сабвуфер(см.Kick сабвуфер: обзор моделей и секреты технологии производства) – это вообще отдельная история. Эти низкочастотники требуют больше энергии в любом случае. И отдельный усилитель, даже если последний из активных со встроенным «усилком», обязательное условие.
Стандартные акустические стереосистемы, как правило, выдают не более десяти ватт выходной мощности на канал. И это несмотря на то, что на упаковке пишется 4х50 ватт. Таким системам даже не хватит мощи, чтобы преодолеть шум от дороги, что же говорить о высоком качестве звучания?
Как для сабвуфера выбрать усилитель
Примечание. Отличным решением, способствующим модернизации имеющейся стереосистемы, является интеграция с последней усилителя на заводе-изготовителе. Как правило, речь идет о штатных автомагнитолах, специально предназначенных для конкретного автомобиля.
Более простым способом является обновление всей акустической системы путем добавления компактного 4-канального усилителя, который возьмет на себя задачу повысить громкость акустики и сабвуфера.
Типы усилителей
Как правильно выбрать усилитель для сабвуфера
Как известно, бывают несколько разновидностей усилителя:
- Моно-усилители, которые предназначены для низкочастотника;
- 2-канальный. Такой нужен в том случае, если в машине не используется тыловая акустика, а только фронтальная. В данном случае 2-канальный усилитель представит собой самый экономичный и практичный вариант, усиливающий только одну пару колонок;
- 3-канальный усилитель станет вариантом, если в автомобиле с фронтальной акустикой играет еще и сабвуфер;
- 4-канальный усилитель даст возможность усиления всей акустики, включая и заднюю, а еще и сабвуфера.
Какой усилитель выбрать для сабвуфера
Самым сложным динамиком для искусственного усиления является саб. Именно по этой причине выпускается сегодня так много габаритных усилителей для саба. Они предназначены специально под усиление низкочастотников.
Вот, что рекомендуется знать тем, кто задумался об усовершенствовании звучания сабвуфера:
- 1-канальные усилители или моно способны работать с широким диапазоном сопротивлений. В таких аппаратах имеется специальная настройка тембра, отдельные фильтры, помогающие громоподобным басам извергаться на полную мощность;
- 2 и 4-канальные «усилки» тоже способны усилитель саб, но справиться с эффектом низкого импеданса не способны. Они быстро перегреваются, как только саб начинает играть на полную мощь.
Как подобрать усилитель к сабвуферу
Идеальный вариант усилителя для низкочастотника, который даст возможность сабу выдавать отменно сбалансированный звук, это аппарат, отличающийся следующими параметрами: 50-200 ватт.
Примечание. Важно знать импеданс усилителя и саба. Иначе, покупка первого будет пустой тратой денег, так как его невозможно будет интегрировать с динамиком из-за несоответствия. Работать, в принципе, он будет, но перегреваться будет постоянно.
Три мнения
Какой усилитель нужен для сабвуфера
Вот ниже представлены еще некоторые важные моменты, надо обратить внимание.
Как правило, непрофессионалы выдвигают 3 мнения о том, каким должен быть усилитель, чтобы его без проблем интегрировать с динамиком:
- Аппарат должен быть слабее, чем динамик (это способствует защите саба от перегрузок);
- Показатели обоих устройств должны быть одинаковыми;
- Усилитель должен быть мощнее.
Выбор усилителя для сабвуфера
Как же узнать, какое из мнений правильное? Где истина?
Вот, на чем бы хотелось акцентировать внимание читателя прежде, чем мы определим правильное утверждение:
- Должно быть определено номинальное сопротивление саба;
- Усилитель должен быть в состоянии функционировать под такие нагрузки;
- Значение «мощность» будет означать номинальный показатель. На профессиональном языке такую мощность принято называть RMS.
RMS для саба, это всегда мощность, которую он может выдерживать без каких-либо изменений его параметров. Для усилителя же, это мощность максимальная.
Итак, теперь разберемся с правильностью 3-х мнений:
- Усилитель слабее саба – это очень плохо. Безусловно, это ошибочное мнение, без каких-либо вариантов. Сразу вычеркиваем;
- Одинаковое значение мощностей – тоже не дело. Как правило, RMS усилителя нормируется для напряжения 14,4 В, если аппарат автомобильный. На выводах усилителя в реальных условиях такое напряжение удержать практически невозможно, тем более, если учитывать подключение фар, стеклоочистителей, отопителя и так далее. Таким образом, усилитель с одинаковой с сабом мощностью, уйдет в клип, так и не достигнув RMS. Перегрев звуковой катушки в таком случае практически неизбежен;
- Третье мнение предполагает, что мощность усилителя должна быть выше. Действительно, это должно быть так. Скажем больше – усилитель должен быть мощнее в полтора или даже два раза.
Примечание. Конечно же, и у этого варианта есть свои недостатки. Так, если злоупотреблять прослушиванием «инфранизкой» музыкой на высокой громкости, выводя периодически звучание на пределе, никакой динамик, каким бы качественным он ни был, долго не проживет.
Выбор усилителя по мощности
Получить более подробную информацию, касающуюся интеграции саба с усилителем, помогут видео и фото – материалы.
Установить приобретенный усилитель(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), правильно подключить его можно своими руками, если под рукой будет инструкция, подразумевающая, как это сделать. Цена на усилители бывает разная, ведь все зависит от конкретной модели и производителя.
2. Протягиваем сигнальный провод от магнитолы.
Теперь нам необходимо подать музыкальный сигнал с нашего источника звука (магнитолы) к нашему усилителю. В большинстве случаев мы будем брать сигнал с линейного выхода (Line Out) магнитолы («колокольчики» на задней панели). Вот как это выглядит:
У различных магнитол может быть разное количество линейных выходов. Максимум их три пары (не считая мультимедийных центров где их может быть больше) — это выходы Front, Rear, Sub т.е. линейные выходы для подключения усилителя фронтальных, тыловых акустических систем и сабвуфера. Выбираем соответствующий выход (выходы). Сюда мы подключаем специальный экранированный межблочный кабель. Выбор межблочного кабеля — материал для отдельной статьи, здесь я ограничусь советом -не экономьте на «межблочнике», выбирайте наиболее качественный насколько вам позволяет бюджет.
Также нам необходимо протянуть провод управления усилителем, о котором мы говорили раньше. Это можно сделать вместе с межблоком, более того в некоторых межблочных проводах уже встроен такой отдельный провод. С одной стороны провод управления подключается к магнитоле (обычно синий или синий с белой полосой провод), с другой стороны к усилителю. «Толстый» провод (большого сечения) выбирать смысла нет, т.к. ток по этому проводу пойдет совсем небольшой.
Теперь самое главное, на чем часто попадаются новички: протягиваем межблочный провод вдали от всех силовых проводов. Например, если в машине основной жгут проводов идет по левой стороне и мы протянули там же наш силовой провод от аккумулятора, то тяните межблочник справа! Или под ковром по центру, там меньше всего вероятность «поймать» помехи от силовой проводки. Если вы протяните сигнальный провод вместе с силовым, вы 100% получите наведенные от силовой проводки помехи в виде тресков, завывания и прочей ерунды при работе двигателя. Придется все переделывать. Так что подумайте об этом заранее. Иногда, в особо тяжелых случаях межблочные провода даже приходится проводить через потолок , настолько много в машине источников помех. Это касается в основном современных машин премиум-класса, установку усилителя в такой машине лучше сразу доверить профессионалам.
Если вы устанавливаете 2-х канальный усилитель то вам понадобится двух канальный межблок, если четырех канальный то нужно два двухканальных или вот такой четырехканальный. Что делать если у вашей магнитолы всего одна пара линейных выходов (как на нашей картинке выше) а вам нужно подать сигнал на четырехканальный усилитель? Тогда вы можете использовать так называемые Y-адаптеры (разветвители). Такой разветвитель имеет один вход и два выхода на каждый канал, таким образом мы получаем две стерео пары из одной. Смотрите иллюстрацию:
Нормальные современные усилители (Audison например) имеют возможность внутреннего параллельного подключения входов, таким образом Y-адаптер вам не понадобится.
Вы можете также взять сигнал напрямую с выходов магнитолы на динамики (сигнал высокого уровня) в том случае если у вашей магнитолы нет линейных выходов. Большинство современных усилителей имеют соответствующие входы для этого (Hi level input). Подключаем обычными акустическими проводами, соблюдая полярность и не путая левый канал с правым:
Существуют различные схемы подключения автомобильных усилителей. Мы разбили примеры подключения по количеству каналов усилителей:
Подключение четырех канального усилителя
Внешний усилитель в автомобиле: для чего нужен, как устроен и работает
Итак, основным элементом, влияющим на звук, является на само устройство, а встроенный в магнитолу усилитель, который обычно слабый, искажает звучание даже на средней громкости, не способен «раскачать» более мощную акустику и т.д.
Устанавливая другой усилитель (внешний), повышается не только качество звука, но и мощность самого звукового сигнала. Основное назначение устройства заключается в усилении поступающего на него от магнитолы сигнала без искажений. Сигнал малой амплитуды, поступающий от магнитолы на вход усилителя, на выходе увеличивается до определенного значения, необходимого для нормальной работы динамиков.
Еще усилитель можно подключить к сабвуферу, это позволит оптимально настроить аудиосистему автомобиля, так как входной и входной сигналы отличаются только мощностью.
По этой причине возникает необходимость установки электролитических конденсаторов большой емкости, которые накапливая необходимый заряд при пиковой нагрузке, не допускают «проседания».
Конструкция любого усилителя, причем независимо от количества каналов (1-6) и от способа усиления (аналоговый и цифровой сигналы), состоит из трех основных узлов:
- Входная схема — «чувствительность» входного узла должна соответствовать уровню подаваемого с магнитолы сигнала (любой источник звука имеет свой уровень выходного напряжения). Несоответствие уровней может привести к искажению сигнала на выходе;
- БП (блок питания) – преобразовывает (увеличивает) напряжение поступающие от аккумулятора автомобиля (АКБ). Использование в БП трансформатора позволяет контролировать и повышать напряжение питания;
- Выходной каскад (ВК) – усиливает сигнал, подающийся на динамические головки. Одним из основных элементов ВК является транзистор большой мощности, который, работая в режиме ключа, обеспечивает подачу большого напряжения с БП на выход усилительного устройства посредством преобразования напряжения с блока питания.
Подключение усилителя — процедура не самая простая, но и не сложная. Для начала нужно определиться с выбором усилителя, потом с местом его установки, затем подключить его к магнитоле, сабвуферу и колонкам. При этом нужно четко следовать инструкциям.
Краткая характеристика устройств разной классификации по количеству каналов:
- 1-но канальный усилитель применяется в основном для сабвуферов. Тип усиления с номинальной нагрузкой 2Ом (специальный регулятор звука позволяет настроить под себя аудиосистему);
- 2-х канальный усилитель позволяет реализовать подключение двух динамических головок с большой мощностью;
- 3-х канальный (довольно редко встречающийся);
- 4-х канальный позволяет использование в двухканальном режиме, подключение к сабвуферу либо подключение четырех динамиков (возможность подключения сабвуфера и двух динамиков);
- 5-ти канальный УМ – подключение четырех динамиков и одного сабвуфера;
- 6-ти канальный УМ используется редко, поскольку быстро разряжает АКБ автомобиля (подключение четырех динамиков и одного сабвуфера).
Резюме
При выборе усилителя ориентируйтесь на хорошо известные и зарекомендовавшие себя фирмы. Тогда вероятность ошибиться с выбором будет гораздо меньше.
Не думайте, что, послушав его на стенде, Вам будет проще сделать правильный выбор. Понять, как на самом деле будет звучать Ваш усилитель, Вы сможете только в салоне Вашего автомобиля и в составе Вашей аудиосистемы.
Для установки и настройки усилителя обращайтесь только в специализированные установочные центры. Только квалифицированные мастера смогут учесть все нюансы и «подводные камни» при установке усилителя, а Вы в свою очередь получите хорошо звучащую систему без помех и фоновых шумов.
К сожалению, далеко не факт, что усилитель с отличными характеристиками будет звучать столь же хорошо. Выяснить это можно только путем прослушивания.
Рекомендуемая мощность усилителя 70-120% от мощности акустических систем. Более мощный может повредить как НЧ, так и ВЧ часть вашей акустической системы, а недостаточно мощный может вывести из строя ВЧ-динамики.
Ведущий специалист car audio Прудников Алексей.