Лакокрасочное покрытие авто, материалы для автомобилей, виды и свойства лкм
Лакокрасочные материалы — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся пленку называют лакокрасочным покрытием, свойствами которого является защита поверхности от внешних воздействий, придание ей определенных вида, цвета и фактуры.
В зависимости от применяемого материала толщина покрытия может составлять несколько десятков или сотен микрометров (60-500 мк).
К лакокрасочным материалам относятся:
краски (в том числе и художественные), образующие покрытие нужного цвета;
лаки, образующие пленку, отличающуюся блеском;
связующие вещества (олифы, клеи) и пигменты;
вспомогательные вещества — растворители и разбавители красок и лаков, сиккативы, грунтовки, шпатлевки, подмазочные пасты и др.
Далее мы подробно рассмотрим свойства, назначение и особенности разнообразных лаков, красок, эмалей.
Из более чем 2000 наименований лакокрасочных материалов различного назначения, выпускаемых в настоящее время промышленностью, около 200 применяются в быту — для ремонта жилья, окраски автомобиля, отделки предметов домашнего обихода и т.д.
Все лакокрасочные материалы имеют специально присвоенные им индексы. Их следует знать, чтобы правильно выбрать необходимую краску, эмаль, лак или другой материал.
Основные виды лакокрасочных материалов
Акриловая эмаль
Акриловые эмали являются достаточно популярной разновидностью автоэмалей. Содержат в своем составе синтетические смолы, производящиеся из нефтепродуктов. Состоит из двух компонентов: отвердителя и окрашивающего пигмента. Отверждение эмали происходит в результате вступления в химическую реакцию обоих компонентов. Благодаря отвердителю данная эмаль быстро сохнет без применения высокой температуры. В процессе сушки возможна коррекция дефектов на слое. Распространенная причина спроса на акриловую эмаль среди потребителей заключается в том, что после полного высыхания она не нуждается в последующей полировке и обретает равномерный блеск. Данная эмаль ложится тонкими пластами и поэтому ее необходимо наносить в несколько слоев.
Не требует покрытия лаком, поскольку имеет отличные светоотражающие свойства. В исключительных ситуациях допустимо нанесение с использованием лака, что позволит получить более насыщенный цвет. Прежде чем наносить лак на поверхность необходимо хорошенько высушить акриловую эмаль и обработать ее мелкозернистой абразивной бумагой.
Алкидная эмаль
Алкидные эмали также весьма популярны. Несмотря на более низкую цену, чем у акриловых красок, они являются достаточно надежными. Данная эмаль производится из алкидной смолы, имеющей маслянистую консистенцию. Обладает однокомпонентным составом. Отличительной характеристикой этой разновидности является сочность цветов и склонность к скорой полимеризации без вспомогательных манипуляций.
Легка в нанесении, ложится аккуратным ровным слоем. После полного высыхания слой становится глянцевым и прочным. Иногда данную эмаль разбавляют растворителями для получения вязкой консистенции. Во избежание порчи материала необходимо подобрать качественный растворитель, желательно от той же торговой марки, что и эмаль. Алкидная эмаль сохнет достаточно долго при обычной температуре. Для ускорения данного процесса необходимы особые производственные условия с высокой температурой.
Базовая эмаль
Данная эмаль имеет однокомпонентный состав. Иногда ее смешивают с разбавителем для базы или металлика. Применяется в формате двухслойной технологии — для нее необходим дополнительный слой акрилового прозрачного лака. Лак обеспечивает покрытию защиту и стойкость.
Для доведения продукта до рабочего состояния необходимо соединить эмаль и разбавитель в пропорциях 2:1. В качестве инструмента для нанесения идеально подойдет пневматический распылитель. Накладывать слой можно только на предварительно подготовленную поверхность. Оптимально наносить в 2-3 слоя. Время сушки между слоями от 10 до 20 минут. В качестве финального слоя наносят акриловый бесцветный лак.
Акриловый бесцветный лак
Акриловый прозрачный лак является жидким материалом для окраски. В своем составе не содержит пигментирующих веществ. Накладывается тонким слоем, образуя прозрачную пленку.
По защитному аспекту акриловые лаки подразделяют на два вида:
- те, что образуют мягкий слой – MS;
- те, что образуют твердый слой – HS.
Лак MS обладает мягкими свойствами, пониженной вязкостью, отлично растекается. Содержит умеренное содержание твердых элементов в составе. Оптимально наносить пару слоев. Хорошо поддается полировке и обработке.
Лак HS обладает твердыми свойствами, благодаря наличию в составе жестких элементов. Стойкий к внешним воздействиям, имеет малую усадку при окрашивании. Является весьма экономичным. Рекомендованное количество слоев от 1,5 до 2. Первый слой наносится легким распылением, второй – плотным покрытием. Поддается обработке сложнее чем лак MS. Ориентирован на обширные поверхности.
Целлюлозная краска
Давно вошли в обиход, одни из первых красок для автомобилей. В составе данной краски содержится нитро растворитель, который способствует быстрому высыханию краски при обычной температуре, что понижает шансы загрязнения краски пылью во время сушки.
Существенными минусами данной разновидности краски являются скорое выцветание, огнеопасность, образует тонкий слой, требующий повторного покрытия. Целлюлозной краске необходима полировка, чтобы добиться эффекта блестящей поверхности.
Сегодня краски из целлюлозы применяются достаточно редко.
Глифталевая эмаль
Применяются в автомобильной промышленности достаточно давно. Основным компонентом данного продукта являются синтетические смолы. По функциональным возможностям данный вид эмали несколько лучше, чем целлюлозная краска. При нанесении глифталевая эмаль формирует более плотную пленку и блестящую поверхность, которую не нужно обрабатывать.
Недостатком этого продукта выступает долгая сушка при температуре 20-25°C. Для полного и окончательного отвердения краски понадобиться от 15 суток и более. В течение месяца после окрашивания эмаль может повредиться при механических воздействиях. Ускорить данный процесс можно с помощью высокой температуры, свыше 70°C, либо благодаря вспомогательным веществам таким как различные отвердители и активаторы сушки. Данный лак весьма уязвим к перепадам температуры и может менять свои свойства. Это нужно учесть, когда будете разводить краску. Пропорции разведения составляют примерно от 15 до 30 %.
Меламиноалкидная эмаль
Состоит из суспензии меламино-алкидного лака с пигментными частицами. Имеет повышенную прочность. Разнообразие цветовых палитр дает возможность смешивать цвета, а также добавлять эффект металлика, матовых и перламутровых основ. Эту разновидность эмалей применяют только в особых условиях, т.к. для ее сушки необходима высокая температура – 110-120 °C.
Порошковая краска
Порошковая краска — это мелкодисперсный порошок. В ее состав входят полимерные гранулы, пигментирующая основа, отвердитель, различные наполнители и добавки.
Данные краски наносятся с использованием специального оборудования. Частички краски намагничивают, затем распыляют на кузовную поверхность. Далее их плавят под воздействием высокой температуры и в результате образуется надежное покрытие.
Порошковые краски применяются не только на металлических поверхностях — их можно наносить на пластиковые и стеклянные элементы. Недостатком данной разновидности является отсутствие возможности использовать без специального оборудования.
Функции лакокрасочного покрытия
Лакокрасочное покрытие автомобиля выполняет двойную функцию.
Во-первых, лакокрасочный слой обеспечивает защиту поверхности, на которую он нанесен. Он создает устойчивое к агрессивным внешним воздействиям покрытие, которое предохраняет лежащий под ним материал и, следовательно, продлевает срок его службы. Понятно, что в автомобилях, кузова которых сделаны из стали (которая ржавеет) слой краски — первая линия обороны против коррозии.
Во-вторых, лакокрасочное покрытие позволяет индивидуализировать транспортное средство, сделать так, чтобы оно радовало глаз и выделялось среди множества похожих машин. Разнообразие цветовой палитры и использование всевозможных эффектных ЛКП повышают стоимость автомобилей и стимулируют их продажи.
Термины «краска/эмаль» и «лакокрасочное покрытие» часто используются как взаимозаменяемые. Понятие ЛКП более общее и применимо к любому материалу, который может быть использован в качестве тонкой сплошной пленки на поверхности. Термин «краска/эмаль» традиционно используется применительно к пигментированным материалам с целью отличить их от прозрачных пленок, которые правильнее называть лаками.
Подготовка к полировке
Для полировки кузова необходимы следующие условия:
- машина начисто вымыта, на корпусе нет следов битума, антикора и прочей грязи; Очистители кузова здесь .
- сколы и царапины «до металла» тщательно закрыты специальным скотчем;
- машина не находится под прямыми солнечными лучами;
- помещение, в котором производится полировка автомобиля, должно быть с хорошей вентиляцией, так как во время работы может образовываться большое количество пыли;
- необходимо достаточное количество света. Желательно расположить свет в 5 точках, чтобы равномерно освещать все окрашенные поверхности автомобиля, в идеале добившись равномерного освещения кузова со всех сторон, иначе некоторые царапины и потертости могут ускользнуть от взора.
Кроме этого, перед началом полировки необходимо оклеить малярным скотчем все пластиковые и резиновые детали на кузове автомобиля.
Виды лаков для авто
Лаки представлены в широком многообразии на рынке современной автохимии. Первые образцы лакокрасочной продукции появились еще в 19 веке. Сегодня к популярным разновидностям ЛКМ относятся:
- Целлюлозный. Самый первый автомобильный лак, производство которого осуществлялось после Первой мировой войны. Содержал в составе нитроцеллюлозу, поэтому отличался высокой огнеопасностью и быстрым процессом испарения. С течением времени целлюлозный лак выгорал и желтел, для достижения максимального результата требовал многослойного нанесения.
- Глифталевый. Автомобильный лак с содержанием синтетических смол. В отличие от предшественника имел более хорошую укрывистость, высокую прочность и эластичность, после высыхания давал прекрасный блеск. Недостатками глифталевого ЛКМ являются медленный процесс высыхания, сложная технология нанесения (соблюдение специфических температурных условий, обеспечение рекомендуемой вязкости).
Металлизированный. Лак для авто, производимый с 1960 годов. В составе присутствуют металлические красители – блески бронзы и алюминия, диаметр которых не превышает 100 мкм.
- Акриловый. Лакокрасочная продукция, для изготовления которой используются продукты нефтепереработки. Акриловый лак находит широкое применение как среди автолюбителей, так и профессионалов благодаря своим преимуществам – хороший блеск и минимальный срок сушки. К недостаткам материала относят недостаточную заполняющую способность, необходимость добавления большого количества разбавителя красок, для получения идеального результата необходимо нанесение нескольких слоев.
- Полиуретановый лак для авто. Двухкомпонентный состав (смола и отвердитель), перед использованием требует добавления разбавителя.
- Акрилполиуретановый. Автомобильный лак на основе акриловых и полиуретановых смол. Находит широкое применение для создания цветного лакокрасочного покрытия, для чего перед нанесением лак смешивается с автоэмалью, отвердителем и разбавителем. Основное преимущество – быстрый процесс высыхания.
Среди профессионалов и автолюбителей сегодня наиболее востребован полиуретановый лак, который обладает рядом преимуществ – хорошая износоустойчивость, простой процесс нанесения, короткий срок сушки, высокая устойчивость к внешним факторам, прекрасный блеск и отражающая способность. Но при нанесении полиуретанового автомобильного лака требуется соблюдение важных условий – температура окружающего воздуха не выше 20 градусов и низкая влажность.
Виды лакокрасочных материалов
Эмали — лакокрасочные материалы, состоящие из плёнкообразующей лаковой или другой основы, продиспергированных в ней пигментов и наполнителей, специальных добавок, растворителей и разбавителей.
Алкидные
Эмали алкидные обладают высокой атмосферостойкостью, стойкостью к моющим средствам, минеральному маслу. Покрытие, состоящее из 2-х слоев эмали, нанесенных на подготовленную загрунтованную поверхность сохраняет защитные свойства в течение 4-х лет. Пленка эмали устойчива к изменению температуры от минус 50?С до 60?С, обладают высоким блеском. Предназначена для окраски металлических, деревянных и др. поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям и для окраски внутри помещений.
Традиционные алкидные эмали имеют время высыхания 24 часа.
Выпускаются и быстросохнущие алкидные материалы с временем высыхания до 6 часов.
Пентафталевые
Это наиболее распространённый тип эмалей, широко применяющихся в быту. Они изготавливаются на основе алкидных лаков — модифицированных полиэфиров пентаэритрита и фталевой кислоты. К таким эмалям относится популярная в России ПФ-115.
Такие материалы применяются для наружных и внутренних работ, обладают хорошим блеском и сохраняют защитные свойства 4 — 6 лет.
Глифталевые
Эмали ГФ, или как их еще называют глифталевые эмали, находят самое различное применение в промышленности и в быту. Основой их изготовления служит глифталевый алкидный лак. Практически все краски, имеющие индекс ГФ, изготавливаются для специального использования.
Например, подобные краски нередко используются в текстильной промышленности, где ими покрывают важные элементы ткацких и прядильных станков. Шпули, покрытые глифталиевыми эмалями, дают возможность пропаривать хлопковые ткани около трех часов.
Другая эмаль такого типа – ГФ-92– используется для покрытия элементов различных аппаратов, станков и электрических машин, причем наносится эмаль как на движущиеся, так и на статичные части оборудования. В ряде случаев применяют разновидность этой эмали, имеющую индекс ГФ-92С, где буква указывает на то, что это эмаль горячей сушки.
Эмаль красного цвета ГФ-913 используется для нанесения на радиодетали, такие как, например, проволочные резисторы. Она имеет хорошую устойчивость к воздействию химически агрессивных веществ, таких как растворители, технические масла и щелочи.
А относящаяся к однокомпонентным ГФ-916 специально предназначена для того, чтобы окрашивать ею поверхности керамических конденсаторов. Такое покрытие не только защищает поверхности этих изделий от воздействия влаги и грязи, но и служит маркировочным обозначением для конденсаторов, так как выпускается в девяти цветовых вариантах.
Для внутренних работ используется эмаль ГФ-230. Ею можно окрашивать интерьеры помещений, в которых имеются изделия из металлических сплавов и дерева.
Алкидно-меламиновые
Все автомобили довольно долгое время окрашивали алкидными материалами, до тех пор пока их не вытеснили алкидно-меламиновые.
Алкидно-фенольные
Применяются для покраски металлических, деревянных и других поверхностям, эксплуатирующимся внутри и снаружи помещений. Эмали быстро сохнут и обладают атмосферостойкостью и маслобензостойкостью.
Основа представляет собой раствор в ксилоле глифталевой смолы, модифицированной канифолью и фенольной смолой.
Акриловые
Акриловые эмали и краски могут быть как органорастворимыми, так и водорастворимыми.
Водоразбавимые краски в последнее время находят все большее применение, постепенно вытесняя алкидные материалы. Преимуществ водных красок очень много. И, конечно же, самое главное – это экологичность, то есть пониженное содержание(до 10%) вредных летучих веществ с неприятным и резким запахом. С органоразбавимыми красками такой неприятный запах присутствует не только во время покраски, но и длительное время после нее. Кроме того, специальную водоразбавимую краску широко применяют для окрашивания мелких деталей интерьера, оконных рам, плинтусов, и даже для декорирования мебели. Отколерованные в любой цвет водоразбавимые акриловые эмали позволят обновить интерьер вашего уютного жилища и дать волю вашей бурной фантазии. Акриловые эмали, представленные в этом разделе быстро сохнут, долго не подвергаются растрескиванию и изменению цвета. Поверхность, окрашенную акриловыми эмалями можно мыть с применением моющих средств.
Полиуретановые
Большое распространение получили полиуретановые лакокрасочные материалы. Благодаря своим химическим свойствам, они удовлетворяют всем требованиям, которые предъявляют к современным качественным покрытиям. Не случайно полиуретановыми красками окрашивают приборы, оборудование, автомобили, поезда, авиационную технику, высококачественную мебель. Эти краски имеют высокую стойкость к воздействию воды, кислот, масла, бензина, расворителей и щелочей. Кроме этого они :
выдерживают резкие колебания влажности, давления и температуры;
обладают высокой твердостью. Пропитки, краски и лаки для пола на основе полиуретана очень трудно изнашиваются, их можно мыть и скоблить;
при ударах на поверхности не образуется сколов и трещин благодаря тому, что полиуретановые покрытия обладают прекрасной эластичностью;
они очень приятны на ощупь и обладают уникальной гладкостью и блеском;
устойчивы к высоким температурам;
колеруются во множество цветовых гамм и оттенков, соответствуя любому дизайну и удовлетворя самый изысканный вкус.
Двухкомпонентные полиуретановые краски
Этот тип эмалей состоит из материала основы (раствор пигмента, функциональных добавок в специальном связующем) и отверждающего компонента (отвердителя). После смешивания готовый продукт применяется как прекрасное антикоррозионное покрытие для покраски металлических изделий.
Однокомпонентные полиуретановые краски
Однокомпонентные полиуретаны представляют собой готовую к применению краску. После высыхания данные покрытия обладают высокой прочностью, гибкостью и устойчивостью к воздействию агрессивных сред: масла, бензина, воды. Благодаря особым химическим свойствам компонентов, однокомпонентные полиуретановые краски образуют покрытие с высокими эксплуатационными качествами, так называемые «жидкие пластики». Особенно хорошую устойчивость к истиранию жидкий пластик проявляет в качестве полового покрытия на участках с высокой интенсивностью движения.
Вопросы экспертам
1. Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла.
2. В случае выявления дефектов определить, какой характер они носят: производственный, эксплуатационный, в результате ранее проведенного некачественного ремонта или другой, являются ли дефекты повторными после их устранения или первичными.
В связи с данными обстоятельствами судом была назначена судебная автотехническая экспертиза.
Независимая экспертиза лакокрасочных покрытий
Центр независимой оценки в Белгороде специализируется на проведении экспертизы лакокрасочных материалов.
Что представляет собой экспертиза ЛКП
Экспертиза ЛКП – это один из видов криминалистической оценки материалов. Эта разновидность экспертизы используется с целью определения особенностей лакокрасочного покрытия, состава материалов, их свойств и параметров.
Экспертиза ЛКП может включать следующие виды исследований:
- исследование красителей;
- исследование лака;
- исследование грунтовочных покрытий;
- исследование особенностей нанесения покрытий на определенную поверхность;
- время нанесения определенного покрытия на конкретный объект.
Если Вам нужно заказать экспертизу лакокрасочных материалов, воспользуетесь услугами нашего центра судебной экспертизы в Белгороде.
Наши эксперты обладают большим опытом в проведении независимых экспертиз, направленных на оценку состояния и особенностей покрытий на основе лаков и красок, осуществляют экспертную оценку в соответствии с установленными правилами.
Для чего проводится экспертиза ЛКП?
Экспертная комиссия выявляет дефекты окраски на новых автомобилях из автосалона. С помощь такой экспертизы можно поменять автомобиль у автодиллера, достаточно предъявить результаты проведенной экспертной оценки.
Перекрашивание автомобиля обходится в довольно внушительную сумму, в такой ситуации целесообразнее заказать независимую экспертизу ЛКП.
Подобная экспертиза также дает возможность установить некачественный ремонт на СТО при покраске деталей.
Заказ на проведение экспертизы ЛКП позволит Вам решить проблемы с некачественной покраской транспортных средств.
Необходимость в проведении подобного исследования возникает и при происшествиях, случившихся с участием автомобилей. Например, если на месте происшествия обнаружены частички лака или краски и нужно определить их свойства, чтобы узнать к какому объекту они относятся.
В ходе экспертизы ЛКП выявляется:
- состав вещества, которое поступило на исследование;
- объект, которому принадлежат обнаруженные частицы, разновидность лакокрасочного материала и область его использования;
- причина появления изъянов в лакокрасочном покрытии (дефект производственного характера или появившийся в процессе эксплуатации).
Эксперты определяют: соответствует или не соответствует процесс изготовления ЛКП, установленным для их производства требованиям.
Эти задачи решаются в ходе исследования свойств ЛКП, обладающих специфичным составом и на протяжении долгого времени сохраняющих исходные параметры, невзирая на воздействие природных факторов. Это позволяет максимально достоверно установить характеристики материала за счет анализа частиц, из которых он состоит.
Данные и материалы для проведения исследования ЛКП
Для проведения экспертизы ЛКП необходимо предоставить окрашенный предмет либо частицы ЛКП, отделенные от объекта с окрашенной поверхностью.
Исследование также может проводиться в отношении материалов и предметов, на которых остались следы лакокрасочных покрытий.
Нелишним будет предоставить специалисту-эксперту дополнительные данные, касающиеся объекта или предмета, который предстоит исследовать, например, информацию о том, когда проводилась покраска объекта, каким способом было нанесено покрытие (производственным методом или ручным). Эти сведения эксперты могут получить и сами, но в этом случае экспертиза займет больше времени.
Ценность имеют и сведения о применении объекта, представленного на экспертизу, способ доставки предмета (целиком или только частиц).
Специалисты нашего центра обладают профессиональной подготовкой проведения такого рода исследований, выполняют экспертизу ЛКП, позволяющую получить точные данные о свойствах исследуемых покрытий.
ЛКМ по своим свойствам можно разделить на несколько групп:
Шпаклевка;
- Лак;
- Грунтовка;
- Эмаль;
- Краска;
- Антисептик.
Автомобильная индустрия использует только лучшие ЛКМ, которые равномерно растекаются по детали и образуют ровный защитный слой.
Качество ЛКМ зависит от его вязкости. Излишне вязкие материалы вызывают трудности во время их использования. Они не подходят для работы с распылителем и не равномерно распределяются на поверхности. Недостаточно вязкие материалы вызывают натеки на поверхности, вследствие этого поверхность неравномерно окрашена и имеет неэстетичный вид.
Виды защитного покрытия
Защитные покрытия создаются на основе двух материалов — воска или тефлона. Восковые или парафиновые средства стоят дешевле, чем тефлоновые; выпускаются в различных формах — густая паста, жидкость или спрей в баллончике, так что с нанесением средства сможет справиться и неопытный автовладелец.
Они скрывают мелкие дефекты покрытия, делают его более глянцевым. Особыми защитными свойствами не отличаются и удаляются с поверхности кузова после мойки с использованием автошампуней. Восковые полироли используют для придания автомобилю безупречного вида на короткий промежуток времени, на более длительную защиту они не рассчитаны.
Покрытия, в которых используется тефлон или уретан, более стойкие — могут прослужить от трех до шести месяцев (срок службы зависит от индивидуальных свойств средства, условий эксплуатации, времени года).
Особенности выбора эмали
Эмаль также подбирают с учетом обрабатываемой поверхности и условий работы (снаружи или внутри помещения):
- алкидные – подойдут для обработки металла и дерева, как снаружи, так и внутри помещения;
- полиуретановые – применяются там, где необходимо получить очень прочное и устойчивое к износу покрытие (к примеру, музейный паркет);
- нитроэмали – используются в основном для покрытия дерева снаружи и внутри помещений.
Для устранения дефектов и преобразования ржавчины на металлических поверхностях снаружи и внутри помещений применяются соответственно молотковые и грунт-эмали.