Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка термостата без снятия с машины. так тоже можно

Как проверить термостат автомобильный самостоятельно?

Обзор и описание функций термостата: где он находится, как работает, возможные причины поломок, проверка. Видео о работе автомобильного термостата.

  1. Как работает автомобильный термостат
  2. Где находится термостат
  3. Признаки поломки термостата
  4. Проверка термостата «на ходу»
  5. Опыты на кухне по проверке термостата
  6. Особенности эксплуатации термостата
  7. Видео о работе автомобильного термостата

Автомобильный мотор, как известно, при своей работе нагревается. И его избыточная температура чревата весьма серьёзными неприятностями, вплоть до выхода из строя. С другой стороны, у холодного двигателя больше расход топлива.

Находить баланс между этими двумя крайностями и поддерживать оптимальную температуру силовой установки призвано устройство, именуемое термостатом. Водитель может самостоятельно определить степень работоспособности этого аппарата, используя нескольких простых методов.

Проверка

После запуска мотора еще холодная ОЖ начинает циркулировать по малому кругу (контуру), который включает в себя печку (радиатор отопления) и сам мотор. Это необходимо для того, что двигатель быстрее достиг рабочего температурного режима. После достижения этого режима клапан термостата открывается – вначале он закрыт и ОЖ начинает также циркулировать через радиатор охлаждения мотора. Знание этих принципов подсказывает, как проверить термостат.

Не снимая

Самый простой и доступный способ, как проверить работоспособность термостата, это провести проверку прямо на машине, при этом его не требуется снимать. Условием является холодный двигатель в начале проверки. Проверка начинается с запуска двигателя. После этого необходимо выждать полторы – две минуты работы двигателя на холостом ходу. Обычно за это время двигатель ещё не успевает прогреться до рабочего температурного режима, и ОЖ должна циркулировать по малому кругу (контуру).

Следовательно, радиатор системы охлаждения двигателя пока не должен быть задействован. Чтобы убедиться в этом, трогаем рукой резиновый патрубок, подходящий к верхней части радиатора. Если он относительно холодный, значит ОЖ в данный момент циркулирует только через печку и двигатель. Следовательно, клапан термостата находится в закрытом положении, как и должен быть.

Выждав еще некоторое время, а для пущей убедительности дождавшись, когда стрелка датчика температуры покажет 90 градусов Цельсия, опять трогаем подводящий патрубок радиатора двигателя. Клапан в это время уже должен быть открытым, и таким образом, горячая ОЖ должна поступать в радиатор. Патрубок, следовательно, в этом случае будет горячим. Горячим должен быть и нижний патрубок, отходящий от радиатора. Если этого не произошло, то можно сделать вывод, что клапан так и остался в закрытом состоянии, то есть его по какой-то причине заклинило. В этом случае термостат подлежит срочной замене во избежание перегрева двигателя.

Возможен также случай, когда клапан заклинит в некотором промежуточном состоянии, между положениями открыт – закрыт. В этом случае двигатель будет дольше времени прогреваться и выходить на рабочий температурный режим. Такую неисправность определить сложнее, но тоже возможно. Как проверить исправность термостата в этом случае? Для этого его придется снимать с машины.

Для этого, прежде всего, необходимо слить охлаждающую жидкость. Сливать её следует аккуратно, чтобы избежать возможного загрязнения. Это позволит её повторно использовать. Для слива ОЖ можно использовать любую ёмкость нужного размера (объём ОЖ своей машины каждый автолюбитель может узнать из технической документации на автомобиль).

Ёмкость ставится под сливные пробки, после чего они откручиваются. При этом необходимо открутить крышку горловины расширительного бачка для лучшего слива ОЖ. Где находятся сливные пробки для охлаждающей жидкости можно узнать также из технической документации на машину. На некоторых моделях автомобилей такие пробки отсутствуют. В этом случае необходимо ставить ёмкость для слива ОЖ под нижний патрубок радиатора охлаждения двигателя.

После этого ослабляется хомут, крепящий патрубок к радиатору, и патрубок снимается, а ОЖ сливается в подготовленную ёмкость. Слив ОЖ, и тем самым избежав её потери, можно снимать термостат. Обычно это не вызывает проблем. Отходящий от него патрубок (патрубки) также снимается и он откручивается с помощью соответствующих гаечных ключей и отвертки.

После снятия

После этих операций идем на кухню. Способ проверки очень прост, беспроводный. Никаких приборов подключать не надо. Домашние условия самые подходящие. Помещаем термостат в кастрюлю или другую металлическую ёмкость, полностью заливаем водой и помещаем на огонь. При этом необходимо создать такие условия, чтобы его корпус не касался стенок кастрюли. Также у вас должен быть технический термометр, позволяющий измерять температуру не ниже 100 градусов Цельсия.

Внимательно следим за показаниями термометра и состоянием клапана. При достижении температуры, указанной на термостате, его клапан должен открываться. Это действие достигается благодаря искусственному воску, который является рабочим веществом клапана. При нагреве воск существенно расширяется в объёме, приводя клапан в действие.

Убеждаемся, что клапан открылся именно при указанной температуре. Если отрывания не произошло, то термостат находится в нерабочем состоянии. Затем достаем его из воды и даём ему остыть. При остывании клапан закрывается. Если этого мы не наблюдаем, то он также подлежит замене. Надеемся, что эта информация окажется полезной и поможет решить возникшие проблемы.

Стоимость обслуживания и ремонта системы охлаждения двигателя

Замена жидкости охлаждающей (либо промывка)

Замена бачка расширительного системы охлаждения

Замена радиатора печки (без снятия торпедо)

Замена радиатора печки (со снятием торпедо)

Замена датчика температуры

Замена корпуса термостата

Замена патрубка системы охлаждения

Замена прокладки корпуса термостата

Замена радиатора охлаждения (АКПП, КОНДИЦИОНЕР)

Замена радиатора охлаждения (КПП-АВТОМАТИЧЕСКАЯ)

Замена радиатора охлаждения (КПП-МЕХАНИЧЕСКАЯ)

Проверка состояния охлаждающей жидкости

Проверка течи охлаждающей жидкости

Промывка радиаторов охлаждения и кондиционера.

Замена насоса водяного (помпа) (грм снят)

Замена шланга радиатора отеплителя салона

Конечно, практически всех автовладельцев интересует вопрос цены на ремонт радиаторов системы охлаждения и других элементов этого механизма. Как правило, стоимость работ определяется сложностью поломки и необходимостью замены дорогостоящей детали. С нашим прайсом на оказываемые услуги и работы можно ознакомиться на сайте или позвонив по телефонам.

Обратившись в нашу мастерскую, вы можете лично убедиться в низких ценах на ремонт радиаторов системы охлаждения, ремонт топливной системы и устранение других поломок (выполняем сварочные, заправочные, диагностические и другие работы). Но, несмотря на вполне приемлемую стоимость услуг, мы гарантируем высокое качество произведенных работ, так как понимаем, что клиент станет постоянным нашей мастерской только в том случае, если цена на работы и услуги будет невысокой, а вот качество, напротив, на высоте.

В нашей мастерской вы сможете провести технический осмотр системы охлаждения, проконсультироваться с опытным мастером по вопросу замены жидкости и проверки ее уровня, а также быстро отремонтировать поломку любой сложности, ведь у нас установлено самое современное оборудование. Высокое качество обслуживания автомобилей вы можете оценить лично или почитав отзывы других автовладельцев о работе наших мастеров.

Каждый автолюбитель знает, что при работе двигатель машины нагревается, а посредством радиатора охлаждается. Но на самом деле не всё так просто, поскольку основной задачей системы охлаждения является не просто охлаждать двигатель, а поддерживать строго определенный диапазон температур. Этот диапазон называется рабочей температурой двигателя. Работа двигателя в этом диапазоне (для большинства авто 85–100°С) считается наиболее эффективной и безопасной. После запуска автомобиля двигатель как можно скорее должен достигнуть своей рабочей температуры.

Как работает система охлаждения автомобиля

К основным элементам этой системы относятся радиатор, насос (помпа), термостат и вентилятор. Охлаждение мотора осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости. Пока двигатель холодный, антифриз или тосол течет по малому кругу, то есть только вокруг цилиндров и головки блока. Как только температура достигает 75°С, термостат открывает затвор и выпускает жидкость на большой круг – это радиатор, насос и рубашка охлаждения мотора. Вентилятор обеспечивает принудительный поток воздуха, чтобы быстрее остудить двигатель.

Неисправности системы охлаждения ДВС, требующие технического обслуживания и ремонта

Нормальное функционирование охлаждающей системы двигателя во многом зависит от качества используемого антифриза. В случае попадания в систему охлаждения некачественной, поддельной охлаждающей жидкости элементы системы могут сильно пострадать, потерять целостность или попросту покрыться дырками, раковинами, которые прожигает ядовитая кислота. Пострадать могут корпус насоса, головка блока цилиндров и другие элементы.
«Парилка» под капотом возникает и по причине неисправности термостата. Функционально он представляет собой пробку, которая должна открываться автоматически, как только температура в двигателе достигает отметки 75°С. Это нужно для того, чтобы к охлаждению мотора подключился радиатор. Выйти из строя термостат может из-за физического износа, механического повреждения или заводского брака.

Особенности ремонта системы охлаждения автомобиля

В обычных условиях температура кипения антифриза составляет 108°С. В герметичной системе (какой и должна быть система охлаждения мотора) он закипит при 130°С. При малейшей разгерметизации системы (например, появлении трещины в расширительном бачке или резиновом шланге) антифриз закипит, и дальнейшая эксплуатация машины станет невозможной. Ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля в таких ситуациях, как правило, начинают с поиска неисправностей и повреждений деталей – патрубка, радиатора, насоса и т.д. Их можно обнаружить при помощи того же антифриза – в качественной жидкости есть флуоресцентные добавки. В сервисе просвечивают систему специальным светом, и становятся видны даже самые мелкие трещины.

Поврежденные детали подлежат замене. Если повреждений нет, на исправность проверяется термостат. Его тоже можно довольно быстро заменить.

Преимущества автосервиса в Люберцах

Мастера автосервиса в Люберцах берутся осуществить диагностику, техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения любых марок и моделей автомобилей – ВАЗ, ГАЗ, Киа, Форд, Пежо, Ниссан, Шевроле, Тойота, БМВ, Лада Приора, Мазда, Нива, Опель, Хендай, Ауди, Шкода и др. Наш автосервис имеет современную материально-техническую базу для быстрого и качественного проведения подобных работ.

Записывайтесь на ремонт и обслуживание на удобное для вас время! Цены на сервисные услуги представлены в прайсе на сайте. Окончательный расчет стоимости проводится после осмотра мастером автомобиля, диагностики неисправностей и определении объема предстоящих работ.

Адрес нашего автосервиса вы легко найдете на карте. Мы работаем во всех районах области, расположенных поблизости:

Какие признаки поломки термостата

Как уже говорилось выше, термостат открывает один круг теплообмена и перекрывает второй. Если этот элемент выходит из строя, то возможны два варианта:

  • термостат все время перекрывает большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Это приводит к перегреву мотора, что будет заметно на приборной панели. Перегрев в свою очередь влечет массу негативных последствий: деформация и разрушение отдельных узлов, заклинивание;
  • Термостат заклинило в открытом положении. То есть, охладитель циркулирует все время через радиатор. В теплое время года никаких проблем может не возникать. Но на холоде и, тем более, на морозе двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию). Это приводит к существенному перерасходу топлива, не работает внутрисалонный отопитель (печка) и т.д;

Если есть признаки неполадок, то можно проверить термостат, не снимая его и не загоняя машину в автосервис.

Способы проверки работоспособности термостата

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работоспособность термостата – очень важный фактор, влияющий на температурный режим и ресурс двигателя. Особенно опасными являются поломки, когда термостат открывается с запозданием, либо не делает этого вообще. Такой дефект грозит не только снижением ресурса двигателя, но и моментального выхода его из строя. Когда термостат открывается рано, либо навеки вечные застывает в открытом положении – это не критическая поломка. Но из-за нее двигатель будет прогреваться дольше, а зимой прогреть его до нормальной температуры вообще не получится. Соответственно, ждать тепла из печки тоже не придется.

Именно поэтому важно следить за состоянием термостата, своевременно выявлять его неисправности, и устранять их. К сожалению, данная деталь является неремонтопригодной, потому починить подобные поломки можно только заменой.

Теперь о том, как проверить работу термостата. Сделать это можно несколькими способами, и ниже описаны пять самых простых и доступных. При этом, четыре из них позволяют проверить термостат не снимая его, то есть без сливания охлаждающей жидкости и разборки системы охлаждения.

Читать еще:  Расшифровка автомобильных масел – что означают буквы и критерии выбора

Способ №1. Время прогрева двигателя до рабочей температуры

Этот метод подходит только для тех автовладельцев, которые более или менее «знают» свой автомобиль и его «повадки». Если накануне двигатель выходил на рабочую температуру на порядок быстрее, чем сейчас, то, скорее всего, виноват в этом именно термостат.

Особенно этот способ наглядно работает зимой, когда на улице отрицательная температура. При таких условиях, если термостат заклинило в открытом положении, прогреть двигатель до рабочей температуры не получится никогда. Охлаждающая жидкость будет постоянно проходить через радиатор, и успевать охлаждаться быстрее, чем двигатель будет подогревать ее в рубашке.

Если термостат исправен, то стрелка температуры охлаждающей жидкости начинает бодро подниматься уже на первых минутах прогрева мотора даже в мороз.

Данный способ диагностики позволяет выявить только одну из описанных выше поломок термостата. Если его, например, заклинило в закрытом положении, либо он начал открываться с запозданием, по времени прогрева двигателя определить эти дефекты не представляется возможным.

Способ №2. Поведение указателя температуры ОЖ во время работы двигателя

Чтобы выявить дефекты термостата этим способом, достаточно знать, как ведет себя температура охлаждающей жидкости, когда он исправен. Способ заключается в наблюдении за изменениями температурных режимов двигателя в процессе движения (или стоянки с работающим мотором).

Когда термостат исправен, то глядя на стрелку на приборной панели (или на цифровое отображение температуры), можно наблюдать следующую картину. После прогрева двигателя стрелка достигнет определенного максимального значения, и без особых нагрузок резко изменять свое положение не будет.

Если на двигатель дать повышенную нагрузку – поехать в затяжную горку, или по плохой дороге на первой/второй передаче, то можно будет заметить момент, когда стрелка (или показатели цифрового термометра) резко изменит свое положение в меньшую сторону. Это говорит о том, что термостат из-за резкого повышения температуры охлаждающей жидкости открылся полностью, и в малый контур «хлынула» охлажденная в радиаторе жидкость.

Если термостат неисправен, то такие резкие падения температуры наблюдаться не будут никогда. Если термостат заклинило в открытом положении (или он открывается слишком рано), то стрелка плавно будет перемешаться в нижней зоне шкалы, как правило, не нормы и до половины. Во время резких нагрузок температура будет неуклонно расти, и резких спадов вы не заметите. Плавный спад будет наблюдаться только тогда, когда включится вентилятор радиатора, либо уменьшится нагрузка на мотор.

Способ №3. Примерное измерение фактической температуры ОЖ

Проверка выполняется только на полностью остывшем двигателе. Примерное измерение температуры охлаждающей жидкости заключается в тактильном прощупывании резиновых патрубков системы охлаждения.

Внимание! Не прикасайтесь к металлическим деталям двигателя (корпусу термостата, радиатору и т.д.), так как это может привести к серьезным ожогам.

Для начала необходимо найти нужные нам патрубки. Первый должен быть частью малого контура. В идеале найти тот, который является входным в термостат. Второй патрубок, который нужен для проверки, является входным в основной радиатор. Как правило, вычислить его легко – он подходит к радиатору ближе в верхней его части.

Запустите двигатель. Перейдите к нужным патрубкам, и (если это позволяет конструкция моторного отсека) и возьмите их руками – один правой, второй левой. Если патрубок малого контура становится заметно теплее, а тот, который идет к радиатору, остается холодным, то термостат точно не заклинило в открытом (или в слегка приоткрытом) положении.

К сожалению, этим простым способом невозможно определить, своевременно ли открывается термостат, и не заклинило ли его в закрытом положении.

Способ №4. Точное измерение фактической температуры ОЖ

Этот метод является самым лучшим из всех описанных, так как позволяет выявить практически все типовые поломки термостата. Причем очень точно. Но для его реализации потребуется прибор, позволяющий точно измерить температуру в диапазоне от 20°C до 150°C. Такими способностями обладает два типа приборов, доступных для домашнего использования.

  1. Первый – это мультиметр с режимом измерения температуры. В комплекте к таким приборам, помимо стандартных щупов, идет так называемая термопара. Это два провода, которые подсоединяются к мультиметру, а на втором конце имеется датчик, «измеряющий» температуру (в кавычках измеряющий потому, что этот датчик не измеряет температуру, а изменяет свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры). Преимущество этого прибора – низкая цена (пара долларов за вполне работоспособную версию). Однако есть и недостатки. Первый из них – не очень высокая точность. Второй – термопару необходимо закреплять на объекте измерения, причем так, чтобы температура окружающего воздуха не влияла на измерения.
  2. Второй прибор – называется пирометром. В наше время благодаря китайцам такой девай тоже можно купить по вполне адекватной цене. Точность дешевых пирометров, конечно, уступает профессиональным моделям (которые стоят за тысячу долларов), но для рассматриваемой здесь задачи – ее более чем достаточно. Преимущество прибора в том, что с его помощью можно измерить температуру патрубков системы охлаждения в любом месте с небольшого расстояния (да еще и в нескольких местах почти сразу, и сравнить показания).

Начнем с более дешевого варианта – мультиметра с функцией термометра. Его датчик необходимо примотать изолентой или скотчем ко входному патрубку термостата (малый контур). Далее запускается двигатель и проводятся наблюдения. Если термостат исправен, то показания прибора вырастут до 80-90°C, после чего начнут «плавать» в этом районе. При этом, пока указанная температура будет набираться, патрубок, идущий к радиатору, будет оставаться холодным.

Таким образом можно определить примерную температуру срабатывания термостата на открытие, а также определить, не открывается ли он слишком рано, либо не заклинило ли его в каком-либо из положений.

С помощью пирометра проверка проводится аналогично, но благодаря удобству использования температуру одновременно можно мониторить и на малом контуре, и за его пределами.

Способ №5. Тест термостата в емкости с водой

Для выполнения этой проверки термостат надо снять. Также этот способ хорош для проверки только что купленного нового термостата. Для его реализации понадобится металлическая посуда и погружной термометр, способный измерять температуру воды до 120°C.

Термостат подвешивается в емкости с водой так, чтобы он полностью находился в жидкости, но при этом не касался дна или стенок посуды. Это необходимо для того, чтобы термостат сработал именно от нагрева воды, а не от тепла емкости (ее температура гораздо выше). В эту же посуду опускается термометр, и вода нагревается на плите.

Исправный термостат начнет открываться ровно при той температуре, которая выгравирована на его корпусе. Для вазовских моделей это 85-90°C. У иномарок может быть больше.

Итого этот способ позволит определить, при каких температурах термостат начинает открываться, открывается полностью и закрывается.

Основные неисправности термостата

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

  • Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
  • Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.

Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.

Признаки неисправности термостата

Главные показатели плохой работы термостата:

1. Происходит заклинивание клапана в закрытом состоянии. В подобной ситуации датчик срабатывает, но не может открыть заслонку из-за чего тосол продолжает нагреваться. Информацию об этом вы получаете на приборной панели, когда загорается индикатор перегрева.

2. Неплотно закрытый клапан еще в начале работы. Жидкость продвигается сразу по большому кругу и не может достичь необходимой для работы двигателя температуры в 90 °C.

К общим признакам неисправности относятся:

1. Длительный прогрев двигателя авто до нужной метки или его перегрев.

2. Стрелка, отвечающая за температуру двигателя, резко падает, когда автомобиль набирает скорость и поднимается, в момент его остановки.

3. Нижний патрубок становится теплым за пару минут прогрева – обозначает, что термостат постоянно открытый.

4. Термостат заклинил и находится в закрытом состоянии, когда сам двигатель закипает, а нижний патрубок продолжает оставаться холодным при прогретом моторе.

Автомобильный термостат. Как он работает и основные причины поломок

Про термостат слышали все автомобилисты, но не все видели его вживую — немудрено, ведь он скрыт в недрах системы охлаждения. Что же такое автомобильный термостат? Как он работает и из-за чего выходит из строя? Отвечаем на частые вопросы об этой маленькой, но важной детали двигателя.

Что такое термостат

В общем смысле термостат — устройство для поддержания статичной (постоянной) температуры, что следует из его названия. Термостаты разной конструкции есть во многих приборах и механизмах, от водонагревателей до холодильников. Есть термостат и в автомобильном двигателе внутреннего сгорания (с жидкостным охлаждением, конечно).

В автомобиле термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости (антифриза): ускоряет прогрев холодного мотора и обеспечивает отвод тепла от горячего. Так двигатель работает эффективнее и комфортнее для водителя, особенно зимой — без термостата печка почти всё время дула бы холодным воздухом.

Конструкция термостата

Классический термостат представляет собой подвижный клапан, который приходит в движение из-за изменения внешней среды — нагрева или охлаждения антифриза. Для этого в нём есть термоэлемент, заполненный веществом, напоминающим по структуре воск — церезином, с добавлением медного порошка, графита или алюминия для лучшей теплопроводности. При определённой температуре антифриза церезин расширяется, открывая клапан термостата. При остывании мотора церезин сжимается, и термостат вновь закрывается.

Момент начала движения клапана термостата и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои: обычно это 70–95 °С и 90–100 °С соответственно. Температура начала срабатывания указана на корпусе термостата.

Термостат может быть одноклапанным и двухклапанным — последний не только открывает большой круг системы охлаждения, но и одновременно закрывает малый, что важно для правильной циркуляции антифриза. На большинстве современных двигателей используются двухклапанные термостаты. Помимо основных клапанов для антифриза в термостате обычно есть ещё один маленький воздушный клапан — он нужен для удаления воздушных пробок из системы охлаждения.

Как работает термостат

Корпус термостата — это своеобразный тройник системы охлаждения, в центре которого термостат распределяет потоки антифриза. Один из патрубков подводит к нему охлаждающую (и уже охлаждённую) жидкость от основного радиатора, другой служит для перепуска антифриза из двигателя, а третий направляет поток жидкости к водяному насосу (помпе).

При холодном запуске двигателя температура антифриза равна температуре окружающего воздуха, что далеко от нормальной рабочей температуры двигателя (80–90 °С). Чтобы ускорить прогрев, термостат блокирует поток охлаждающей жидкости к радиатору, пуская антифриз по так называемому малому кругу — через рубашку охлаждения двигателя. При повышении температуры жидкости клапан термостата приоткрывается, включая в работу большой круг системы охлаждения с основным радиатором. Пока клапан находится в промежуточном положении, в радиатор направляется лишь часть жидкости, которая затем подмешивается к горячему потоку из малого круга — так термостат поддерживает оптимальную рабочую температуру двигателя.

Читать еще:  Инструмент для покраски автомобиля: что нужно?

Когда режима смешивания не хватает для эффективного охлаждения мотора, термостат полностью открывается, исключая из работы малый круг — антифриз начинает циркулировать только через радиатор. И наоборот: при снижении температуры клапан термостата закрывается, вновь пуская охлаждающую жидкость по малому кругу.

Поддержание оптимальной температуры двигателя важно не столько для эффективной работы печки (хотя её водитель ощущает в первую очередь), сколько для полного сгорания рабочей смеси, снижения токсичности отработанных газов и увеличения ресурса двигателя. На некоторых моторах даже устанавливают несколько термостатов и/или термостаты с электронным управлением, чтобы более точно регулировать температуру в каждом контуре системы охлаждения.

Причины и признаки неисправности термостата

Иногда термостат выходит из строя, попросту заклинивая. Чаще всего это происходит из-за коррозии внутри радиатора, некачественного или старого антифриза: частицы накипи или ржавчины оседают на термоэлементе термостата, из-за чего тот становится нечувствительным к изменению температуры жидкости в системе и перестаёт двигать клапан. Но иногда термостат заклинивает и механически.

Термостат может заклинить в разных положениях: в полностью открытом, закрытом или промежуточном. Если термостат полностью закрыт, антифриз циркулирует только по малому кругу, что вызовет перегрев двигателя практически в любом режиме работы, при этом радиатор останется холодным. Полностью открытый заклинивший термостат тоже нетрудно вычислить: с ним двигатель будет прогреваться очень долго, а зимой даже не достигнет рабочей температуры.

А вот заклинивший в промежуточном положении термостат вычислить непросто. Поэтому, в случае проблем с системой охлаждения, термостат часто меняют превентивно, на всякий случай — просто чтобы исключить его из списка возможных причин. Благо, стоит он недорого.

Другая распространённая проблема — утечка охлаждающей жидкости — связана не с самим термостатом, а с его прокладкой, которая со временем перестаёт обеспечивать герметичность. Если вы меняете термостат, обязательно смените и прокладку, чтобы не пришлось сливать антифриз и разбирать систему охлаждения заново, обнаружив утечку.

Как проверить термостат

Снятый с машины термостат можно проверить в домашних условиях. Для этого его помещают в закипающую воду и смотрят, открывается ли клапан. Выглядит эффектно, но такая проверка, к сожалению, мало что даёт — лишь подтверждение, что термостат сохранил подвижность. Но при какой температуре он открывается? Чтобы тест был действительно полезным, нужно использовать термометр и контролировать температуру воды, сравнивая её с номинальной температурой начала открытия термостата.

Горячий и холодный термостат. Температура открытия

В магазинах можно купить термостат с разной температурой начала открытия: от 76–78 °С (холодный термостат) до 92–95 °С (горячий термостат). Если система охлаждения работает исправно и не создаёт проблем, стоит использовать термостат, идентичный заводскому — как правило, это 82 или 88 °С. Но при необходимости можно регулировать температурный режим двигателя установкой нештатного термостата.

Если двигатель автомобиля изначально очень горячий и склонен к перегреву при нагрузках (например, из-за слишком тесного подкапотного пространства или маленького радиатора), можно немного улучшить его охлаждение, установив термостат с ранним открытием. А если на дворе зима и у вас проблемы с прогревом машины, горячий термостат поможет мотору не терять тепло — в Сибири это популярный зимний тюнинг.

Узнать температуру открытия штатного термостата можно с помощью онлайн-каталога запчастей. Выберите свой автомобиль, найдите на схеме системы охлаждения термостат и посмотрите, какие аналоги предлагает интернет-магазин — у большинства производителей характеристики термостата отражены в артикуле. Другой способ — подбор по снятому образцу: температура открытия клапана указана прямо на корпусе термостата.

Езда без термостата

А можно ли ездить вообще без термостата? Иногда так борются с летними перегревами: полностью демонтируют термостат, принудительно включая большой контур охлаждения в работу. Но делать так не нужно. Вспомните основное назначение термостата: не способствовать охлаждению или нагреву мотора, а обеспечивать его термическую стабильность. Без термостата не будет режима подмешивания охлаждающей жидкости и перекрытия малого круга (что грозит локальными перегревами), нарушится расчётная циркуляция антифриза в системе. А во многих режимах работы двигатель окажется недогретым, что порой не менее вредно, чем перегрев. Пониженная температура двигателя (без термостата он может не нагреться и до 70 °С) негативно влияет на сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах: мотор зарастает нагаром, выходят из строя свечи, лямбда-зонды, нейтрализаторы выхлопа. Поэтому, если ваш двигатель хронически перегревается, поставьте холодный термостат с ранним открытием, но не удаляйте его из системы полностью. И поищите другие причины перегрева: отказавший электромотор или вискомуфту вентилятора, забитый радиатор или изношенную помпу.

Уделяйте термостату должное внимание: вовремя меняйте его, правильно подбирайте температуру открытия и не забывайте о замене прокладке — это избавит от многих проблем с двигателем.

Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно известны — засорение системы охлаждения, «мёртвый» термостат. Но так было 20 лет назад. Сегодня современные моторы обречены своими создателями на постоянную работу на грани перегрева, причём водитель, как правило, об этом узнаёт, когда уже слишком поздно. Сегодня разбираемся, как так получилось, и что такое «штатный перегрев».

Про рабочую температуру

У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.

Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.

Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.

Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.

Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).

Как работают современные системы охлаждения?

Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы. И управляется система не простыми термовыключателями, а через электронный блок управления, в зависимости от скорости, нагрузки, режима работы климатической установки и многих других факторов.

Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.

Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы.

Столь важную, и к тому же сложную систему необходимо контролировать. У большинства автомобилей есть контрольная лампа температуры, срабатывающая при перегреве, и

указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.

Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.

Стрелка будет показывать те же «примерно 90» и при температуре 85, и при температуре 125. В процессе работы машины стрелка может мертво стоять на месте, хотя мотор при работе в пробках будет прогреваться значительно сильнее, чем при движении по трассе. И лишь при настоящем перегреве, обычно при повышении температур до 130-150 градусов стрелка сдвинется с места, перед самым срабатыванием аварийного индикатора.

Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.

Что такое «штатный перегрев»

Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.

Да и у куда более простых Opel и VW моторы вполне штатно прогреваются до 115-120 градусов. От таких температур уже недалеко до «настоящего» перегрева, ведь системы охлаждения постоянно находятся под давлением и работают на пределе. Малейшее изменение параметров или утеря герметичности сразу приведут к более серьезной поломке.

У современных машин случается такая неисправность, как «нормальный перегрев». Это когда система управления не может снизить температуру двигателя до оптимальной для данного режима движения, несмотря на задействование всех возможностей, но при этом температура все же меньше «аварийной», когда сработает аварийный датчик и система охлаждения не выдержит давления.

В некоторых случаях происходит локальное повышение температуры части мотора выше конструктивного максимума. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобной неисправности, она, тем не менее, быстро разрушает двигатель, а водитель машины может даже не догадываться о причине всех неприятностей.

Большая часть автомобилей с регулируемой системой охлаждения возрастом более трех лет в той или иной степени подвержена подобному дефекту. При этом заметить отклонения в работе двигателя непрофессионалу сложно. Ведь индикатор температуры твердо указывает «норму», а то, что машина едет чуть хуже, что кондиционер хуже холодит, что расход топлива растет и понемногу расходуется масло, большая часть водителей не заметит.

Кстати, визит в сервис тут, скорее всего, не поможет, ведь в логах ошибок, скорее всего, будет пусто. А вот расхождение между желаемой и реальной рабочей температурой тем временем составляет до 30-40 градусов. Подобного рода проблемы просто заложены в конструкции современных европейских авто. Ради уже упомянутых выше показателей экологичности и экономичности на холостом ходу они «обязаны» разогреваться до 120-130 градусов. Это слишком много для работы под нагрузкой, а вот для стояния на месте в пробке — вполне допустимо. Но вот вы трогаетесь с места, да ещё желаете «прохватить». Моментально скинуть температуру до оптимальных «ходовых» 85-90 градусов невозможно, так что мотор какое-то время будет крутиться при весьма опасных температурах.

Как следствие — детонация, повреждения поршней и выкрашивание покрытий гильз цилиндров на «цельноалюминиевых» моторах. А еще пониженное давление масла, а значит задиры и прихваты. Да и температура поршня и поршневых колец под нагрузкой резко растет, а масло коксуется. А с возрастом проблема разрастается, ведь из-за грязных радиаторов, проскальзывания ремней помпы, ухудшения теплопередачи от стенок ГБЦ, старения вентиляторов системы охлаждения и просадок напряжения рабочая температура двигателя постепенно перестает снижаться с «холостых» 130 до «ходовых» 90 даже при длительной работе под нагрузкой.

Таким образом «максимальная рабочая» температура становится просто «рабочей», и аварийный режим работы становится штатным для двигателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особенно плохо приходится машинам, которые много времени проводят в пробках. Их система охлаждения большую часть времени работает в самом высокотемпературном режиме, и моторы такого обычно долго не выдерживают. Через несколько лет машина превращается в инвалида. С двигателем, уверенно расходующим литры масла, с неработающими катализаторами и половиной мощности от штатной. Да и коробкам-«автоматам» достается не меньше, ведь они обычно охлаждаются через теплообменник, а значит, температура масла в них еще выше, чем температура в системе охлаждения двигателя.

Читать еще:  Как снять центральную консоль на приоре? да мало ли зачем оно вам нужно

Нештатный перегрев и гибель мотора

«Классический» перегрев с клубами пара из-под капота, клинящим двигателем и другими фатальными последствиями хоть и является зачастую кульминацией такого вот «нормального перегрева», но встречается намного реже.

Если вовремя остановить двигатель, то, скорее всего, серьезных проблем получится избежать. В противном случае можно уже начинать выбирать между «контрактным» двигателем, ремонтом остатков старого или покупкой нового. Ведь коробление ГБЦ, нарушение геометрии блока цилиндров и нарушение резьбы болтов ГБЦ, задиры вкладышей и поршней — это лишь малая часть неисправностей, возникающих при сильном перегреве и утере антифриза.

Номинальной причиной подобной беды обычно является утечка жидкости из системы охлаждения. После чего растет температура различных узлов двигателя и температурный градиент между различными его элементами, вызывая поломки «железа».

Истинные же причины обычно кроются в «нормальном перегреве» на протяжении длительного времени, старении материалов системы охлаждения, постепенной деградации возможностей радиатора, поломке помпы или ее привода. К счастью для многих автовладельцев, серьезные неисправности проявляют себя заранее, например, на очередном ТО, или срабатыванием датчиков уровня антифриза перед появлением сильной течи системы охлаждения и срабатывающей лампочкой аварийного перегрева под нагрузкой.

И что же делать?

Если у вас современный автомобиль, пробег которого уже перевалил хотя бы за 50 000, но вы собираетесь проездить на нём ещё долго и счастливо (а может вообще купили бэушный вариант с пробегом 100+), то вам пригодятся советы, как избавить машину от штатного перегрева.

В следующей части статьи мы расскажем про оптимальный режим езды и некоторые конструктивные доработки двигателя, которые помогут избежать перегревов и исключительно положительно скажутся на его ресурсе.

Обратил внимание, что машина долго прогревается. Под подозрение попал термостат. Проверяется просто. Запускаем холодный двигатель и щупаем рукой резиновый патрубок, отходящий от термостата, так как термостат обычно заклинивает в открытом положении, антифриз сразу из рубашки двигателя направляется к радиатору, при этом вы быстро почувствуете тепло в резиновом патрубке, за который держитесь рукой. Почувствовали?! Значит термостат под замену.

В сервисе за данный ремонт попросили «немного» больше, чем я планировал поэтому и решил все проделать самостоятельно. Самая большая проблема была заменить данный девайс «без разборки половины двигателя», не трогая насос ГУРа, не снимая ремня генератора. Уточню, авто Дэу Нексия 1997 года выпуска, двигатель SOHC 8 клапанный, ГУР, кондиционер. Пробег на момент ремонта 230 000 км. Термостат не менялся ни разу.
В продаже, например в EXIST.RU, имеется огромный ассортимент термостатов пригодных для установки на нексию. Лучше покупать термостат в комплекте с прокладкой, что бы потом не парится в поисках оной. Я выбрал самый дешевый из тех, что предлагался с прокладкой за 230 рублей.

Патрубок термостата.
В моём случае внимательный осмотр узлов системы охлаждения выявил мелкие трещины в металлическом патрубке термостата, сквозь которые сочился антифриз — решено было заменить его тоже. Тем более, стоит он не дорого, 86 рублей оригинальный в том же EXIST.RU

И так новые запчасти приготовлены, приступаем к работе.

Сборку проделываем в обратной последовательности. В комплект моего нового термостата входили две прокладки. Прокладка номер 2 не устанавливается. Видимо она для другого двигателя

Решается очень просто. Наживляем болт шкива и им же притягиваем, шкив должен сам встать на своё место.

После сборки системы охлаждения, необходимо долить ОЖ. Можно долить просто дистиллят. После чего рукой помять резиновые патрубки, дабы прогнать воздушные пробки.
Первый, пробный пуск двигателя, можно произвести без установки корпуса воздушного фильтра и верхнего кожуха ремня ГРМ. При этом проверить, нет ли течи в системе охлаждения. При этом загорится Check Engine, не пугайтесь, после установки всё на место он погаснет

Метки: ремонт нексии, замена термостата своими руками, замена термостата на нексии SOHC, ремонт daewoo nexia

Комментарии

#36
sterh04
07.03.2016 21:15
огромное спасибо автору за данную тему! все сделал пошагово именно так как описано. все получилось.

у меня вообще кора оказалась. рукожопый механик, когда менял механизм термостата сунул его не тем концом (пружиной в блок цилиндров нужно было). когда вскрыл — ох..ел просто. как у меня прокладка то не полетела я вообще хз. а так симптомы были такие — движок сильно грелся. причем с ростом скорости он грелся еще больше, а радиатор был ледяной. вот и решил сам залезть посмотреть, хотя термостат мне давеча меняли вместе с ремнем грм и помпой. вот и поменяли через задницу, пришлось переделывать))

единственно непосредственно по замене хотел добавить три фичи

первое: как попроще снять-поставить шкив распредвала. в верхней части кожуха выломать отверстие (потом заклеить арм скотчем ничего страшного) взять длинную трубу (не меньше метра). сделать петлю из проволоки, просунуть через отверстие в шкиве и прикрутить к этой трубе. один конец трубы упереть примерно в то место, где дворники находятся, за другой конец естессно поднимаем и сдвигаем шкив в сторону. шкив снимается без особых усилий благодаря рычагу, который и создан этой трубой. и что самое главное — ставится так же без особых усилий.

второе: вместо проволок для фиксации фаз распределения я использовал пластмассовые хомуты. имхо удобнее гораздо.

третье: жидкость охлаждения проще слить как положено в низу радиатора (она сливается полностью в том числе из блока), чем ловить ее потом по всему капоту.

вот)) всем успехов в ремонте! реально кто увидел эту инструкцию применяйте не бойтесь. она реально работает! автору еще раз спасибо!

#35
sweetest
17.09.2015 10:28
а по замене помпы есть где-то инфа?

#34
simens77
19.10.2014 18:27
Цитирую ShaManNT88:

А на 16-ти клапаной менял кто-нибудь??

Менял как здесь http://www.nexia-faq.ru/remont/profile/userprofile/rino167.html , начиная с фоток «Установка термостата на 92 градуса с использованием нового (разборного) корпуса»

#33
ShaManNT88
18.10.2014 17:58
А на 16-ти клапаной менял кто-нибудь??

#32
Serik
25.09.2014 19:25
Аналогичным способом меня термостат на 92.. умаялся, но за 1,5 часа справился, только все аккуратно без изломов все родное и это благо.:-)

#31
yasha2570
12.02.2014 12:37
спасибо буду пробывать

#30
simens77
12.02.2014 12:29
Цитирую yasha2570:

доброго времени суток сделал все как описано но когда ставил шкиф обратно утопил направляющую что делать не знаю помогите,на машинке этой катаюсь вторую неделю по этому ни чего не понимаю помогите пожалуйста

Если речь идёт о бобышке на распредвалу и эта бобышка немного выглядывает , попытаться достать её хорошенько уцепившись плоскогупцами . А если совсем глубоко, то попробовать высверлить её меньшим сверлом и вставить новую бобышку. Совсем последний вариант замена распредвала.

#29
yasha2570
11.02.2014 18:52
доброго времени суток сделал все как описано но когда ставил шкиф обратно утопил направляющую что делать не знаю помогите,на машинке этой катаюсь вторую неделю по этому ни чего не понимаю помогите пожалуйста

#28
Pilotfcsm
15.09.2013 17:39
Хочу поделиться своим опытом замены термостата на A15SMS с ГУРом, так как из за него процесс слегка усложнился.
1. Как уже было сказано, при наличии ГУРа, кожух отвести на достаточное расстояние невозможно, он сломается.
2. Для снятия насоса ГУРа пришлось снять шкив насоса и соответственно приводной ремень. Сделать это не сложно, шкив держится на 3 болтах с головками на 12
3. Но вот чтобы одеть шкив и ремень обратно потребуется ослабить натяжение ремня, для чего надо ослабить два болта крепления генератора. Первый сверху, с ним проблем нет, а вот второй снизу… Для того чтобы его ослабить пришлось снимать переднее колесо, подкрылки, и снизу при помощи головки и рожкового ключа(одним держать гайку, другим крутить болт) ослабить этот болт. Сам генератор так просто все равно не сдвигается, понадобится большая отвертка и немного усилия.
4. Потом в обратной последовательности все собираем.

В остальном инструкция очень помогла. Главное следить за метками на шкивах распредвала и коленвала, и ничего не собьется.

#27
Sashok
27.08.2013 19:10
Цитирую Pilotfcsm:

Скажите, пожалуйста, судя по 5му фото с конца, прокладка ставится снаружи термостата? Изнутри нет?

Прокладка одевается на кромку термостата,а в ГБЦ имеется проточка в которую ставится термостат, вместе с уже одетой на него прокладкой. Когда будете покупать термостат, убедитесь, что он с прокладкой. Старая обычно разваливается.

#26
Pilotfcsm
27.08.2013 18:39
Скажите, пожалуйста, судя по 5му фото с конца, прокладка ставится снаружи термостата? Изнутри нет?

#25
megabyte
25.06.2013 10:41
Первый раз когда я менял термостат, воспользовался этой статьей. Затем когда решил поменять ремень грм (заодно и сделал ремонт головки блока с заменой прокладки ГБЦ и поменял помпу и ролик).
Хочу заметить следующее.
1. При таком способе замены ломается кожух ремня грм, который стоит около 500р.
2. Со снятием ремня у меня заняло примерно часа три, в гараже или в теплую погоду сделать не сложно, во всяком случае будешь уверен что ремень не перескочит. Не ослабив винты насоса ГУРа верхнюю крышку кожуха мне извлечь не удалось.
3. Обязательно перед установкой нового термостата вскипятите его в дистиллированной
воде примерно перед закипанием термостат должен быть полностью открыт (ход 8 мм).
4. Применяйте оригинальный термостат в Русь-трайд я купил его за 238р, (мне попался термостат не оригинальный он вообще перестал открывался, хотя вначале вроде работал).
5. По поводу тюнинга термостата на 92 градуса вы уменьшаете ресурс двигателя (будет работать при более высокой температуре) и вентилятора охлаждения (будет чаще включаться). Зимой я например просто вставлял картонку между радиаторами, (главное не забыть ее весной убрать).

Поставил термостат вернет прошлой зимой, температура была с новым термостатом за девяносто, а вот этой зимой максимум 83 градуса и это с картонкой впереди + тепло одеяло, температура на улице была 10 градусов. Видно поизносился термостат, устала пружина, надо менять на что то другое, лучшее.

Навряд ли пружина там хоть и около 100 градусов, для стали это мало. Скорее всего о просто напросто засорился.

#24
wetal
19.12.2012 18:37
Поставил термостат вернет прошлой зимой, температура была с новым термостатом за девяносто, а вот этой зимой максимум 83 градуса и это с картонкой впереди + тепло одеяло, температура на улице была 10 градусов. Видно поизносился термостат, устала пружина, надо менять на что то другое, лучшее.

Каков итог?

После проверки одного из цилиндров двигателя Chevrolet Orlando появилась надежда, что хозяин может отделаться легким испугом: все его клапаны оказались целы, а стенки цилиндров были в заводском состоянии. Однако чуда не произошло: проверка эндоскопом второго цилиндра выявила повреждения клапанов и отчетливые следы их встречи с поршнями…

Если бы владелец «Орландо» хоть как­то следил за состоянием машины — обращал внимание на течи масла, странные запахи из­под капота, наблюдал за уровнем жидкостей и датчиками температуры, да хотя бы просто каждые 10 тыс. км ездил на полноценное ТО, всего вышеописанного можно было бы избежать. Перед нами оказался типичный пример запущенного автомобиля, владелец которого, выражаясь современным языком, «забил» на его обслуживание. Результат абсолютно предсказуемый.

Редакция выражает благодарность компании «ЕвроАвто» за помощь в подготовке материала.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector