Проверка форсунок дизельного двигателя – самостоятельная диагностика
Как самостоятельно провести тест на утечку топлива в системе Common Rail
В работе системы Bosch Common Rail со временем могут обнаруживаться сбои, которые заметно отражаются на общем состоянии дизельного двигателя, а также провоцируют такие проблемы:
- — затрудненный запуск
- — не ритмичная работа при простое и на полной мощности
- — не корректная индикация показателей работы
- — снижение мощности
- — повышенная задымленность выхлопа.
Вообще, проверка и регулировка форсунок — ответственное дело, для качественного исполнения которого нужен навык, приобрести который можно только с годами практики. При самостоятельном выполнении таких работ учитывайте степень риска.
Как проверить дизельные форсунки
Для ремонта дизельного двигателя потребуются детали и расходные материалы – прежде всего это распылители и форсунки. Чтобы определить поломку в механизме двигателя, можно воспользоваться современными диагностическими стендами в автосервисе. Существуют косвенные «симптомы» неполадок насосной функции, которые ощущаются при езде, а опытные автолюбители могут проверить исправность топливной системы самостоятельно.
Строение механизма топливного впрыска
Любая форсунка состоит из нескольких частей. Она складывается из корпуса, распылителя с иглой, стержня, запирательной пружины, фильтра и двух штуцеров: подводного и отводного.
Современные распылители также содержат элементы электромеханического управления.
Поступление топлива в рабочую зону цилиндров осуществляется так: топливный насос нагнетает дизтопливо под иглу распылителя. Когда давление внутри форсунки достигает определенной величины, топливо в виде тумана поступает в камеру сгорания через отверстия сопла. Давление в системе падает, а в следствие чего запирательная пружина возвращает иглу распылителя в исходную позицию. Система готова начинать новый цикл.
Распространенные неполадки системы распыления
Дизельные форсунки работают в условиях частых перепадов давления, в зоне высоких температур и в контакте с топливом. Это объясняет самые частые причины неисправностей:
- Загрязнение. Использование некачественного топлива приводит к закоксовыванию поверхностей (образованию твердых спекшихся отложений, оседанию и налипанию твердых частиц, встречающихся в самом топливе), забиванию сопла распылителя и разгерметизации игольчатого клапана.
- Неисправность системы, которая подает питание на форсунку. В гидромеханических системах это может быть связано с поломкой запирательной пружины (детали, которая поднимает иглу распылителя и возвращает ее на место для начала нового цикла). В электромеханических форсунках может поломаться электромагнитный клапан.
- Механическая поломка корпуса детали. Происходит при сильном износе форсунки или ее изготовлении из некачественных материалов.
- Неплотное прилегание иглы распылителя к седлу. Это приводит к протеканию дизтоплива и обратному забросу в систему подачи (так называемый «перелив»).
Самостоятельная диагностика неполадок
Чтобы определить поломку своими силами, не снимая форсунки с двигателя, прислушайтесь к шумам, издаваемым механизмом в процессе работы. Запустите мотор вхолостую и прислушайтесь. Если распылители неисправны, блоки цилиндров будут издавать приглушенный высокочастотный звук. Регулируйте обороты двигателя до тех пор, пока не услышите звук максимально четко. Начните отключать форсунки по одной, ослабляя накидную гайку. Если отключенная деталь исправна, работа мотора изменится. Если вы отключили неисправную деталь, двигатель продолжит работу в том же режиме.
Кроме того, встречаются такие косвенные признаки:
- работа мотора вхолостую неравномерна;
- в холодную погоду пуск двигателя замедляется;
- в момент ускорения или переключения передачи возникают рывки автомобиля;
- увеличен расход дизтоплива;
- уменьшена мощность мотора.
Инструментальная диагностика
Все инструментальные проверки проводятся на двигателе, работающем на холостом ходу. Методы, использующие специальную аппаратуру, показывают более точные результаты:
- Максиметр – форсунка-образец, снабженная пружиной и шкалой, на которых выставляется давление начала впрыска топлива. Снятая форсунка устанавливается на прибор посредством трубки высокого давления, а максиметр присоединяется к штуцеру головки насоса. Для проверки выставите нужное давление на приборе с помощью регулировочной гайки, отключите остальные форсунки и поверните коленвал. Если проверяемая форсунка будет подавать топливо, а максиметр – нет, поворачивайте регулировочный винт тестируемой детали, пока впрыск не станет одновременным.
- Контрольная образцовая рабочая форсунка устанавливается вместо одной из форсунок на тройник. Прибор исполняет роль эталона, с которым сравнивают тестируемую деталь. Для проверки подключите тройник на свободный штуцер насоса, отключите другие форсунки, ослабив накидные гайки на штуцерах насоса, и подключите к тройнику образец и тестируемую деталь. Исправная форсунка будет впрыскивать дизтопливо одновременно с эталоном.
- Регулировочный стенд – многофункциональный аппарат для выявления неисправностей топливной системы. Встречается только на СТО.
Остались вопросы? Нужна консультация? Позвоните нам по телефону, напишите на электронную почту или воспользуйтесь системой обратной связи – наши специалисты помогут вам выбрать, заказать и приобрести дизельные форсунки.
© 1997—2016 ООО Компания «АвтоСреда»
Использование материалов разрешено
только при наличии активных ссылок на источник.
Для детей старше 16 лет.
Признаки неисправностей
Общими причинами проявления неисправностей будут три фактора:
- повышенный расход через инжектор (перелив);
- снижение качества распыления топлива;
- уменьшение производительности отдельных распылителей.
Внешне это будет проявляться примерно похоже, хотя более внимательное изучение каждого конкретного случая сможет указать на приблизительный характер проблемы.
- Изменяется отдача двигателя, причём его мощность может как упасть, так и возрасти.
- Двигатель будет нестабильно запускаться и неуверенно работать на режиме холостого хода.
- В движении могут появиться хорошо различимые рывки и подхваты при неизменном положении педали акселератора.
- Изменится звук работы двигателя, появится жёсткость, вибрации и даже стуки в цилиндрах.
- Двигатель начнёт дымить, выхлоп окрасится в чёрный цвет, что свидетельствует о выделении сажи — несгоревших остатков углеводородного топлива.
- Начнёт подниматься уровень масла в картере из-за попадания туда излишков солярки.
- Современный ДВС заметит неисправность средствами внутренней диагностики и зажжёт контрольную лампу на панели приборов.
В любом случае уточнение причин потребует проведение индивидуальной диагностики инжекторов.
Проверка форсунок с помощью специальных приборов
Более серьезная проверка форсунок дизельного двигателя проводится с помощью прибора под названием максиметр. Под этим названием подразумевается специальная образцовая форсунка с пружиной и шкалой. С их помощью выставляется давление начала впрыска дизельного топлива.
Другой метод проверки — использование контрольной образцовой рабочей форсунки, с которой сравниваются эксплуатируемые в двигателе устройства. Всю диагностику выполняют при запущенном моторе. Алгоритм действий таков:
- выполняют демонтаж форсунки и топливопровода с двигателя;
- на свободный штуцер ТНВД подключают тройник;
- выполняют ослабление накидных гаек на других штуцерах ТНВД (это позволит топливу поступать лишь на одну форсунку);
- к тройнику подсоединяют контрольную и тестируемую форсунки;
- активируют декомпрессионый механизм;
- вращают коленчатый вал.
В идеале контрольная и тестируемая форсунки должны показывать одинаковые результаты в вопросе одновременного начала впрыска топлива. Если есть отклонения — значит, надо регулировать форсунку.
Метод с использованием контрольного образца обычно занимает больше времени, чем использование максиметра. Однако он более точный и надежный. Также можно проверить работу двигателя и форсунок дизельного двигателя и ТНВД на специальном регулировочном стенде. Однако они есть лишь на специализированных СТО.
Комплексная диагностика работы форсунок на рампе
Для такой проверки топливную рейку понадобится снять с мотора вместе с закрепленными на ней форсунками. После этого нужно присоединить все электрические контакты к рампе и форсункам в том случае, если таковые отключались перед снятием. Также необходимо вернуть на место минусовую клемму АКБ.
- Рампу необходимо разместить в подкапотном пространстве так, чтобы получилось поставить под каждой из форсунок мерную емкость с нанесенной шкалой.
- Нужно подключить к рампе трубки подачи топлива и дополнительно проверить надежность их крепления.
- Следующим шагом является включение зажигания, после чего необходимо немного провернуть двигатель стартером. Данную операцию лучше проводить с помощником.
- Пока помощник вращает двигатель, проконтролируйте эффективность работы всех инжекторов. Подача горючего должна быть одинаковой на всех форсунках.
- Завершающим этапом станет выключение зажигания и проверка уровня топлива в емкостях. Указанный уровень должен быть равнозначным в каждой емкости.
Кроме самостоятельной проверки можно воспользоваться услугой диагностики инжектора в автосервисе. Данную операцию совершают на специальном проверочном стенде. Проверка форсунки на стенде позволяет точно определить не только эффективность подачи горючего, но и форму факела во время распыла топлива.
Разборка и прочистка форсунки
После того, как была определена дефектная деталь, её необходимо разобрать для ремонта. Осуществляется это довольно просто, после того, как отвернули гайку — крепим элемент в тисках (без сильного зажима, чтобы не деформировать корпус) и лёгким постукиванием выбиваем распылитель. Далее снимаются все внутренние части — переходной элемент, регулировочный дроссель, блок распылителя и магнитоэлектрический контакт.
После разборки необходимо провести тщательную чистку каждого элемента. Для этих целей лучше всего использовать специализированную промывочную жидкость. Если же её нет под рукой — чистую солярку или ацетон. Необходимо полностью удалить нагар и любые загрязнения. На финальном этапе в чистом дизтопливе споласкивается сам корпус, гайка и распылитель. Также потребуется просушка — для этих целей оптимально использовать сжатый воздух из компрессора или просто сухую ветошь.
После проведения работ нужно замерить форсунку на мультиметре, если значения в пределах нормы — её можно собирать и ставить обратно. Вполне вероятно, что вышел из строя распылитель, в этом случае его необходимо заменить. Кстати, с нового элемента нужно полностью удалить заводскую смазку, иначе добиться нормальной работы не получится.
Последний этап — обратная сборка детали и её установка. Не рекомендуется сразу сильно затягивать гайки, так как после установки и проверки может потребоваться повторный демонтаж. Собранную форсунку проверяют на соответствие всем характеристикам — правильной «обратке» топлива, корректному распылению, герметичному закрытию и так далее. Если проблем не обнаружено — полностью закручиваем гайку и устанавливаем форсунку на движок, предварительно проведя калибровку.
Практически все форсунки дизельных двигателей имеют сходную конструкцию и принцип действия. Исключения могут составлять форсунки современных суперкаров, но к ним, понятное дело, никто не «сунется» — себе дороже будет.
Системы подачи топливной смеси функционирует в следующей последовательности:
- топливный насос под сильным давлением подает топливо по магистрали на штуцер форсунки;
- от штуцера отходят топливные каналы, по которым диз. топливо попадает в распылитель;
Принцип работы системы «Коммон рейл»
Название системы впрыска топлива «Common Rail» переводится с английского, как «общая магистраль». Данный термин очень точно характеризует принцип подачи топлива к форсункам двигателя. Давление в топливной системе Коммон рейл может достигать 2 000 атмосфер. Чтобы обеспечить доставку топлива к форсункам, в систему питания «Коммон рейл делфи» устанавливается аккумулятор, в котором дизельное топливо находится под постоянным высоким давлением.
Форсунки common rail представляют собой устройство с электромагнитным способом открытия игольчатого клапана. Электронная система позволяет с высокой точностью установить момент впрыска топлива, что делает работу двигателя максимально производительной.
Как производится проверка форсунок дизеля с Common Rail своими руками: методика поиска неисправностей
Технология анализа дизельных инжекторов в первом приближении аналогична бензиновым. Сходство состоит в том, что сначала производится электропроверка с применением мультимера. Осуществляется она по приведенному сценарию. Отличный результат – повод для перехода к испытанию гидравлической части.
Полноценная диагностика гидрочасти в домашних условиях невозможна по определению. Для этого необходимо чересчур дорогое испытательное оборудование. Его могут позволить только профильные организации. Многолетний опыт – тоже немаловажная составляющая.
Нехитрая же проверка форсунок дизельного мотора с Common Rail своими руками состоит из двух тестов:
- осязательный контроль;
- испытание на слив.
Сначала производится осмотр руками. На запущенном моторе прощупываются магистрали, транспортирующие солярку от рампы к инжекторам. Проблемными (забитыми) являются те детали, топливопровод подвода к которым пульсирует, и имеет повышенную температуру в сравнении с остальными. При обнаружении данного факта можно воспользоваться промывкой инжектора присадками в индивидуальном формате.
Всем известна проблема дизельных ДВС с большим пробегом – затрудненный пуск. А через некоторое время он вообще невозможен из-за неисправности хотя бы одного инжектора. Причина тому – форсунка не держит давление, она сливает горючку через обратку. С целью определения этого факта проводится испытание на слив:
- подготовить емкости (на каждый распылитель своя тара);
- снять шланги обратной магистрали;
- подсоединить к инжекторам гибкие трубки, идущие от станции;
- пустить мотор;
- наблюдать на холостых оборотах за уровнем жидкости в стаканчиках.
Установку для диагностики распылительных изделий на слив можно легко соорудить самому. Для этого понадобятся:
- Шприцы (количество соответствует числу цилиндров).
- Капельницы.
- Шурупы.
- Досточка.
На доске закрепляются шприцы. Вместо иглы к ним подключаются капельницы. Все – станция готова к применению.
Комплексная проверка и ремонт форсунок дизель
Суть проверки насоса и форсунок со снятием их с автомобиля заключается в диагностике этих элементов на специальном стенде, который имитирует заводские настройки силового агрегата и системы топливоподачи. В ходе ее выполнения, перед специалистом предстает реальная картина отклонений от стандартных настроек системы подачи топлива, на основании чего можно четко провести ремонт дизельных форсунок и ТНВД, выполнить точную их регулировку.
Визуальный способ диагностики форсунок дизельного силового агрегата напоминает проверку свечей зажигания в карбюраторных моторах. Форсунка выкручивается, после чего ее сторона с резьбой располагается в нескольких миллиметрах от двигателя. Далее необходимо прокрутить стартер и оценить работу форсунки. Если в случае со свечой зажигания наблюдается искрение, по которому оценивается ее работоспособность, то в случае с форсункой – горящая топливная смесь в виде конуса правильной формы. Несмотря на эффективность и наглядность метода пользоваться им все же не рекомендуется. Лучше проверить форсунки в условиях автосервиса на специальном стенде.
Течи горючего из топливной форсунки
Также дизельные инжекторы могут давать как незначительную, так и обильную течь. В первом случае потребуется ремонт, во втором можно обойтись способом притирки иглы к седлу. Форсунки текут по причине нарушения уплотнения в области торца иглы, который еще называется уплотняющим конусом.
В том случае, если замечено подтекание дизельной форсунки, тогда осуществляется аккуратная притирка иглы к седлу. Для этого используется тонкая шлифовальная паста ГОИ, которую дополнительно разводят с керосином. В процессе притирки необходимо избегать попадания пасты в зазор, который присутствует между иглой и направляющей втулкой. По окончании все элементы промываются в керосине или чистой солярке, затем их обтирают соответствующими салфетками. Далее необходимо обдуть все части сжатым воздухом и произвести повторную проверку на наличие течи.
Признаки неисправности и проверка инжекторных форсунок без демонтажа. Диагностика электропитания форсунок, анализ производительности. Советы и рекомендации.
Особенности работы и причины неисправностей дизельных форсунок. Как самостоятельно выполнить снятие, дефектовку, разборку и ремонт форсунок дизельного ДВС.
Когда нужно чистить форсунки на автомобиле, признаки и симптомы. Самостоятельная чистка инжекторных форсунок: доступные способы очистки инжектора.
Почему и когда нужно промывать систему питания двигателя. Как промыть топливную систему двигателя самостоятельно: бензиновый и дизельный мотор.
Когда и для чего нужно снимать топливные форсунки с двигателя. Снятие форсунок на бензиновом и дизельном моторе: особенности процесса демонтажа.
Настройка холостых оборотов на карбюраторном и инжекторном моторе. Особенности регулировки ХХ карбюратора, регулировка холостого хода на инжекторе.