Малярная камера своими руками для качественной покраски
Как сделать малярню своими руками
Качественно покрасить кузов автомобиля удается далеко не каждому. На сегодняшний день есть большое количество станций технического обслуживания и частных сервисов, в которых производят покраску автомобилей, но, к сожалению, качество работ, далеко от совершенства. Даже высокий уровень конкуренции не пугает работников СТО, и они продолжают безответственно выполнять возложенные на них задачи.
малярная камера
Сам процесс покраски автомобиля не очень сложный, намного важнее оборудование и окрасочная камера. От соблюдения всех технических норм и стандартов зависит внешний вид транспортного средства.
Для того что бы сократить расходы на покраску автомобиля, а может и заработать дополнительно в будущем, можно покрасочную камеру сделать в собственном гараже. Это совсем несложно, нужно только желание и цель.
Понять, что необходимо в малярке, можно только разобравшись в процессе окрашивания. Состоит работа по окрашиванию автомобиля из трех основных этапов, каждый из которых очень важен:
- На первом этапе очень важно произвести тщательную шлифовку автомобиля. Малярная камера должна обладать качественной системой вентиляции. Вывод воздуха с элементами пыли и старой краски должен осуществляется снизу. Таким образом, мастер сможет нормально дышать во время работы. Покрасочная камера должна иметь и подвод воздуха, он должен приходить сверху и равномерно распределятся по всей площади помещения.
- На втором этапе, производится окрашивание кузова. Здесь также очень важна качественная вентиляция. Благодаря правильной циркуляции воздуха, тяжелые частицы краски будут оседать вниз, на напольный фильтр. Сверху чистый воздух будет в свою очередь прижимать те частицы, которые поднялись выше. Для мастера и для автомобиля такая система наиболее оптимальна.
- На третьем этапе окрашивания малярная камера прогревается до 60 градусов Цельсия, и разогретый воздух остается в помещении для циркуляции, до тех пор, пока автомобиль не высохнет полностью. Из последнего этапа окрашивания ясно, что вентиляционная система с мощными фильтрами и нагревом воздуха очень важна для качественных работ.
Малярная камера помимо мощной вентиляционной системы должна быть очень чистой и светлой. Даже маленькая пылинка , попавшая на кузов во время покраски, может вызвать вздутие, и краска начнет облазить. Кроме того пыль при покраске создает неровности и матовость покрытия.
Освещение должно быть достаточно ярким и желательно использовать лампы дневного света. Мастер должен четко видеть все окрашиваемые поверхности.
Требования к помещению покрасочных камер
Покрасочная камера – это уникальное помещение, в котором происходит нанесение лакокрасочных материалов на поверхности машин, мотоциклов и других металлических изделий. Они бывают разных видов и размеров, при их построении применяются различные материалы, и нацелены они на выполнение определенных задач.
Помещение для покраски автомобиля
Среди требований, выдвигаемых к помещению камеры, стоит выделить следующие:
- В помещении обязательно должен очищаться воздух.
- Камера должна быть оснащена хорошим освещением, приближенным к дневному.
- Быстрый выход на заданную температуру и стабильность показателей в течение определенного времени – залог качественного результата.
- Воздух в помещении на входе и выходе должен очищаться.
- Покрасочная камера обязана быть безопасной и экономно расходовать электроэнергию, топливо, другие материалы.
Одним из основных требований считается выбор габаритов. От правильно выбранных размеров камеры зависит удобство работы и способность мастера расположить под рукой все необходимые инструменты.
Обустройство стен и пола
Для изоляции стен в малярной камере подходят не все материалы. Предпочтительнее всего использовать прессованную минеральную вату. Она обладает огнестойкостью, не подвержена гниению или образованию плесени, не интересна для грызунов. Такой материал способен сохранять свои свойства в самых экстремальных условиях и отличается долгим сроком эксплуатации.
Горючий пенопласт при обустройстве малярной камеры своими руками применять в качестве утеплителя не стоит, поскольку это небезопасно. Простая непрессованная минвата также не подойдет, так как со временем оседает и сползает, образуя места, через которые будет происходить потеря тепла.
После того, как утеплитель закреплен, его нужно закрыть панелями. Они должны быть металлическими и в идеале окрашены в белый цвет. Например, их можно покрасить порошковой краской. Стены малярной камеры должны хорошо мыться и не накапливать грязь. Для отделки не используйте вагонку, так как она относится к горючим материалам. Также не должны присутствовать в покрасочном помещении всякого рода ковровые покрытия и ткани.
Пол в малярной мастерской представляет собой решетку, под которой располагается система фильтров. Такая конструкция оборудуется на той площади, где будет проводиться покраска и предусматривает наличие под решетками углубления 60-90 см, имеющего вид корыта, стенки которого залиты бетоном. Если коммуникации и фундамент не позволяют организовать такой поддон, то можно ограничиться созданием неглубокого на 30 см металлического углубления. В нем будут уложены фильтры, после чего поверхность закрывается решетками.
Фильтры в полу лучше разместить наискось – от центра к боковинам корыта. Это значительно увеличит эффективную фильтрующую площадь и будет способствовать равномерному движению воздуха.
Какого размера решетки класть на полу? Вариантов для этого несколько:
- Для оптимального потока достаточно использовать две решетки, длина которых выступает за края автомобиля с обеих сторон не менее, чем на 70 см.
- Многие мастера решают зарешетить всю рабочую площадь в зоне покраски.
- Третьим, бюджетным вариантом, является применение только одной решетки небольшой ширины, но его рационально использовать только для вентиляции с невысокой производительностью.
Пошаговое руководство по самостоятельному изготовлению покрасочной камеры
Рассмотрим технологическую последовательность, наглядно демонстрирующую, как сделать покрасочную камеру своими руками. Согласно чертежу, размеры бокса 4 х 6 м. Устройство покрасочной камеры предполагает, что одна из дверей является аварийным выходом и открывается наружу, вторая ведет в техническую комнату гаража.
- Сделать подполье из бетона высотой около 2 м для расположения там фильтров и вытяжки.
- Прогрунтовать стены из металлического каркаса.
- Обшить стены снаружи металлическими панелями.
- Обработать швы силиконом. Выполнить внутри монтаж сэндвич-панелей.
- Стены из шлакоблока и кирпича утеплить минеральной ватой, покрыть влагостойким гипсокартоном.
- Облицевать стены поверх гипсокартона жаропрочной вагонкой из белого пластика либо нанести порошковую краску белого цвета.
- Приступить к сборке автоматической воздухообменной системы бокса для покраски: установить систему двухмоторной вентиляции, которая приобретается заранее одним блоком.
- Произвести монтаж каркаса потолка из металла. Закрепить на него трубы воздухообмена и фильтр для потолка.
- Подшить второй потолок ниже первого на 20 см.
- Установить напольный фильтр грубой очистки.
- Вмонтировать светодиодные лампы в углах под потолком и на уровне 1,2 м.
- Подключить систему автоматического управления, оснащенную датчиками безопасности и контроля.
Таким образом, покрасочная камера, предназначенная для автомобилей, не является дешевым и простым в возведении удовольствием. Но при желании можно сэкономить внушительную сумму, сделав ее своими руками. При этом особое внимание нужно уделить устройству наиболее трудоемкой системы обогрева воздуха.
Подводим итоги
Существует множество советов о том, как делается камера для покраски авто своими руками. Вы можете прочесть в сети невероятные советы о покраске автомобиля просто на открытом воздухе из баллончика с какими-либо секретными технологиями нанесения краски. Но будьте уверены, что только правильно подготовленный бокс станет действительно эффективным способом обновления или нанесения ЛКП. Ни один другой вариант не сработает столь же качественно и эффективно.
Своими руками нередко можно создать хорошие условия для покраски прямо в вашем гараже. Но не всегда получается произвести все задачи поистине качественно. Поэтому нужно помнить, что профессиональная покрасочная камера является лучшим решением. Недаром крупные компании тратят большие деньги на создание и поддержание оборудования в отличном состоянии. Затраты на покрасочный бокс зависят от того, какие цели вы преследуете. Порой можно обойтись подручными средствами и не потратить лишних денег. Но чаще всего расходы будут довольно большими.
Оборудование для окрашивания
Покрасочная камера предполагает использование такого оборудования:
- Краскопульты бывают нескольких видов — высокого и низкого давления. Для их работы необходим компрессор, а вот приборы низкого давления работают уже не на сжатии.
- Краскопульты безвоздушного типа бывают электрические и пневматические.
- Комбинированное оборудование совмещает несколько вариантов, оно весьма эффективное.
- Механический метод предполагает погружение элементов в краску. Хорошо если детали небольшого размера еще можно так покрасить, а вот уже кузов гораздо сложнее, необходима специализированная конвейерная линия.
Из всех существующих методов самым оптимальным является применение безвоздушного оборудования.
В окрасочной камере из пистолета распыляются частички краски. Размер каждой капли непосредственно зависит от размера и формы сопла, а также самого давления.
К основным преимуществам безвоздушного оборудования стоит отнести:
- Значительно меньшее использование количества лакокрасочных материалов;
- Значительная экономия растворителя, ведь такой вид оборудования легко справляется с густыми смесями.
- С таким оборудованием достаточно установить одномоторную вентиляцию, которая является гарантией качественного покрытия кузова авто.
Если вы постоянно меняете цвет, то такое оборудование точно не подойдет. Его используют для одноразовой покраски в качестве мини покрасочной камеры.
Каждый мастер самостоятельно определяет, какой распылитель использовать, но во время выбора лучше всего проконсультироваться со специалистами.
Оборудование для покраски подбирается с учетом таких критериев как размер бокса и тип вентиляции.
Монтаж правильной системы воздухообмена и фильтрации
Устройство системы вытяжки и фильтрации воздуха – важнейший момент в таком деле, как покрасочные камеры своими руками, ведь специфика работы с лакокрасочными материалами такова, что вентиляция должна быть и приточной, и вытяжной.
Элементы вентиляции, снабжённые воздушными фильтрами, устанавливаются там, где будут располагаться окрасочные ванны, столы и стенды. Это зоны повышенного скапливания паров и мельчайших частиц растворителей и лакокрасочых материалов в воздухе. В потолке и в полу (под решёткой) рабочей камеры вентиляторы с воздушными фильтрами устанавливаются дополнительно.
При одновременной работе нагнетающего и вытяжного вентиляторов внутри покрасочного помещения образуется нормальный воздухообмен. Воздух с улицы всасывается и, проходя через фильтры, освобождается от губительной в деле покраски пыли. Загрязнённый парами растворителей и лакокрасочных материалов отработанный воздух из рабочего пространства бокса вытягивается и, оставляя пары с мельчайшими частицами краски на фильтрах, выбрасывается на улицу. Возможен и вариант, при котором отработанный воздух после прохождения через фильтры и очистки вновь возвращается в покрасочную камеру.
Вентиляторы при устройстве системы вытяжки и подачи воздуха допустимо использовать обычные винтовые. Они очень неприхотливы, экономичны и обладают при этом хорошей производительностью. Главное, чтобы вентиляционные каналы были небольшой длины. Важно также учесть, что приточный вентилятор должен быть мощнее вытяжного в полтора-два раза.
Устройство и принцип работы покрасочной камеры
Основное свойство камеры – полная герметичность, включающая в себя плотно закрывающиеся въездные ворота. Изоляция автомобиля в камере обеспечивает сохранение температурного режима, необходимого для качественного проведения работ, и предотвращения проникновения нежелательных частиц грязи и пыли. Процедура сухой фильтрации дополнительно очищает воздух в камере.
Требуемая температура для технологического процесса регулируется автоматической системой, которая управляет источником тепла в виде электрического, газового или дизельного нагревателя. В зависимости от стоимости, покрасочные камеры оборудуются дополнительными вспомогательными элементами: направляющими рельсами, корзинами с гидравлическим управлением, транспортными тележками для перемещения инструментов и персонала.
Практически все покрасочные камеры состоят из следующих элементов:
- основная камера, в которой осуществляется покраска автомобиля и просушка;
- приточная система вентиляции камеры, в комплект входят фильтры для очищения воздушных потоков;
- тепловой нагреватель воздушной массы;
- вытяжная система вентиляции с функцией фильтрации;
- центральный пульт управления технологическим процессом;
- осветительная система – важнейший элемент бокса для покраски, удовлетворительной для комфортного визуального контроля над качеством покраски считается яркость освещения 1500-2000 люкс.
Обустраиваем покрасочную камеру в гараже. Полезные рекомендации.
Независимо от имени производителя автомобиля, года его выпуска и других факторов, рано или поздно, но все-таки возникает нужда в покраске автомобиля. И чем больше предстоящий объем работ, и, соответственно их стоимость в профильных мастерских, тем более заманчивой выглядит идея сделать покрасочную камеру в гараже.
Почему камера?
Конечно, это потребует вложений, но они, скорее всего, будут менее впечатляющими, чем стоимость покраски большого количества деталей силами профессионалов. А с учетом непредсказуемости сроков и качества выполнения ими этой важной работы, своя покрасочная камера выглядит еще привлекательнее, особенно если использовать ее не для одного автомобиля.
Чем же она должна отличаться от обычного гаража? Почему не покрасить машину прямо там же, где она хранится? На это есть несколько причин. Первая, и крайне важная — обычный гараж, будем говорить честно — не самое чистое место. Не то что пыли, а самой разнообразной грязи, в том числе и трудноудалимой, в гараже все-таки слишком много. А высокое качество красочного слоя достижимо только в достаточно чистом помещении. Во-вторых, гараж нередко рассматривается как дополнительное хранилище самых разнообразных по назначению и габаритам предметов: от сменного комплекта резины и велосипедов до антикварной домашней утвари, которую и использовать уже никто не будет, и выкинуть как-то жалко. Весь этот склад со временем превращается в бессистемные труднодоступные джунгли, сквозь которые крайне неудобно продираться с пульверизатором к очередному участку, требующему покраски. Ну и в-третьих, технология окраски и техника безопасности требуют принятия определенных мер, излишних в обычном гараже, но крайне необходимых в покрасочной камере.
С точки зрения технологии окраска делится на три этапа:
- очистка воздуха в камере, при этом воздух циркулирует только внутри и пропускается через фильтр с целью очистки его от пыли;
- окраска, при этом необходимо создать благоприятный температурный режим (около 30 градусов) и обеспечить вентиляцию рабочей зоны;
- сушка, при этом, как и на первом этапе, воздух циркулирует только по камере и при этом фильтруется, но уже нагретым примерно до 60 градусов.
Соответственно, покрасочная камера в гараже должна строиться с учетом требований этих трех этапов.
С чего начать.
Для начала необходимо определиться с местом. Если ваша машина помещается в гараже впритык, а ходите вы по нему, почтительно склонясь перед низким потолком, то лучше даже не затевать строительство. По-хорошему со всех сторон от машины должно оставаться достаточно места, чтобы пройти не просто как-нибудь, а с громоздким инструментом, да при этом не обтирать боками свежепокрашенные поверхности. Кроме того, понятно, что двухместная микролитражка и полноценный рамный внедорожник имеют разные габариты, и если планируется покраска нескольких машин, то размеры покрасочной камеры должны позволять поместить туда самую крупную из них, причем так, чтобы оставить достаточный простор для свободных действий работающего. А если красить вы будете сами, то эта абстрактная эргономика превращается в ваш собственный комфорт.
А еще место понадобится для «шлюзовой камеры» на входе и системы обогрева и вентиляции, да и стены в идеале стоит покрыть, например, пластиковыми панелями, что тоже неизбежно несколько уменьшит объем помещения. Для этого будет необходимо как минимум набить на стены рейки, к которым уже прикрепить панели… Да, а почему нельзя просто подмести гараж и избавиться от всех этих лишних действий?
Дело в том, что чистота при покраске должна быть почти хирургическая, и просто помахать веником не годится, если вас интересует получение качественного лакокрасочного покрытия. Любая закрашенная пылинка на глянцевом боку машины будет заметна, а пыли от бетонных и кирпичных стен гаража образуется достаточно много. Кроме того, их шершавая поверхность довольно сильно поглощает свет, и вам придется либо работать в полумраке, либо тратиться на дополнительное освещение.
Думаем о воздухе
Конечно, полностью проблему пыли этим не решить. Поэтому необходимо оборудовать полноценную систему приточно-вытяжной вентиляции, которая помимо собственно забора воздуха извне и вывода отработанного воздуха из камеры будет выполнять еще и функцию его фильтрования. При этом неизбежно «съестся» еще какое-то место на трубы под потолком и на фальшпол, который надо приподнять сантиметров на 15 над основным полом — сюда будет насосом вытягиваться отработанный воздух. Как вариант, фальшпол можно сделать из профилированного листа с отверстиями или в виде сварной решетки из арматуры. Кстати, если гараж оборудован ямой, можно вместо фальшпола организовать вывод воздуха через яму.
Под фальшполом надо разместить вытяжной насос. Этот элемент конструкции камеры обязателен как с точки зрения технологии получения качественного покрытия, так и с точки зрения техники безопасности, потому что при работе с распылителем в воздухе в виде мелкой взвеси («тумана») присутствуют капельки краски, а поскольку ее необходимо перед распылением разбавить до нужной степени вязкости, то помимо краски в воздухе неизбежно будут находиться и пары растворителя. Вообще насосов в идеальном случае должно быть два: вытяжной и нагнетающий, однако это увеличивает затраты на оборудование. Стоит это делать или нет — зависит от ваших финансовых возможностей и планов относительно камеры.
Ставим свет
При покрасочных работах очень важный пункт обустройства рабочей зоны — это освещение. При ярком дневном свете легче заметить пыль, дефекты окраски и своевременно их устранить. Освещение должно быть достаточно ярким и равномерным, поэтому лучше не ограничиваться одной, пусть даже 200-ваттной лампочкой по центру под потолком, а установить несколько менее мощных, но достаточно крупных светильников дневного света по периметру. Крайне желательно также защитить их от попадания краски: это может не только снизить качество освещения, но и привести к взрыву лампы из-за неравномерного нагрева, а это в свою очередь чревато попаданием в рабочую зону осколков и содержащего ртуть порошка люминофора. Во избежание всех этих неприятностей достаточно натянуть перед светильником тонкую полиэтиленовую пленку и заменять ее по мере необходимости. Имеет смысл также завести удобную переносную лампу с достаточно длинным шнуром, и оборудовать дополнительные розетки по периметру гаража для ее подключения.
Греем и сушим
Что касается сушки лакокрасочного покрытия, то в камере возможны два способа: горячим воздухом и инфракрасными лампами. Сушку при комнатной температуре мы не рассматриваем по причине того, что это намного дольше и повышает риск получения некачественного покрытия.
Сушка горячим воздухом подразумевает использование тепловой пушки с дополнительными ТЭНами, помогающими обеспечить более равномерный прогрев воздуха в пространстве камеры. Это в свою очередь приводит к более быстрому и равномерному высыханию красочного слоя, снижает вероятность его повреждения. Помимо пушки потребуются гофрированные трубы-воздуховоды большого диаметра, которые должны располагаться по периметру под потолком через более-менее равные промежутки. Обычно их выводят в шести точках, как бильярдные лузы.
Обратите внимание, что система обогрева будет функционировать в разных режимах на этапах покраски и сушки, а также при разных внешних условиях. Нагрев до 60 градусов полученного извне воздуха летом при +30 и зимой при -30 будут отличаться и по длительности, и по энергозатратам. Убедитесь заранее, что выбранная тепловая пушка способна обеспечить требуемые режимы, а существующая в гараже проводка с запасом готова к такой нагрузке.
Если ваша самодельная покрасочная камера в гараже не будет использоваться повторно, то вполне достаточен будет вариант с сушкой воздухом. Однако если вы планируете выполнять подобные работы более одного раза, вам имеет смысл задуматься о сушке инфракрасными лампами. В этом случае скорость сушки и качество полученного покрытия позволяют увеличить пропускную способность покрасочной камеры, и, соответственно, достаточно быстро окупить затраты на более дорогое оборудование. Помимо краски, лампа ускоряет высыхание грунтов, шпатлевок, лаков, то есть полный цикл окраски машины благодаря ей существенно сокращается. Более того, инфракрасная лампа позволяет качественно сушить поверхности с более сложным рельефом, возле которого сложно создать поток горячего воздуха, а также детали, изготовленные из менее термостойких материалов, чем металл.
О самом важном
Отдельно надо сказать о технике безопасности. Покрасочные работы относятся к вредным для здоровья: они создают риск для органов дыхания, кожи и слизистой оболочки глаз. Не экономьте на средствах защиты, выполняйте покрасочные работы в спецодежде, перчатках, очках и респираторе! Вред вашему здоровью могут нанести взвешенные в воздухе капельки краски и пары растворителей, которые не только способны в определенной концентрации привести к ухудшению самочувствия вплоть до потери сознания, но и являются взрывоопасными. Прежде чем начнете собственно покраску, убедитесь, что система вентиляции функционирует должным образом, электропроводка надежно заизолирована, а источники открытого огня удалены из помещения.
Вот все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при реализации покрасочной камеры в гараже. Конечно, здесь остается еще простор для собственного творчества, и в первую очередь это касается финансовых нюансов, наличия тех или иных материалов, навыка работы с ними… Но в целом построить собственную покрасочную камеру — задача вполне посильная и экономически оправданная.
Особенности
Фильтр для покрасочной камеры — это обязательная комплектующая любого помещения такого типа. Система подобного типа позволит проводить очистку воздушной смеси, которая нагнетается снаружи, и даже в самой камере. Также выводится туман от краски и лака наружу. Понятно, что без наличия хорошей вентиляции ни о каком процессе покраски и говорить не стоит, так как качество работ снижается в несколько раз. Поэтому хорошая вытяжка и фильтры — это важнейшие элементы.
Не стоит говорить и о том, что воздух, который поступает в камеру, должен быть максимально чистым, то бишь полностью отфильтрованным. Если на это не обращать внимания, дефекты на всей плоскости окрашиваемых поверхностей будут возникать чаще. Чтобы этого избежать, советуют устанавливать воздушный фильтр тонкой очистки. И размещать его рекомендуется на выходе из воздушного короба. В принципе, он должен представлять собой жестяной ящик, устанавливаемый над потолком.
Покраска автомобиля в покрасочной камере
Инструкция по оборудованию
Может ли быть оборудована вентиляция в покрасочной камере своими руками? Обустройство системы для покрасочной камеры в гараже рекомендуется доверять профессионалам, так как это сложное и трудоёмкое занятие.
Но при большом желании и наличии всего необходимого можно смонтировать систему воздухообмена своими руками. Стоит понимать, что стандартная гаражная вентиляция для покрасочной камеры не подойдёт.
Работы по наладке вентиляционной системы производятся после проведения работ по обшивке внутреннего пространства и подключения электричества. Стоит понимать, что при проектировании, конфигурация должна изначально предполагать возможность монтажа системы притока и вытяжки.
Общая инструкция по монтажу вентиляции покрасочного цеха:
- Работы начинаются с пола, где устанавливаются вытяжные элементы с фильтрующими системами.
- Под потолком устанавливается система забора и нагрева воздуха. Монтируются фильтры, вентиляторы и другое оборудование. В качестве нагревательных элементов рекомендуется использовать тены. Для решения задач с нагревом на среднюю камеру хватает 5–8 тенов. Тен — система токопроводящих элементов, вмонтированных в металлические трубки вместе с изолирующим материалом.
- Монтируются трубы, через которые воздушные массы подаются непосредственно по всему пространству помещения.
Важным фактором, который регулируется специальными СНИП, является обеспечение в покрасочной камере требований по безопасности. Для решения этой задачи необходимо проводить:
- обработку специальными средствами рабочих поверхностей для создания защиты от угрозы взрыва или возникновения пожара;
- постоянный контроль содержания и концентрации примесей с помощью размещения специального измерительного оборудования;
- усиление воздухообмена в местах максимальных загрязнений и концентраций отработанных газов.
Соблюдение требований строительных норм и правил в вопросах оборудования вентиляции в покрасочных камерах позволяет организовать работу безопасно и эффективно.