Контраварийное вождение зимой на заднем приводе. дтп можно избежать
Контраварийное вождение зимой на заднем приводе. ДТП можно избежать
Скачать PDF
С приходом холодного времени года и появления на дорогах наледи и снега, многих водителей начинает интересовать контраварийное вождение зимой на заднем приводе. Особенно актуален такой вопрос для молодых водителей, которые прошли обучение в летний период и встреча зимней погоды за рулём для них впервые. Водителей со стажем также часто интересуют вопросы правильного вождения в особых условиях. Советов можно найти великое множество, но также такое же большое число их уже устарело.
Контраварийное вождение зимой на заднем приводе существенно отличается от поездок в таких условиях на автомобиле с передним приводом. Если для кого-то выпадение первого снега является большой радостью, то автомобилисты ожидают его появление с трепетом. Поэтому поговорить о правилах поведения за рулём в зимнее время будет полезно для всех тех, кто продолжает эксплуатацию машины в таких непростых условиях.
Баня и сугроб на крыше: как не попасть в ДТП зимой
Снегопад парализовал движение в Москве 16 декабря. В вечерний час пик аналитический центр «Яндекс.Пробки» оценивал загруженность столичных дорог в 8 баллов – этот день стал одним из самых сложных для столичных автомобилистов с начала зимы. Многокилометровые пробки возникли в том числе из-за резкого всплеска аварий. По данным ГИБДД Москвы, 16 декабря на дорогах столицы было зарегистрировано 998 ДТП. Мы обратились к автогонщику и инструктору по контраварийной подготовке Михаилу Горбачеву и выяснили, каких правил следует придерживаться, чтобы не попасть в ДТП во время снегопада.
Сменить резину вовремя
Шины, по мнению эксперта, должны соответствовать формуле 4х4х4: не старше 4 лет, 4 одинаковые покрышки на всех колесах с идентичным рисунком, глубина протектора не менее 4 миллиметров.
«Если вы живете за городом или недавно сели за руль, я бы советовал выбрать шипованные. К тому же новые шипованные модели по управляемости на асфальте почти не отличаются от «липучек». Некоторые говорят: зачем я буду ездить на шипах, когда только несколько раз за зиму бывает действительно скользко? Достаточно один раз попасть на лед в неожиданном месте и этого будет достаточно для аварии», – объясняет Горбачев.
Очистить крышу от снега
После сильного снегопада некоторые автовладельцы ленятся очищать автомобиль от снега полностью, ограничиваясь стеклами, фарами и фонарями. Cлой снега небольшой толщины на крыше легко сдует снегом, но большой сугроб может создать аварийную ситуацию. По мере того, как крыша автомобиля нагревается, его нижний слой подтаивает. При торможении такой сугроб может внезапно съехать на лобовое стекло, полностью закрыв обзор.
Сесть правильно
У водителя, сидящего с выпрямленной спиной и шеей, лучше работает вестибулярный аппарат. Неправильная посадка, например, полулежа с вытянутыми руками ухудшает обзор, координацию движений и ориентацию в пространстве. «Расстояние до руля определяется вытянутой рукой – ее запястье должно касаться верхней части обода, лопатки водителя при этом прижаты к спинке», – рассказывает эксперт. Ноги должны быть как можно меньше согнуты в коленном суставе, правая ступня опирается на пятку, чтобы можно было быстро перенести ее с газа на тормоз.
Снять теплую куртку
Не стоит устраивать в автомобиле «баню», выставляя максимальную температуру печки. Это снижает реакцию и способствует быстрой утомляемости, а также снижает работоспособность. Верхнюю одежду лучше вообще снять, а еще Горбачев не рекомендует ездить в головных уборах, что снижает видимость и слышимость. Не стоит выставлять высокую температуру в салоне, пока двигатель еще холодный – так машина будет прогреваться дольше.
Отложить смартфон
За рулем ничто не должно отвлекать. Пользоваться смартфоном во время вождения опасно и летом, не говоря о зиме, когда видимость хуже и, вдобавок, на дорогах возникает больше аварийных ситуаций. Чтобы быстро и точно среагировать в случае опасности, руль в движении нужно держать всегда обеими руками. «Будет на 100% правильным, если вы возьмете руль в положении «без пятнадцати три»», – советует Михаил Горбачев.
Включить зимний режим коробки передач
У многих автомобилей с АКП есть зимний режим работы трансмиссии, позволяющий безопасно передвигаться по скользкой дороге. Не лишним будет переключиться на зиму и водителю. Это означает, что нужно держать большую дистанцию до впереди идущей машины, уметь предугадывать аварийные ситуации и распознавать скользкие места на дороге. Быть готовым, что машину может занести.
«Когда случается авария, что обычно говорит водитель? Мне не повезло. За что мне такое наказание? Это означает, что он просто не знаком с принципами зимнего вождения», – рассказывает инструктор по контраварийной подготовке.
Определить, где скользко
Если в прогнозе погоды объявили о гололедице, это не значит, что льдом покрыты все дороги. Он, как правило, образуется на мостах и эстакадах, на въезде в лес и на выезде из него на открытую местность, на второстепенных улицах, въездах во двор, на открытых стоянках и даже на светофорах. Проверить сцепление можно, если аккуратно затормозить на небольшой скорости. Если автомобиль при торможении клюнул, значит, сцепление с дорогой есть. Если этого не произошло, то нужно значительно снизить скорость.
«Охота за льдом – главная задача зимой. Нужно определять места, где действительно скользко. Если в ваше поле зрения попал такой участок, нужно предпринимать все меры предосторожности и снижать скорость», – советует эксперт.
Действовать плавно
Руль следует поворачивать плавно, мягко и на минимально возможный угол, выбирая пологую траекторию. Аккуратно водитель должен обращаться и с педалью газа, чтобы резким нажатием не вызвать занос. Если корму сорвало, следует наоборот действовать рулем резче, говорит Горбачев: «В том случае, если задняя часть машины поплыла на прямом участке, ее можно стабилизировать серией резких и быстрых поворотов рулем влево и вправо».
Держать безопасную дистанцию
Зимой стоит значительно увеличить дистанцию до едущего впереди автомобиля. Михаил Горбачев советует держать при скорости 60 км/ч дистанцию в 30 м, а при скорости 80 км/ч – не менее 40 м: «Дистанция – оружие водителя. Чем ближе мы к автомобилю, тем меньше мы видим, что делается впереди. Главное в безопасном движении – видеть как можно дальше. Если вдруг машина впереди начала вальсировать, вам нужно место, чтобы объехать ее или затормозить».
Уйти из левого ряда
На скользком покрытии или в снегопад стоит значительно снизить скорость и уйти из левого ряда. Инструктор по контраварийной подготовке советует руководствоваться европейским правилом, согласно которому скорость в снегопад должна быть не выше, чем видимость в метрах. То есть если максимальная видимость 50 м, то лучше не превышать 50 км/ч, если она снизилась до 30 м, то и скорость следует ограничить соответственно.
«Если под колесами снежная каша или лед, вы можете пройти поворот на скорости 30 км/ч, но уже на скорости 33 км/ч машина поедет прямо и сделать ничего нельзя», – рассказывает эксперт. По его словам, полный привод провоцирует водителей ехать быстрее, при этом тормозит машина так же, как и моноприводные.
Не тормозить двигателем
Для того, чтобы правильно тормозить двигателем на машине с «механикой», водителю нужно поучиться почти забытому искусству перегазовки при переключении вниз. Снижать скорость включением пониженной передачи «автомата» и вовсе не рекомендуется.
«Очень мало «автоматов» умеют делать перегазовку, а без нее при смене передачи заблокируются ведущие колеса. Современные тормоза без того эффективны, и дедовские приемы уже работают не так хорошо. Более того, некоторые инструкции советуют включать нейтраль при экстренном торможении на переднеприводных машинах для того, чтобы ему не мешал крутящий момент на ведущих колесах», – говорит Горбачев.
Забыть об умной электронике
Многие современные машины оснащены электронными системами стабилизации. Они помогают исправлять ошибки водителей и избегать сноса и заноса на начальном этапе, но на скользком покрытии, по мнению эксперта, они практически бесполезны.
Подобные системы передают стабилизирующий момент через шины, а если у колес нет сцепления, то они ничего не смогут передать. «Те водители, которые считают, что у них есть электронные системы и с ними ничего не случится, не правы», – предупреждает инструктор.
Правильно работать газом
Автомобили и с передним, и с задним приводом чувствительны к сбросу газа на скользкой дороге, поэтому нужно тренироваться изменять подачу топлива плавно. При выходе из заноса, когда колеса повернуты в его сторону, нельзя отпускать педаль газа на переднеприводной машине, а на заднеприводной ее, наоборот, нужно аккуратно отпустить.
На полноприводном автомобиле, потерявшем сцепление с дорогой, педаль акселератора ни в коем случае нельзя бросать. Вытянуть такую машину из скольжения можно только тягой.
Научиться стабилизировать машину
Эксперт советует одновременно с поворотом руля в сторону заноса поворачивать голову в сторону дороги, и смотреть в ту сторону, куда водитель намерен выехать. Действовать нужно резко, а возвращать руль нужно предельно плавно. Главное делать это сразу, так как есть опасность зависнуть с повернутыми в сторону заноса. Если не получилось выровнять машину с первого раза, движение рулем стоит повторить несколько раз.
Когда в скольжение идут передние колеса машины, вписаться в поворот можно, если перевести снос в занос. На большой скорости это достигается либо уменьшением подачи топлива и поворотом руля на меньший угол, либо резким сбросом газа — это правило хорошо работает с заднеприводными автомобилями.
Не бояться скользить
В начале зимнего периода не лишним будет потренироваться в управлении автомобилем на льду, поучиться действовать рулем и газом, ловить машину в скольжении. Тренировку можно осуществить как в составе школы водительского мастерства, так и самостоятельно. Главное условие, чтобы это была специальная огороженная площадка, покрытая снегом или ледяной коркой. «Даже плавное снижение скорости может вызывать снос или занос. Нужно тренироваться, чтобы внезапная потеря управляемости не была шоком, к этому надо привыкнуть, понять, как развивается скольжение», — советует Горбачев.
Чему учат на курсах контраварийного и зимнего вождения
Основной целью курсов экстремального вождения является научить водителя грамотно действовать при попадании на дороге в ливень, снегопад или гололёд, не впадая в панику трезво оценивать обстановку и выйти из аварийной ситуации с наименьшими потерями. Эти курсы преследуют одну общую цель – сделать поведение на дороге водителя как можно безопаснее для него самого, так и для пешеходов и окружающего транспорта.
Принципы
В начале была создана специальная программа для водителей первых лиц государства и высокопоставленных чиновников, которая была направлена на улучшение навыков вождения и повышения профессионального мастерства. Постепенно с ростом количества транспорта и угрожающем увеличении ДТП, получить уроки контраварийного и экстремального вождения пожелало всё большее количество рядовых граждан.
Занимаясь на курсах контраварийного вождения, водители получат навыки быстрой оценки сложившейся ситуации и чётким действиям по управлению автомобилем, но они должны всегда помнить о принципах безаварийного вождения.
- Первый принцип – получив права, вы автоматически не приобретаете опыт вождения. Следовательно, нужно быть внимательным на дороге, следить за скоростью, поскольку мастерства для оценки ситуации и правильного выхода из неё ещё нет.
- Второй принцип – не отвлекайтесь во время движения на разговоры с пассажирами, на разглядывание окружающих ландшафтов, зданий и прочих достопримечательностей. Вы можете не успеть во время отреагировать на изменение дорожной ситуации.
- Третий принцип – не теряйтесь, не впадайте в ступор и панику, это может привести к ухудшению дорожной ситуации. Отрабатывайте действия контраварийного вождения по выходу из сложившейся обстановки до автоматизма.
- Четвёртый принцип – не переоценивайте себя, лишь трезвая и объективная оценка своих навыков и возможностей, поможет вам правильно отреагировать в аварийной ситуации.
Обучение приёмам и маневрам
На курсах контраварийного и экстремального вождения обучают грамотному прохождению препятствий и неровностей, чтобы избежать различных повреждений автомобиля. Отрабатывают до автоматизма навыки вращения рулевого колеса и работы газом и тормозом при заносе машины. Приёмы и маневры экстремального движения, которые изучают водители, включают в себя следующее:
- Избежание столкновений.
- Грамотный выход из заноса.
- Выполнение торможения и разворотов в гололёд.
- Правильный объезд препятствий.
- Выполнение быстрого торможения и маневрирования.
- Грамотно выполнять «контрабандитские» и «полицейские» развороты.
- При ДТП правильно поддерживать устойчивость машины.
- Безопасное прохождение на автомобиле различных узостей.
В обязательном порядке изучают специальный курс по прогнозу и избежанию автомобильных подстав. На специальных тренажёрах с первых занятий отрабатываются навыки скоростного руления и грамотное расположение рук на рулевом колесе.
Опытные инструкторы на уроках контраварийного и экстремального вождения обучают водителей правильному распределению внимания в аварийной обстановке и наработке «мышечной» памяти для грамотного её применения. Водитель не ударится в панику в неожиданной ситуации, а будет действовать рефлекторно, благодаря приобретённым навыкам.
Советы начинающим водителям по изучению навыков в управлении
Несколько советов новичкам:
- Не начинайте движения не отрегулировав сидение, зеркала и рулевое колесо в соответствии со своими габаритами. Выбор положения осуществляется по следующей методике. Откиньте спинку сидения так, чтобы левая нога, установленая на педаль сцепления, была немного согнута в коленном суставе. Передвиньте сидение, чтобы не отрывая тела от спинки кресла, вы смогли перевести рычаг переключения передач в самое дальнее положение. Не отрываясь от спинки сидения, вытяните руки и достаньте верх рулевого колеса. Кресло должно воспринимать вес вашего тела и разгружать ноги и руки. При этом реакция на команды головного мозга будет наиболее быстрой.
- При дефиците времени в опасной ситуации главное, как быстро вы управляете машиной с помощью руля. Овладев скоростным рулением, вы тем самым компенсируете ваши неправильные действия. Чёткость и быстрота выполнения техники скоростного руления при экстремальном вождении здесь должна быть выше, чем ваш опыт поведения на дороге. Отработанные навыки дают возможность грамотно стабилизировать автомобиль при потере управляемости.
- Большое значение имеет пространственное восприятие. Помогает лучше ориентироваться в пространстве и чётко определять размеры своей машины габаритная подготовка, тренировка реакции при парковке по зеркалам. Выполнение чётких маневров при заезде на стоянку или в аварийной ситуации гарантия вашего спокойствия и сохранности нервов.
- Следующий важный фактор безопасности – это торможение. Здесь всё зависит от навыков и оборудования машины, имеется в виду наличие системы АБС. При торможении плавно нажимайте на тормозную педаль постепенно усиливая давление на неё. Резко не давите на тормоз, колёса могут заблокироваться и машина станет неуправляемой. Чувствуя, что начинается блокировка колёс, уменьшите силу давления на тормозную педаль. Умение распознать во время потерю контроля над тормозами вырабатывается на уроках по контраварийному и экстремальному вождению и продолжает развиваться с течением времени.
Правила вождения в критических ситуациях зимой
Многие начинающие водители выбирают время обучения на курсах экстремального вождения с ноября по февраль и правильно делают, именно этот период больше всего подходит для приобретения необходимых навыков езды зимой. Обучению водителя экстремальному вождению в разных условиях, и при низких температурах, и на скользких дорогах, и при плохой видимости – уделяется большое внимание.
Инструкторы, имеющие большой опыт вождения в различных ситуациях, отрабатывают с водителями действия, как уберечь машину от заноса и как грамотно вывести из него. Обучают как использовать занос при прохождении поворотов и какую опасность представляет аквапланирование. Что касается правил экстремального и контраварийного вождения зимой с задним и передним приводом, то они выглядят таким образом:
- Правила контраварийного вождения зимой(задний привод) – при заносе надо отпустить педаль газа, снизить скорость без торможения и повернуть рулевое колесо в сторону заноса . Если занос пойдёт в другую сторону, такими же приёмами вернуть автомобиль на прямолинейную траекторию.
- Правила контраварийного вождения зимой(передний привод) – работа рулевым колесом такая же, как и при заднем приводе, только газ надо не уменьшать, а увеличивать, создавая этим лучшую управляемость для машины. Может начаться пробуксовка в таком случае газ надо уменьшить, после восстановления сцепления с дорогой, газ плавно увеличить.
Школа Цыганкова Эрнеста Сергеевича
На занятиях в автошколе не изучают действия в аварийной ситуации, поэтому многие водители на собственных ошибках приобретают этот опыт. Лишь через лет 5-10 лет этот опыт приносит ощутимую пользу в прогнозе критических ситуаций, возникающих на дороге. В книге Цыганкова «Приёмы контраварийного вождения» подробно описаны 15 упражнений, помогающих освоить и найти практическое применение приёмам мастерства вождения.
Цыганков Э.С. является директором Центра высшего водительского мастерства. Уже в течение 30 лет работает в качестве тренера сборной России по авторалли. В книге Эрнеста Сергеевича изложены способы контраварийного управления машиной и приёмы, которые обеспечивают безопасность в любой критической обстановке.
Любой водитель может допустить ошибки при управлении автомобилем. Одни из ошибок возможно исправить даже начинающему водителю, цена другим порой становится жизнь. Книга Цыганкова преследует цель – дать необходимые знания водителю как избежать последствия чужих или своих ошибок и выйти с минимальными потерями из критической ситуации. В этом пособии обобщён опыт многих автогонщиков, которые нашли самые действенные приёмы, весьма полезные при экстремальном и контраварийном вождении.
Цыганков тщательно изучил и систематизировал различные аварийные ситуации, возникающие на дороге. Ему удалось разложить их по составляющим и создать действенную методику, помогающую водителям повышать мастерство и отрабатывать выход из сложных ситуаций.
Заключение
Не зря говорят, что в России есть две беды – дураки и дороги. Состояние дорог желает лучшего – это сплошные ямы и выбоины. Ухудшают впечатление пешеходы, не соблюдающие элементарных правил, мотоциклисты-смертники и транспортный поток большой плотности.
Водители, прошедшие курс экстремального вождения и получившие навыки грамотного маневрирования, значительно снизят количество дорожных происшествий. Пройти курсы контраварийного вождения можно рекомендовать всем водителям, которые отдают должное своей безопасности и ценят безопасность окружающих.
Увеличьте дистанцию
В зимнее время многие водители неправильно оценивают состояние дорожного полотна, поэтому следить нужно как за дистанцией до впередиидущей машины, так и до следующего за вами авто. Особое внимание при вождении зимой проявляйте при подъезде к неурегулированным перекресткам, так как именно в таких зонах чаще всего случаются ДТП зимой.
Постоянно оценивайте состояние дорожного полотна
Автомобиль зимой теряет не только в динамике торможения, но и в разгонных характеристиках. Выезжая на перекресток, помните, что в случае гололеда, снежного покрова, вам не удастся быстро тронуться с места. При этом важно не только здраво оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, но и соблюдать хладнокровие. Чрезмерно нажимая на педаль газа в рвении быстрее разогнаться, вы провоцируете излишнюю пробуксовку ведущих колес. Поэтому зимой трогайтесь и разгоняйтесь максимально плавно. Какие еще особенности нужно учитывать при вождении зимой?
- Наиболее скользкие участки зимой образуются на подъездах к перекресткам, светофорам. Машины, останавливаясь для выполнения ПДД, теплом подкапотного пространства растапливают снег, который при опускании температуры превращается в обледенение. Способствует гололеду и то, что машины зачастую подкатываются к перекресткам, накатывая колесами плотный слой льда (к примеру, после светофора в зоне разгоне уже будет не так скользко).
- Не перестраивайтесь на участках дороги с глубокой колеей, а при движении по трассе избегайте снежных валунов. Ранее мы рассматривали правила вождения в условиях колейности на дороге.
- Черный лед – серьезная опасность при вождении зимой. Не прикрытые снегом участки дороги кажутся чистым асфальтом. Но из-за разницы температур воздуха и асфальта влажный воздух обмерзает на поверхности дорожного полотна, образуя тонкую корку льда. Определить черный лед можно по бликам, которые он отбивает от солнца либо света фар автомобилей.
Курсы контраварийной подготовки
Уроки экстремального вождения в зимнее время позволят вам почувствовать грань блокировки колес, отработать и закрепить на практике приемы контраварийного вождения. Важно, чтобы в процессе обучения вы управляли собственной машиной. В реальных условиях на скользкой дороге это позволит вам эффективней использовать полученные навыки вождения.
Как не навредить машине в мороз
Зимняя езда, в случае непонимания водителем принципов устройства и работы современных двигателей, АКПП, вариаторов, способна вылиться в серьезные поломки.
Прогрев двигателя и автоматической коробки передач – обязательные атрибуты вождения зимой.
Для прогрева АКПП перед началом движения переведите селектор в D, N, P, R, задерживаясь в каждом из положений на 30-40 сек. На машине с вариатором первые 20 минут вождения после холодного старта избегайте резких разгонов. Особое внимание прогреву двигателя стоит уделять владельцам современных бензиновых моторов, для которых долгие простои на холостых чреваты задирами цилиндров, перегревом поршневых колец. Чтобы не навредить машине зимой, узнайте, почему не стоит прогревать современные двигатели на холостом ходу и какие особенности вождения авто с АКПП.
Занос на полном приводе
Что касается полноприводных автомобилей, то тут ситуация во многом зависит от того, на какую из осей направлена максимальная нагрузка крутящего момента. Как и в рассмотренных выше случаях, чтобы правильно выйти из начавшегося заноса, необходимо крутить руль в ту же сторону, в которую происходит занос. Не забывайте также и о правильности посадки в водительском кресле, которая поспособствует наиболее раннему определению того, что ваше авто оказалось в заносе.
Помните, что чем оперативнее вы предпримете действия по устранению заноса, тем легче сможете устранить неприятную ситуацию, и тем меньше будет угол заноса.
Вероятность возникновения заноса значительно повышается при резком ускорении, а также торможении. Особенно это заметно и опасно бывает в зимний период на скользкой дороге. Зачастую водители, в особенности начинающие, теряются и впадают в панику. Это становится причиной неправильных действий, а в результате — аварий и всевозможных ДТП. Отсюда вывод: если попали в занос, не паникуйте. И ни в коем случае не трогайте педаль газа.
Чтобы зимой на дороге чувствовать себя уверенно и знать, что любая, даже самая сложная ситуация на скользкой дороге вам по плечу, следует нарабатывать опыт, опыт и еще раз опыт. Делать это разумнее всего под руководством чуткого, опытного инструктора.
Видеосюжет о фокусах на льду:
Контраварийная подготовка водителей, спортивное вождение, экстремальное вождение. Часть 2
«Контраварийная подготовка»(если построена правильно методически):
Ставит жёсткий барьер в виде возникновения у водителя целого букета отрицательных эмоций и ощущений при подаче автомобилем предупредительных сигналов(а он на разных языках об этом «говорит» водителю, предупреждает!!) о критически опасных ситуациях — возможной потери устойчивости(занос, ритмический занос) и потере управляемости(снос).
ЧАСТЬ 2. Что выбрать новичку после автошколы, обычному и/или профессиональному водителю чтобы не совершить случайную, неумышленную ошибку и ВЫЖИТЬ НА ДОРОГЕ?
Итак, что есть что ? В чем отличие? А выбор, где учиться или не учиться, делать Вам.
Как ездить зимой с ABS и ESP
Многие слышали, что в заносе на заднем приводе газ надо сбрасывать, а на переднем – добавлять. А еще крутить руль в сторону заноса и ни за что не тормозить. Но эти «заповеди» были актуальны 15 лет назад, а теперь могут быть просто опасны.
Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов «ценных» советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в состоянии отразить всю суть произошедших изменений.
Пара слов о современных электронных помощниках
За последние десять лет на дорогах почти не осталось машин без АБС, а полный привод на большинстве машин стал автоматически подключаемым с электронным управлением. ESP сегодня все чаще входит в базовую комплектацию, а АКПП постепенно вытесняет «механику». Да и активные системы рулевого управления потихоньку проникают в нашу жизнь — один Infiniti Q50 без механической связи между рулем и колесами чего стоит.
На фоне этих изменений советы вроде «Выжать сцепление и повернуть руль в сторону заноса» смотрятся даже не анахронизмом — они просто неприменимы на практике. Что же касается советов гуру спортивного вождения, то опять же, они верны только для подготовленных машин, без «умной» электроники, с мощными моторами и «правильным» рулевым управлением.
Некоторые советы «бывалых» уже давно утратили актуальность и близки к тому, чтобы стать опасными. Самой массовой опцией, которая появилась на машинах, стала антиблокировочная система тормозов — АБС. Суть ее работы заключается в предотвращении блокировки вращения колес, и тем самым уменьшается тормозной путь на твердых покрытиях и сохраняется управляемость при торможении.
В Европе и США машины без нее давно уже не выпускаются в принципе, у нас пока законодательно продажа машин без этой системы разрешена, но фактически почти все новые авто оснащены ею. Многие воспринимают ее как досадную помеху и искренне считают, что без нее они остановились бы раньше, а управлять машиной было бы удобнее. Но в реальности машина с отключенной АБС фактически представляет из себя неуправляемый болид.Еще с конца 90-х годов АБС взяла на себя функции распределителя тормозного усилия — системы, которая предотвращает блокировку колес задней оси раньше, чем на передней, и сохраняет тем самым устойчивость машины при торможении. Без нее даже опытный водитель рискует при торможении полностью потерять курсовую устойчивость и уехать боком в кювет. А еще антиблокировочная система заботится о сохранении устойчивости машины при торможении на неоднородных покрытиях, например, когда одно колесо идет по обочине, а другое по асфальту. Система просто по-разному растормаживает правые и левые колеса и машина в итоге едет прямо. Раньше эта задача решалась только настройкой подвесок, но не слишком эффективно.Кому-то, конечно, действительно удается справляться с торможением без АБС лучше, чем с ней. На сыпучих покрытиях антиблокировочные системы и правда могут быть менее эффективны, чем торможение с заблокированными колесами или специальные приемы замедления, но не всегда водитель может использовать это преимущество и хотя бы оставить машину на нужной траектории.
К тому же электроника может регулировать тормозное усилие на каждом из колес индивидуально, а машин с четырьмя педалями тормозов я еще не видел. К сожалению, есть и примеры действительно плохой работы систем. Все слышали про ошибки в прошивке блоков АБС на машинах концерна Volkswagen, которые выявили журналисты «Авторевю» в ходе испытаний Volkswagen Tiguan и еще нескольких моделей VW и Skoda. Система не в меру усердно растормаживала колеса на неровных покрытиях и при торможении в поворотах, в результате чего машина замедлялась намного менее эффективно, чем другие автомобили с АБС.Причем производители далеко не во всех случаях выпускали обновленные прошивки блоков, и ни одна из моделей машин не отзывалась для принудительной замены. Зато некоторые новые системы распознают сыпучие покрытия и изменяют алгоритм работы для максимального сокращения тормозного пути. О плюсах и минусах системы можно рассказывать долго, но сейчас рассказ о том, какие приемы управления с появлением электроники в приводе тормозов изменились.
Тормозить разрешается, но осторожно
Один из немногих советов, который запоминают все: «Не тормози в поворотах». На машинах без АБС совет совершенно верен. Гоночные школы вождения, в общем-то, в этом вопросе солидарны с инструкторами начального обучения, но предусматривают обучение специальным приемам торможения, которые позволяют все же сбросить скорость на дуге.
И почти все водители действуют правильно и по-гоночному, стараясь завершить торможение до поворота. Вот только в критической ситуации, когда скорость слишком велика, неожиданно возникает препятствие или что-то еще, они тоже не тормозят, хотя при наличии АБС могли бы вполне безопасно воспользоваться тормозами, тем самым предотвратив аварию или уменьшив тяжесть последствий.Ведь зачастую у передних колес есть запас по сцеплению и можно и тормозить, и поворачивать одновременно, причем без риска полной потери управляемости. Если у вас «свежая» машина с АБС — тормозите, ничего страшного не будет. Машина снизит скорость, а меньшая скорость — это и лучшее сцепление, и больше времени на управляющие воздействия.А вот совет «В аварийной ситуации просто тормозить в пол» дают уже ПДД, никаких «объехать» там не предусмотрено. И большая часть водителей честно тормозит, не пытаясь объехать препятствие. Тут все немного менее однозначно. При рулении тормозной путь неизбежно возрастает, хотя бы немного. А вследствие ошибок в работе антиблокировочной системы, о которых уже упомянуто выше, тормозной путь может возрасти чуть ли не в два раза.
И если аварии избежать не удалось, добрый инспектор ГИБДД будет уверен в том, что вот если бы вы просто тормозили без всяких фокусов, то обошлось бы, а если рулили, значит, виноваты. Но если шансы объехать препятствие велики, а последствия столкновения могут быть тяжелыми все равно, то лучше попытаться. Но чтобы выбрать верное решение, лучше заранее опробовать свою машину на торможении при «переставке» или поискать тесты в Сети. А то вдруг в вашей машине «не та» прошивка, которая не даст вам тормозить в принципе…
Что делать при ритмическом заносе?
Еще одна опасная ситуация — это ритмический занос. Особенно он неприятен на переднеприводной машине. Для стабилизации траектории, когда задние колеса сорвались в юз, как мы все знаем, нужно добавить тяги. Но занос выправить удается не всегда, и если «перекрутить» при этом руль, опоздать с коррекцией, то тут-то занос и становится ритмическим. Зад болтает то в одну сторону, то в другую, амплитуда растет… Последствия вылета машины за пределы трассы здесь будут тяжелее, чем если бы водитель просто пустил все на самотек с самого начала.Часто важно сохранить управляемость машины и не попасть на встречную полосу под несущийся грузовик. К сожалению, контраварийная подготовка у большей части водителей находится на очень низком уровне, и их действия в такой ситуации напоминают известный анекдот про Карузо, которого по телефону напел Рабинович.
Вроде как нужно повернуть руль в сторону заноса и добавить тяги, но вот скорость руления и актуальность управляющих действий — никакая. И, разумеется, почти все уверены, что на тормоза жать нельзя и машина тут же перейдет в неконтролируемое вращение.В этой опасной ситуации стоит помнить, что электронные помощники действуют лучше большинства водителей. Да-да, человек не может выжать пять тонн, чтобы заменить ремни безопасности, и жать на четыре педали тормоза по десять раз в секунду, чтобы заменить системы АБС и ESP, — с этим надо просто смириться.Весь могучий человеческий интеллект (в его существовании, правда, тоже есть сомнения, когда смотришь ролики о ДТП) явно проигрывает в простейших моторных навыках простенькой электронике и пиротехнике. Без электроники при торможении колеса заблокируются, и машина действительно будет вращаться, не реагируя на вращение руля, но часто это тоже не самое плохое развитие ситуации — скорость-то ведь будет падать.Но если есть АБС, то ситуация резко меняется на противоположную. Даже если угловая скорость машины достаточно велика, то при срабатывании системы она постарается предотвратить разворот машины. Все алгоритмы работы системы «заточены» под сохранение устойчивости при торможении. И, разумеется, машина уменьшит скорость, так что даже если удержаться на дороге не получится, то последствия будут не такими тяжелыми.
А управляемость машины в таких условиях полностью сохраняется — действовать рулем можно так же эффективно. Конечно, разгружается задняя ось, но разница в сцепном весе передней и задней осей прекрасно нивелируется контролем скорости вращения правого и левого переднего колес.Я не призываю при малейших признаках заноса жать до упора педаль тормоза — все же работа рулем и тягой прекрасно помогает выправить занос, да и опыт не будет лишним. Но если появляется раскачка, то лучше бы позабыть о советах дедушки-инструктора и попытаться воспользоваться тем шансом, который дает технический прогресс.Помните: в любой сомнительной ситуации АБС не просто должна не дать заблокировать колеса, она просто обязана сохранить прямолинейное движение машины. Эту функцию она будет выполнять не только в случае, если машина двигалась прямо, но и попытается распрямить траекторию в случае заноса, уравнивая скорости вращения колес. А если у системы есть датчик положения руля, что верно для современных систем, то попытается тормозами помочь рулевому управлению
Что в итоге?
Сделаем короткий вывод: на современных автомобилях с АБС тормозить в повороте и в заносе — можно. Но только в том случае, если традиционные способы выхода из аварийных ситуаций не помогают.
Всего три опасных сценария (торможение в повороте, торможение на прямой и ритмический занос) и значительное расхождение между очень уж осторожной теорией и богатыми возможностями исправления ситуации на практике.И в нашей статье мы рассматривали только одну, хотя и важнейшую систему активной безопасности, — АБС. На машинах с системами ESP вся помощь доступна и без нажатия на педаль тормоза, но в этом случае система забоится только об обеспечении устойчивости машины на выбранной траектории, а не о замедлении, но зато вмешательство системы вообще не требует от водителя каких-либо действий.
Чем дальше, тем больше будут расходиться пути школ спортивного вождения без «помощников» и способы управления современными автомобилями. И только полное понимание процессов, происходящих с машиной, работы ее узлов и агрегатов и практика обеспечат вам действительно новый уровень безопасности на дороге. Читайте современные издания и не полагайтесь на мнение старых авторитетов в таких ответственных вопросах. И оставайтесь с нами.А кроме того, найдите время и съездите на большую пустую заснеженную площадку, чтобы «понять» свой автомобиль. Не нужно инструкторов. Смело разгоняйтесь по снегу, тормозите в пол, крутите рулем… Делайте все, чтобы понять машину на уровне рефлексов. Ведь на размышления в аварийной ситуации времени не будет.
Почему при вождении зимой важны плавные движения
По словам научного сотрудника Армейской исследовательской и инженерной лаборатории холодных регионов в Ганновере, США, О’Нила, на сухом асфальте шины имеют настолько сильное сцепление, что водители могут ускоряться достаточно сильно, нажимать резко на педаль тормоза и делать резкие маневры и крутые повороты.
Но все меняется на скользкой поверхности. Особенно с наступлением зимы, когда сцепление колес с дорогой становится существенно ниже. Поэтому одна из вещей, которые должны сделать все водители с наступлением холодного времени года, – это изменить свой стиль вождения. В первую очередь, говорит О’Нил, необходимо сделать все свои движения/действия более плавными и гладкими. В противном случае на скользкой дороге вы рискуете потерять последнее сцепление колес с дорогой, которого и так не хватает зимой.
На сухом асфальте при прохождении поворотов вы можете сначала резко затормозить. При движении по снегу такой стиль вождения не годится. Для осуществления поворота на зимней дороге вы должны сначала плавно замедлить автомобиль, а затем плавно повернуть, без резких маневров.
«Это все равно что ходить по льду. Вы делаете маленькие-маленькие, крошечные шаги. Вы не пытаетесь бежать по льду, поскольку при ускорении вы потеряете сцепление подошвы со льдом и просто подскользнетесь. Тот же смысл и с ездой в машине зимой», – поясняет О’Нил.
Как проходит контраварийная подготовка водителей в школе вождения “Авто-Питер” в СПб?
Представленная программа обучения включает в себя как теоретический курс изучения материала, так и практические занятия. В первом случае вы поймете саму особенность совершения тех или иных маневров, отточите знания до автоматизма, чтобы можно было их применять, без лишних раздумий.
Практические занятия проводятся на специально подготовленном полигоне нашей автошколы на автомобилях различного класса.
Подобный подход в изучении контраварийного вождения в СПб позволяет дать нашим ученикам более системные знания. Этим мы и отличаемся от других автошкол Северной столицы.
Спина и руки
Держать руль двумя руками — привычка, которая спасла миллионы жизней. Забудьте про «пацанский» хват (когда держишь руль за «макушку» одной вытянутой рукой) и «массажное» движение (кручение руля одной ладонью).
Спина должна стремиться к прямому углу, ехать в позе спящего не надо. Как только человек откидывается, мозг решает, что хозяин отдыхает: сосредоточенность теряется.
«Без пятнадцати три»
«Без пятнадцати три» — единственный правильный хват руля. Проверка посадки: при прижатой спине и при вытянутой руке запястье должно лечь на «макушку» руля. Руки в локте согнутся под углом 90 градусов — при повороте руля будут задействованы мышцы спины. Их реакция гораздо выше, чем у мышц предплечья и трицепсов (тех мышц, которые используют «пацаны» и «массажеры»).
Александр Золотарь:
К любому автомобилю применимо понятие «дефицит опоры». Иными словами, машина — это жирная корова на каблуках. Колесо только сбоку кажется большим, а на дороге оно стоит небольшим «пятном».
Нагрузка на каждое колесо — примерно 400 килограммов. Поэтому не надо дергать руль, движения должны быть плавными.
Готовимся к зиме заранее
Прежде всего, необходимо удостовериться в работоспособности вашего автомобиля. Летняя резина меняется на зимнюю, как только средняя температура воздуха опустится ниже 5 градусов про Цельсию. Это поможет избежать отвердения летней резины и потери ее свойств. А после появления первых заморозков и выпадения осадков следует вообще забыть о «лете», заблаговременно поставив «зиму».
Помимо замены шин, рекомендуется также сменить масло на зимнее, а также все жидкости в автомобиле, начиная от охлаждающей и заканчивая жидкостью в бачке омывателя.
Несвоевременная замена жидкостей приведет к преобразованию воды в лед, а это уже влечет за собой серьезные последствия в виде выхода из строя охлаждающей системы и самого двигателя с залитой водой.
Если вы эксплуатируете автомобиль со старой аккумуляторной батареей, проведите ее зарядку и очистку перед наступлением сильных холодов.
Справляемся с заносом
Конечно, самое важное – не допустить сноса передней или задней оси. К заносу приводит резкое маневрирование, резкая прибавка газа или его сброс, резкое торможение. Другой момент – бугристая обледеневшая дорога с почти нулевым сцеплением, которая провоцирует снос и вращение.
По покрытию с недостаточным сцеплением нужно ехать с постоянной равномерной тягой – газ должен быть нажат, потому что иначе не будет силы, которая тянет машину вперед. Тут ошибка начинающих водителей – резко бросать газ, когда возникает какая-то опасность. Так делать нельзя. В сильном заносе добавить газ, особенно на переднем и полном приводе – то, что помогает справиться с ситуацией.
Важно оценить свои навыки: неподготовленному водителю справиться с серьезным заносом практически невозможно. Электронные системы стабилизации тоже не всесильны.
Самое важное при заносе — активная компенсирующая работа рулем. То есть мгновенно повернуть руль в сторону заноса и тут же возвращать его. Задача – максимально быстро стабилизировать автомобиль. Потому что, если чуть задержать руль, машину начнет сносить уже в другую сторону. А вот дергать ручник в заносе – плохая идея, это может привести к развороту автомобиля среди полосы.
Заботимся о себе
Самое главное правило в зимней поездке – трезво оценивать свои силы и возможности своего автомобиля. И если есть сомнения, лучше рассмотреть другие варианты поездки – общественный транспорт, службы такси или аренда автомобиля, с которым вы будете уверены в безопасности в любой ситуации. Также вы можете арендовать автомобиль с водителем, чтобы встретить, например, близких в аэропорту или показать город иностранным деловым партнерам в такую погоду и при сложившейся дорожной обстановке.
Не пропустите другие статьи о безопасном вождении зимой:
- 6 опасных мифов о зимнем вождении — читать здесь
- как избежать ДТП зимой — читать здесь.