Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой аккумулятор лучше, обслуживаемый или необслуживаемый? сравнение и оценка

Автомобильные аккумуляторы: типы и характеристики

Автомобильный аккумулятор (сокращенно называемый АКБ) – это один из видов электрического аккумулятора, устанавливаемого в мото- и автотранспорте. Энергия, производимая аккумулятором, используется для работы стартера, блока, управляющего двигателем, инжектора и светового оборудования. В случае установки АКБ на электротранспорт они служат основным, а не вспомогательным энергоисточником и носят название тяговые аккумуляторные батареи.

Различные типы АКБ

Автомобильные аккумуляторы различаются по габаритам, полярности, типу батареи и крепления, диаметру контактных клемм, а также необходимости обслуживания.

  • Тип батареи. Обычно в современных автомобилях устанавливают свинцово кислотные аккумуляторы. Используется в них обычный электролит, который собой представляет смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Однако все чаще стали применять АКБ, созданные на основе технологии AGM (аббревиатура Absorbent Glass Mat), в которых электролит абсорбирован в специальном стеклянном волокне. Не менее популярны и гелевые аккумуляторы. В них электролит загущается силикагелем до гелеобразного состояния. Такая технология получила название GEL.
  • Полярность – прямая или обратная – определяется расположением на корпусе аккумулятора электродов. Для авто отечественного производства характерна, к примеру, прямая полярность (минусовая клемма при этом находится справа, а плюсовая – слева).
  • Диаметр клемм контактных отличается для японского, к примеру, и европейского автомобильных рынков. Так, при типе Euro 1 диметр минусовой клеммы – 17,9 мм, а плюсовой – 19,5 мм. При типе Asia 3 диаметр минусовой клеммы – 11,1 мм, а плюсовой – 12,7 мм.
  • Тип крепления – нижнее и верхнее
  • Габариты. Размеры АКБ, предназначенных для японских или европейских авто, абсолютно разные.
  • Необходимость обслуживания. АКБ делятся на необслуживаемые и обслуживаемые. Согласно ГОСТ, необслуживаемый аккумулятор обозначается как безуходный. В современных авто такой АКБ используется практически повсеместно, тогда как обслуживаемый аккумулятор стал все реже применяться (в основном в старых моделях).

Обслуживаемые аккумуляторы

Само название батарей этого типа предполагает, что они требуют ухода и эта опция возможна. Действительно, любой владелец обслуживаемого аккумулятора имеет возможность выполнять следующие виды профилактически/ремонтных работ:

  • проверять, соответствует ли уровень электролита нормативным значениям;
  • измерять плотность рабочей жидкости;
  • визуально отслеживать процесс сульфатации пластин и изменение цвета электролита;
  • осматривать свинцовые пластины на предмет их целостности;
  • наблюдать, происходит ли закипание электролита при подзарядке устройства.

Таким образом, при ухудшении характеристик АКБ автолюбитель имеет возможность вовремя это выявлять и предпринять соответствующие меры, дабы устранить проблему.

В этом и состоят основные достоинства этого типа устройств, ведь автовладелец имеет возможность корректировать значение плотности электролита, доливая в него дистиллированную воду в соответствии с текущими значениями плотности и другими важными факторами (температурой, интенсивностью использования батареи). В конце концов можно опытным путем подобрать такие параметры, которые позволят АКБ служить максимально долго.

Но у обслуживаемых аккумуляторов есть и существенные недостатки:

  • поскольку их корпус не идеально герметичен, наблюдается такое негативное явление, как испарение рабочей жидкости, особенно летом. Так что приходится постоянно следить за уровнем дистиллятора и доливать его по мере необходимости – в противном случае концентрация серной кислоты в растворе будет повышаться, что негативно скажется на сроке службы пластин батареи. При существенном недостатке жидкости пластины оголяются и подвергаются ещё большему разрушению вследствие окислительных процессов;
  • при испарении дистиллята на верхнюю часть аккумулятора попадает и кислота, которая при испарении образует на поверхности белесый налёт, обладающий некоторой проводимостью, что негативно сказывается на заряде батареи.

Доливать нужно не электролит, а дистиллированную воду. Операция должна производиться с максимальной осторожностью, в резиновых перчатках и защитных очках. Дело в том, что вода, реагируя с серной кислотой, вступает с последней в реакцию, сопровождающуюся выделением большого количества тепла. При этом брызги жидкости могут выплёскиваться наружу, рискую попасть на открытые участки кожи и вызвать ожоги.

Необслуживаемая технология

Как следует из названия, данный аккумулятор не требует постороннего вмешательства. Конструкция устройства полностью герметична и вмешаться в его работу не получится — сверху отсутствуют пробки, выкрутив которые можно было бы заглянуть внутрь. При этом наполнение батарей не отличается: в коробе также расположены 6 банок, заполненных электрохимической жидкостью и свинцовыми пластинами. Закрытая система имеет немало преимуществ, например, содержимое не испаряется, а пластины всегда находятся в составе и не высыхают. Кроме того, плотность остается на нужном уровне.

Для начинающего автовладельца необслуживаемый аккумулятор подходит идеально, ведь он не требует постоянного контроля, держит установленную емкость и является более безопасным для человека из-за отсутствия отверстий для выброса горячего пара.

Однако без негативных сторон не обошлось. Они противоположны недостаткам обслуживаемой системы: если она нуждалась в постоянном контроле, то в этом устройстве нет возможности проследить неисправность самостоятельно. Не получится и определить, какая из ячеек дала сбой с помощью мультиметра, изменился ли цвет жидкости или уровень электролитов.

Впрочем, часть из перечисленных проблем решаема, если выбирать модель с прозрачным корпусом и индикацией некоторых параметров. Единственное, о чем стоит помнить — это неустойчивость батареи к перезаряду и полной разрядке. Несколько подобных упущений приведут к поломке элемента, и даже клапан аварийного сброса давления едва ли поможет, ведь часть жидкости, вырвавшаяся наружу, впоследствии не восполнится.

Визуальные отличия необслуживаемых АКБ

Определить, является ли аккумулятор необслуживаемым, можно и без бирки с описанием технологии производства. Раз обычный аккумулятор требуется обслуживать, логично предположить, что на его корпусе должны быть элементы, позволяющие удобно залить воду. Для этого на верхний торец каждой ячейки вынесена пробка, которая откручивается, как правило, фигурной отверткой. В необслуживаемых аккумуляторах на поверхность подобные элементы не выведены. Однако они есть. Если, допустим, из-за неправильного заряда электролит выкипел, к ячейкам можно подобраться путем вскрытия крышки. Под ней также располагаются пробки, через которые можно получить доступ к содержимому ячеек.

Читать еще:  Тюнинг двигателя УАЗ Патриот – весь список действий

Аккумуляторная батарея обслуживаемого типа: плюсы и минусы

Конструкция каждой батареи состоит из банок, наполненных жидким раствором — электролитом, в который помещены пластины из свинца. Главная особенность обслуживаемых разновидностей заключается в том, что владелец транспортного средства имеет полный доступ к содержимому.

Для реализации этой возможности обслуживаемые устройства дополнительно оснащаются специальными откручивающимися пробками. Конструкция изделия позволяет при необходимости заменить вышедшие из строя свинцовые пластины, следить за уровнем жидкого раствора и при необходимости доливать электролит или вообще заменить его. Кроме того, если автолюбитель заметит, что устройство начало подтекать, он сможет легко устранить течь при помощи подручных средств.

  • главная положительная черта обслуживаемой разновидности — невысокая стоимость, что делает модель доступной всем категориям автолюбителей;
  • возможность следить за уровнем электролита;
  • возможность визуального осмотра свинцовых пластин;
  • проверка цвета, плотности, уровня электролита;
  • возможность определить, какая из перемычек вышла из строя и требует замены.

У обслуживаемых разновидностей есть ряд недостатков.

Минусы устройства с пробками:

  • недостаточная герметичность, приводящая к уменьшению количества электролита (кипит и испаряется);
  • снижающаяся со временем ёмкость батареи, которая становится причиной невозможности завести транспортное средство;
  • из-за постоянного испарения воды увеличивается плотность кислоты, что приводит к разрушению свинцовых пластин;
  • быстрая десульфация на открытых участках полосок;
  • на крышке устройства постоянно образуется налёт белого цвета, который может стать причиной короткого замыкания, приводящего к полному разряду батареи.

Справка. Единственный способ справиться с неприятностью — регулярно добавлять требуемое количество дистиллированной воды. Причём важно постоянно следить за уровнем электролита и проводить осмотр устройства не менее одного раза в течение двух недель.

Необслуживаемые АКБ

Такие аккумуляторы представлены в герметичном корпусе, где отсутствуют пробки и крышки. То есть здесь на корпусе видны только выводы, соединяющиеся с аккумуляторными клеммами.

Но принцип работы аналогичен предыдущему варианту.

Основной отличительной чертой как раз и является герметичный корпус. Когда электролит кипит, происходит испарение воды. Но водяной пар не может выйти за пределы корпуса, а потому остывает и оседает. Потери жидкости здесь минимальные. Лишь при избыточном давлении срабатывает клапан сброса, и в этом случае небольшое количество воды может выйти из корпуса.

Что же касается недостатков, то здесь можно выделить такие пункты:

  1. Невозможность измерения плотности и уровня жидкости. Контролировать эти параметры можно лишь по специальным меткам на корпусе, либо через смотровой глазок. При этом сказать, какая именно плотность электролита, погрузив в него ареометр, не получится. Индикатор уровня также не совсем достоверный.
  2. Если какая-то банка выйдет из строя, отыскать точную проблемную секцию невозможно. Чего не скажешь об обслуживаемых аккумуляторах.
  3. Невозможно заметить изменение цвета жидкости. А потемнение или помутнение электролита является прямым сигналом о возникновении проблем с АКБ.

Чтобы компенсировать возможности, характерные для обслуживаемых батарей, у необслуживаемых аккумуляторов предусмотрели клапан сброса избыточного давления, индикатор уровня и плотности.

Если часть электролита выйдет через клапан, залить недостающее количество жидкости, не нарушив герметичности корпуса, не получится.

Фактически при падении уровня электролита аккумулятор подлежит замене.

Электроприбор обслуживаемого типа

Любой электроприбор имеет свои сильные и слабые стороны. Каждый водитель-любитель сможет четко ответить на вопрос, обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор лучше.

Положительные стороны

В случае обслуживаемой батареи само название говорит за себя, то есть ее можно разобрать, провести анализ поломки и заменить вышедшие из строя элементы. В такого типа аккумуляторных батареях (АКБ) можно проводить следующие работы:

  • проверять уровень электролита в банках;
  • проверять плотность рабочего раствора;
  • визуально анализировать цвет электролита и проверять наличие кристаллов сульфата свинца в нем;
  • возможность проведения осмотра пластин из свинца на предмет наличия повреждений;
  • посмотреть, кипит ли во время зарядки раствор.

Все эти возможности являются несомненным плюсом, поскольку водитель самостоятельно может проводить различные эксперименты и научиться настраивать свою батарею так, что она будет служить долго и без сбоев. Он может менять плотность электролит, доливать дистиллятор в него, подбирать нужный уровень рабочего раствора, регулировать его плотность согласно сезону и температурным условиям.

Отрицательные моменты и неудобства

Отрицательные стороны обслуживаемых АКБ:

  1. Негерметичность корпуса такой батареи постоянно приводит к испарению жидкости. Этот процесс активируется в жаркое время года, поэтому если забыть долить дистиллятор в банки устройства, то уровень раствора в нем может понизиться настолько, что окажется невозможным завести транспортное средство.
  2. Постоянное испарение воды ведет к повышению концентрации серной кислоты, что приводит износу всех элементов батареи и уменьшению срока ее службы. Чаще всего страдают именно свинцовые пластины.
  3. При испарении на крышку АКБ попадает кислота, и наверху устройства образуется налет белого цвета, который проводит ток и может привести к внешнему частичному замыканию положительной и отрицательной клемм. Этот процесс ведет к быстрой разрядке всей батареи.

Основная проблема обслуживаемых АКБ заключается в постоянном контроле уровня электролита. Возникают большие неудобства зимой, когда необходимо следить не только за уровнем раствора, но и за его плотностью. Рекомендуется 1 раз в 2 недели проверять уровень и подзаряжать батарею.

Читать еще:  Симптомы и признаки прогоревшего клапана. точно определяем проблему

Необходимо знать, что доливать необходимо именно дистиллятор, а не электролит в банки АКБ. Эту работу следует проводить осторожно, поскольку при попадании воды в серную кислоту выделяется большое количество энергии в виде тепла, и раствор может выплеснуться наружу, обжигая руки и даже лицо.

Поэтому такие действия следует проводить аккуратно, надев перчатки и маску на лицо и доливая воду небольшими порциями в электролит.

Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов

Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».

Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:

  • Затруднён контроль уровня электролита;
  • Невозможен контроль плотности электролита;
  • Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.

Что касается уровня электролита, то на некоторых моделях необслуживаемых автомобильных аккумуляторов имеется отметки минимума и максимума. Подробнее о том, что такое аккумуляторная кислота, читайте в статье по ссылке.

Метки для проверки уровня электролита

Ещё одной проблемой необслуживаемых автомобильных аккумуляторных батарей является отсутствие возможности измерить плотность электролита. А эта характеристика очень важна и даёт объективную оценку состояния батареи.

Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».

Гидрометр в автомобильном аккумуляторе

Проблемы при использовании гидрометра:

  • Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
  • Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
  • Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.

В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.

То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.
Вернуться к содержанию

Основные характеристики автомобильных аккумуляторов

Обычно заводы–изготовители при маркировке продукции и в сопроводительной документации приводят следующий перечень характеристик АКБ:

  • Ёмкость номинальная – характеризует ток, который АКБ будет отдавать в течение 20 часов разряда до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 о С. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч должен на указанных условиях отдавать ток не менее 3 А. Но зависимость здесь нелинейная: отдавать 60 А в течение часа аккумулятор не сможет;
  • Ёмкость резервная – характеризует время разряда полностью заряженной АКБ током 25 А до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 о С. Резервная ёмкость составляет 1,63 от соответствующего показателя номинальной ёмкости, определённого экспериментальным путём;
  • Ток холодной прокрутки – разрядный ток, который может выдать АКБ при температуре минус 18 о С в течение 10 секунд и напряжении не менее 7,5 В. Определяется экспериментально и зависит от стандарта проведения измерений;
  • Полярность – конструктивное расположение клемм на крышке АКБ. Клеммы расположены ближе или дальше от большей стороны прямоугольника крышки. Если смотреть сверху от ближней стороны и плюсовая клемма расположена слева – полярность прямая;
  • Размеры. Необходимо прочно закрепить аккумулятор на штатной площадке, и в этом смысле важна ширина: она не должна превышать ширину площадки (имеющую, как правило, ограничительные буртики). В отношении длины и высоты АКБ почти всегда существует запас по посадочным размерам.

Перечень характеристик АКБ приведенным списком не ограничивается: существуют ещё такие показатели, как внутреннее сопротивление, электродвижущая сила, степень зарядки и другие, но они представляют интерес скорее для специалистов.

В чем разница?

Для того, чтобы ответить на вопрос, какой аккумулятор лучше, обслуживаемый или необслуживаемый, нужно четко понимать, что они собой представляют, чем схожи и чем различаются, ведь разница действительно есть.

Обслуживаемая АКБ получила свое название за необходимость постоянного контроля и коррекции своего состояния. Каждая из банок данного устройства имеет свою крышку, которую можно выкрутить, чтобы:

  • произвести визуальный осмотр свинцовых пластин;
  • проверить (и при наличии такой необходимости – изменить) уровень электролита, его плотность, цвет;
  • удостовериться в наличии кипения при заряде (внимание – это небезопасно!) и т. д.

С одной стороны, это очень удобно и полезно, с другой – создает дополнительные сложности, особенно для новичков, что нельзя сказать про необслуживаемые варианты – полностью герметичные конструкции, также состоящие из 6 банок с электролитом и пластинами только без пробок.

Читать еще:  Тест драйв BMW 5 серии – вся правда о качественном немце

Благодаря такому устройству подобные АКБ не позволяют электрохимической жидкости выбраться наружу при нагревании (закипании) в виде пара, который, не имея возможности выхода, вынужден оседать на стенках конденсатом и выпадать обратно, вниз.

Просто добавь воды: как оживить мёртвый аккумулятор

В свои права вступила зима, а значит, пора рассказать что-нибудь интересненькое и полезное про аккумуляторы – главные источники проблем автомобилиста в холодный сезон. Давайте проверим уровень электролита аккумуляторной батареи и при необходимости доведем его до нормы. Спойлер: если вы уверены, что ваш аккумулятор «необслуживаемый», то скорее всего, это не так. Оживить его всё равно можно.

Обслуживаемый или нет?

Э лектролит свинцовых батарей состоит из двух компонентов – серной кислоты и воды. В понижении уровня электролита виновата именно вода, которая со временем испаряется. В итоге часть пластин оказывается не погруженной в электролит, и аккумулятор теряет емкость. Если летом этот эффект можно не заметить безболезненно, зимой он наверняка подложит вам морозную утреннюю свинью…

У автовладельцев принято делить аккумуляторы на «обслуживаемые» и «необслуживаемые» по типу пробок на банках. Если пробки в наличии, и их можно открутить монеткой – значит, «обслуживаемый»: в нем нужно контролировать уровень электролита и доливать воду при необходимости. Если пробок нет – наоборот.

На деле «необслуживаемость» заключается в первую очередь в том, что аккумулятор изготовлен с добавками кальция в свинец электродов вместо старой доброй сурьмы, которая применялась десятки лет, – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования.

«Кальциевые» батареи обладают очень низкой интенсивностью электролиза воды, которая почти не испаряется из электролита в нормальных условиях эксплуатации. И поэтому в них часто отсутствуют пробки для контроля уровня электролита. Впрочем, надо понимать, что с появлением «кальциевых» батарей проблема выкипания электролита полностью не исчезла. Склонные к падению уровня электролита «сурьмяные» батареи до сих пор выпускаются и продаются, да и «кальциевая» запросто может потребовать контроля и доливки, если машина интенсивно ездит летом в городском цикле или, скажем, неисправен регулятор напряжения в генераторе.

Кальций может применяться только на отрицательных электродах батареи или на всех электродах. Аккумуляторы, у которых кальцием легированы все электроды, называют «кальций-кальциевыми» (Ca/Ca). Правда, плата за необслуживаемость уровня электролита – повышенная чувствительность к глубокому разряду. «Кальциевая» батарея, единожды посаженная «в ноль», как правило, не жилец…

Про воду

Часто даже в по-настоящему необслуживаемых батареях пробки всё-таки имеются, но они не отдельные, а закрепленные на общей пластмассовой пластине, которая сверху прикрыта фирменной наклейкой. На таких пробках нет явных признаков того, что их можно открыть. Но сделать это можно, и зачастую нужно. Поскольку уровень электролита может понизиться почти в любом типе аккумулятора.

Выровнять пониженный уровень электролита в аккумуляторе – несложно и недорого. Достаточно приобрести в автомагазине бутылку дистиллированной воды и долить ее посредством шприца или груши в каждую банку батареи, число которых у машины с 12-вольтовой бортсетью равно шести. Заглянув с фонариком в банки, можно увидеть пластмассовый язычок-«клювик», который является меткой уровня. Если его нет – вода доливается до полного покрытия пластин. После этого аккумулятор крайне желательно не грузить стартером, а подзарядить.

Процедура эта проста и доступна любому автовладельцу. Единственное «узкое место» в этой истории — покупка дистиллированной воды. Обычно фасованная в бутылки по 1,5 литра «дистиллировка» выпускается конторами типа «Рога и копыта», и найти в продаже воду производства известного бренда автомобильной химии не так-то просто. А ввиду невысокой розничной и еще более низкой закупочной цены дистиллированной воды у производителей имеется нешуточный соблазн максимально сократить издержки и начать разливать под видом дистиллировки для АКБ воду из под крана… Тем более, что обманутый покупатель вряд ли станет предъявлять претензии: аккумулятор от обычной воды, безусловно, умрет, но произойдет это не мгновенно.

Вот типичный отзыв о некачественной дистиллированной воде от одного из форумчан «Уазбуки»:

«У меня как-то в багажнике завалялась нераспечатанная бутылка такой воды. Провалялась, наверное, месяца четыре. И как-то вознамерился я ее долить в систему охлаждения. Вскрыл бутылку, а оттуда такой тухлятиной несет — хоть убегай. Из какого болота набрали её. »

TDS-метр

Проверить качество приобретенной дистиллированной воды можно разными методами. Самый правильный способ проверки из доступных в бытовых условиях – применение специализированного прибора, который называется TDS-метр. В китайских интернет-магазинах их полно, стоят они не слишком дорого, а точность вполне достаточна для наших нужд. Выглядит TDS-метр как карандаш с дисплеем и измеряет уровень общей минерализации (солесодержания) воды в единицах «ppm» — количестве частиц растворенных солей на миллион частиц водного раствора.

Измеряем воду из-под крана — 215 ppm. Измеряем дистиллированную воду из автомагазина – бутылка одного производителя показывает 8 ppm, второго – 7 ppm, а третьего, та, на которой написано «двойная очистка», — 0 ppm!

Последнему производителю, безусловно, респект! Продукт действительно высококачественный. Но и в случае, если ppm дистиллировки не равен нулю, волноваться не стоит. Небольшое число — в пределах допустимого. В конце концов, почти в любом советском учебнике по автомобильным эксплуатационным материалам в крайнем случае допускалось применение для электролита талой снеговой воды (не из городских сугробов, разумеется), ppm которой обычно составляет 10-20.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector