Как выставить уровень топлива в карбюраторе солекс? пошаговое руководство
На место карбюраторов давно пришли инжекторные системы. Но они до сих пор встречаются в авто, ездящих по дорогам России – в старых иномарках и ВАЗах, выпущенных 20 лет назад и более. До выпуска ВАЗ с инжекторными моторами, на ряде моделей ставили карбюратор Solex, и интерес к нему не иссякает.
Регулировка карбюратора Солекс, поставленного на двигатель, производится обычно на автосервисе. Но, при желании, можно отрегулировать устройство своими руками – настроить качество топливно-воздушной смеси (ТВС) и отрегулировать поплавковую камеру Solex. Солекс приготавливает ТВС и подает ее в автодвигатель в необходимом объеме.
Как устроен Солекс:
- Корпус состоит из диффузоров, двух камер, подогрева, системы холостого хода, насоса, эконостата и экономайзера.
- Крышка состоит из поплавков, заслонки, клапана и пускового устройства.
- Топливо, находящееся в поплавковой камере, попадает в дозатор, перемешивается с воздухом – полученная ТВС всасывается диффузорами.
- Посредством эконостата топливо подается при высоких нагрузках на мотор – при открытой заслонке. Это позволяет поддерживать постоянство пропорций ТВС.
- Благодаря системе холостого хода (СХХ), обеспечивается приготовление смеси, когда дроссельные заслонки закрыты. Отключение СХХ производится посредством экономайзера, когда мотор идет на высокие обороты, а когда их частота снижается, система снова включается.
В работе карбюратора Солекс задействуется одна камера диффузора или две – это зависит от режима функционирования автодвигателя.
Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 21073 Солекс
При возникновении неисправностей в работе двигателя автомобиля с карбюратором Солекс 21073-1107010: потеря мощности и приемистости, «провалы» и рывки при нажатии на педаль «газа», «перелив» имеет смысл проверить и в случае необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.
Необходимые инструменты и приспособления
— Крестовая среднеразмерная отвертка
— Шлицевая среднеразмерная отвертка
— Сверло диаметром 1 мм
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку
— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя автомобиля
Порядок проверки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 21073-1107010 Солекс
Для нормальной работы карбюратора 21073 необходимо определенное положение элементов его поплавковой камеры. Поэтому проверяем два параметра: первое — сам уровень топлива в поплавковой камере и второе – положение поплавков.
Проведем работу по проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере на примере только что снятого с двигателя 1,7 л автомобиля «Нива» 21213 карбюратора Солекс 21073-1107010 работа которого стала вызывать небольшие провалы при нажатии на педаль «газа». Карбюратор ни когда не подвергался самостоятельной регулировке, поэтому все размеры оригинальные (заводские).
— Запускаем двигатель автомобиля и даем ему поработать 3-5 минут
При этом поплавковая камера автоматически заполнится топливом до проверяемого рабочего уровня.
— Снимаем верхнюю часть (крышку) карбюратора
Отворачиваем пять винтов крепления крышки при помощи крестообразной отвертки.
— Замеряем расстояние от края поплавковой камеры до зеркала топлива
(измеряем уровень топлива)
Используем линейку. Расстояние от края поплавковой камеры до «зеркала» топлива, в случае если уровень топлива нормальный, должно составлять 25-26 мм. См. фото выше.
Если уровень топлива соответствует норме дальнейшие измерения можно не проводить. Но на всякий случай проверим положение поплавков, вдруг один из них задевает за стенки поплавковой камеры.
— Замеряем расстояние между выступами на нижней поверхности поплавков и картонной прокладкой крышки
Для этого переворачиваем крышку карбюратора поплавками вверх и ставим ее на горизонтальную поверхность. Просовываем сверло диаметром 2 мм между выступом на нижней части поплавка и картонной прокладкой (она должна быть плотно прижата к крышке). Сверло должно входить с легким защемлением. Проводим проверку для второго поплавка. При уровне топлива 25-26 мм расстояние между поплавками и прокладкой должно составлять 2 мм. Это взаимозависимые величины. Если расстояние больше или меньше, то при помощи шлицевой отвертки и пассатижей немного подгибаем верхний язычок на рычагах поплавков. Проводим проверку еще раз.
Измеряем зазор между прокладкой и поплавком при помощи сверла
На нашем тестируемом карбюраторе 21073 Солекс сверло 2 мм свободно прошло между прокладкой и краем поплавка. Если чуть ужать картонную прокладку, то с небольшим защемлением входит сверло диаметром 2,5 мм (еще раз повторюсь, что регулировка карбюратора не разу не проводилась и все его настройки и размеры «заводские»).
— Проверяем положение поплавков относительно стенок поплавковой камеры
Смотрим сверху на горизонтально установленную крышку карбюратора. Поплавки должны располагаться параллельно линиям оттиска на картонной прокладке крышки. Если нет, подгибаем рычаги поплавков.
Поплавки должны быть параллельны оттиску на картонной прокладке «крышки»
Ставим крышку вертикально. Смотрим на линию подштамповки на боковой части поплавка. Она должна быть параллельна плоскости крышки. Аналогично проверяем второй поплавок. При этом язычок на рычагах должен слегка утапливать шарик иглы запорного клапана. Если параллельности нет, подгибаем рычаги поплавков и (или) язычок.
Проверяем параллельность поплавков относительно плоскости «крышки»
— Регулируем полный ход поплавков
Ставим крышку горизонтально. Линейкой измеряем расстояние от нижних углов каждого из поплавков до плоскости картонной прокладки крышки. Запоминаем цифру.
Измерение расстояния до нижнего угла поплавков
Поднимаем поплавки вверх, имитируя их опускание на дно поплавковой камере при падении в ней уровня топлива. Измеряем линейкой расстояние от нижних углов поплавков до картонной прокладки. Оно должно составлять: первая запомненная цифра плюс 15 мм. Например, 3 мм плюс 15 мм равно 18 мм. Если расстояние не соответствует требуемому, то добиваемся его соответствия подгиная задний язычок на рычагах поплавков и проводя проверку заново.
Устанавливаем полный ход поплавков
Все, проверка и регулировка уровня в поплавковой камере карбюратора 21073-1107010 Солекс полностью проведена пора его устанавливать на двигатель и проверять исчез ли «провал» в работе двигателя при нажатии на педаль «газа».
Примечания и дополнения
— Если уровень топлива в поплавковой камере карбюратора выставлен верно, а проблемы в работе двигателя все равно имеются, необходимо проверить герметичность запорного клапана поплавковой камеры и наличие «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор.
TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте
Как выставить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Солекс (2108, 21081, 21083 и их модификации)
Неправильно выставленный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора может послужить причиной многих проблем в работе двигателя автомобиля.
Карбюраторы 2108, 21081, 21083 Солекс особенно требовательны к точности проведения этой настройки. При этом правильно выставить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Солекс несложно, при определенной сноровке на все про все уходит не более пяти минут.
Каких-либо хитрых инструментов, кроме линейки и тонкого сверла на 2 мм не потребуется.
Порядок установки уровня топлива в поплавковой камере карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
— Ставим автомобиль на ровную площадку
— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя
— Даем двигателю пять минут поработать на холостых оборотах
— Измеряем расстояние от верхнего края поплавковой камеры до поверхности бензина
Сделать это нужно как можно быстрее, так как бензин очень быстро испаряется.
Требуемое значение уровня топлива в карбюраторах Солекс, указываемое заводом изготовителем – 25 — 26 мм от верхнего края поплавковой камеры карбюратора до поверхности бензина.
Если замеренный уровень топлива отличается от требуемого, следует отрегулировать положение поплавков.
Измерение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
На изображении уровень топлива отмечен красной линией.
Регулировка положения поплавков
— Переворачиваем крышку карбюратора и ставим ее на ровную поверхность
— Замеряем расстояние от нижней части каждого из поплавков до картонной прокладки крышки
Замер можно провести круглым щупом, сверлом, отрезком проволоки нужного диаметра.
Установка правильного положения поплавков на карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс
Оно должно составлять 1-2 мм , что позволит добиться названных выше 25 — 26 мм. Если замеренное расстояние не соответствует требуемому, слегка подгибаем язычок на рычагах поплавков (тот, который касается шарика игольчатого клапана) или сами рычаги и проводим замер заново. На заводе для подобной установки поплавков используют специальный шаблон (его схема дана в другой статье по регулировке уровня топлива на нашем сайте).
Так же для установки этого расстояния между поплавками и картонной прокладкой можно использовать глубиномер штангенциркуля или линейку. Приложив их к поплавку, замеряем расстояние от самой верхней его точки до картонной прокладки. Должно быть 34 мм . Так же и для другого поплавка.
Установка высоты поплавков на карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс
Проверяем правильность выставленного уровня топлива
Ставим крышку карбюратора вертикально. При этом язычок на рычагах поплавков должен утапливать демпфирующий шарик на игольчатом клапане и быть приблизительно параллельным плоскости игольчатого клапана а линия подштамповки на поплавках параллельна поверхности крышки карбюратора. Если этого не происходит, проводим регулировку уровня топлива еще раз, более тщательно.
Проверка правильности положения поплавков на карбюраторе Солекс
Примечания и дополнения
— При проведении регулировки уровня топлива в поплавковой камере карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс следует проверить правильность положения поплавков в поплавковой камере. Для этого на снятой, перевернутой и установленной горизонтально крышке карбюратора добиваемся параллельности поплавков относительно оттиска на картонной прокладке крышки. Так мы предотвратим задевание поплавков за стенки поплавковой камеры.
Установка параллельности поплавков на карбюраторе Солекс
— Помимо этого стоит выставить величину свободного хода поплавков. На перевернутой крышке замеряем линейкой или штангенциркулем расстояние от картонной прокладки до нижнего угла каждого из поплавков.
Измерение расстояния до нижнего угла поплавков
Поднимаем поплавки максимально вверх и замеряем опять расстояние от нижнего угла поплавков до картонной прокладки. Должно прибавиться 15 мм . Это и есть свободный ход поплавков.
Установка полного хода поплавка на карбюраторе Солекс
Если он не соответствует требуемому, добиваемся искомой величины подгибанием заднего язычка на рычагах поплавков.
Карбюратор Солекс: настройка и регулировка
Перед началом работ по настройке, если необходима регулировка воздушной заслонки карбюратора, уровня топлива в камерах, выставление холостого хода и другие манипуляции, необходимо отдельно изучить схему устройства карбюраторной системы, место расположения жиклеров и других базовых элементов (эконостат, экономайзер, поплавок, первая и вторая камера, заслонки и т.д.) Также следует уделить внимание тому, как снимается крышка и разбирается карбюратор.
Рекомендуем также прочитать общую статью о том, какое устройство и принцип работы имеет карбюратор. Из этой статьи вы узнаете о главных составных элементах механического дозирующего устройства.
Начинать настройку необходимо с того, что в поплавковых камерах выставляется уровень топлива. Рекомендованным способом является выставление указанного уровня по тому положению, которое поплавки имеют по отношению к крышке карбюратора. Все манипуляции осуществляются путем использования отдельного шаблона. Отметим, что как показывает практика, данный метод никак нельзя считать оптимальным, так как при установке Солекс на автомобиль следует учесть, что бензонасос на одном конкретном ТС может отличаться от топливного насоса на другой машине. Также могут быть и другие отличия в системе питания. Результатом становится то, что давление на иглу карбюратора (запорный клапан карбюратора) тоже оказывается разное. Чаще всего после настройки по шаблону топливо попадает в карбюратор в большом избытке. Чтобы точно выставить уровень бензина в карбюраторе и регулировка поплавка карбюратора Солекс была успешной, необходимо выполнять описанные ниже действия.
- Обычно сразу после установки Солекса на разные ДВС с различным рабочим объемом даже без предварительных регулировок двигатель все равно должен запускаться. Мотор необходимо завести, после чего силовой агрегат должен работать около 10 минут. Во время работы на ХХ можно слегка нажимать на газ и повышать обороты, чтобы избежать того, что двигатель стреляет в карбюратор или в систему выхлопа.
- Затем силовую установку можно заглушить, после чего необходимо снять шланг для подачи топлива. Рекомендуется заготовить ветошь, чтобы удалить остатки бензина, который разбрызгивается после снятия указанного шланга. Шланг снимают для того, чтобы после снятия крышки карбюратора бензин, который находится в шланге под давлением, не проливался в камеру карбюратора. Другими словами, излишки топлива, попадающие в камеру, могут нарушить точность замеров.
- Теперь можно выкрутить винты крепления крышки карбюратора, затем нужно снять трос, управляющий «подсосом». Следующим шагом становится аккуратный подъем крышки карбюратора. Указанную крышку следует поднимать в строго горизонтальном положении, чтобы не причинить повреждений самим поплавкам.
- Далее следует приготовить линейку или штангенциркуль. Данными инструментами нужно произвести замер расстояния, которое получается от самого горючего в камере до прилегающей поверхности крышки карбюратора. Указанное расстояние от поверхности крышки до поверхности топлива должно быть около 2.5 см. Добавим, что промерять расстояние нужно в обеих камерах. Это расстояние может быть разным с учетом того, что коллектор не находится в строго горизонтальном положении. Исходя из разницы расстояний в обеих камерах выбирается усредненное значение. В том случае, если уровень горючего недостаточен или превысит необходимый показатель, тогда язычок поплавков необходимо очень деликатно подгибать для меньшего или большего наполнения. Затем излишки бензина нужно убрать из камер для более точного определения полученного после регулировок уровня при очередном замере. Карбюратор следует собрать, после чего запуск мотора повторяется.
- После того, как двигатель был заведен, необходимо подсветить камеры карбюратора контрольной лампой или фонарем, наблюдая за малыми диффузорами. За время от 30 секунд до 1 минуты горючее не должно капать с диффузоров. Если вы заметили даже небольшую каплю, тогда это говорит о том, что в камере имеет место перелив. Отметим, что газовать во время наблюдения за диффузорами нельзя, мотор должен работать только на холостых. Дело в том, что неожиданный прострел или чихание в карбюратор при подгазовках может привести к травме глаз.
Если капель топлива не было замечено, тогда остается повторно промерить уровень горючего в камере уже известным способом. В случае положительного результата эту часть настройки можно считать завершенной. Если же уровень снова отличается от нормы, тогда следует настраивать уровень повторно. Отметим, что настройка уровня на заглушенном двигателе при ручной подкачке не является правильной, так как после запуска ДВС карбюратор все равно будет переливать, особенно на моторах, где «обратка» была перекрыта.
Карбюратор Солекс: регулировка холостого хода
Следующим шагом после настройки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора является регулировка оборотов ХХ. Для настройки необходимо сначала прогреть мотор до выхода на рабочую температуру. После прогрева агрегат следует заглушить.
В самом начале необходимо найти винт качества топливно-воздушной смеси, который вращается при помощи плоской отвертки. Указанный винт находится в отверстии, которое выполнено в нижней части карбюратора.
- Винт качества нужно закрутить до упора. Заворачивание осуществляется по часовой стрелке, при этом усилия применять не нужно, так как можно повредить резьбу. После того, как винт уперся, следует отвернуть его назад от положения упора на 4-6 оборотов.
- Теперь двигатель следует завести, подсос должен быть убран. Затем следует выставить минимально допустимые обороты при помощи вращения винта количества. Такими минимальными оборотами можно считать показатель, когда двигатель работает стабильно и устойчиво. Также в штуцере вакуумного опережения разряжение должно быть минимальным. Достаточно простым способом для определение разряжения является перекрытие языком трубки, которая идет в так называемый вакуумный опередитель. Если обороты ХХ находятся в диапазоне от 600-1200, карбюратор в порядке.
- Далее винт качества нужно медленно закручивать до того момента, пока работа агрегата не начнет терять устойчивость. Как только двигатель начнет нестабильно работать, следует отвернуть винт обратно на один или полтора оборота, улавливая положение, когда мотор снова работает стабильно
- Снова возвращаемся к винту количества, которым обороты холостого хода следует выставить до отметки 800-950 об/мин. Выставляем винтом количества обороты ХХ около 850-900. Если при выставлении таких оборотов двигатель глохнет, тогда нужно выкручивать винт качества.
- Настройка винтов качества и количества производится до того момента, пока не удастся выставить нужные обороты ХХ, разрежение в трубке опередителя при этом будет минимальным, а сам ДВС будет способен работать стабильно.
Отметим, что в процессе настройки можно столкнуться с определенными сложностями. Например, работа двигателя может никак не меняться при попытках закрутить винт количества (в норме обороты должны падать, двигатель начинает работать неровно, затем глохнет по мере закручивания винта). Если этого не происходит, тогда в канал холостого хода происходит поступление большого количества топлива, которое не удается перекрыть винтом качества.
Возникает такая проблема по ряду причин. Прежде всего, может быть установлен большой жиклер холостого хода. Также следует обратить внимание на то, насколько плотно закручен электромагнитный клапан или заглушка. При неплотной посадке лишний бензин может подсасывать в обход жиклера холостого хода. Также не следует исключать и возможные неполадки с самим жиклером, а также с его посадочным местом. Чтобы точнее понять причину, понадобится на заведенном моторе, который работает на холостых, снять провод электромагнитного клапана. В этом случае после снятия агрегат должен быстро глохнуть. Если происходит именно так, тогда причиной, вероятнее всего, является большой жиклер холостого хода. Для решения потребуется установка жиклера меньшего размера.
Если же двигатель после снятия провода с клапана не глохнет, тогда эта проблема может возникать в результате перелива бензина в поплавковую камеру. Также возможно, что на работающем ДВС горючее идет в обход жиклера или даже всей системы холостого хода. Прежде всего, снова проверяем правильность выставленного уровня в поплавковой камере. Если с уровнем все в норме, тогда электромагнитный клапан/заглушку следует открутить, после чего нужно осмотреть жиклер и место его установки. Никаких дефектов быть не должно. Если таковые имеются, тогда может понадобиться замена крышки карбюратора. В том случае, если дефектов не обнаружено, тогда жиклер надевается на клапан, уплотнительное кольцо смазывается моторным маслом, после чего производится закручивание ключом без усилий.
Регулировка, настройка и чистка
Вносить изменения в калибровки карбюратора Солекс очень нежелательно, поскольку это очень точный и сбалансированный прибор с грамотно подобранными характеристиками.
Все регулировки носят эксплуатационный характер и редко меняются, однако их надо профилактически проверять и подстраивать при необходимости:
- Регулировка состава смеси холостого хода проводится с применением газоанализатора, поскольку карбюратор обладает большими возможностями по обеспечению минимальных выбросов CO и CH, сводится она к установке винтом «качества» допустимого уровня вредных газов при номинальной частоте холостого хода.
- Пусковое устройство регулируется изменением положения оболочки троса на кронштейне таким образом, чтобы заслонка была полностью открыта и закрыта в крайних положениях кнопки подсоса.
- Уровень топлива в поплавковой камере выставляется таким образом, чтобы при перевёрнутой и установленной горизонтально верхней части карбюратора зазор между поплавками и прокладкой составлял примерно 2 мм. После чего уровень можно проверить, наживив крышку, запустив двигатель, заглушив и сняв крышку, расстояние от бензина до фланца должно быть примерно 24 мм.
Более тонкие настройки доступны лишь квалифицированному специалисту, поскольку изменение одних из них ведёт к нарушению других, так можно быстро довести прибор до нерабочего состояния.
То же можно сказать про чистку карбюратора. Применение грубого металлического инструмента приведёт к изменению сечений каналов и жиклёров. Допускается только промывка деталей и каналов корпуса специальными аэрозольными очистителями карбюраторов после полной разборки.
Следует помнить, что в старых карбюраторах начинается образование окислов алюминия в каналах, очистить которые невозможно, поэтому рекомендуется раз в 5-7 лет заменять карбюратор новым, экономия топлива оправдает затраты.
Как проверить результат работ?
Без проверки, проведенной должным образом, если вдруг произойдет какая-то ошибка, все придется повторять заново – все операции. Поэтому, перед обратным монтажом, карбюраторная крышка ставится вертикально. Шарик должен утопиться язычком на поплавке, а черта подштамповки быть параллельно крышке. Если условия не соблюдены, придется повторить второй этап, так как выставить уровень топлива в карбюраторе Солекс требуется максимально точнее. А уже после произведенной проверки можно собрать узел, как он был, в его первоначальное положение.
Как подобрать жиклёры?
Подбор жиклёров для Солекс 21083 производится с учётом объёма мотора. Специалисты рекомендуют начинать подбор с топливного жиклёра для первой камеры. Выбрав нужный образец, подбираем к нему соответствующий воздушный аналог. А затем в таком же порядке выбираем жиклёры для второй камеры. Предварительно нужно поискать заводской карбюратор, рассчитанный на объём вашего двигателя, снять с него жиклёры и взять их в качестве точки отсчёта. Дальнейший подбор жиклёров производится по такому принципу. Если вам нужно немного обеднить смесь, выбирайте больший жиклёр на один шаг. Если хотите обогатить, меньший жиклёр.
Вместе с жиклёрами идут в сборе эмульсионные шланги. Эти трубки предназначены для регулировки состава топливной смеси в соответствии с оборотами двигателя. Существует три вида трубок: 23, ZC и ZD. Первые применяются для карбюраторов Солекс 21083, установленных на поперечных зубильных двигателях. Для первой камеры карбюраторов силовых агрегатов УЗАМ используются трубки ZD, а для вторых – ZC.