36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

Проверка геометрии кузова автомобиля. Измерение с помощью оборудования и визуальный осмотр.

С вопросом измерения геометрии кузова многие автолюбители сталкиваются в основном в двух случаях. Во-первых – это после ДТП, когда происходят повреждения различных кузовных деталей и есть подозрения на нарушение размеров конструкции в целом. Во-вторых – это во время покупки б/у автомобиля. Ведь зачастую те, кто приобретает машину, хочет получить максимальную информацию о ее состоянии, в том числе это касается и диагностики кузовной геометрии, которая напрямую влияет на безопасность вождения. Не проверив все эти параметры, вы можете потерять вложенные средства, да и сами вряд ли захотите рисковать седая за руль изначально не безопасного авто.

Что такое геометрия кузова и что нужно знать об ее основных параметрах?

Геометрия кузова – это точные значения размеров автомобиля, которые обеспечиваются высокотехнологичным оборудованием на производстве. Соблюдение этой размерной сетки обеспечивает высокую безопасность и надежность эксплуатации транспортного средства.

Наиболее важные значения, контроль которых нужно осуществлять в первую очередь это:

  • длина колесной базы.
  • ширина передней колеи.
  • ширина задней колеи.
  • длина лонжеронов и ширина между ними.

Почему эти параметры настолько важны? От их размеров напрямую зависит управляемость автомобиля и собственно безопасность людей внутри салона транспортного средства.

Давайте разберемся в этих параметрах более детально, чтобы вы имели общее понятие того, какие именно узлы затрагивает проверка геометрии кузова автомобиля. Итак, длина колесной базы – это расстояние от центра ступицы передней оси, до центра ступицы задней оси. Колесная колея – это расстояние между правым и левым колесом, которые располагаются на одной оси. Обычно берут замер от середины протекторной части колеса левой части до середины протекторной части колеса правой части. Также, стоит отметить, что лонжероны, являются одним из основных элементов кузовной конструкции, поскольку являются основой силового каркаса как моторной, так и багажной части автомобиля. К ним крепят мотор, коробку передач, пол, крылья и прочие элементы конструкции машины, поэтому соответствие размерных значений лонжеронов – это очень важный параметр.

Дополнительно проверяют размеры:

  • дверных проемов.
  • оконных проемов.
  • моторного отсека;
  • багажного отделения.
  • салона.

Если показатели этих размеров нарушены, то вы увидите неправильные зазоры, сложность открытия двери или багажника в таком случае изменения касаются в основном внешнего вида элементов кузова авто.

Определение

Что же представляет собой геометрия кузова автомобиля? Чем и где ее измерять? Геометрия кузова любого автомобиля определяется как совокупность расстояний между контрольными точками, которые установлены заводом изготовителем. Они предусматривают точное положение всех кузовных деталей относительно друг друга, что обеспечивает правильную работу узлов и механизмов, которые крепятся непосредственно к самому кузову. К этим расстояниям относятся диагональные размеры дверных проемов, подкапотного пространства и багажного отделения.

Наиболее важными являются расстояния между опорными точками, которые выполняют несущую роль для деталей ходовой системы. К ним относятся расстояния между лонжеронами, стаканами и прочими элементами кузова, на которых крепится ходовая часть.

В итоге от правильности геометрии кузова зависит колесная база автомобиля, ширина колеи и прочие параметры, влияющие не только на комфортабельность езды, но и на ее безопасность. Поэтому геометрии кузова следует уделять особое внимание. Но сначала следует разобраться, откуда появляется ее нарушение.

Правила измерения геометрии кузова автомобиля

  • Перед про­вер­кой гео­мет­рии авто­мо­биль дол­жен сто­ять ров­но. Колё­са долж­ны быть нака­че­ны с оди­на­ко­вым дав­ле­ни­ем. В кон­струк­ции неко­то­рых лине­ек при­сут­ству­ет уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линей­ки парал­лель­но плос­ко­сти маши­ны. Это быва­ет необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми для изме­ри­тель­ной линей­ки. Нуж­но учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремон­ту пока­за­ны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линей­ки (зна­че­ни­я­ми на шка­ле линей­ки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точ­ки к точ­ке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные значения.
  • Таким обра­зом, для пра­виль­но­го изме­ре­ния, линей­ка долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но кузо­ву, ина­че пока­за­ния будут некор­рект­ны­ми (опять же, если осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние с дан­ны­ми рас­сто­я­ний для её шка­лы). Для это­го ино­гда ука­за­те­ли линей­ки долж­ны быть выдви­ну­ты на раз­ную дли­ну. В этом слу­чае пока­за­ния на шка­ле линей­ки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­ни­ем и тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го заме­ра рулет­кой меж­ду ука­за­те­ля­ми. Когда ука­за­те­ли выдви­ну­ты на оди­на­ко­вую дли­ну, то зна­че­ние на шка­ле сов­па­да­ет с фактическим.
  • Изме­ре­ния дела­ют­ся по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузо­ва, таким как бол­ты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
  • Каж­дое изме­ре­ние долж­но про­ве­рять­ся с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
  • Луч­ше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так мож­но полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­ти­ну сме­ще­ния струк­тур­ных элементов.
  • В неко­то­рых слу­ча­ях изме­ре­ние и срав­не­ние дли­ны двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нуж­но исполь­зо­вать диа­го­наль­ные заме­ры в сово­куп­но­сти с заме­ра­ми длины.
  • При изме­ре­нии и ремон­те раз­ре­ша­ет­ся опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие про­из­во­ди­те­ли изго­тав­ли­ва­ют кузо­ва с нуле­вым допуском.
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния меж­ду отвер­сти­я­ми оди­на­ко­во­го диа­мет­ра дела­ют­ся от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние меж­ду креп­ле­ни­я­ми дела­ет­ся от цен­тра к цен­тру (к при­ме­ру, меж­ду цен­тра­ми голо­вок болтов).
  • Рас­сто­я­ние меж­ду отвер­сти­я­ми раз­но­го раз­ме­ра про­из­во­дит­ся дву­мя изме­ре­ни­я­ми. Пер­вый замер дела­ет­ся меж­ду внут­рен­ни­ми кра­я­ми отвер­стий, вто­рой дела­ет­ся меж­ду наруж­ны­ми кра­я­ми отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­е­ся зна­че­ния сум­ми­ру­ют­ся и сум­ма делит­ся на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние меж­ду цен­тра­ми отвер­стий раз­но­го размера.
Читать еще:  Как проверить датчик abs тестером? подробный способ

Проверяем кузовную геометрию самостоятельно

Как было сказано выше, в техническом сопровождении можно найти раздел, где указаны контрольные точки, изменение расстояний между которыми сигнализируют о нарушении необходимой формы. Сейчас автолюбителям еще легче, потому что схему расположения контрольных меток для любой модели авто можно отыскать в интернете, если «книжка» по каким-то причинам отсутствует.

В качестве измерительного приспособления используются:

  • специальная масштабная рейка;
  • штангенциркуль;
  • рулетка.

Измерение геометрии кузова

Измерения первыми двумя инструментами более точны. Однако они не всегда есть, поэтому чаще в домашних условиях применяют обыкновенную рулетку.

Дверные проемы и внутренние размеры салона, багажника и подкапотного пространства автомобиля обычно можно не замерять. Здесь деформация определяется путем визуального соответствия прилегания кузовных деталей.

Намного важнее в плане диагностики замеры расстояний между контрольными точками основания остова авто. Перед тем, как проверить геометрию кузова, автомобиль следует расположить над смотровой ямой, чтобы облегчить доступ к нужным точкам. При этом стоит учесть, что для замера некоторых контрольных расстояний придется снять кое-какие мешающие детали. Здесь важно замерить и оценить разницу:

  • межосевых расстояний с обеих сторон;
  • диагоналей между контрольными точками;
  • поперечных расстояний между колесами на одной оси.

Расхождения между полученными данными и теми размерами, что указаны в техническом сопровождении к авто, указывают как на наличие кузовных деформаций, так и на их степень. На основании результатов таких измерений можно делать вывод о необходимости ремонта кузова, а также о срочности такого мероприятия.

Часто подобные замеры практикуют при покупке подержанных автомобилей, чтобы оценить, были ли ранее серьезные повреждения. Если авто побывало в аварии, даже после ремонта обычно остаются несоответствия базовых размеров. Хотя, при этом, визуально несоответствия кузовных деталей не обнаруживаются.

Эксплуатация автомобиля с нарушенной геометрией: возможные последствия

Эксплуатировать машину со смещённым корпусом опасно! Касается это повреждения лонжеронов, балки, рам, подрамников. Кроме того, что это повышает ежедневный расход владения машиной, приводя к увеличению потребления горючего, ещё существенно влияет на безопасность.

Если по кузову есть недочеты, это приводит к неравномерному износу шин. Объясняется такая ситуация тем, что шасси крепится к интегрированному силовому каркасу. Корпус, таким образом, задаёт точность расположения узлов ходовой части машины. После серьёзной аварии точки отклоняются от стандарта, что не позволяет выставить правильные углы схода/развала.

Измерение днища кузова

При проверке состояния днища кузова автомобиля могут использоваться методы контрольных замеров по диагонали или методы скручивания или смещения по отношению к центральной линии.

При использовании второго метода на днище автомобиля подвешиваются несколько линеечек. Они должны быть закреплены в контрольные отверстия, расположенные вдоль «силовых элементов». Далее мы проверяем, чтобы они были полностью параллельны. В том случае если этот принцип нарушен, мы можем смело говорить о наличии скручивания.

Далее следует проверить совпадение центрирующих линеечек по совпадению центров. При отрицательной оценке становится понятно, что у днища есть смещение по отношению к центральной плоскости.

Также отдельного внимания заслуживает проверка самих контрольных отверстий – они не должны быть деформированы.

Проверяем геометрию кузова в автосервисе

Специализированные техцентры используют для обнаружения деформаций современное компьютерное оборудование. Автомобиль частично разбирают и помещают на специальный стенд. На контрольные точки крепят электронные датчики. Показания передаются на компьютер, который создает некую трехмерную модель ТС и сравнивает изначальные данные с информацией, полученной в ходе проверки.

Читать еще:  Список причин бедной смеси на инжекторе. что нужно проверить и как это сделать?

К преимуществам такого способа относят высокую точность измерений. Среди недостатков: временные и финансовые затраты. Проверка геометрии кузова на специальном стенде обойдется владельцу в несколько тысяч рублей. Тем не менее, эксперты рекомендуют владельцам проверять ТС подобным образом не реже 1 раза в 12 месяцев, аргументируя это тем, что причиной деформации кузова может стать не только ДТП, но и обычная езда по разбитым российским дорогам.

Методы проведения измерений:

  1. По контрольным точкам.
  2. Сравнительный.
  3. Трехмерный.

Для третьего метода требуются специализированные измерительные системы, поэтому рассматривать его подробно не будем. Отмечу лишь, что суть заключается в аппаратном определении трех «воображаемых» плоскостей: центральной, основной и нулевой. Далее система определяет расстояния от контрольных точек кузова до данных плоскостей в трехмерной системе координат, что позволяет выявить те или иные отклонения от эталона.

Первый и второй метод определения кузовных деформаций широко распространены, поэтому остановимся на них подробнее.

Используемые в работе инструменты:

  1. Специальная телескопическая линейка с регулируемыми по высоте указателями.
  2. Циркуль для сравнительного измерения.
  3. Обычная рулетка.

Линейку, кстати, можно изготовить самостоятельно. Подробнее читайте здесь.

Контрольные точки геометрии

В качестве данных отметок чаше всего используются технологические отверстия в кузовной структуре автотранспортного средства. Их роль также может быть сыграна какими-то стационарными соединениями. Например, допустимо проведение замеров между симметричными углами.

Данные по контрольным отметкам, а также расстоянию между ними можно найти в руководствах по ремонту, издаваемых автопроизводителями.

Дополнительно можно измерять места крепления элементов подвески, влияющих на развал-схождение, а также провести замеры положения колёс.

Правила проведения замеров

  • Машина должна стоять ровно. Давление в шинах — одинаковое.
  • Линейку располагаем параллельно кузову, указатели выдвинуты на одинаковое расстояние под 90% к инструменту.
  • Внимательно следите за тем, чтобы указатели плотно вставлялись в контрольные отверстия на одинаковую глубину.
  • Если вы хотите только сравнить одну сторону кузова с другой, то линейку не обязательно прикладывать параллельно плоскости машины. Таким же образом можно провести сравнение расстояния с противоположной стороной либо с аналогичными метками недеформированного авто такой же модели.
  • Не надавливайте на указатели во время работы. Они не должны гнуться, иначе нужные вам сведения могут исказиться.
  • Проводим измерения по болтам, разъёмам и отверстиями.
  • Каждое полученное значение проверяем двумя дополнительными контрольными отметками.
  • Предпочтителен расчёт длинных промежутков. В этом случае картина смещения структурных элементов будет наиболее достоверной.
  • Иногда измерение и сравнение длины противоположных сторон дает более качественное представление об имеющейся деформации, чем диагональные замеры. Поэтому для получения большей точности лучше использовать комбинацию этих методов.
  • Замер отрезка между отверстиями, которые обладают одинаковым диаметром, проводится от центра к центру, либо от края к краю. Если в качестве контрольных точек используются крепления (например, болты) — проводим замер от их середин.
  • Если отверстия разного размера, то делаем два обмера. Первый – между внутренними краями. Второй – между наружными краями. Затем суммируем оба значения и делим сумму на 2. В результате получаем расстояние между центрами.

Сравнительное измерение геометрии

Этот метод является самым быстрым. Предпочтительный инструмент — специальный циркуль (который похож на обычный, но гораздо большего размера). Имеет два указателя, соединенные друг с другом, без какой-либо шкалы.

Для проведения замера вам потребуется оба конца поместить в отверстия тех зон, чье расстояние между собой вы хотите узнать. Затем вы фиксируете «ножки» специальным фиксатором, который входит в конструкцию устройства. После этого вы переставляете его на точки, которые расположены с противоположной стороны с целью их сравнения.

В случае, к примеру, исследования подкапотного пространства, вы вставляете одну часть циркуля в одно из болтовых отверстий, которые расположены возле лобового стекла. Другая же прикладывается к любому месту, требующему сравнения с противоположной стороной. Затем вы фиксируете положение инструмента специальным механизмом и переставляете его на такие же участки, но уже с противоположной стороны. Таким способом вы сможете быстро провести проверку пары симметричных меток. Это позволит понять, под каким углом пошло смещение структурных частей.

Читать еще:  Что делать, если попал камень в лобовое стекло? список мер и советы

Инструмент удобен тем, что позволяет, не затратив много времени, исследовать две стороны авто и выявить несоответствия. Также с его помощью можно легко осуществить сравнительные замеры во время ремонтных работ. Он удобен еще и за счет того, что с ним возможно проведение сравнений самых труднодоступных мест.

Подводя итог, еще раз обращаю ваше внимание, что проводить измерение геометрии кузова нужно очень внимательно и вдумчиво. Обязательно следуйте вышеуказанным советам. Только в этом случае можно добиться действительно хорошего результата.


Что еще бывает при некачественно выполненном ремонте гееометрии кузова:

  • неравномерные зазоры кузовных панелей (капота, крыльев, бампера);
  • смещение задней балки в бок даже при условии, что автомобиль не тянет в сторону;
  • повреждение вентиляционных и сливных технологических отверстий, что может привести к быстрому гниению кузова;
  • протеки рамки лобового стекла и образование на нем трещин;
  • смещение креплений узлов и агрегатов приводит к их ускоренному износу (обрыв приводного ремня и ГРМ);
  • наличие незаводских сварочных швов.

Когда требуется исправление геометрии кузова

Необходимость восстановления кузова возникает не только после аварии или ДТП. Перекос нередко вызывается несоблюдением правил эксплуатации, ударом о бордюр, попаданием колес в яму на скорости, естественным старением узлов. Рекомендуется проверка геометрии кузова при появлении таких признаков, как:

  • неравномерный износ резины и деталей ходовой части;
  • увеличение тормозного пути;
  • ухудшение управления;
  • повреждение лонжеронов и силовых элементов кузова;
  • неустойчивость автомобиля на дороге, плохое вхождение в повороты и заносы на выходе.

Ошибки и некомпетентность при выравнивании могут привести к опасным последствиям. Поэтому важно, чтобы диагностика и устранение нарушений геометрии осуществлялись квалифицированными мастерами с использованием специализированного оборудования.

Пошаговая проверка геометрии кузова автомобиля

Геометрия кузова – правильное расположение контрольных точек на кузове вашей машины. Эти точки устанавливает изготовитель, между ними должны быть строго заданные расстояния.

Что, если проверка выявит проблемы? Машину может уводить при езде, безопасность падает. Главное – это признак ДТП или долгой эксплуатации.

Почему важно проверять геометрию кузова

Кузов способен деформироваться сам: тому виной кочки, лежачие полицейские, тяжёлые грузы. Проверить геометрию кузова рекомендуют раз в год. Если вовремя отследить неполадки, их легче будет исправить.

Если запустить ситуацию:

  • машина не будет держать дорогу;
  • двери, капот и багажник станут плохо закрываться.

При проблемах с геометрией невозможно правильно выставить сход-развал.

Признаки нарушения геометрии

Первые признаки проблем: при вывешивании двери заклинивает, на ухабах кузов играет и скрипит.

Хуже: двери не закрываются как следует, регулировка замков не помогает.

Плохо: на скорости машина рыскает, сход-развал в норме.

Самостоятельная проверка

Для самостоятельной проверки зазоров и расстояний потребуется таблица заводских показателей между контрольными точками.

  • Проемы дверей по диагонали и ширине;
  • Проемы ветрового и заднего стекол;
  • Расстояние между стаканами под капотом;
  • Расстояние между лонжеронами и их длина.

Основные расстояния, которые можно промерить самому без обращения в сервис.

Как проверить геометрию в сервисе

Самостоятельная проверка показала проблемы с расстояниями между контрольными точками или зазорами? Надо гнать машину в сервис-СТО. Там проверят специальным оборудованием.

На СТО есть лазерные системы измерений: они покажут, какие из точек ушли от заводских норм и насколько. Например, уход правого стакана вверх и влево или смещение одного из лонжеронов.

Пример работы такого устройства в видео.

Как можно восстановить геометрию авто

Самому восстанавливать геометрию без опыта работ нельзя. Только сделаете хуже. Надо оценить стоимость работ по восстановлению и насколько безопасной будет машина после ремонта.

Для работ есть два варианта:

  • Фирменные сервисы;
  • Гаражные мастера.

Если мастер с большим опытом и хорошим оборудованием – цена будет не ниже работ в сервисе.

Сервис со стапелем для вытягивания кузова обойдется недешево, но сделает машину близко к идеалу.

Если перед покупкой транспортного средства нарушений геометрии кузовных элементов выявлено не было, это не значит, что машина не побывала в серьезной аварии. Возможно, ее просто качественно отремонтировали.

Для качественной проверки пользуйтесь услугави профессиональный специалистов из Кузовного ремонта Питлайн в Симферополе.

Данный интернет-сайт не является публичной офертой и носит исключительно информационный характер. Для получения подробных сведений обращайтесь к менеджерам по указанным телефонам

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты