Как прочистить систему охлаждения двигателя? способы и советы
Причины и следствия попадания масла в систему охлаждения
Системы смазки и охлаждения являются важнейшими компонентами, напрямую влияющими на работоспособность двигателя. В исправном автомобиле, контуры, по которым циркулируют масло и антифриз, герметичны друг относительно друга и жидкости никак не должны взаимодействовать,а тем более смешиваться.
Если вдруг в расширительном бачке обнаруживается наличие масла, то необходимо срочно провести диагностику и выявитьпричину случившегося. Как правило смазка может попасть в контур системы охлаждения из двух неисправностей:
- Нарушение герметичности между головкой и блоком цилиндров из-за ослабления болтов крепления, нарушения целостности прокладки между ними, изменения плоскости головки или микротрещин в блоке цилиндров. Как правило, указанные неисправности возникают из-за перегрева двигателя.
- На дизелях — из-за нарушения герметичности в масляном охладителе.
В любом случае, при обнаружении признаков присутствия масла в охлаждающей жидкости, необходима грамотная диагностика автомобиля и ремонт. После того, как причина смешивания жидкостей найдена и устранена, надо удалить остатки масла из системы охлаждения.
Дело в том, агрессивная среда с повышенной кислотностью, возникающая при смешении антифриза и масла, будет ускоренно разъедать пластиковые и резиновые детали (патрубки, прокладки, сальники),а также способствовать образованию очагов коррозии и её развитию на металлических деталях. Также масло может собраться в сгустки и закупорить каналы в рубашке охлаждения блока цилиндров.
Просто слить загрязненную охлаждающую жидкость и залить новую, будет неэффективно, остатки масла могут остаться на внутренних поверхностях и вновь смешаться с антифризом. Что бы избежать возникновения таких проблем, охлаждающую систему двигателя необходимо промыть. Это можно сделать специальными химическими средствами в автосервисе или самостоятельно, или прибегнув к народным способам.
Очистка дистиллированной водой
Этот способ подходит для новых автомобилей, у которых нет явных визуальных признаков загрязнения. Для такой промывки нужна дистиллированная вода, которая исключит появление накипи в радиаторе. Очевидно, что водопроводная вода, с большим количеством солей и примесей, не подойдет (вспомните свой чайник после использования водопроводной воды). Чистая вода заливается в радиатор и автомобиль запускается на холостой ход. После 20 минут работы в таком режиме, вода сливается и заливается новая.
Чем можно и чем нужно промывать систему охлаждения
Вы можете попробовать 2 варианта:
- специальная химия;
- народные средства.
На СТО с этой целью используются специальные промывочные жидкости. Их свободно можно купить в любом магазине автохимии и автомобильных аксессуаров. Стоят они, относительно не дорого.
В качестве примера возьмем — Nowax Radiator Flush. Этот очиститель имеет ряд преимуществ:
- удаляет всевозможные отложения, препятствует образованию новых;
- защищает детали от коррозии и ржавчины;
- не содержит агрессивных для автомобильных деталей веществ;
- можно применять для очистки любых систем охлаждения и нагрева;
- доступная цена.
Его использование помогает восстановить циркуляцию тосола, препятствует перегреву двигателя, продлевает срок службы деталей.
Иногда, водители используют с этой целью, дистиллированную воду. Она хорошо удаляет микрочастицы мусора, но абсолютно неэффективна в отношении накипи.
В качестве народных средств, наиболее часто используют кока-колу или лимонную кислоту.
Как это сделать — техника выполнения по пунктам
В данной процедуре нет ничего сложного, она состоит из нескольких этапов.
- Прогрейте до рабочей температуры (90 С) двигатель, после отключите зажигание и дайте ему немного остыть.
- Затем, открутите крышку бака и слейте старую охлаждающую жидкость. Ни в коем случае не производите данных действий на горячий движок. Иначе антифриз может разбрызгаться, и вы получите ожоги.
- Изучите инструкции на упаковке с жидкостью для промывания, и внимательно следуя этим рекомендациям, залейте ее внутрь бака.
- Затем включите зажигание, пусть автомобиль поработает с залитым средством. Длительность данного этапа зависит от характеристик жидкости. Как правило, это время от 5 минут до получаса.
- После этого, двигатель отключается и остывает минут 5. Затем отработанная промывная жидкость сливается, а с помощью дистиллированной воды удаляются остатки загрязнений. При необходимости этот пункт можно повторить несколько раз.
- Затем заливается новый антифриз.
Особенности использования народных средств
Лимонная кислота эффективна для удаления накипи и ржавчины, поскольку создает кислую среду. Для промывки лимонкой при сильном загрязнении, вам понадобится на 10 л дистиллированной воды 1 кг лимонной кислоты.
После того, как вы залили раствор, осуществите на машине спокойную поездку длительностью в четверть часа на средних оборотах, без резких наборов скорости. Затем отключите зажигание, оставьте ее в таком состоянии еще минут на 40-45. После, хорошо промойте чистой водой 3-4 раза, влейте новый антифриз.
В состав Сoca-cola, также входят некоторые кислоты и другие компоненты, которые хорошо справляются со ржавчиной, а также другими загрязнениями. Перед использованием удалите из нее газ, поскольку его наличие может спровоцировать нежелательное расширение в рубашке.
Слейте антифриз, залейте напиток, включите двигатель, оставьте его работать пять минут. После отключите зажигание. Время экспозиции в состоянии покоя — полчаса. После слейте отработанную Кока-колу, хорошо промойте систему от ее остатков, так как частицы сахара, могут осесть на деталях.
Также с этой целью могут быть использованы молочная сыворотка (действует очень мягко, с ней необходимо отъездить несколько тысяч км), уксус (действие аналогично лимонной кислоте, 0.5 л на 10 л воды, заливается в прогретый до рабочего состояния движок и оставляется на ночь).
Народные средства — может это и хорошо. Но, мы рекомендуем специальные составы.
Что будет, если игнорировать процедуру?
Поначалу ничего. Но, со временем все ее детали выйдут из строя, рано или поздно случится перегрев двигателя, выход из строя других систем (автоматической коробки передач, кондиционера, печки в салоне, машинное масло придет в негодность). Объем повреждений и урона зависит от многих факторов, в любом случае это грозит серьезным ремонтом автомобиля, а самое главное – угрожает вашей безопасности на дороге.
Особенности промывки от ржавчины
Как уже говорилось выше, ржавчина образуется в системе охлаждения, в результате воздействия воды или продуктов разложения старого тосола. На большое количество ржавчины указывает темно-бурый или коричневый цвет охлаждающей жидкости.
Для ее удаления подойдут все вышеописанные методы. При сильном загрязнении лучше не экспериментировать, а обратиться в автосервис, поскольку использование агрессивных средств эффективно удалит ржавчину, но негативно скажется на состоянии пластиковых, а также резиновых деталей.
Особенности промывки от масла
Помимо стандартных загрязнений, накипи иногда в систему охлаждения попадает масло. Почему так происходит?
В полностью исправном автомобиле охлаждающий и смазочный контур полностью изолированы друг от друга.
Если вдруг в расширительном бачке образовалась маслянистая пленка или сгустки масла, автомобиль необходимо отправить на срочную диагностику. Дело в том, что при смешении масло с антифризом образуется очень агрессивная смесь, которая ускоряет процесс коррозии в несколько раз.
Произойти это может по двум причинам.
- Нарушение герметичности между головками и блоком цилиндров, в результате ослабления болтов и затяжек, а также потери эластичности резиновых прокладок. Часто такому состоянию способствует хронический перегрев движка.
- Нарушение герметичности между контурами смазки и охлаждения в дизельном двигателе.
В таком случае система охлаждения нуждается в срочной промывке. Для этого, можно использовать специальные и народные средства. Среди последних, можно выделить — жидкость для мыться посуды. Как правило, 0,5 л моющего средства растворяется в воде, затем заливается в бак. Двигатель прогревается в течение 15 минут, а затем остается с залитым раствором на всю ночь. После идет промывка чистой водой, заливка нового антифриза.
Промывание охладительного контура – обязательная процедура, которая поможет продлить срок службы мотора и других немало важных узлов.
Конечно, чем промывать систему охлаждения двигателя – это личное дело каждого. Но чтобы избежать неприятных последствий, лучше это делать с помощью специальной автохимии. Тоже можно сказать и про остальные части машины. За работоспособность, каждой из них, отвечают специальные средства.
Как очистить внутри
Для проверки загрязнения охлаждающей жидкости нужно осмотреть её в расширительном бачке под капотом. Но можно ничего не понять, ведь все загрязнения случаются внутри — в шлангах и соединениях. Поэтому рекомендуется сделать промывку. Делать рекомендуется раз в 5-7 лет при смене антифриза. Расскажем чем промыть и как сделать самостоятельно.
Для начала нужно слить весь антифриз из машины. Если жидкость чистая, то в промывке нет смысла – в нем нет накипи или ржавчины. Если есть легкие загрязнения, то используем дистиллированную воду. Она не даёт сильный эффект промывки, но от старых отложений внутри поможет. Для этого заливаем её в систему охлаждения, даём поработать двигатель от 10 до 30 минут, потом сливаем её и заливаем новый антифриз.
Если в старой охлаждающей жидкости видны загрязнения, куски ржавчины или цвет мутный, то можно использовать 2 способа.
Первый — народный способ очистки системы охлаждения от загрязнений в домашних условиях. Понадобиться пакетики с лимонной кислотой , которую можно купить в продуктовом магазине. Делаем раствор с дистиллированной водой и лимонной кислоты. Подойдет 1-2 пакетика. Слишком сильный раствор делать не рекомендуется — могут пострадать резиновые детали.
Второй способ — использование специальной автохимии. Например, существуют специальные пятиминутные промывки. Быстро и легко. Для этого в дистиллированную воду добавляют специальное средство. Старайтесь не злоупотреблять с его количеством и соблюдать указания на упаковке — при неправильной дозировке можно навредить.
Промывка системы охлаждения
Какую химию лучше выбрать? Когда загрязнения большие, то выбираем самое эффективное средство, которое быстро справиться со своей работой. Но это встречается редко. Как правило, старый антифриз имеет лишь мутный цвет и небольшие загрязнения. Тогда поможет «мягкая промывка». Она имеет нейтральный pH, а также совместима со многими антифризами или тосолами.
Заливаем её в бачок под капотом, ездим примерно 1500 км. За это время она отмоет почти 99 всех отложений в двигателе. Это самый надежный и лучший способ промывки.
Как часто необходимо выполнять промывку
Для начала разберёмся, как часто следует промывать систему охлаждения. Этот вопрос интересует многих. Здесь имеются три рекомендации.
- Систему охлаждения рекомендуется тщательно промывать в момент замены антифриза. Это обусловлено двумя нюансами. Во-первых, прекрасный момент для того чтобы провести чистку даже в целях профилактики. Во-вторых, замена технической жидкости предусматривает удаление остатков старой, так как разные антифризы лучше не смешивать во избежание нежелательных последствий.
- Вторая рекомендация: выполнять промывку раз в год. Опытные водители советуют делать это весной, когда зимние холода уже закончились, а летний зной ещё не наступил. Такие процедуры избавят от многих проблем, вызванных загрязнением труб, уменьшением их пропускной способности и теплоотдачи.
- И последнее, промывка при наступлении признаков, сигнализирующих о необходимости процедуры. Если у вас часто перегревается двигатель, проблемы в работе помпы, реакции на сигналы реостата замедленны, датчики показывают высокую температуру, а вентилятор почти всегда работает на полных оборотах, то обязательно следует промыть систему охлаждения, пока не произошли более серьёзные поломки.
Таким образом, промывать систему охлаждения следует раз в год в целях профилактики, в момент замены жидкости, чтобы избавить от остатков предыдущей и в случае перегрева мотора.
Когда необходимо промыть систему охлаждения
Это очень популярный вопрос, который интересует многих владельцев. Чтобы избежать засорений и поломок, стоит осуществлять промывку системы охлаждения как минимум раз в 2 года. Помимо этого, каждые 30 000 — 45 000 км следует менять жидкость, это поможет предотвратить отказ мотора.
Как прочистить систему охлаждения собственными усилиями? Для начала необходимо детально изучить механизм отвода тепла. Его наиболее уязвимым местом считаются патрубки; в случае образования закупорки они могут порваться, и появится течь. Поэтому чтобы их не повредить, нужно использовать только щадящие растворы.
Последствия загрязнения радиатора
Проверку технического состояния элементов охлаждения рекомендуется проводить раз в два года или после 70 — 80 тыс. км пробега. При этом нужно выполнить такие действия:
- почистить элементы системы от пыли и грязи;
- визуально осмотреть детали и патрубки узла на наличие механических повреждений;
- заменить жидкость в радиаторе;
- при необходимости, провести промывку.
Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины можно узнать в интернет-магазине или сервисном центре.
Несвоевременное проведение технических работ приводит к преждевременной поломке механизма охлаждения.
Образования ржавчины и накипи на сотах радиатора и каналах циркуляции воды приводит к следующим последствиям:
- перегрев и заклинивание силового агрегата;
- износ подогревателя ОЖ;
- выход из строя обогревателя салона транспортного средства;
- повреждение водяного насоса.
По этому, для бесперебойной эксплуатации автомобиля очень важно знать, чем прочистить систему охлаждения двигателя от ржавчины.
Способы промывки системы охлаждения двигателя от масла
Можно встретить много различных способов промывки системы охлаждения, начиная от простых, с использованием подручных домашних чистящих средств, и заканчивая использованием профессиональных специальных средств. Разберем 4 способа.
Промывка колой
Первый способ — народный, предполагает влитие рекламируемых прохладительных напитков в систему охлаждения двигателя.
Отечественные лимонады для этого не подойдут, не на столько ядрена у них формула свежести, а вот Фанта, Спрайт и Кока Кола вполне соперничают с профессиональными кислотными очистителями не только от масла, но и от накипи на посуде, стиральных машинах и чайниках. Проверено многими — налил, закипятил, слил, промыл под краном — все чисто. Все бы хорошо конечно, но вот только для автомобильной системы охлаждения, выпущенной в наше время такой способ не подойдет. Почему? Потому что трубки радиатора ныне делают даже не из чистого алюминия, а его сплава. Тонкостенные патрубки могут просто не выдержать такой «освежающей» кислой реакции и образовать дыры. Толи дело старые латунные или медные системы, этим такая сладкая водяная баня была бы только на пользу.
Промывка Fairy
Второй способ — так же относится к бытовому. Реклама Фейри, очищающего в холодной воде любые жиры, возымела свое действие.
Народ проверил на обычной сковородке после жирного изжаренного мяса, поставил ее на плиту, подогрел, налил Фейри и все. Жир тут же отошел, вспенился и легко смылся под проточной водой. Этот способ ближе для удаления масла их системы охлаждения двигателя. Налить, завести двигатель, разогреть жидкость практически до закипания и сливать. И так раз сто, пока пена этого чудо — средства не уберется из всей системы, с учетом того, что расширительный бачок вы снимите и вымоете сразу под проточной водой, если он разборный конечно.
Промывка специальными жидкостями
Третий способ — более цивилизованный. Обратиться к мастерам в СТО и попробовать промыть систему охлаждения двигателя от масла там. При чем советуем не идти к мастеру Дяде Ване, который по старинке предложит керосин или солярку. Средства отличные, только очень огнеопасные, а нагрев системы будет происходить практически под 90 градусов. Ну не будем о грустном и посоветуем обойтись более цивилизованными способами, через специальные промывки, созданные для системы охлаждения.
Реактивы в таких промывках вполне щадящие, так что вреда никаким деталям они не принесут. Выбирать лучше из проверенных брендов: Ликви Моли, Хай Гир или Винс. Отечественные аналоги не распространены и поэтому мало опробованы. После покупки, средство можно использовать самому или же захватить с собой в СТО. Кстати, там тоже есть отдельный нюанс. Даже после мытья всей системы сильными профессиональными средствами, масляная пленка в расширительном бочке может оставаться еще долгое время. Почему? Потому что, всю систему полностью можно вымыть от масла только с распайкой радиатора. В лучшем случае химия оставит масляные пятна, которые со временем уберутся, в худшем закоксует грязью патрубки и радиаторные трубки, что приведет либо к
ремонту агрегата, либо к его полной замене. Как показывает практика, при сильных загрязнениях системы охлаждения двигателя, стоит подготовиться к покупке новых запчастей.
Промывка водой
Четвертый способ — рассчитан на малое загрязнение системы охлаждения двигателя маслом.
Многократный залив обычной чистой воды, с последующим разогревом до 90 градусов путем педальки газа, способен аккуратно выдавить все масло наружу. Примерно на 6 раз владелец получит вполне сносную воду из системы охлаждения, возможно с минимальными остатками масла, которые уже не навредят.
Как промыть систему охлаждения двигателя
Процесс промывки системы охлаждения достаточно простой, и он состоит из следующих этапов:
- Двигатель автомобиля немного прогревается, после чего выключается и требуется подождать некоторое время, пока он чуть остынет;
- Далее откручивается пробка, из мотора сливается старая охлаждающая жидкость. Внимание: Не сливайте охлаждающую жидкость на горячем двигателе – это чревато ожогами и разбрызгиваем антифриза под давлением;
После этого требуется залить средство для очистки системы охлаждения. Некоторые из них необходимо разбавлять с дистиллированной водой. Если вы используете для промывки лимонную кислоту или кока-колу, конкретные рекомендации по использованию данных жидкостей для промывки двигателя будут даны ниже. В случае, когда применяются специализированные средства, необходимо следовать инструкциям на упаковке;
Тщательная промывка системы охлаждения необходима, чтобы вывести образовавшиеся осадки, грязь, коррозийные элементы и вредные примеси, которые могут привести к нарушению стабильности работы системы. Настоятельно рекомендуем после промывки системы охлаждения заливать новый антифриз, поскольку в старой жидкости, даже если машина проехала на ней не так много километров, имеются частицы загрязнений.
Промывка системы охлаждения и двигателя от ржавчины, накипи и других отложений
Перед тем, как ответить на вопрос, чем и как убрать ржавчину с двигателя и системы охлаждения, необходимо оценить актуальное состояние системы. Достаточно открутить крышку расширительного бачка или пробку радиатора (при наличии) и оценить состояние антифриза. Наличие хлопьев, помутнения, изменение цвета, явные примеси и другие отклонения от нормы позволяют оценить степень загрязненности.
Начнем с того, что если охлаждающая жидкость почернела или имеет темно-коричневый цвет, это указывает на наличие большого количества ржавчины и отложений в системе. В этом случае необходима глубокая внутренняя очистка, которая заключается в удалении из рубашки охлаждения двигателя, основного радиатора и радиатора отопителя, а также из каналов и с поверхности деталей внутри системы охлаждения ржавчины, остатков разложения антифриза, продуктов износа резиновых элементов, накипи и т.д. В том случае, если в систему заливалась обычная проточная вода или такая вода активно доливалась в антифриз, тогда следует быть готовым к более серьезной промывке по сравнению с той ситуацией, когда относительно чистая система с нормальным по виду антифризом промывается перед плановой регулярной заменой ОЖ. Давайте рассмотрим доступные способы промывки.
В списке решений, которые позволяют промыть систему охлаждения, находятся:
- дистиллированная вода;
- дистиллированная вода с добавленной кислотой;
- готовая жидкость для промывки системы охлаждения двигателя;
Некоторые могут возразить, что для промывки можно использовать и обычную воду, а не дистиллированную. Это правда, но с учетом того, что вся жидкость из системы полностью не сливается, такой способ не рекомендуется, так как после заливки свежего антифриза процесс образования накипи все равно будет присутствовать в большей или меньшей степени.
- После окончания процесса слива старой ОЖ из системы можно заливать дистиллят для промывки. Затем двигатель запускается, мотор работает 15-20 минут на холостых оборотах после выхода на рабочую температуру.
Также стоит отметить, что многие автолюбители используют лимонную кислоту. Что касается пропорций, с кислотой нужно быть осторожным. Общего количества кислот должно быть около 100-150 мл. на 4-5 литров воды. Большее содержание в растворе приведет в негодность пластиковые и резиновые элементы системы охлаждения двигателя. Для эффективного удаления накипи, ржавчины и других отложений раствор должен находиться в системе около 7, 8 или даже 10 часов. В течение этого времени необходимо несколько раз прогревать двигатель до выхода на рабочие температуры. Затем раствор сливается, после чего система еще раз промывается дистиллированной водой.
Теперь перейдем к наиболее дорогому и самому эффективному способу промывки — использование специальных очистителей системы охлаждения. Относительная дороговизна подобных средств окупается конечным результатом. Составы хорошо чистят не только накипь и ржавчину, но и удаляют жиры, а также органические отложения. Другими словами, действие спецсредства рассчитано на максимально широкий спектр возможных загрязнений. Промывки для системы охлаждения бывают разными: кислотными, основанными на щелочных растворах, двухкомпонентными или нейтральными. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.
Двухкомпонентные решения являются готовой комбинацией описанных выше составов, которые во время промывки заливаются в систему последовательно. Что касается нейтральных промывок и очистителей системы охлаждения, такие средства не содержат агрессивных компонентов. По этой причине риск повреждений резиновых и пластиковых деталей практически отсутствует, но и эффект от промывки уступает другим решениям. На практике, такие средства не годятся для промывки изначально загрязненных систем. Нейтральные промывки оптимально использовать для профилактики перед плановой заменой антифриза или тосола, а также в тех случаях, когда существует реальная возможность вывести из строя систему охлаждения более агрессивными составами на конкретных моделях авто. Это зависит от особенностей материалов, которые использованы для изготовления составных элементов самой системы.
Советы и рекомендации
Чтобы не допустить проблем в работе СО, учтите следующие нюансы:
- Для промывки нельзя использовать воду из-под крана.
- Для создания раствора допускается только применение дистиллята.
- Заливайте в охладительную систему исключительно качественный расходный материал, не экономьте на покупке антифриза.
- Периодически выполняйте визуальную диагностику хладагента на предмет наличия в нем отложений, грязи и накипи, а также следов ржавчины.
- Меняйте жидкость в системе не реже чем каждые 3 года либо после 40-80 тысяч км пробега.
- При замене расходного материала выполняйте очистку СО.