Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно тормозить на светофоре на механике? советы от инструкторов автошколы

Как научиться правильно трогаться и тормозить на светофоре

Опытный водитель всегда знает, как правильно останавливаться на светофоре, чтобы не создавать аварийную ситуацию и не нарушать ПДД. Новички же нередко допускают грубые ошибки. Из-за запоздавшей реакции или неправильно выбранной техники есть риск столкновения с другим транспортным средством и даже вероятен наезд на пешехода. Специфика торможения зависит от типа коробки передач — на автомобилях с МКПП останавливаться на светофоре объективно сложнее.

Основные режимы

Любой режим в АКПП помечен буквенным обозначением на рычаге переключения скоростей.

Нейтральная передача (N). Езда на «нейтралке» строго ограничена – ее допускается использовать разве что во время буксировки или для перемещения машины на небольшое расстояние в пределах автосервиса. Причем двигатель должен быть обязательно включен, потому что именно от него АКПП получает положенную ей порцию масла. Некоторые водители, пересевшие с моделей на «механике», по привычке ставят АКПП в режим N на время коротких остановок, светофоре и в пробках. Также они полагают, что движение накатом на нейтрали помогает экономить топливо. Это абсолютно не так – было проведено немало экспериментов, опровергших данный тезис. Вдобавок после спуска водителю все равно приходится переходить на основной режим D, что провоцирует дополнительную нагрузку на «автомат».

Вообще, производителями автомобилей закладывают режим N определенное количество включений-выключений, и если превысить этот лимит, постепенно начинают выходить из строя отдельные узлы коробки. Конечно, агрегат не «посыплется», но совокупность мелких и средних ремонтов влетит в копеечку.

Основной режим (D). Вождение на автомате осуществляется именно на нем. Скорости переключаются автоматически, здесь все понятно.

Задний ход (R) допускается активировать только после полной остановки автомобиля. Как и в случае с МКПП, включать данный режим во время движения вперед строго запрещено – иначе может выйти из строя не только сама коробка, но и отдельные элементы двигателя с трансмиссией.

Только первая передача (L). Режим, используемый для движения по плохой дороге или бездорожью. Причем, если машина едет со скоростью более 15 км/ч, переключаться на L недопустимо.

Только первые 2 передачи (2). Используется при скоростном режиме до 80 км/ч для буксировки другого автомобиля или езды по горной извилистой трассе.

Режим парковки (Р) блокирует ведущие колеса, поэтому применяется при длительных остановках или когда шофер покидает машину. Чтобы деактивировать этот режим на ровной дороге, нужно нажать на педаль тормоза и передвинуть рычаг АКПП. Если машина стоит под уклоном, задействуется ручной тормоз. Для включения режима удерживается педаль тормоза, затягивается ручник, отпускается педаль тормоза и активируется «Р». Снятие происходит путем передвижения рычага в режим движения, удерживания тормозной педали и отпускания ручника.

Как комфортно тормозить

Например, впереди загорается красный свет светофора, значит, есть время и расстояние, чтобы оттормозиться аккуратно и плавно:

  1. Выжимаем педаль.
  2. Отпускаем ее.
  3. На небольшой скорости буквально «дотягиваем» до места остановки.

Некоторые водители не тормозят заранее, чтобы еще проехаться на нормальной скорости, а агрессивно жмут на педаль недалеко от стоп-линии. Машина останавливается буквально «как вкопанная», при этом пассажирам испытывают ощутимый дискомфорт.

В автошколе Авто-Дор обучают учеников первому варианту торможения. Так как при этом водитель успеет совершить дополнительные маневры или же среагировать на резко изменившуюся ситуацию. Во втором же случае водитель просто не успевает затормозить вовремя и может попасть в ДТП.

Не стоит забывать и о длине тормозного пути. Проверьте самостоятельно, сколько нужно вашему автомобилю метров, чтобы полностью остановиться. Протестируйте в разных погодных условиях и на разных дорогах.

Навыки торможения и коробка передач

Водителям на автоматической КПП намного легче: можно не задумываться о передачах и сцеплении, а просто работать педалью тормоза. Тем же, кто за рулем машины на механике, тому на порядок сложнее научиться эффективно тормозить и не заглохнуть в процессе. Стоит попрактиковаться на автодроме или пустой улице.

Опытные водители на автоматике выбирают подходящие режимы езды, переключаясь с Drive на S или L, устанавливая всяческие ограничения по передачам. Но новичкам можно ограничиться основным режимом и пока не вникать в подобные тонкости.

Как правильно тормозить двигателем

Вот несколько советов от инструкторов автошколы Авто-Дор как тормозить движком:

  1. Подъезжая к перекрестку, заранее отпускаем педаль газа. Если нужно, переходим на более низкую передачу.
  2. Можем немного притормаживать, но, если правильно выбрать дистанцию, этого может и не понадобиться.
  3. Не забываем удерживать педаль тормоза, стоя перед перекрестком, ожидая сигнал светофора.
  4. На спуске или подъеме, чтобы не утомлять ногу, можно затянуть ручник. Учеников в автошколах учат трогаться на подъеме именно с ним.
  5. На затяжных спусках водитель может смело переключать передачи на более низкие, заставляя машину притормаживать двигателем. Только надо помнить: переключаем на «понижение» без перескакиваний, строго на следующую низшую: 6-5-4-3-2-1.

Кстати, если отказали тормоза, торможение мотором – единственный спасительный выход.

Как правильно тормозить в повороте

Большинство специалистов настаивают на том, что, поворачивая, замедлять скорость очень опасно, так как это грозит заносом автомобиля на другие полосы, сваливанием в кювет или вылетом на встречку. Но иногда тормозить необходимо: если «влетели» в поворот на скорости выше необходимой. Продолжая двигаться с той же скоростью, можно легко вылететь из поворота.

Во время «поворотного» маневра колеса стоят специфически и частично разгружены, поэтому схватываются дисками мгновенно. Блокировка передних колес приводит к нереагированию на управление рулем и путь машины автоматически выпрямляется. Задние же колоса блокируются с последующим заносом и разворотом авто. Если блокируются сразу все колеса, то из поворота можно и вовсе не выйти.

Что же делать? Как правильно тормозить?

Стоит забыть о резком нажатии на тормоз. В повороте тормозить надо дозировано и аккуратно, не допуская блокировки колес.

Конечно, современные системы безопасности помогут и тормозить, и управлять замедляющейся машиной, но ничто не заменит работу водителя. Только понимание, как правильно тормозить при различных дорожных обстоятельствах, а также неоднократно отработанные умения дадут реальный и максимально безопасный результат.

Как правильно тормозить при повороте

В зависимости от того, насколько крутой поворот предстоит сделать. Но понятно, что чем круче поворот, тем скорость должна быть меньше. Технология все та же – снижать желательно скорость заранее. Тормозить надо так же, как и в предыдущем случае. Можно на скорости проходить поворот, главное следить за тем, чтобы машина не вылетала с траектории, если вылетает, значит чуть можно притормозить, можно рулем сильнее повернуть. В общем надо координировать движения руля с педалью тормоза.

Главное, опять же, не делать резких движений, потому что, когда машина на большой скорости едет по дуге, то наружные колеса больше загружены, а внутренние – меньше. Поэтому если резко затормозить, то машина быстрее уйдет в занос, но, если слегка притормозить, плавно нажав на тормоз, и все будет хорошо.

Как видите, ничего сложного здесь нет, тем более, что речь идет о тех машинах, в которых нет дополнительных систем безопасности и помощников для водителя. Но даже если ездить на старых ВАЗах или Москвичах, то при разумном использовании педали тормоза не будет никаких заносов и прочих неприятностей. Даже если резко впереди появится препятствие, достаточно оценить ситуацию быстро, начать постепенно торможение, потом все сильнее и сильнее, если вдруг увидите, что столкновение неизбежно, тогда с помощью руля просто уйти с небезопасной траектории.

Читать еще:  Как запрессовать сайлентблок в рычаг?

Если речь идет о современных автомобилях, у которых АБС и система курсовой устойчивости, то вообще думать о правильном торможении не надо, система умная и подумает за вас, она может на конкретном колесе делать конкретное усилие. Кстати, система АБС это не так просто, как кажется, если на скользкой дороге резко начать тормозить, то система не даст заблокировать колеса, поэтому управляемость останется, но затормозить не удастся, придется поворачивать. Или же тормозить плавно, фишка системы АБС в том, что колеса на скользкой дороге не заблокируются при резком нажатии на педаль тормоза.

В общем, вывод из всей этой истории один – все движения делать плавно, как рулем, так и педалями. Даже если вы не заметите кого-то и начнете плавно перестраиваться, тот водитель, которого вы не заметили – заметит вас и притормозит или посигналит. А вот если перестраиваться резко, то тогда меньше шансов, что другой водитель сможет правильно отреагировать. Так же и с тормозами, если нажать резко, то машину может занести, она потеряет управление и тогда могут наступить не очень приятные последствия. А если нажимать на педаль плавно, то колеса не заблокируются и все будет хорошо.

А далее видео, в котором инструктор автошколы рассказывает, как надо правильно тормозить:

Перед тем как отправиться в путь

Наконец-то ваши мучения закончились, и вы стали обладателем заветных «корочек». Формально вы теперь – полноправный участник дорожного движения. Но помните о том, что вы начинаете делать только первые шаги, а они не должны быть торопливыми. Умерьте гордыню и наклейте на заднее стекло авто треугольник с восклицательным знаком. В этом нет ничего зазорного, пусть окружающие водители знают, что за рулём – новичок.

Прежде чем тронуться с места, потратьте одну-две минуты на подготовку к поездке. Нередко это помогает избежать серьёзных неприятностей. Обратите внимание на следующее:

  1. Проверьте наличие необходимых документов (водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, страховку). Не оставляйте документы в машине – они могут стать добычей угонщиков или взломщиков, что облегчит им осуществление криминальных замыслов, а вам осложнит взаимоотношения со страховой компанией.
  2. Произведите внешний осмотр авто, даже если вы оставили его ненадолго у торгового центра. Если вы не заметите спущенное колесо и проедете хотя бы несколько метров, резину можно выбрасывать. Хорошо ещё, если в машине есть запаска, вы знаете, как её установить, и на вас не белый фрак, а джинсы, которые не жалко испачкать. А вот девушке придётся, скорее всего, вызывать эвакуатор. Может быть и другой сюжет: вас кто-то слегка стукнул и скрылся, а вы сразу не заметили вмятину или царапинку и уехали, не оформив протокол. Для страховщиков это будет поводом отказать вам в выплате.
  3. Заранее прикиньте маршрут, посмотрите его на карте, по возможности запомните. Не полагайтесь полностью на навигатор. Во-первых, он отвлекает от дороги. Во-вторых, схема дорожного движения регулярно обновляется, и ваш электронный друг может запросто направить вас под «кирпич», сам того не желая.
  4. Не забудьте пристегнуть себя и пассажира. Дело не столько в штрафе, сколько в безопасности. Помните: пассажир вам доверил свою жизнь и здоровье. Отнеситесь к этому со всей ответственностью.
  5. Если вы любитель поболтать по телефону или покурить, не делайте это во время движения. Это действительно отвлекает от дороги, и вам может не хватить доли секунды, чтобы избежать беды. Музыку тоже пока не «врубайте». Потерпите некоторое время. Всему своё время.

Как трогаться на подъеме

Для начинающих водителей механическая коробка доставляет не мало трудностей в городском потоке. Одной из главных проблем – процесс начала движения в горку, тем более, если стоите на светофоре. Педали три, а ноги две. Отпуская педаль тормоза, машина может скатиться на бибикающего сзади.

Давайте рассмотрим, как можно начать движение в горку, используя только коробку передач, не перенося ногу на акселератор:

  1. Одна нога на сцеплении, вторая на тормозе. Включаем первую передачу
  2. Держим тормоз, чтобы машина не укатилась
  3. Плавно поднимаем ногу до того момента, как произойдет сцепление коробки и двигателя. Это как трогаться с места. Почувствуется легкая дрожь на руле или рычаге КПП, обороты двигателя понизятся, он станет работать «натужно», звук измениться. Останавливаем ногу в этом положении. Если сейчас отпустить тормоза, то машина не покатится, ее будет держать коробка
  4. В этом момент переносим ногу на педаль газа, слегка нажимаем ее, чтобы добавить топлива и приподнять обороты, смотрим на тахометр. Оставляем ногу на прижатой газульке
  5. В этот момент плавно отпускаем педаль сцепления, и машина начнет движение. Если она попытается заглохнуть или начнет дергаться, нужно чуть-чуть добавить газа. Если сильно нажать, обороты двигателя поднимутся до больших значений, и вы в салоне почувствуете запах тухлых яиц. Это будут не ваши, это горит сцепление.

Чтобы не спалить диск сцепления нужно все делать плавно, не задирать обороты, потому что, в момент, когда вы держите машину на спуске при помощи двигателя и коробки передач, диск сцепления полностью не прижат к ведущей шестерни. Вы наваливаете оборотов, эта шестерня крутиться с сумасшедшей скоростью, плотного контакта диска с ней нет.

Из-за высоко трения, в результате не полного прилегания, возрастает температура. Диск стирается, его срок эксплуатации резко снижается. Это и называется «Спалить сцепление». Потом различные проблемы и дорогостоящая замена.

Что значит тормозить двигателем

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Под торможением двигателем понимают экстренный способ уменьшения скорости транспортного средства путем увеличения сопротивления двигателя инерционной энергии движения автомобиля через систему трансмиссии. Технически это достигается при значительном уменьшении подачи топлива (уровня нажатия педали акселератора) в двигатель при включенном сцеплении во время движения. При этом крутящий момент двигателя уменьшается. В некоторый момент крутящий момент инерционного движения автомобиля, передаваемый через трансмиссию от колес, начинает превышать силовой момент двигателя, и двигатель начинает подтормаживать автомобиль.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>

Физически сила торможения определяется степенью компрессии поршневой группы двигателя. Автолюбители знают насколько трудно провернуть коленвал силового агрегата при выключенном зажигании. В дизельном двигателе, где степень компрессии выше, чем в бензиновых, это сделать значительно сложнее. Поэтому эффективность такого способа снижения скорости в автомобилях, оснащенных дизельным силовым агрегатом, выше, и это следует учитывать в процессе управления машиной.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Видео — что значит торможение двигателем:

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Эффективность торможения также зависит от динамических характеристик и, прежде всего, от действующей передачи трансмиссии. На низких передачах динамика движения в зависимости от положения педали акселератора (приемистость) более высокая, поэтому торможение двигателем более эффективно. Большинство автолюбителей используют такой вариант снижения скорости при подъезде к перекресткам, особенно, если до включения разрешающего сигнала остается малое время. Это освобождает от лишних манипуляций с переключением рычага механической коробки передач.

p, blockquote 11,0,1,0,0 —>

Движение на нейтральной передаче

Stas330

Шкодовод
  • 09-06-2020
  • #1
  • Nikonist

    Профессиональный советчик
    • 09-06-2020
  • #2
  • Все о режиме ЭКО

    PavelRM

    Профессиональный советчик
    • 09-06-2020
  • #3
  • Stas330

    Шкодовод
    • 10-06-2020
  • #4
  • Все о режиме ЭКО

    Ответ модератора этой темы.

    Нашёл интересную статью. Всему ли в ней можно верить?

    Читать еще:  Как выправить вмятину на крыле? 3 способа

    Назначение нейтрали в автоматической КПП

    На нейтральной передаче вращательный момент на коробку передач не передается, соответственно, колеса не вращаются, машина стоит. Это справедливо как для механической, так и для автоматической КПП. В случае механической трансмиссии нейтральная передача используется регулярно, ее часто включают на светофорах, при кратковременных остановках, а также во время движения по накату. Когда включена нейтралка на механической КПП, водитель может убрать ногу с педали сцепления.

    Пересаживаясь с механики на автомат, многие продолжают использовать нейтраль аналогичным образом. Однако принцип работы коробки-автомата совсем иной, здесь нет сцепления, и режим нейтральной передачи имеет весьма ограниченное применение.

    Если селектор поставить в положение «N», гидротрансформатор будет по-прежнему вращаться, но фрикционные диски окажутся разомкнутыми, а связь между двигателем и колесами будет отсутствовать. Так как в этом режиме выходной вал и колеса не заблокированы, то машина способна двигаться и ее можно отбуксировать или закатить на платформу эвакуатора. Еще можно вручную раскачать застрявшую в снегу или грязи машину. Этим и ограничивается назначение нейтральной передачи в АКПП. Использовать ее в каких-то других ситуациях нет необходимости.

    Нейтраль в пробке и на светофоре

    Переводить ли рычаг в позицию «N» на светофоре и при движении в пробке? Одни делают это по привычке, другие таким образом дают отдохнуть ноге, которая вынуждена подолгу удерживать педаль тормоза, третьи подъезжают к светофору накатом, надеясь сэкономить топливо.

    Практического смысла во всем этом нет. Когда вы стоите на светофоре, а переключатель находится в положении «D», масляный насос создает стабильное давление в гидравлическом блоке, открыт клапан, обеспечивающий прижим фрикционных дисков первой передачи. Машина поедет, едва вы отпустите педаль тормоза. Никакой пробуксовки фрикционов при этом не будет. Для коробки-автомата это штатный режим работы.

    Если же вы то и дело переходите с «D» на «N» и обратно, то каждый раз открываются и закрываются клапаны, сжимаются и разжимаются фрикционы, зацепляются и расцепляются валы, наблюдаются перепады давления в гидроблоке. Всё это потихоньку, но постоянно и совершенно неоправданно изнашивает коробку передач.

    Есть также риск нажать на газ, забыв вернуть селектор в положение D. А это уже чревато ударом при переключении, что в итоге может привести к повреждению КПП.

    Если в долгой пробке устала нога или в темное время суток не хотите светить стоп-сигналами в глаза тому, кто стоит сзади, то можно переключиться на нейтралку. Только не забывайте, что в этом режиме колеса разблокированы. Если дорога имеет уклон, машина может покатиться, а значит, придется задействовать ручной тормоз. Поэтому проще и надежнее в таких ситуациях переключаться на паркинг (P).

    То, что на нейтралке якобы экономится топливо, — давний и живучий миф. Езда накатом на нейтральной передаче в целях экономии горючего была актуальна лет 40 назад. В современных автомобилях подача воздушно-топливной смеси в цилиндры двигателя практически прекращается, если отпустить педаль газа. А на нейтральной передаче двигатель переходит в режим холостого хода, потребляя довольно значительное количество горючего.

    Когда нельзя переключаться на нейтралку

    Многие при спуске под гору включают нейтралку и едут накатом. Если вы так делаете, значит забыли кое-что из того, чему вас учили в автошколе. Вместо экономии вы получаете повышенный расход топлива, но это еще полбеды. Из-за более слабого сцепления колес с дорогой вы в такой ситуации вынуждены будете постоянно подтормаживать, а значит возрастает риск перегрева колодок. Тормоза попросту могут отказать в самый неподходящий момент.

    Кроме того, заметно снизятся возможности управления автомобилем. Например, вы не сможете увеличить скорость, если возникнет такая необходимость.

    Непосредственно для автоматической коробки передач такая езда тоже не сулит ничего хорошего. На нейтральной передаче снижается давление в масляной системе. По этой причине большинство производителей запрещают на нейтралке превышать скорость в 40 км/час и проезжать расстояние более 30-40 километров. В противном случае возможен перегрев и повреждение деталей АКПП.

    Если вы на скорости переведете рычаг в положение «N», ничего страшного не произойдет. Но вернуться в режим «D» без вреда для коробки передач можно только после полной остановки автомобиля. Это относится и к режимам парковки (P) и заднего хода (R).

    Переключение коробки-автомата из нейтралки и в позицию «D» во время движения приведет к резкому изменению давления в гидравлике коробки, а зацепление валов произойдет при различной скорости их вращения. В первый или второй раз, возможно, всё обойдется. Но если вы регулярно переключаетесь в положение «N», скатываясь с горки, то лучше заранее поинтересуйтесь стоимостью ремонта автоматической КПП. Скорее всего у вас пропадет желание постоянно дергать переключатель.

    Как правильно тормозить на механике

    Неправильное использование ножного тормоза тоже может быть опасным. При резком нажатии педали вес автомобиля перераспределяется на переднюю ось, а задние колеса разгружаются, и у них ухудшается сцепление с дорожным покрытием.

    Передние колеса могут перейти в “юз“ и торможение не даст ожидаемого водителем эффекта. Автомобиль может вообще выйти из-под контроля, и начать двигаться в произвольном направлении. Для предотвращения таких опасных ситуаций нужно нажимать на педаль тормоза не резким и длительным нажатием, а коротким повторением нажатия и отпускания педали, контролируя направление движения автомобиля и не допуская блокировки колес.

    ​Нужно нажимать на педаль тормоза не резким и длительным нажатием, а коротким повторением нажатия и отпускания педали, контролируя направление движения автомобиля

    При торможении на механике, также не нужно забывать, что перед самым окончанием торможения нужно выжать сцепление, чтобы автомобиль не заглох.

    Первый раз в жизни за рулем

    Настоящий опыт вождения я получил лишь в этом году, но первые попытки делал еще в школе, классе эдак в седьмом.

    Дело было летом в пионерском лагере «Юный химик». Чтобы дети не скучали в зной, руководство организовало кружки: фотография, рисование, склеивание моделей самолетиков и езда на картингах. Всеми правдами и неправдами я смог пробиться в последний кружок — он пользовался большой популярностью.

    Первое занятие, инструктор рассказывает о том, как надо плавно отпускать педаль сцепления и нажимать на «газ», чтобы тронуться. В глазах пацанов азарт, а у меня в душе буря эмоций!

    Надеваю огромный шлем, который болтается на голове как наперсток на иголке, сажусь в машину, делаю все, как сказал инструктор, картинг тронулся — УРА! — педаль газа в пол, шлем развернуло на голове на 180°, ничего не вижу, несусь — БАЦ! Въехал в одну из шин, защищавших края поля от таких балбесов, как я.

    Все закончилось без последствий, но это было мое первое и последнее занятие в кружке картингов. Больше за руль инструктор не пустил, посоветовав клеить модели самолетиков.

    В следующий раз я взялся за руль лет через 17 и снова это оказался картинг. Без происшествий покатался в большом развлекательном центре в Киеве, получил море удовольствия и окрепшее желание рано или поздно сесть за руль собственного автомобиля. «Рано или поздно» наступило через семь лет.

    Как правильно тормозить: в городе, на трассе и даже в скоростном повороте?

    Как выясняется, правильно рассчитывать дистанцию и дозировать усилие на педали – не так уж просто. В прошлой статье наш эксперт, инструктор по безопасному вождению Иван Чужмар уже рассказывал о правильном рулении. Теперь сосредоточимся на замедлении и торможении.

    Читать еще:  Почему раздаётся стук при повороте руля на месте? все не столь плохо, как кажется

    Как вообще правильно замедляться?

    Сразу начнем с конкретных практических советов. Если машина оборудована механической коробкой, то при плавном замедлении перед светофором мы можем помочь себе, если не будем выключать сцепление. Автомобиль будет замедляться эффектом «торможения двигателем». На современных моторах (особенно малообъемных и турбированных) он уже не так заметен, как на старых, но тем не менее.

    Правда, переключаться «вниз» перед светофором советовать не буду. Толку от этого мало, а вот дополнительная нагрузка на синхронизаторы есть. Эта техника работает только на затяжных спусках за городом.

    Рациональное использование эффекта замедления двигателем позволит, к тому же, пусть немного, но экономить на топливе, тормозных колодках и дисках. Учитывая, что в день мы совершаем десятки, а то и сотни торможений, экономия получится неплохой.

    С АКПП этот совет неприменим – если у вас гидромеханика, то вам разомкнуть сцепление и не удастся, а если робот, то он, наоборот, будет принудительно отключать сцепление – таков уж алгоритм.

    Сам способ торможения можно описать так. Начинаем снижать скорость, создаем плавное усилие на педали и гасим основную скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки педаль приотпускать и докатываться на минимальной скорости. А не дожимать, как делают многие, в результате чего перед остановкой машина «клюет» носом. Водители-профессионалы вырабатывают в себе привычку работать педалью тормоза так точно, что машина останавливается даже без малейшего «клевка». Попробуйте это сделать, с первого раза наверняка не получится!

    А зачем это вообще нужно? В первую очередь, конечно, ради комфорта пассажиров. Водители привыкают и не замечают этих постоянных дерганий автомобиля при полной остановке, а вот пассажиров от этого укачивает. Но есть и «вторая очередь». Заранее гася скорость, вы оставляете себе место для исправления ошибки прогнозирования дорожной обстановки.

    Например, дорогая сухая, а перед самым перекрестком – лужа, к тому же заледеневшая. Если вы привыкли тормозить резко и с «клевком», то у вас просто не останется возможности остановиться там, где намечено. И можно считать, что повезло, если вы в такой ситуации врезались в зад автомобилю, а не вылетели на «зебру», по которой идут люди.

    Вообще, в целом, очень полезно иметь время на реагирование при подъезде к перекрестку. Помимо заледеневшей лужи, внезапным препятствием может быть пешеход, собака или решивший перестроиться автомобиль.

    А ведь кроме препятствий спереди бывают еще и не в меру скоростные автомобили сзади! Тормозя заранее плавно и контролируя ситуацию за кормой по зеркалам, вы в разы снижаете риск того, что вам придется узнавать стоимость заднего бампера, крышки багажника и фонарей.

    Немного о дистанции и тормозном пути

    На первый взгляд, все элементарно. Дистанция должна быть такая, чтобы вы успели затормозить при возникновении какой-нибудь нештатной ситуации. А как понять, сколько секунд времени и метров расстояния потребуется для остановки? Для этого всем без исключения рекомендуется провести простой эксперимент: затормозить до полной остановки, причем не плавно, а экстренно. Если у машины есть АБС, то она должна сработать.

    Лучше вообще проводить такие эксперименты регулярно: на сухом асфальте, на мокром, на льду, на снегу… Так у вас появятся практические знания о том, как далеко может уехать ваш автомобиль с нажатой педалью тормоза «в пол». Результаты, по опыту, могут оказаться удивительными.

    Но помимо всего прочего, неплохо бы знать и немного теории. Во-первых, тормозной путь определяется законодательно. Согласно стандарту, с 80 км/час тормозной путь должен составлять не более 36 метров. Также немного физики: если скорость увеличивается в два раза, то тормозной путь увеличивается уже в четыре, пропорционально квадрату скорости. Учитывайте этот фактор, если любите превышать скорость.

    Поскольку любой автомобиль проходит в России обязательную сертификацию, то при условии полностью исправной тормозной системы (что, кстати, бывает не всегда), скорее всего, ваш тормозной путь с 80 км/ч действительно не должен превысить 36 метров. Но много ли вам дают эти цифры? Вряд ли. Поэтому на практике тормозной путь нужно мерить не в метрах, а именно в секундах. Количество метров посчитать на глаз нереально, а вот засечь время может каждый.

    И прежде чем я перейду к своим выводам относительно безопасной дистанции, еще чуть-чуть теории. Общее время, затрачиваемое на процесс торможения, складывается из нескольких величин. Во-первых, это время реакции водителя – оно зависит от возраста, усталости, эмоционального состояния, концентрации внимания и, наконец, навыка. Во-вторых, это время срабатывания тормозного привода – как правило, гидравлического. В-третьих, до того, как тормоза начнут работать с максимальным усилием, оно должно постепенно вырасти.

    По моему личному опыту, реакция водителя – это до 1,5 секунды, а тормоза схватывают примерно за 0,5 секунды. Плюс у вас должен обязательно быть запас, хотя бы 1 секунда. Суммарно получается 3 секунды – именно такой должна быть ваша безопасная дистанция, определенная мной практическим способом. А как ее измерить?

    Есть несложный метод. Двигаясь в потоке, выберите какой-нибудь неподвижный объект: дерево, столб, крышку люка или разметку, например. Зафиксируйте момент, когда идущий впереди вас автомобиль поравняется с этим объектом задним бампером. С этого момента начинайте считать в уме: 221… 222… 223… Да-да, именно так, потому что «1, 2, 3» можно сказать очень быстро. На счет «223», не ранее, вы должны поравняться с объектом своим передним бампером. Несколько раз выполняйте такой несложный «тест» и со временем вы научитесь держать трехсекундную дистанцию автоматически.

    Здесь можно возразить, что если тормоза полностью исправны, а с реакцией порядок, то секунда запаса ни к чему – хватит и двухсекундной реакции. Ведь если держать перед собой слишком много места, туда обязательно кто-нибудь встроится! Не исключено, но стоит ли рисковать? Не забывайте о вероятности того, что перед вами окажется машина с более мощными тормозами. Скажем, грузовики без груза – они останавливаются намного быстрее, чем «легковушки».

    А какую дистанцию держать при остановке на светофоре? Чтобы иметь возможность объехать машину, не бояться ее отката назад и не лезть в «личное пространство», необходимо «оставлять колеса на капоте». То есть, сидя за рулем, вы должны видеть задние колеса впередистоящего автомобиля.

    Торможение в повороте

    Это, пожалуй, один из самых спорных вопросов, дискуссии о котором не утихают уже давно. Попробуем разобраться, можно ли все-таки тормозить в повороте или не стоит.

    Для начала стоит понять, что для каждого конкретного автомобиля и поворота есть максимальная скорость, на которой машина сможет повернуть на заданный рулем угол и не вылететь с траектории. Эта скорость зависит от массы факторов. Про конструкцию подвески уже, наверное, знает каждый. Все читали тест-драйвы, все слышали о том, что «с многорычажкой рулится», а «с упругой балкой не рулится». Это, в принципе, правда, но конфигурация ходовой – не единственный фактор. Также важна степень износа подвески и шин, степень загрузки, тип покрытия и даже его температура. Все непросто, как видите.

    Общеизвестно, что снижение скорости на дуге поворота нежелательно и может привести к непредсказуемым последствиям: неуправляемому или ритмическому заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу. Это, опять-таки, чистая правда. Однако бывают ситуации, когда приходится идти на риск.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector