Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить и в чем разница прямой и обратной полярности аккумулятора автомобиля?

Что такое прямая и обратная полярности АКБ?

Каждая аккумуляторная батарея имеет на корпусе полюсные выводы – минус (-) и плюс (+). Через клеммы она подключается к бортовой сети автомобиля, питает стартер и другие потребители. Расположение плюса и минуса определяет полярность АКБ. Водителям важно точно знать полярность аккумулятора, чтобы не перепутать контакты при установке.

  1. Полярность аккумулятора
  2. Прямая
  3. Обратная
  4. Как определить?
  5. Различия в корпусе
  6. Можно ли установить аккумулятор другой полярности?
  7. Смена полярности аккумулятора
  8. Что может произойти, если перепутать при установке?

Что значит прямая или обратная полярность

Полярность АКБ, как мы уже упомянули выше, может быть обратная и прямая. Прямая полярность была разработана еще для нужд советского автопрома. И до сих пор все автомобили, выпущенные в России, комплектуются аккумуляторами с прямой полярностью.

Обратная полярность, как несложно догадаться, используется в европейских, американских и азиатских авто. Правда то, что машина собрана за рубежом не всегда означает ее принадлежность аккумулятора к «обратнополярной» группе.

Что такое прямая и обратная полярность аккумулятора? Прямая полярность подразумевает плюсовую клемму слева и минусовую справа, в случае обратной полярности — плюс с минусом меняются местами.

Смотреть на батарею следует с лицевой стороны, ее можно определить по наклеенной этикетке, а в случае отсутствия таковой – лицевой считается та сторона, к которой ближе расположены клеммы. Если красная, плюсовая клемма (может быть обозначена гравировкой на корпусе) находится справа, значит, у аккумулятора обратная полярность.

Как определить?

Полярность батареи бывает прямой (российской) и обратной (европейской). Почти все отечественные батареи имеют прямую полярность (маркируется она 1R). Как это проверить? Да очень просто. Если поставить АБ так, что она ”лицом” стояла к вам, то ”-” будет расположен с правой стороны, а ”+” с левой. Большинство АБ иностранного производства будут иметь обратную (маркер 0L). В этом случае клеммы будут расположены с точностью до наоборот. Стоит учесть, что клеммы обычно расположены со смещением по одной из более длинных боковин. Лицевой является та сторона, к которой выводы клемм находятся ближе.

Если в ходе эксплуатации обозначения стерлись, а аккумулятор нужно установить (например, после зарядки), то есть еще один способ не ошибиться с ней.

Вывод плюсовой клеммы всегда толще, чем у минусовой. Это правило распространяется на все АБ без исключений. Поверьте, перепутать очень легко. Иногда батареи не отличаются ничем, кроме полярности. Поэтому всегда обращайте на это внимание. На худой конец вы всегда можете проконсультироваться у продавца или воспользоваться специальными каталогами. Она в них всегда указывается.

Главное различие этих аккумуляторов и заключается, собственно, в местоположении «плюсовой» и «минусовой» клемм. На вид такие устройства, а также по функциональности могут быть практически одинаковыми (особенно если они одного бренда и предназначены для одинаковой категории автомобилей).

Однако, очень не рекомендуется ставить на автомобиль, который рассчитан на аккумуляторы прямой полярности, батареи, где клеммы расположены по-другому. Если нарушить полярность, то электроника в автомобиле не будет работать, а то и вообще может выйти из строя. К счастью, конструкция большинства авто попросту не позволяет нормально подключить батареи, которые не подходят по полярности.

В процессе выбора АКБ можно отталкиваться от страны производителя автомобиля. Если страной является Россия или, например, Япония, то для машины, скорее всего, нужна батарея прямой полярности. Если производитель США либо Германия, то надо будет, скорее всего, использовать устройства с клеммами, которые расположены наоборот.

Читать еще:  Что делать, если скрипят дворники по стеклу? избавляемся от неприятного звука

Определив, чем отличаются аккумуляторы прямой и обратной полярности, подытожим результаты в небольшой табличке.

Аккумуляторы прямой полярностиАккумуляторы обратной полярности
Общее в этих аккумуляторах
Оба типа автомобильных аккумуляторов работают по одинаковым принципам и могут быть одинаковыми на вид, если выпускаются одним и тем же производителем
Различия этих аккумуляторов
«Плюсовая» клемма на АКБ прямой полярности находится слева, а «минусовая» — справа«Плюсовая» клемма на АКБ обратной полярности находится справа, а «минусовая» — слева
Устанавливаются, обычно, на автомобили российского и азиатского производстваУстанавливаются, предпочтительно, на автомобили американского и европейского производства

Как определить полярность АКБ без маркировки?

Клеммы источника энергии принято обозначать «+» и «-». По расположению плюсовой клеммы относительно корпуса несложно понять, устройство какой полярности перед вами. Иногда на корпусе отсутствуют плюс и минус, но можно встретить цифры «0» или «1». Как тогда определить, какую полярность имеет аккумулятор: прямую или обратную?

Достаточно запомнить, что по общепринятым правилам цифре «1» соответствует прямая полярность, а «0» – обратная.

А если любая маркировка на аккумуляторе вообще отсутствует, то как в данной ситуации узнать его полярность? Вот несколько рекомендаций:

    Возьмите штангенциркуль и измерьте диаметр каждой клеммы.

Помните, что плюсовая клемма всегда несколько толще, чем минусовая.

Определив, какой из выводов тока соответствует маркировке «+», уточняем его местонахождение относительно корпуса. Например, выяснили, что правая клемма – это «плюс», а такое расположение характерно для аккумуляторов обратной полярности.

  • К каждой неопознанной клемме АКБ привязываем тонкую медную проволоку. Слабый раствор лимонной кислоты наливаем в два сосуда и опускаем в них проволочные концы. Ёмкость, в которой начнётся протекание реакции, а именно образование пузырьков, укажет на токовый вывод, соответствующий маркировке «-». Следовательно, другой вывод – это «+», и его местоположение точно укажет на полярность батареи.
  • Замените раствор лимонной кислоты сырым картофелем. Здесь всё будет наоборот: в реакцию вступит проволока, соединённая с плюсовой клеммой, оставив на поверхности овоща пятно зеленоватого оттенка. Опять же, зная положение плюсового вывода, определяем тип полярности аккумуляторной батареи.
  • Воспользуйтесь мультиметром для определения напряжения на немаркированных выводах устройства. Коснитесь одновременно щупами прибора (обратите внимание, что они разного цвета) токовыводящих стержней АКБ и взгляните на показания:
    • если значение положительно, то это значит, что красный проводник соединён с плюсовой клеммой;
    • если значение отрицательно, то с токовыводом, соответствующим «+», был соединён чёрный провод.

    А далее всё по аналогии: отталкиваясь от места нахождения плюсового стержня – токовывода, узнаём полярность устройства.

    Вот такими нехитрыми способами можно быстро определить полярность аккумулятора, но при этом точно зная, что такое прямая и обратная её характеристика.

    Можно ли установить другой полярности?

    Теоретически можно. Но, как сказано выше, подобное может привести к лишней трате средств и дополнительным хлопотам с постановкой в гнездо, длиной проводов, несоответствием диаметра клемм. Другое дело, если подключить новый АКБ некорректно. Это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому, если в технической документации указано, что для авто нужна прямая полярность АКБ, разумнее купить батарею именно прямой полярности.

    Какими будет последствия, если перепутать полярность при подключении?

    • поломка генератора;
    • перегрев диодного моста;
    • выход из строя диодов (сопровождается хлопком при разрушении корпуса, запахом);
    • выход из строя бортовой электроники;

    Важно! Большинство электронных устройств имеют защиту от переполюсовки.

    Но только не мощные потребители электротока — усилители, магнитолы. В них есть элементы, например, конденсаторы, которые крайне чувствительны к переполюсовке. Их поломка гарантирована из-за нагрева. Первоначально от повышения температуры конденсатор вздуется, а затем взорвется. Процесс будет сопровождаться характерным звуком и запахом.

    • выход из строя реле в проводке;
    • короткие замыкания в сети и пр.
    Читать еще:  Как выбрать буксировочный динамический рывковый трос? как не прогадать с выбором?

    При прикуривании тоже крайне важна обратная и прямая полярность аккумулятора, что это такое описано выше. Некорректное подключение клемм с АКБ донору доставит не меньше проблем. В первую очередь вызовет мгновенное короткое замыкание с напряжением 24 В. В лучшем случае (если провода клемм имеют достаточное сечение — не менее 16 мм2) нагреются и оплавятся соединяющие провода, в худшем — водитель получит ожог рук. Повышение температуры может означать только одно — неправильную постановку зажимов.

    Поэтому прикуривание выполняют по следующей схеме:

    • «крокодил» клеммы крепится на положительном выводе прикуриваемого авто;
    • «крокодил» клеммы крепится на положительном выводе АКБ доноре;
    • «крокодил» клеммы крепится на отрицательном выводе АКБ доноре;
    • «крокодил» клеммы устанавливается на отрицательном выводе прикуриваемого авто.

    Важно! При постановке зажимов обращают внимание на цветовую маркировку проводов. Соединяют «+» с «+», а «-» с «-» или красный с красным, а синий (черный, зеленый) с синим.

    Определение полярности АКБ без маркировки

    Бывает, что нужно узнать, какой полярности аккумулятор, но на его корпусе нет каких-либо обозначений. В этом случае существуют другие способы определения:

    • Размер клемм. Если снаружи корпуса не видно ни плюса, ни минуса, обратить внимание следует на диаметр клемм: плюс, по сравнению с минусом, более толстый. При необходимости последовательно к клеммам АКБ подключается минус (положительная должна быть изолирована). На минус клемма легко наденется, а на плюс будет заходить с трудом. Все же данный метод не гарантирует стопроцентный успех;
    • Мультиметр. Этот способ является более надежным. Для этого прибор переключается в режим, который измеряет постоянные напряжения U (предел – 20 В). После этого черный щуп устройства подключают к предполагаемому минусу на АКБ. Щуп красного цвета подключается к второй клемме. В случае положительных показаний на табло мультиметра (порядка 12 В) становится ясно, что черный щуп подсоединен к минусу, а красный – к плюсу. Если неправильно подключить, то на табло устройства будет выведено «-12 В»;
    • Налет на клеммах. Это косвенный способ, позволяющий узнать, АКБ имеет обратную полярность или прямую. Работает на «подгулявших» аккумуляторах. Здесь положительная клемма будет отличаться внешним видом – это повышенное оксидное загрязнение (белого или зеленого оттенка).

    На заметку. Прежде чем подключать АКБ, необходимо узнать полярность любым из вышеперечисленных способов.

    Чем отличаются аккумуляторы

    Отличий минимум, если не считать полюса. Хочется отметить, что внешне аккумуляторы практически идентичные — то есть и корпус, и количество банок, и сила тока и даже этикетка. И перепутать аккумулятор очень легко, то есть можно купить с неправильным расположением токовыводов (клемм). Даже опытный водитель может попасть впросак, если совершит выбор спонтанно. Поэтому, если сами не понимаете в этом, спросите продавца подобрать, именно, для вашего авто, как правило у них имеются каталоги в которых описаны подходящие модели. Так будет лучше всего!

    Поэтому если задумались о замене аккумулятора нужно точно знать и определять расположение клемм, это крайне важно!

    Что такое полярность аккумулятора, какая бывает

    Под полярностью аккумуляторной батареи понимается расположение элементов для подключения клемм (токовыводящих) на крышке корпуса устройства. При покупке нового аккумулятора нужно уделить внимание его полярности, чтобы при подключении устройства к бортовой сети не возникло проблем.

    Читать еще:  Как своими руками установить круиз-контроль на Ладу Калину – пошаговая инструкция

    В обычных автомобильных магазинах можно найти аккумуляторные батареи прямой и обратной полярности. Перед тем как идти в магазин и покупать аккумулятор, важно выяснить, батарея какой полярности требуется конкретно для вашего автомобиля.

    Прямая полярность аккумуляторной батареи часто называется “российской”. Дело в том, что на старых моделях автомобилей ВАЗ используются именно батареи прямой полярности, которые были разработаны еще в СССР. У аккумуляторной батареи прямой полярности слева находится “плюс”, а справа “минус”.

    Обратная полярность аккумуляторной батареи имеет противоположное расположение выводов для подключения клемм. То есть, слева находится “минус”, а справа “плюс”. Такой тип батарей называют “европейским”.

    Важно: Батарея прямой полярности обозначается цифрой “1”, а батарея обратной полярности цифрой “0”.

    Стоит отметить, что помимо прямой и обратной полярности аккумуляторной батареи также бывают и другие варианты. Например, есть “американская” полярность, которая отличается нахождением выводов для подключения клемм к аккумулятору не на крышке, а на боковой части батареи.

    Чем грозит владельцу авто спутывание полярности?

    Важно помнить: конструкция автомобиля предполагает использование только АКБ определенного типоразмера, расположения клемм. Установить в посадочное место аккумулятор аналогичной емкости, но не подходящей полярности возможно. Но вод подключить его в стандартном режиме будет уже невозможно. Так как провода просто не дотянутся.

    Такая разница между АКБ присутствует не случайно: неправильная полюсовка станет причиной повреждения электроники автомобиля. Может выйти из строя блок управления двигателем, возникнуть КЗ. Важно помнить: не все электроприборы выходят из строя при смене полюсов. Но многие будут повреждены. Стоит избегать подобных ситуаций.

    Причем в некоторых случаях отверстия в клеммах даже отличаются. Обычно диаметр положительной несколько больше, чем отрицательной. Потому даже случайно перепутать будет затруднительно. Причем смена полюсов может стать причиной вращения стартера в другую сторону. Некоторые двигатели после такого могут потребовать капитального ремонта.

    Чем грозит неправильное подключение АКБ?

    Что может произойти, если отрицательный провод АКБ будет подключен к плюсу, а положительный — к минусу?

    Последствия могут быть следующие:

    1. Замыкание. Такой вариант считается самым безобидным, в данном случае может перегореть несколько предохранительных элементов, но если вы вовремя отключите провода, то и этого удастся избежать.
    2. Возгорание. Такая проблема может проявиться при долгой эксплуатации неверно подключенной АКБ. В первую очередь начинают гореть мелкие провода, но пламя может распространиться довольно быстро.
    3. Разрушение конструкции, то есть выход из строя батареи. В первую очередь начнут разрушаться пластины, а вот восстановить их уже не получится.
    4. Еще одно последствие, одной из самых страшных — это выход из строя бортового компьютера. Если это произойдет, автовладелец столкнется с дорогостоящим ремонтом.
    5. Выход из строя генераторного устройства. Это последствие также считается одним из наиболее затратных в финансовом плане. Но, как правило, генераторные узлы оборудуются дополнительными предохранителями, которые позволяют предотвратить его выход из строя. Если есть предохранитель, то максимум, что может сломаться в генераторе, это диодный мост.
    6. Еще одно последствие — повреждение проводки. Такая неисправность является одной из менее затратных. Поврежденные провода необходимо заменить, а также тщательно заизолировать, чтобы избежать возможного возгорания в будущем.
    7. Выход из строя противоугонной системы. При неправильном соединении кабелей с клеммами сигналка выйдет из строя уже через несколько минут. Если сломается блок управления, что вероятнее всего, то, по сути, вам придется покупать новую сигнализацию.
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector