Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десульфатация аккумулятора своими руками. это по силам каждому

TS44 | Зарядное устройство OptiMate PRO 8

OptiMate PRO 8 является универсальным многоканальным зарядным устройством для 6/12В аккумуляторных батарей. Совместимо со всеми свинцово-кислотными моделями аккумуляторов: обслуживаемые, необслуживаемые, АGM, GEL. Зарядное устройство OptiMate PRO 8 может быть использовано для зарядки стартерных аккумуляторных батарей, а также для промышленных, мото, морских или стационарных аккумуляторных батарей.
Просто подключите до 8 (даже разной емкости) АКБ, и они будут заряжаться независимо друг от друга по многоступенчатой зарядной программе ​​OptiMate: десульфатации (при необходимости), постоянный ток объемного заряда, тестирование, финальная проверка и неограниченное во времени хранения.

Возможны бесчисленные вариации подключения аккумуляторных батарей: либо повысить ток зарядки, путем подключения нескольких выходов, либо зарядка последовательно соединенных блоков или повышение тока зарядки для группы аккумуляторов. Комбинация силы тока до 8А или напряжения до 96В.

Абсолютная диагностика, зарядка, тестирование и восстановление практически «мертвых» аккумуляторных батарей» — и это все в одном зарядном устройстве Optimate PRO8.

  • Одновременно заряжает до 8 аккумуляторных батарей, разной емкости, групп аккумуляторных батарей 6В,12В, 24В, 36В, 48В, 60В, 72В, 84В, 96В
  • Для 6 и 12В свинцово кислотных батарей любого типа, в т.ч. AGM и батарей глубокого разряда (морские, ИБП)
  • Автоматически реанимирует глубоко разряженные аккумуляторы
  • Тестирование аккумулятора и оценка способности хранить заряд (тест разрядки АКБ)
  • Хранит аккумуляторные батареи в состоянии полного заряда в течении месяцев
  • Описание
  • Детали

Как это работает:

Выберите номинальное напряжение аккумулятора 6 или 12В. Каждому выбранному типу напряжения соответствует два возможных типа зарядки. Каждый режим обеспечивает 1А постоянного тока во время основного (или объемного) заряда.

С помощью специальных унифицированных разъемов для 6 и 12В аккумуляторных батарей, 1, 2 или все выходы могут быть подключены к 1 аккумуляторной батарее или группе батарей для зарядки постоянным током до 8А или зарядки группы батарей до 96В.

К примеру, 4 выхода могут быть задействованы для зарядки 6В аккумуляторной батареи (4А) и 4 выхода могут быть задействованы для зарядки 12В аккумуляторной батареи или группы батарей 48В (1А на каждый аккумулятор) без нужды в каких либо развязках. То же самое применимо для параллельно подключенных аккумуляторов 6 и 12В. Подключите по крайне мере 1 выход к каждой индивидуальной батареи, которая отдельно подключена или состоит в группе, соединенной последовательно или параллельно.

OptiMate PRO 8, конечно же, защищен от неправильного подключения полярности и искрообразования, обеспечивая совершенно безопасную эксплуатацию.

  1. Инициализация: OptiMate PRO 8 проверяет подключение к аккумулятору ( = минимальное напряжение 1,8В).
  2. Программирование: Каждый выход OptiMate PRO 8 опрашивает подключение к аккумулятору (мин. 1,8В) для активации.
  3. Десульфатация и восстановление: если необходимо, применяется высокое напряжение для восстановления запущенных, засульфатированных батарей (отключенных от транспортного средства или оборудования) до состояния пригодного для дальнейшей зарядки.
  4. Объемная зарядка: постоянный ток в 1A оптимально заряжает каждый индивидуальный аккумулятор, в зависимости от его электрических характеристик.
  5. Проверка зарядки: напряжение ограничивается 13,6В в течение 30 минут, в это время программа следит за утечкой тока из аккумулятора. Если ток утечки больше допустимого, то программа возвращается к объемной зарядки и это происходит до тех пор, пока аккумулятор не будет заряжен до такой степени, на сколько его состояние позволяет это сделать. Во время этой стадии зарядки, ток подается импульсами, которые порождают пиковое напряжение в аккумуляторе. Этот процесс приводит к выравниванию напряжения в каждой ячейке аккумулятора, активизируя новые аккумуляторы, или более «трудные» для зарядки аккумуляторы типа AGM.
  6. Тест на удержание заряда: когда аккумулятор достигнет полной зарядки, включается режим 30 минутного тестирования аккумулятора (и подключенной системы — автомобиль, ИБП и т.п.) на ток утечки. Результат теста может быть легко изучен на индивидуальном светодиодном дисплее. 30 минутные тест будет проводиться каждый час, пока зарядное устройство не будет выключено, т.о. состояния аккумулятора будет постоянно обновляться.
  7. Режим хранения: во время остальных 30 минут удерживается напряжение 13,6В для поддержания заряда аккумулятора от тока утечки, подключенного оборудования или естественного саморазряда. OptiMate PRO 8 может оставаться подключенным к батарее неопределенное время. Аккумулятор будет оставаться в рабочем, безопасном состоянии и, конечно же, полностью заряженным.
Читать еще:  Как покрасить литой диск? практичные способы

Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля

Под понятием десульфатации рассматриваются работы по очистке пластин аккумуляторной батареи от накопившегося на них сульфата свинца. Подобные работы выполняются за счет проведения специальных циклов заряда и разряда.

Как можно помнить из определения сульфатации пластин, подобная проблема возникает при обычной работе автомобильного аккумулятора. Со временем, рабочая плоскость положительных и отрицательных пластин уменьшается, поскольку на них налипает сульфат свинца. При этом понижается и плотность электролита, вплоть до 1,05-1,07 г/см 3 , что критически мало для нормальной работы батареи.

Если пластины аккумулятора покрылись сульфатом свинца, их нужно очистить, чтобы батарея продолжила работать максимально эффективно. Для очистки пластин следует применять специальное зарядное устройство, при помощи которого и выполняется десульфатация.

Обратите внимание: Если специального устройства для десульфатации пластин не имеется в наличии, можно использовать обычный «зарядник», выполнив описанные ниже специальные циклы зарядки и разрядки. Эффект будет хуже, но все равно пластины частично очистятся от осевшего сульфата свинца.

Десульфатация подразумевает выполнение циклов заряда и разряда аккумулятора по специальной технологии. Рассмотрим ниже подробнее, как это делается.

Практическое исполнение

Описание десульфатации аккумулятора в специальной литературе может запутать даже разбирающегося в физике и химии человека. Однако нам не нужна теория процесса. А практика оказывается очень простой.

  • Аккумулятор снимается с машины и приносится домой;
  • Пробки с банок скручиваются;
  • Во всех емкостях ареометром делаются замеры плотности. Чтоб не забыть, данные лучше позаписывать;
  • При недостатке электролита его нужно подоливать;
  • Зарядное устройство подключается к аккумулятору и 2 часа выдерживается ток, сила которого равна 10 % от емкости. Как пример: имея батарею 55АЧ, выставляется ток в 3-5А. При этом устройство сначала показывает его повышение, потом – определенный спад и, наконец, постоянную величину. Аккумулятор на этой отметке «закипает»;
  • С появлением пузырей ток понижается до 2А, и батарея оставляется под ним на 8-12 часов;
  • Снова делаются замеры. На сульфатированной батареи они сильно не поменяются. Ее нужно отстоять столько же, сколько выдерживали после пузырения, и снова воспользоваться ареометром. Если плотность выросла, но до нормы не дошла, описанный суточный цикл повторяется.

В большинстве случаев хватает 3-4 подходов. Но иногда приходится их повторить и до 6 раз. Заметим, что десульфатация аккумулятора своими руками не является панацеей от всех бед. Подобным образом можно разрушить только мелкие кристаллы. Крупные в реакцию не вступают, и под действием неглубоких зарядов/разрядов осыпаются вместе с намазкой.

Никакие рекламируемые средства не способствуют их растворению. В аккумуляторе образуется мутный электролит, подобный тому, который содержится в батарее, изношенной естественным путем.

Держать заряд, разумеется, он уже не в состоянии. Чтобы не частить с покупкой новых батарей, лучше вовремя вспоминать о том, что АКБ на борту присутствует и требует внимания, как и любой другой элемент машины. Заряжать ее нужно минимум раз в месяц, если ваши привычные маршруты пролегают только в городской черте. Аккуратно надо отнестись и к приобретению аккумулятора большей емкости, чем это предусмотрено производителем. Поскольку генератор не в состоянии его поддерживать в нужном тонусе, про подзарядку забывать тем более нельзя.

Читать еще:  Почему не работает парктроник – список причин

Физические и химические методы десульфатации

Вообще-то все популярные способы десульфатации подразделяют на две группы: электрохимические, то есть с использованием специальных ЗУ, и все остальные. Начнём с рассмотрения последней группы, поскольку считается, что такие способы более эффективны, но применимы далеко не всегда.

Физическая чистка

Аккумуляторы с разборной конструкцией встречаются чрезвычайно редко, и с их десульфатацией возникает меньше всего проблем: разобрал, почистил пластины, собрал.

Но что делать, если АКБ неразборный? В интернете можно найти подробные инструкции, как разрезать батарею вверху, чтобы изъять крышку вместе с пластинами.

Но нужно понимать, какие сложности возникнут во время его сборки, ведь корпус аккумулятора должен быть идеально герметичным, и обеспечить такую герметичность будет очень непростой задачей. Так что схема десульфатации аккумулятора своими руками посредством нарушения целостности его конструкции применима только при наличии «прямых» рук и всегда связана с определённым риском.

Использование специальных средств

Методы десульфатации свинцовых аккумуляторов с использованием химических присадок имеют немало поклонников, но и здесь имеется ряд ограничений.

Чаще всего говорят о средстве «Трилон Б», продаваемом в виде порошка белого цвета, который нужно использовать в виде водного раствора согласно инструкции (на 1 л. воды 100 г. вещества).

В состав «Трилона» входят вещества, инертные к металлам, в том числе свинцу, но активно реагирующие с солями металлов, разрушая их. Средство активно используется в промышленности для разрушения нерастворимых солей.

Но относительно использования средства для восстановления аккумуляторов отзывы весьма противоречивы – вы можете действительно избавиться от сульфатации пластин, но велик шанс того, что после такой обработки батарею придётся выбрасывать. Рекомендуется использовать «Трилон Б» только при невысокой степени десульфатации АКБ.

Рассмотрим пошагово, как провести десульфатацию батареи в домашних условиях:

  • готовим водный раствор «Трилона Б»;
  • удаляем электролит;
  • сразу же заливаем в банки химсредство и закрываем их пробками;
  • по прошествии 40-60 минут сливаем раствор «Трилона» и несколько раз промываем пластины водой;
  • заливаем свежий электролит номинальной плотности.

Вероятность того, что в результате ёмкость АКБ повысится, достаточно высока, но в случае сильно изношенных батарей с осыпавшимися пластинами при промывке может возникнуть ситуация их замыкания. Да и сами пластины в результате воздействия «Трилона» могут посыпаться окончательно.

Десульфатация с помощью соды

Использование раствора пищевой соды также способно избавить пластины от налёта сульфата свинца, но эффективность этого метода заведомо ниже, чем у «Трилона». Перед тем, как сделать десульфатацию, убедитесь в том, что при приготовлении раствора использовалась «мягкая» вода, содержащая минимальное количество примесей в виде солей, это важно. Сам алгоритм ничем не отличается от описанного выше.

Расхожее мнение о возможности проведения десульфатации дистиллированной водой не соответствует действительно – она химически нейтральна и может использоваться разве что для промывки аккумулятора.

Как проводится десульфатация?

Удалить образовавшийся на пластинах налет можно несколькими способами:

  • Механическим;
  • Химическим;
  • Электрохимическим.

Механический способ потребует демонтажа части корпуса, извлечения и разборки пакетов пластин и очистку их от налета скребками, щетками и т.д. Задача эта — либо для промышленного оборудования, либо для умельцев, которым не жаль собственного времени, сил и здоровья (пары серной кислоты и свинец могут представлять серьезную опасность). Не менее сложна и дальнейшая сборка АБ после обслуживания.

Однако, изредка такой метод очистки все же практикуется.

Химическая десульфатация.

Метод основан на использовании веществ, которые хорошо растворяют сульфат свинца и остаются инертными к остальным материалам конструкции батареи.

Используется при этом раствор Трилона В – натриевой соли органической (этилендиаминтетрауксусной) кислоты (2% от веса раствора) и аммиака (5% от веса) в дистиллированной воде. Основной компонент – весьма специфическое соединение, которое реагирует со многими катионами, превращая нерастворимые соли в растворимые. Широко распространено в промышленности, однако для частного владельца автомобиля приобретение его может казаться затруднительным.

Читать еще:  Ремонт бамперов из стекловолокна своими руками

Процесс десульфатации достаточно прост:

  • Готовят раствор Трилона В (пропорции упоминались выше);
  • Полностью заряжают АКБ;
  • Сливают электролит;
  • Промывают банки дистиллированной водой (2-3 раза);
  • Заливают приготовленный раствор и оставляют не менее чем на 60 минут (об окончании активного процесса можно судить по прекращению газовыделения);
  • По завершении активной фазы раствор сливают;
  • Осуществляет промывку банок 1-2 раза дистиллированной водой;
  • Заливают новый электролит и полностью заряжаютАБ.

Электрохимический метод.

Такие технологии десульфатации основаны на разложении сернокислого свинца в процессе заряда. Чаще всего встречаются несколько вариантов, отличающихся условиями работы оборудования, временем процессов и результатами.

Длительное восстановление АКБ в щадящем режиме используется, если владелец автомобили располагает значительным запасом времени для обслуживания аккумулятора.

  • Из банок АБ полностью сливают электролит;
  • Заливают ёмкости дистиллированной водой так, чтобы пластины были полностью покрыты.
  • Выставляют на зарядном устройстве и подключают к клеммам батареи. Поскольку дистиллированная вода — плохой проводник, ток заряда будет небольшим. Контролируют начало процесса по интенсивности газообразования — если газ выделяется активно, напряжение следует снизить.
  • В таком состоянии оставляют систему на 5-15 дней. Постепенно сульфат свинца разрушается, в воду поступают молекулы серной кислоты, превращая ее в слабый электролит.
  • Периодически производят замеры плотности, если она не меняется процесс можно прекращать.

Гораздо чаще применяют другую технологию, позволяющую добиться восстановления пластин в течение двух-трёх дней. Для этого:

  • Первоначально измеряют плотность электролита во всех банках.
  • Подключают зарядное устройство, устанавливая ток заряда аккумулятора в пределах 0.04 номинальной емкости (например, для АБ 50Ач это величина составит 2А). Такой щадящий режим необходим для предотвращения закипания.
  • Устройство остаётся подключённым в течение 8ч.
  • Отключают ЗУ и выдерживает паузу порядка 14ч. За это время концентрация и плотность электролита во всём объёме успевает выровняться.
  • Процесс повторяют три-четыре раза, измеряя каждый раз плотность электролита.

Видео на примере зарядника Вымпел 55.

На последней циклах она должна оставаться неизменной и вырасти по сравнению с начальными.

Аналогичный результат получают при использовании ЗУ с циклическим режимом работы. Программируют цикл заряд-разряд таким образом, чтобы токи были приблизительно одинаковыми (зарядный может быть больше), и устанавливают интервалы порядка 5-8 часов. По окончании 4-5 циклов проверяют результат, измеряя емкость батареи или плотность электролита.

Видео на примере зарядного устройства Полюс-912Т.

Иногда используются и более радикальные методы, когда заряд ведется при больших токах. В этом случае происходит кипение с выделением паров кислоты, кислорода и водорода, электроды батареи ударно возбуждаются, что приводит к интенсивному разрушению отложений на поверхностях. Такая технология опасна для здоровья человека за счет выделения токсичных веществ и взрывоопасной газовой смеси. Кроме того, такой метод может привести и к совершенно противоположному результату – сульфат не восстанавливается, а выпадает в осадок или собирается в некоторых местах на пластинах, что может привести к замыканию и выходу АКБ из строя полностью.

Заключение

Явление сульфатации – это вполне естественный процесс, которому в той или иной степени подвержены все автомобильные аккумуляторы. Конечно, соблюдение условий эксплуатации батареи позволит свести к минимуму его негативное воздействие и продлить срок службы АКБ.

Но, если признаки отложений сульфата свинца на пластинах присутствуют, стоит незамедлительно провести комплекс мероприятий по десульфатации. Для этого совсем не обязательно приобретать специализированное дорогостоящее оборудование или прибегать к услугам специалистов автосервиса. Процесс вполне можно осуществить самостоятельно, выбрав один из описанных выше способов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector