Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что выбрать, роботизированную коробку передач или автомат – сравнение в деталях

Какой тип трансмиссии надежнее: автомат, робот или вариатор

При покупке нового автомобиля следует ориентироваться не только на марку, бренд и экстерьер. Важно получить информацию обо всех основных узлах и агрегатах. Это поможет сделать лучший выбор в соотношении цена/качество, а также подобрать машину с учетом личных интересов.

Трансмиссия – важнейший конструктивный узел современных машин. Все чаще автомобилисты вместо традиционной «механики» отдают предпочтение использованию автоматической коробки переключения передач (АКПП), а также ее разновидностям: вариатору (CVT) и роботу (РКПП). Но какой вариант лучше и при каких условиях?

Разновидности автоматической КПП

Существует 3 основных вида агрегатов:

  1. Гидротрансформатор (классический вариант);
  2. Вариатор (CVT – бесступенчатая коробка);
  3. Робот (сочетающий достоинства механики и автомата).

Каждый из них имеет свои сильные и слабые особенности.

Гидротрансформатор

Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам за счет циркулирующего по замкнутому кругу трансмиссионного масла, находящегося под постоянным давлением.

Очевидные плюсы классической коробки-автомат:

  • удобство управления;
  • возможность переключения передач в ручном режиме;
  • надежная защита двигателя от перегрева.
  • повышенная стоимость автомобиля (в среднем на 1000 – 1500 долларов США);
  • дороговизна техобслуживания (ТО);
  • увеличенный расход бензина или дизтоплива;
  • недоступность буксировки на большие расстояния.

Вариатор

Бесступенчатая трансмиссия (CVT). Отличительная особенность – нет фиксированных передач, соответственно, нет и переключений. Передаточное число меняется постоянно с учетом скоростного режима движения и дорожных условий. По мнению экспертов MotorPage.Ru, главные козыри такой коробки заключаются в плавности хода и отличной разгонной динамике.

Помимо указанных есть и другие преимущества:

  • экономичность;
  • комфортное управление;
  • отличная приемистость и плавный разгон;
  • малые габариты и незначительная масса агрегата.
  • дороговизна ремонта и ТО;
  • повышенный уровень шума в салоне;
  • увеличенный износ деталей при резких разгонах, агрессивном стиле езды;
  • ограниченный эксплуатационный ресурс (пробег меньше, чем у стандартного автомата).

Роботизированная коробка

Фактически является «доработанной механикой». Только процессом переключения передач вместо водителя управляет электронный блок управления (ЭБУ) с сервоприводами.

  • меньше затраты на ТО;
  • доступная цена агрегата;
  • пониженный расход топлива.
  • замедленный отклик;
  • рывки и толчки в момент включения скоростей;
  • при длительных остановках (например – в пробке) необходимо постоянно переключаться на режим «N» (нейтральная передача), чтобы избежать перегрева сцепления.

Какой выбор сделать

У всех вышеперечисленных типов автоматических трансмиссий есть сильные и слабые стороны. Выбор коробки передач необходимо делать с учетом планируемого использования авто – предполагается ли, в основном, эксплуатация машины в условиях мегаполиса или на гоночных трассах с асфальтобетонным покрытием, либо по проселочным дорогам.

В качестве городского транспорта лучше подойдут модели с гидротрансформатором. Эта трансмиссия достаточно надежна и способна выдержать холодные старты, быстрые разгоны, а также резкие изменения скоростного режима. КП с гидротрансформатором хорошо себя ведут при поездках по сложно пересеченной местности и в условиях пробок. Длительные стоянки в последних не пугают АКПП, трансмиссия не перегревается. Если правильно эксплуатировать транспорт с такой коробкой передач, то можно проехать сотни тысяч километров без капитального ремонта.

Специалисты Мотрпейдж отмечают, что если авто приобретается преимущественно для городского режима эксплуатации, то стоит взвесить все за и против насчет роботизированной коробки передач. Замедленное движение с частыми остановками в пробках негативно сказывается на работе агрегата. РКПП хорошо себя ведет при езде за городом и на повышенных скоростях.

Вариатор тоже требует дополнительных раздумий, если машина нужна преимущественно для езды в городских условиях. Автовладельцу с умеренной манерой вождения, который не любит быстрые старты, резкие разгоны и не грешит высокими скоростями, CVT прослужит исправно. В противном случае перегрев трансмиссии приведет к скоропостижной поломке агрегата и дорогостоящему ремонту.

Подведем итог

Выбирая автомобиль с одной из коробок передач, водитель должен заранее взвесить свои ожидания, чего именно ему хочется от машины: спокойной и размеренной эксплуатации по маршрутам города или иметь возможность погонять наперегонки с товарищами, или же много путешествовать (в том числе – по бездорожью)?

Только определившись с целью, стоит принимать решение о выборе конкретной модели с той или иной коробкой передач.

Механическая коробка передач.

Трансмиссия родилась вместе с первыми двигателями. Мельничные жернова, маховик ткацкого станка, автомобильные колёса — это агрегаты, производящие работу из энергии, полученной от двигателя посредством трансмиссии.

Разумеется. первая автомобильная коробка передач была механическая и на заре автомобилестроения это было очень удобно, так как водитель мог сам выбирать, сколько крутящего момента предавать от двигателя к колёсам, и для многих автолюбителей это удобство остаётся актуальным даже в ХХІ-ом веке.

За более чем сто лет эволюции механическая коробка переключения передач (МКПП) достигла своего совершенства в надёжности и практичности. Не будем углубляться в особенности конструкции — скажем только, что она требует регулярного обслуживания в которое входит замена изнашивающихся частей (диск сцепления) и замены масла. При регулярном обслуживании они служат, не доставляя хлопот владельцу, весь срок эксплуатации автомобиля.

Однако на практике МКПП требует от водителя большего количества манипуляций при управлении автомобилем, чем любая из автоматических трансмиссий. Все, кто учились в автошколе, знают: есть педаль управления сцеплением и рычаг выбора передачи. На практике ничего необычного вроде нет, но мы с Вами живём во время когда мобильность является чуть ли не главным условием достижения успеха. А значит, автомобилист много времени проводит за рулём и преимущественно в условиях плотного городского трафика, который требует высокой концентрации внимания. Добавьте к этому ещё и физическую нагрузку от постоянного переключения передач…

С другой стороны в поездках на большие расстояния механика не отвлекает внимания водителя, зато в ситуациях требующих ускорения или экономии топлива, позволяет водителю самостоятельно выбрать передачу.

Также механическая КПП удобна при езде в зимнее время, по песку и раскисшей грунтовой колее. При застревании есть возможность автомобиль “раскачать”, быстрой сменой первой и задней передач, и выбраться из снежной или грязевой колеи.

Механическая коробка передач обладает как преимуществами, так и недостатками.

  • невысокая стоимость
  • простая конструкция
  • низкая стоимость обслуживания
  • долговечность
  • упрощает езду по плохим дорогам
  • требует навыков
  • утомляет при движении в плотном городском трафике

Роботизированные коробки — рассмотрим главные преимущества и недостатки

Роботы сегодня в ассортименте каждой крупной корпорации имеют собственные названия и запатентованную формулу переключения передач. PowerShift от Ford или DSG от Volkswagen — в этих названиях кроется практически одинаковая технология. Большинство современных роботизированных коробок обладают по сути механической КПП, а также приводом, который выполняет быстрые переключения передач. Конструкция обеспечивает как определенные плюсы, так и значительные минусы технологии, которые стоит рассматривать при покупке машины:

  • робот инициирует потребление меньшего количества топлива, чем простой автомат, он настроен на экономичную поездку без потери потенциала;
  • роботизированная коробка полностью раскрывает двигатель, его мощность и все базовые возможности;
  • переключения практически незаметны, никаких рывков нет, все происходит молниеносно;
  • коробки роботизированного типа адаптивны, их можно настраивать на использование в любых комбинациях;
  • стоимость такой коробки достаточно высока, что открывает список недостатков данной технологии;
  • ремонт робота — дорогостоящий и специфический процесс, который зачастую выполняется только профессионалами;
  • конструкция роботизированной коробки невероятно сложна, она нуждается в очень качественном сервисе.

Несоблюдение правил эксплуатации роботизированной коробки будет достаточно большой проблемой для покупателя. Красивые современные названия и прекрасные технические характеристики машин с роботизированными коробками — это не преувеличение. Все так и обстоит на самом деле, но за такие преимущества приходится немало платить. Стоимость обслуживания и эксплуатации такой коробки превысит ваши ожидания и заставит подумать о смене машины на более демократичный и практичный вариант. Впрочем, это мнение субъективно, ведь многим автолюбителям нравится ездить на машинах с роботами.

Читать еще:  Замена лампочек в приборной панели ваз 2114 и 2115. типичные поломки

Преселективная роботизированная трансмиссия

По привычке многие также называют ее «роботом», однако ничего общего с вышеописанной конструкцией «преселектив» не имеет. Это совершенно оригинальная конструкция, в которой имеются… две коробки передач и два сцепления! Одна коробка передач – «нечетная», вторая – «четная», у каждой свое сцепление, которое используется поочередно. На старте в дело первой вступает «нечетная» коробка передач, но при этом «четная» уже включила вторую и просто ждет, когда можно будет «отпустить» свое сцепление – в преселективном «роботе» всегда включены две передачи, и процесс их смены происходит только за счет того, что одно сцепление включается, а второе выключается. А поскольку происходит это одновременно, для водителя этот процесс практически неощутим – ни рывков, ни пауз на разгоне. «Поток мощности не разрывается», как любят писать в рекламных буклетах, и это фактически правда: те миллисекунды, пока «меняются местами» оба сцепления, в расчет можно не брать.

Благодаря таким конструктивным особенностям преселективные трансмиссии стали очень популярны, причем как на малолитражках, так и на суперкарах типа Porsche или Lamborghini. И даже несмотря на то, что ранние разработки отдельных производителей оказались не самыми надежными, это уже не может остановить победное шествие «преселективов» по всему миру. Хотя есть и ограничения: преселективная трансмиссия, как и любой другой «робот», не любит движения «внатяг», когда может сгореть сцепление – и по этой причине ее редко предлагают для кроссоверов и уж тем более для внедорожников.

Как выбрать автоматическую коробку переключения передач

Автомобиль с коробкой автомат всё чаще становится выбором жителей мегаполиса. Если раньше такую опцию можно было встретить только на автомобилях среднего и высшего ценового сегмента, и на подержанных «иномарках», привезённых из Штатов, то сегодня автомобили абсолютно всех классов бывают двухпедальные.

«Удобно!» — самый частый аргумент, уставших от «пробок» автовладельцев. И, действительно, автоматическая коробка передач значительно упрощает процесс передвижения в суетном мегаполисе, сокращая до минимума количество действий водителя. Выбор для большинства представительниц прекрасной половины человечества и вовсе не стоит – коробка только «автомат». Даже «сдав» экзамен в автошколе, не все начинающее автолюбительницы представляют, за что отвечает крайняя левая педаль, и что означает расположение пяти-шести цифр на «джойстике», который торчит из пола. Но что кроется за привычным словом «автомат»? Ведь разновидностей коробки без педали сцепления сегодня существует не одна и не две. А некоторые, особо ушлые продавцы автомобилей, выдают за автоматическую — роботизированную коробку передач, у которой гораздо больше общего с обычной «механикой».

Как выбрать коробку автомат мы и попробуем разобраться.

Гидротрансформаторная коробка переключения передач

Самая распространённая коробка передач автомобиля в мире. Именно с неё и пошло сокращённое название коробки — «автомат».

Сам гидротрансформатор частью КПП не является и выполняет, по сути, роль сцепления, передавая крутящий момент при трогании автомобиля. На скорости, при высоких оборотах, гидротрансформатор блокируется муфтой, сокращая расход энергии (топлива). Кроме того, гидротрансформатор является хорошим гасителем различных колебаний, как двигателя, так и коробки передач, увеличивая, тем самым, ресурс обоих агрегатов.

Жёсткой связи между двигателем и механической частью АКП нет. Крутящий момент передается посредством трансмиссионного масла, которое циркулирует под давлением в замкнутом круге. Именно такая схема обеспечивает работу двигателя с включённой передачей, когда автомобиль неподвижен, и именно поэтому, качеству трансмиссионного масла уделяется так много внимания.

Ответственность за переключение передач несёт гидравлическая система, и в частности, так называемый гидроблок. В современных «автоматах» им управляет электроника, которая и позволяет трансмиссии работать в разных режимах: стандартном, спортивном или экономичном.

Несмотря на кажущуюся сложность, механическая часть гидротрансформаторной автоматической коробки передач достаточно надёжна и ремонтопригодна. Самым уязвимым её местом, как правило, является гидроблок, неисправная работа клапанов которого, сопровождается неприятными ударами при переключениях. В большинстве случаев «вылечивается» заменой дорогостоящей детали.

Как уже было отмечено выше, следить нужно и за состоянием масла. Хотя на сегодняшний день уже существуют так называемые необслуживаемые коробки автомат, которые вообще не требуют замены масла.

Ездовые характеристики современных автомобилей, оснащённых классическим «автоматом», очень сильно зависят от управляющей электроники, которая получает информацию с многочисленных датчиков. Считывая с них информацию, «мозги» автоматической коробки передач автомобиля отправляют команду на переключение передач в необходимые моменты. Такое поведение ещё называют адаптивностью «коробки». Так что регулярное обновление программного обеспечения «автомата» может значительно улучшить характеристики поведения автомобиля.

Немаловажным фактором является количество передач трансмиссии. Сейчас ещё встречаются гидромеханические трансмиссии с четырьмя ступенями, но большинство автопроизводителей перешло на «коробки-автомат» с пятью, шестью и даже семью и восемью передачами. Увеличение количества передач положительно сказывается на плавности переключений, динамике и экономии топлива.

Ручной режим переключения, который впервые появился на автомобилях Porsche под названием Tiptronic и мгновенно был скопирован почти всеми производителями, по сути, является просто модной «фишкой». Если на спортивных автомобилях под управлением опытных водителей переход в ручной режим может значительно повлиять на поведение автомобиля, то в мирской жизни массовых автомобилей он, в общем-то, бесполезен, да и покупают «автомат» не для того, чтобы руками переключать передачи.

Учитывая совокупность всех факторов, можно сказать, что автоматическая гидротрансформаторная коробка передач автомобиля наиболее эффективно управляет распределением крутящего момента двигателя, проста в обслуживании и является наиболее оправданным выбором.

Примеры автомобилей с гидротрансформаторной коробкой переключения передач:

Peugeot и Citroen (308, 3008, C4, С5)

Бесступенчатая автоматическая трансмиссия (или вариатор)

CVT или Continuously Variable Transmission – так чаще всего обозначается вариатор. Хотя по внешним признакам эта трансмиссия ничем не отличается от обычной «коробки автомат», работает она совершенно по другому принципу.

В вариаторе передач как таковых нет вовсе, и в нём ничего не переключается. Изменение передаточных чисел происходит непрерывно и постоянно, вне зависимости от того замедляется автомобиль или разгоняется. Этим объясняется абсолютная плавность работы бесступенчатой коробки переключения передач, которая обеспечивает комфорт в автомобиле, оберегая водителя от каких бы то ни было толчков и ударов.

Правда, производители виртуально внедряют в вариатор пять, шесть передач, которые можно «переключать». Но это — не более, чем имитация, позволяющая работать вариатору в нужных водителю режимах.

Если максимально опустить технические подробности, конструкция вариатора представляет собой две пары конусообразных шкивов, между которыми по изменяемому радиусу вращается ремень. Боковины шкивов могут сдвигаться и раздвигаться, обеспечивая тем самым изменение передаточных чисел. Сам ремень, на который ложится основная нагрузка, представляет собой сложное инженерное устройство и больше похож либо на цепь, либо на ленту, собранную из металлических пластинок.

Помимо плавности, достоинством вариатора является быстрота его работы. Поскольку вариатор не тратит время на переключение передач, например, при разгоне, бесступенчатая «коробка» сразу оказывается на пике крутящего момента, обеспечивая максимальное ускорение автомобиля. Правда, субъективно это ощущение скрадывается всё тем же отсутствием переключений.

Из особенностей эксплуатации стоит отметить более высокую, по сравнению с классической коробкой передач «автомат», стоимость обслуживания вариатора. Объясняется это тем, что бесступенчатая «коробка» боится перегрева. Высокие температуры внутри «коробки» требуют использовать специальное и очень дорогое масло, которое необходимо менять, в среднем, каждые 50-60 тысяч километров. А после 100 000 км, замены, скорее всего, потребует и ремень.

Примеры автомобилей с вариатором:

Audi A4 2.0 Multitronic

Роботизированная коробка переключения передач

Более правильным называнием было бы — механическая КПП с автоматическим сцеплением, поскольку с «автоматом» её роднит только количество педалей. «Робот» полностью повторяет схему работы обычной механической КПП, с единственным отличием – выжимом сцепления и переключением передач занимаются два сервопривода, под управлением электронного блока. Причём, режим автоматического переключения передач вторичен.

С «механикой» роботизированную трансмиссию роднит то, что переключение передач происходит с разрывом потока крутящего момента, который выражается в паузах-провалах при разгоне.

Читать еще:  Аэрография на джипах (фото)

На обычной МКПП этот провал тоже есть, но в этот момент человек за рулём как раз и занят процессом выжима сцепления и выключением/включением нужной передачи. А когда за водителя всё делает автоматика, на «паузе» концентрируется внимание и создаётся ощущение этого провала.

Однако с этим эффектом можно бороться. Первым делом, нужно забыть про автоматический режим, как про страшный сон, и переключать передачи самостоятельно с обязательной (!) перегазовкой: неприятные провалы сократятся до минимума, а то и вовсе исчезнут.

Кроме того, «робот» требует обязательного выключения в нейтраль при каждой остановке дольше нескольких секунд, уберегая сцепление от перегрева. Не позволит «робот» и долго буксовать, выезжая, например, из сугроба, оповестив владельца запахом спаленного сцепления и уходом в аварийный режим.

За чем же вообще тогда нужна подобная трансмиссия? Определённо, достоинства тоже есть. Во-первых, это, безусловно, умеренная цена «робота», по сравнению с полноценными автоматическими трансмиссиями: стоимость такой трансмиссии как опции, обычно не превышает 25 000 рублей. Во-вторых, умеренный расход топлива, который остаётся на уровне автомобиля с обычной механической КПП.

Так же некоторые производители оснащают «роботизированные» автомобили подрулевыми «лепестками», которые позволяют очень быстро переключать передачи, выигрывая в динамике даже у такого же автомобиля, оснащённого ручной «коробкой».

Но, в общем и целом, недостатки подобной трансмиссии как «автомата» перекрывают достоинства. Хотя некоторые производители упорно продолжают оснащать роботизированными коробками передач некоторые свои модели, коробки такого плана отживают последние годы своего существования, уступая место роботизированным трансмиссиям второго поколения.

Примеры автомобилей с роботизированной коробкой переключения передач:

Мифы об АКПП

Настало время разобрать наиболее распространенные вопросы и мифы, связанные с эксплуатацией автоматических коробок любого типа.

Миф № 1. «Автомат» проигрывает механике по разгону

Главная причина, по которой автомобиль по мнению водителя «не едет» — момент переключения выбирает не сам водитель, а механизм. К тому же в работе АКПП задействовано больше деталей.

Для развенчания этого мифа достаточно посмотреть замеры, которые регулярно проводят различные автомобильные издания. И если разница в разгоне машин 20-30-летней давности с разными коробками ещe можно ощутить и сравнить «в сухих цифрах», то современные автоматы орудуют передачами не хуже, а подчас и быстрее, чем можем мы с вами.

Миф № 2. Масло в АКПП не меняют

На автоматических коробках прошлого века указывали интервал замены масла. Он составлял в среднем 30-45 тысяч километров, при этом использовалось масло на минеральной основе.

Современная трансмиссионная жидкость, изготовленная на синтетической основе, служит значительно дольше, так как в сравнении с жидкостью на минеральной основе лучше противостоит окислению и изменению вязкости. Тем не менее, менять масло по-прежнему необходимо: увеличился лишь межсервисный интервал. Сегодня он составляет 90-180 тысяч километров пробега.

Именно поэтому автопроизводители все чаще предписывают к использованию синтетические жидкости для автоматических трансмиссий с разовой заменой за все время эксплуатации автомобиля. Данная мера обусловлена не только возможностью использовать АКПП с увеличенными интервалами замены масла, но и соображениями по защите экологии. Чем меньше заправочные объемы автомобиля, тем меньшая экологическая нагрузка приходится на окружающую среду. Ведь отработанное масло нужно обязательно утилизировать или перерабатывать.

Миф № 3. Увеличенный расход топлива в сравнении с МКПП

Этот миф, увы, очень близок к правде. Если сравнить два автомобиля с силовыми агрегатами одинаковой мощности, агрегатированными МКПП и АКПП с одинаковым количеством передач и теми же передаточными числами, автомобиль с МКПП затратит меньше топлива, преодолев то же расстояние, что и автомобиль с АКПП.

Причин здесь несколько:

  • больший вес автомобиля с АКПП из-за веса самой АКПП (более сложная конструкция, требующая большего объема масла, наличие дополнительных охладителей масла, больший вес самих планетарных рядов);
  • более значительные потери на трение в АКПП чем в МКПП;
  • эффект «задумчивости» АКПП (более позднее переключение передач из-за того, что автоматика не «видит» дорожную обстановку, в то время как МКПП позволяет водителю заблаговременно переключиться на нужную передачу с учетом скорости автомобиля без «перекручивания» двигателя).

Миф № 4. Автоматы — не для бездорожья

Утверждение актуально для старых автоматических трансмиссий, у которых не было модуля управления: переключение контролировалось на механическом уровне с учeтом скорости вращения двигателя и вторичного вала коробки передач.

Проблемы при преодолении сильного бездорожья могут возникнуть, когда нужно пользоваться приeмом раскачки и буксировки. Сегодня появилось большое количество электронных помощников: от специальных режимов «снег» до интеллектуальных систем, которые сами анализируют условия езды, задействуют имитации блокировок или особым образом распределяют тягу по колeсам.

Если вы собрались покорять бездорожье, то куда важнее не вид трансмиссии, а мастерство водителя и сам автомобиль. При неумелом обращении перегреть или сломать можно как автомат, так и механику.

Миф № 5. При остановке нужно ставить коробку в режим «N»

Скорее всего этот миф распространяют водители, которые когда-то долго ездили на автомобилях с механической коробкой. В пробках или на долгих светофорах держать включeнную передачу на механике не всегда удобно: попросту устают ноги.

Можем заявить с полной ответственностью: лишний раз переставлять коробку в нейтральное положение на АКПП не нужно. И ориентироваться стоит на рекомендации завода-изготовителя автомобиля: ни один автопроизводитель этого не посоветует.

«Вариатор». Вариаторная АКП

Чтобы понять, до чего додумались инженеры, представьте… велосипед. Педали, две звездочки, а между ними – цепь. На заднем колесе чуть более продвинутых моделей есть несколько звездочек, чтобы можно было передачи переключать. Переключил на большую звездочку – крутить педали легче и можно ехать в крутую горку, только чаще крутить педали приходится. Скорость велосипеда при этом падает, но это плата за высокую тягу. А если ехать по ровной местности, или с горы, то включил звездочку сзади поменьше – крутишь педали реже, а скорость велосипеда растет. Теперь представьте, что на велосипеде вместо цепной передачи стоит ременная. То есть, вместо цепи – ремень, вместо звездочек — шкивы, только вместо кучи звездочек на заднем колесе – ОДИН шкив, но его диаметр может… плавно изменяться.

Представили? Вот, перед вами, вариаторная автоматическая коробка передач! Один шкив – постоянного размера, второй – переменного и его диаметр меняется по команде блока управления, подстраиваясь под условия движения. А между ними – прочнейший «ремень», представляющий собой или многозвенную цепь, или составной, из металлических пластин. Плавное изменение диаметра одного из этих шкивов приводит к тому, что моменты переключений АКП не ощущаются вовсе. Ведь их попросту нет, этих моментов переключений. J Изумительно комфортная штука в работе, этот вариатор! Но и в нем не обошлось без недостатков, существенных и помельче.

«Вариаторы» недёшевы. Также они категорически не любят пробуксовок. Из-за того, что между «черным ящиком» со шкивами и ремнем приходится ставить все тот же гидротрансформатор (трогаться-то нужно!), а также из-за механического трения в «черном ящике», потери энергии достаточно велики, расход топлива, в с сравнении с «обычной» АКП, немногим меньше. А может быть и больше. А еще приходится с программами двигателя «поколдовать», чтобы он не гудел, как троллейбус на постоянных оборотах при разгонах. Ведь ступенчатого переключения передач – нет. Поэтому инженерам опять открылся простор для изысканий.

Все об устройстве вариатора

Вариатор – разновидность автоматической коробки передач. Он предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и бесступенчатого изменения передаточного отношения в фиксированном диапазоне.

Цепной вариатор CVT

Зачастую в технической документации к автомобилю можно встретить в качестве обозначения коробки передач аббревиатуру CVT. Это и есть вариатор, в переводе с английского – “постоянно изменяющая передаточное отношение трансмиссия” (Continuously Variable Transmission).

Читать еще:  Полировочная паста фарекла g3 и другие полироли farecla

Главная задача вариатора – обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.

Управление вариатором практически не отличается от управления автоматической коробкой передач, за исключением бесступенчатого изменения крутящего момента.

Кратко о видах CVT

  1. Клиноременный вариатор. Он получил наибольшее распространение. Этот вариатор состоит из ремня, натянутого между двумя раздвижными шкивами. Принцип работы клиннорменного вариатора заключается в плавном изменении передаточного отношения за счет синхронного изменения радиусов контакта шкивов и клиновидного ремня.
  2. Цепной вариатор. Менее распространен. Здесь роль ремня выполняет цепь, передающая тянущее, а не толкающее усилие.
  3. Тороидный вариатор. Достоин внимания и тороидный вариант трансмиссии, состоящий из дисков и роликов. Передача крутящего момента здесь осуществляется за счет силы трения роликов между дисками, а передаточное число меняется посредством перемещения роликов относительно вертикальной оси.

Тороидный вариатор

Детали вариаторной КПП дорогостоящие и труднодоступные, да и сама коробка обойдется недешево, а с ее ремонтом могут возникнуть проблемы. Наиболее дорогим вариантом будет тороидная коробка, для изготовления которой требуется высокопрочная сталь и высокая точность механической обработки поверхностей.

Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач

В тексте уже были упомянуты как положительные, так и отрицательные стороны вариатора. Для наглядности представим их в таблице.

ПреимуществаНедостатки
1. Плавное движение автомобиля, бесступенчатое ускорение1. Высокая стоимость коробки и ее ремонта, дорогие расходные материалы и масло
2. Экономия топлива за счет использования всего потенциала работы двигателя2. Непригодность к высоким нагрузкам и тяжелым дорожным условиям
3. Простота и меньшая масса коробки в сравнении с классической АКПП3. «Эффект задумчивости» при переключении передач (хотя, в сравнении с роботом, вариатор «тормозит» меньше)
4. Возможность движения на максимальном крутящем моменте двигателя4. Ограничения по установке на автомобили с двигателями большой мощности

Чтобы устройство не подвело водителя в процессе эксплуатации, необходимо соблюдать следующие условия:

  • следить за уровнем масла в трансмиссии и вовремя менять его;
  • не нагружать коробку в период зимних холодов в начале движения, при буксировке авто и во время движения по бездорожью;
  • периодически проверять на разрывы разъемы агрегата и проводку;
  • следить за работой датчиков: отсутствие сигнала любого из них может привести к некорректной работе коробки.

Вариаторная КПП – это новая и пока не доведённая до оптимального состояния, имеющая множество недостатков система трансмиссии. Несмотря на это, разработчики и конструкторы пророчат ей большое будущее. CVT является наиболее простым видом трансмиссии как по техническому устройству, так и по принципу работы.

Несмотря на кажущиеся преимущества, обеспечивающие экономию топлива и комфорт при движении, вариаторная КПП сегодня применяется достаточно редко и, в основном, в легковых машинах или мотоциклах. Посмотрим, как обстоит дело с роботом.

Чем отличаются DSG6 и DSG7?

DSG бывает двух видов. Первой, в 2003 году, появилась шестиступенчатая коробка DSG6. Двойное сцепление в ней было «мокрым», то есть работало в масляной ванне. Основной минус коробки — значительные потери мощности за счет масла. Поэтому в 2008-м Volkswagen представил новый вариант — DSG7. В этой коробке используется сухое сцепление. Именно эта коробка и стала проблемной. При выборе автомобиля с DSG всегда обращайте внимание на то, какой вид там используется — шести- или семиступечатый. DSG6 можно брать без сомнений, а вот DSG7 лучше оставить тем, кто плохо разбирается в технике.

В чем отличия водительских прав на механику и автомат

Водительское удостоверение РФ нового образца, действующее с 2014 года, содержит не только обозначение категории транспорта, которыми может управлять его обладатель, но и специальные отметки с ограничениями управления, как правило, по состоянию здоровья. Отметки ставятся в разделе 14, а если ограничения накладываются лишь на отдельные категории транспорта, то в разделе 12.

Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ № 1097 «О допуске к управлению ТС», лица, сдавшие экзамен ГИБДД на ТС с коробкой-автомат, получают национальные права с отметкой AT в разделе 14 (или 12 для отдельных категорий). Данная отметка означает, что водитель может законно ездить на ТС, оборудованном исключительно коробкой с автоматическим переключением передач. Управление машиной с МКПП при наличии отметки AT в правах расценивается как нарушение правил дорожного движения.

В данном случае к АКПП относятся все виды трансмиссии, в которых для переключения передач не используется мускульная сила водителя – классические гидроавтоматы, роботизированные коробки и бесступенчатые вариаторы.

Если в указанном разделе не проставлена символьная отметка, то обладатель удостоверения не имеет ограничений в управлении ТС – ни по здоровью, ни по разновидности трансмиссии автомобиля.

Разница между АКПП и МКПП

Основным отличием АКПП и МКПП является управление, его принципы, достоинства и недостатки. Кроме того, у этих двух вариантов коробок есть и другие различия, касающиеся технических характеристик и удобства эксплуатации авто.

Основные отличия:

  • Механическая КПП имеет легкий вес, простую конструкцию, за счет чего обеспечивается простота в обслуживании и ремонте. АКПП напротив — отличается внушительным весом, а также сложностью сервиса.
  • Принцип работы механической коробки передач и собственно самого «автомата».
  • Механическая коробка передач заводится без аккумулятора. Данный способ непрост, но в экстренных ситуациях может выручить водителя. «Автомат» же полностью зависит от электричества.
  • Сложность управления машин с механическими коробками передач часто отпугивают начинающих водителей, поэтому они отдают предпочтение АКПП.
  • Авто с механической коробкой переключения передач экономнее «автоматов». Они в среднем расходуют на 10% меньше топлива.

Как показывает практика, принцип работы механической коробки передач, а также сложность управления заставляют отказываться от МКПП не только новичков, но и опытных водителей.

МКПП: преимущества и недостатки

Как и все устройства, механическая коробка передач отличается достоинствами и недостатками.

К достоинствам относятся:

  • простота устройства, обслуживания и ремонта как всей коробки, так и ее деталей;
  • длительный срок эксплуатации;
  • экономия топлива;
  • высокий кпд;
  • быстрое увеличение оборотов двигателя;
  • легкий вес;
  • возможность запуска двигателя без аккумулятора;
  • буксировка авто на любые расстояния.

Автомобили с «механикой» имеют ряд преимуществ, которые ценятся многими опытными водителями.

К недостаткам механической коробки передач относятся:

  • сам принцип работы и управления представляет особую сложность для новичков, а также является фактором риска повреждения сцепления;
  • угроза перегрузки мотора при неправильном использовании КПП и некорректном переключении передач;
  • большой промежуток времени, необходимый для переключения с одной передачи на другую;
  • дискомфорт и усталость от частого использования.

В большинстве случаев автомобили с «механикой» выбирают опытные водители, которые знают принципы управления данным вариантом коробки передач. Они отлично знают, на каком пробеге менять масло в МКПП, а также с легкостью справляются с регулярным переключением передач в режиме сложного городского движения.

Автомобили с МКПП

Для многих водителей, которые хотят привычную «механику» часто встает вопрос — можно ли поменять АКПП на МКПП? Ответ здесь неоднозначен, так как многие автоконцерны не выпускают модели с МКПП уже достаточно давно. Поэтому заменить комплектацию вряд ли получится, так как найти нужные детали будет попросту невозможно из-за отсутствия их производства. Именно поэтому всем любителям привычной «механики» лучше заранее позаботиться о покупке авто с МКПП.

Автосалон ДОЛАВТО предлагает широкий выбор авто с механической КПП. У нас можно найти китайские автомобили с МКПП, причем это будут не только устаревшие модели. Многие современные «китайцы» в комплектации Basic и Comfort имеют именно МКПП. Мы предлагаем выгодную покупку современного авто, которое будет полностью соответствовать всем пожеланиям водителя.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector