Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое аквапланирование автомобиля и что с этим делать?

Как победить аквапланирование учитывая привод автомобиля

Двигаясь за рулем своего автомобиля в сырую погоду, многие из нас сталкивались с кратковременной потерей управляемости и резким рывком рулевого колеса в сторону.

Это аквапланирование — образование под колесами гидродинамического вала (водяной клин), на котором машина попросту всплывает.

Подобное явление чаще происходит при проезде луж на высокой, не менее 60-70 км/ч, скорости.

Опытные водители утверждают, что водяной клин под колесами может образовываться и на меньших скоростях, однако эти утверждения не имеют научных обоснований.

По утверждениям исследователей, скорость, на которой будет образовываться клин, зависит от:

  • Глубины водяной пленки;
  • Остаточной глубины протектора;
  • Влажности воздуха;
  • Типа привода автомобиля;
  • Гладкости дорожного покрытия.

Стоит заметить, что хорошее качество дороги здесь скорее минус, чем плюс. На шероховатом покрытии, имеющем ямки и мелкие выбоины, для возникновения АП требуется большая скорость, чем на идеально гладком асфальте.

При грамотном поведении водителя в момент столкновения с водной преградой, образующийся водяной клин редко приводит к аварии. В основном подобное происходит, если колеса немного вывернуты, а глубина лужи неравномерна (автомобиль разворачивает). Также к полной потере управляемости приводит выбивание руля при его слабом придерживании руками. Это особенно актуально в отношении машин без ГУРа.

  1. Как определить начало аквапланирования
  2. Как победить аквапланирование, учитывая привод
  3. Наиболее частые ошибки
  4. Профилактика

Факторы

1. Шина. Все упирается в нее. Чем хуже отводится вода из под пятна контакта, тем сильнее возрастает шанс образования большого количества воды под протектором. Любителям подрифтить и сликов особый привет). Особое “уважение” водителям, которые прорезают покрышки дальше, ибо лень покупать новые (или нет денег). На личной безопасности не экономят.

И да, рассчитывать на электронных помощников, аля ABS или ESP, мы бы не стали.

2. Вождение или человеческий фактор. Если на скорости въехать в лужу, то большинство шин могут не справятся, в итоге по водной пленке машина потеряет управление. Особенно опасно это на трассе. Привет любителям погонять в дождь под 100-120. Почитайте про премию Дарвина.

3. Глубина. Естественно, чем глубже лужа, тем больше приходится рассчитывать на свою резину, но если на скорости попытаться пролететь глубокую лужу, даже внедорожная резина с высоким протектором, попросту не справится. Хотя это дело случая и все может обернуться хорошо, вот только рассчитывать на свою удачу каждый раз не стоит. Сбросив скорость можно всего избежать.

4. Асфальтовая колея. Дороги в нашей стране вечная тема, а именно их отсутствие. Даже по недавно уложенному асфальту, может образоваться колея, от автобусов, грузовиков и прочего. В ней то и скапливается дождевая вода.

Что делать, если произошло аквапланирование?

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).

Что делать при возникновение аквапланирования

Научиться правильной технике вождения при появлении аквапланирования достаточно трудно. Специальных полигонов для автолюбителей, методик обучения не существует. Навыки поведения могут вырабатываться только опытом вождения (иногда печальным). В реальной езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль становится «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).

Самым опасным с такой ситуации становятся лихорадочные движения рулем с большой амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, возникновении сцепления вызовет резкий бросок автомобиля в сторону. Нужно попытаться сохранить прямое движение до появления сцепления с покрытием, после этого выравнивая автомобиль.

Видео: Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектора

Неприемлемы действия, обычные при заносе на льду (выворачивание руля в противоположную сторону, добавление газа), не дают результата резкое нажатие на тормоза, акселератор. Любые резкие движения могут стать опасными при выходе из аквапланирования. Снижение скорости становится самым эффективным для выхода, автомобиль, теряя скорость, «тонет», получает сцепные качества. Тормозить нужно двигателем, обратными переключениями скоростей. Возможна и естественная потеря скорости.

Предупредительные меры:

  1. соблюдение правил вождения;
  2. приобретение надежной резины;
  3. профилактический контроль износа шин (уменьшает вероятность появления аквапланирования до 50%);
  4. визуальный контроль качества, состояния дороги;
  5. постоянное движение на безопасной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.

Превратности аквапланирования

Статья из журнала «Авто Бизнес Маркет» — 01.07.2005г.
Автор: Александр Шумилов

Езда на машине – постоянное вступление в противоречие с физикой, прежде всего, при ускорении и торможении. При этом проявляются главные функции шин: контакт с дорогой, амортизация, гашение вибрации, ускорение и торможение. На влажной дороге необходимость сцепления с поверхностью встает особенно остро. Что такое аквапланирование и от чего зависит устойчивость вашего автомобиля? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Для того чтобы задействовать необходимые поперечные и продольные силы, возникающие при контакте с дорогой, любая шина нуждается в надежном сцеплении. При повороте в условиях недостаточного трения и высоких центробежных сил автомобиль легко может вылететь на обочину. Возникающие между шиной и дорогой силы трения выступают основным элементом безопасности при езде. Поэтому чем выше индекс трения m (my), обозначаемый также как величина силового замыкания, тем надежнее проходит поездка. Риск аварии на мокрой дороге возрастает как минимум на 30%.

Разумеется, разработчики ходовой части шасси и шин стремятся увеличить уровень их эффективности и тем самым обеспечить стабильность при езде также и в неблагоприятных условиях. В ответственный момент решающим оказывается качество самой шинной конструкции и резины, из которой она изготовлена. Физические границы величины трения постоянно изменяются и зависят от температуры, качества резины, скорости и дорожных условий.

Осторожно: влажная дорога

Необходимо помнить, что жизненно важная величина трения быстро и неуклонно падает на влажной трассе. И это происходит тем скорее, чем больше водная пленка на поверхности дороги. Особенно катастрофично происходит уменьшение величины трения и уход «в штопор» машин, имеющих шины с низкой глубиной профиля. Это часто случается с отъездившими свой срок или бывшими в употреблении шинами. Величина m, ничтожно малая в начале торможения, стремительно возрастает с увеличением скорости – как раз в этот момент роль шин особенно важна. При этом скорость падает быстро и отчетливо только незадолго до остановки автомобиля.

Насколько различаются тормозные характеристики на сухой и влажной дороге, наглядно продемонстрировали специалисты известного концерна Dunlop. В результате прямого сравнения тормозной путь Audi А4 при скорости 50 км/ч на сухой дороге составил 11.7 м, на мокром же асфальте – 14.2 (разница составила 2.5 м). При скорости 60 км/ч разница в тормозном пути на сухой и мокрой дороге составила уже 3.1 м. А при конечной скорости 100 км/ч разница тормозного пути подскочила до отметки 8.7 м.

Удачного аквапланирования!

Мокрые дороги вдвойне опасны в условиях аквапланирования. Его суть состоит в образовании водяного клина между колесами и поверхностью дороги: вода не успевает уходить из-под протектора, под ним образуется пленка, по которой автомобиль и начинает скользить, как по льду. Шина как бы всплывает на поверхность этой пленки. Как следует из многочисленных исследований, уже после 70 км/ч в начале всплывания (оно зависит от качества шины, глубины протектора, высоты воды, нагрузки) шина испытывает снижение величины трения, достигающее критической отметки. Сцепление с дорогой в этот момент практически отсутствует. Всплывая, шина уже не в состоянии нормально переносить поперечные и продольные силы. Так как критическая скорость всплывания зависит от многих факторов, ее практически невозможно подсчитать, и она тем опасней, чем выше скорость автомобиля.

Лимит сцепленияТормозной путь при 100 км/ч
Сухая дорога100%40-50 м
Мокрая дорога70%50-80 м
Снег20%почти 200 м

Как видно из таблицы, чем более скользкая дорога, тем больше тормозной путь и меньше сцепление.

Если лимит сцепления задействован лишь в одном направлении, то для переноса сил на другое уже не остается необходимого потенциала. Это важно помнить в условиях скользкой дороги, когда лимит сцепления и так ограничен. К примеру, полностью буксующее и при этом заблокированное колесо имеет 100% пробуксовку (машина движется, а колесо остается статичным), и полностью задействуется лимит сцепления в продольном направлении. Поскольку перенос боковой силы больше невозможен, автомобиль становится все более неуправляемым и может уйти в сторону. При использовании антиблокировочной системы (АБС) пробуксовка составит от 5 до 25% и, несмотря на полное торможение, произойдет перенос боковых сил, необходимых для поворота колеса. За 100% пробуксовки принимается заблокированное стоящее колесо или полностью прокручивающееся.

Читать еще:  Делаем бампер на Ниву своими руками – сложно, но можно

Вековая борьба со всплыванием

К важнейшим требованиям, предъявляемым к современной шине, относится наличие хороших антиаквапланировочных свойств. Перед допуском новой шины к эксплуатации автопроизводителями обязательно проводятся соответствующие ездовые тесты на продольную и поперечную аквапланировку (при езде по прямой и на поворотах). Хорошие результаты таких тестов становятся предпосылкой для допуска шины к первичному оснащению новых автомобилей.

Инженеры-конструкторы с давних пор пытались если не устранить, то хотя бы смягчить проблему аквапланирования. Специалисты концерна Dunlop, например, занимаются этим вопросом с 1960 г., и только с началом эксплуатации широких шин эффект всплывания в дождевую погоду значительно пошел на убыль.

При езде на неприспособленной резине наступает опасное состояние, сравнимое с «танцем яиц на сковородке», когда на высокой скорости перед колесом образуется водяной клин, просачивающийся под его поверхностью и заставляющий его всплывать. На высокой скорости это происходит тем быстрее, чем выше уровень воды. На очень высокой скорости всплывание происходит и при низком уровне слоя воды. Также наступление аквапланирования зависит от следующих факторов: нагрузка на колесо, высота уровня воды, конструкция шины (контур, внутреннее строение), распределение нагрузки на протектор, давление воздуха, ширина шины, глубина профиля и его строение.

После появления перспективных широких шин для легковых автомобилей их разработчики предприняли дополнительные меры с тем, чтобы еще больше снизить риск аквапланирования. Важным элементом при решении этой задачи выступает профиль протектора со сравнительно высоким у дождевых шин процентом негативного профиля (дренажные канавки и каналы). Именно с его помощью с поверхности протектора вбирается и быстро выводится достаточно большое количество воды. Очень эффективны также стрелообразные, направленные профили с уходящими к боковине каналами, которые, ускоряя отток воды, создают гидродинамический эффект. Но этот профиль не может быть слишком большим, так как блоки протекторного профиля становятся при этом более подвижными, что негативно сказывается на таких свойствах, как точность руления, боковой увод и износ шины. И в этом случае при конструировании шин важно выдержать необходимые пропорции между сокращением риска аквапланирования и ухудшением остальных функций колеса.

Величайшие достижения «шиностроения»

Главной проблемой летних дождевых шин, обладающих боковыми дренажными каналами, остается тем не менее недостаточно эффективный отвод воды из центральной части протектора. Что же может быть в этом случае логичней широкого и глубокого желобка, опоясывающего средину протектора? Идея эта не нова, и первые патенты на нее были выданы еще в 70-е годы. Но ее практическое воплощение состоялось только в средине 90-х.

Первым объявил о создании подобной конструкции – широкой и высокоскоростной шины AquaContact – немецкий концерн Conti. В 1991 г. Goodyear представил в Америке новую шину Aquatred, появившуюся двумя годами позже в Европе со скоростным индексом Т (190 км/ч), но с небольшим диапазоном размеров. В том же году Michelin презентовал свой прототип Catamaran в сверхскоростной версии (235/45 ZR17), а итальянский Pirelli уже в 1997 г. представил свою версию – Pirelli P 5000 Drago (со скоростными индексами H и V 210-240 км/ч от 45 до 65 серии). Всем этим конструкторским решениям была свойственна широкая кольцеобразная канавка посреди протектора и направленный рисунок. Боковые дренажные каналы были несколько короче: чтобы центральный обеспечивал наиболее интенсивный отток воды в продольном направлении. Pirelli Drago до сих пор находит спрос у автолюбителей, а Catamaran от Michelin так и не был запущен в серийное производство. По-прежнему доказывает свой высокий класс при езде по мокрым дорогам и «пионер» дождевых шин Uniroyal (новые антиаквапланировочные шины Uniroyal RainSport 1, Uniroyal Rallye 580/680).

И все же главной проблемой подобных шинных конструкций остается их зависимость от вполне определенных погодных условий. Такие колеса плохо подходят для езды по сухой дороге.

Эта проблема решена у спортивных шин за счет жесткого центрального профильного ребра, которое сознательно опущено конструкторами антиаквапланировочных шин. Экспериментально и на практике доказано, что конструкторский приоритет одного из шинных свойств практически сводит на нет остальные важные функции шины.

Тем не менее опыт крупнейших шинопроизводителей свидетельствует о возможности достижения разумного компромисса в различных областях применения и категориях шин. Так современные высокоскоростные и широкопрофильные шины Dunlop SP Sport 9000, Goodyear Eagle F1, Pirelli PZero или Michelin Pilot Sport, несмотря на экстремальные габариты, обладают удивительно действенной аквапланировочной защитой.

И все же абсолютной защитой от аквапланирования не обладает ни одна, даже самая совершенная шина. Водителю следует всегда помнить об этом. На аквапланирование влияет также регулировка давления в шинах. Недостаточное давление изменяет контур покрышки и сокращает распределение давления на средину протектора, шина при этом всплывает раньше времени. Сюда же следует отнести и глубину профиля: с недостаточным остатком профиля (тем более при «лысой» резине) опасность аквапланирования возрастает многократно. Законодательно предусмотренная в странах Евросоюза глубина профиля в 1,6 мм, по мнению специалистов, все же недостаточна для широких низкопрофильных шин и должна находиться на границе около 3 мм. Не последнюю роль играет и выбранная водителем скорость: в дождь и при стоячей воде на дороге, естественно, нужна особая осторожность. Хлюпающие шумы снизу и повышенная легкость при управлении машиной – эти сигналы неизменно свидетельствуют об опасности аквапланир

Шиномонтаж со скидкой до 100%.

Внимание! Заказ и доставка более 2-3 комплектов колес новому клиенту без предварительной оплаты невозможна.

Что такое аквапланирование и как его предотвратить

Термин «аквапланирование» нередко встречается в обозревающих публикациях различных моделей шин. Притом изготовители и разработчики покрышек ставят это вопрос далеко не на последнее место. В этом обзоре мы постараемся разобрать что подразумевается под аквапланированием, его влияние на движение, в частности на безопасность, и другие связанные с этим вопросы.

Эффект аквапланирования автомобильных шин

Аквапланированием шин называют такое явление, при возникновении которого появляется водяной клин в пятне контакта шины, то есть полностью или частично теряется сцепление с дорогой. За счёт этого автомобиль вместо езды по твердой поверхности неуправляемо «плывёт» по образовавшейся под резиной тончайшей водяной плёнке.

Чтобы лучше понять эффект аквапланирования можно рассмотреть такое сравнение: если принять сцепление шин с поверхностью при движении автомобиля по сухой дороге за единицу, то при езде по влажному покрытию такой показатель уменьшится примерно до уровня 0.5 соответственно; при движении по обледенелому покрытию он снизится до 0.2-0.3; а явление аквапланирования шин приближает этот показатель к нулю.

Однако не стоит путать понятия аквапланирования и скольжения. Они имеют разную природу возникновения и по-разному действуют на автомобиль. Аквапланирование автомобиля, как говорилось ранее, даёт полную или частичную потерю сцепления с покрытием, а скольжение колёс только частичную потерю контакта с полотном, но вывести машину из такого положения всё же возможно. При эффекте аквапланирования до снижения скорости и исчезновении несущей силы гидродинамического клина, автомобиль полностью неуправляем.

Обстоятельства, оказывающие влияние на появление аквапланирования.

Движение в дождь или заезд на лужу вовсе не обеспечивает потерю управляемости авто. Для возникновения аквапланирования должны быть соблюдены три основные условия. Первый фактор- производительность протектора: его рисунок, рельеф, способность удаления за минимальное время отвести наибольшее количество воды из пятна сцепления с дорогой. Второе условие –толщина водяного слоя на поверхности дорожного полотна. Просто езда по смоченной дождём дороге и въезд в лужу-разные вещи.

И третьим условием является влияние скорости передвижения машины по мокрой дорожной поверхности: чем быстрее едет автомобиль, тем больше шансов возникновения аквапланирования. Рассмотрим подробнее эти три условия и постараемся понять, как ликвидировать или сократить неблагоприятные последствия в такой ситуации.

Протектор

Изношенные резина или небольшая глубина канавок протектора не позволят в нужной мере отвести воду из пятна контакта. Необходимая толщина водяной плёнки, для образования аквапланирования при скорости 100 км/ч, всего лишь 1 мм. При слабом отводе жидкости из протектора, перед шиной появляется водяной вал, который преобразовывается в водный клин, под воздействием которого колесо отрывается от дорожного покрытия.

Водяная плёнка

Насчёт толщины водяного слоя, приводящего к аквапланированию, сложно говорить однозначно, поскольку этот фактор находится в зависимости от двух других. Но уверенно можно говорить о том, что при езде на приемлемой скорости (в пределах 100км/ч), хоть и при сильном дожде возникновение аквапланирования вовсе не является фактом. Однако при въезде в лужу (глубже 1 см) есть вероятность того, что ваш автомобиль «поплывёт». Посему рекомендуем сохранять бдительность при подъезде к лужам.

Скорость

Третье условие – скорость передвижения. О ней уже довольно много написано выше, в описании первых двух случаев. Добавим тут, что быстрота передвижения является единственным фактором, позволяющим в определённой ситуации миновать скольжения по водяной плёнке, возникнувшего при аквапланировании. Для этого нужно здраво произвести оценку дорожной ситуации и вовремя снизить скорость в зависимости от конкретных условий.

Второстепенные условия

Большое количество специалистов утверждают, что появление аквапланирования прямо зависит от кондиции подвески. По информации неофициальные данных ухудшение амортизации повышает риск возникновения такого явления на 50%.

Читать еще:  Что такое трансмиссия CVT – разъясняем на пальцах

Также берите во внимание качество дорожного покрытия. Даже при условии того, что вы нашли идеально ровный асфальт, не нужно усиленно на нём разгоняться в дождь, так как предельная ровность поверхности снижает показатель минимальной толщины водяного слоя, что сильно увеличивает возможность возникновения аквапланирования. В следствие этого, если вы едете не по крупнозернистому асфальтобетону, не стоит увеличивать скорость в условиях дождя или мокрой дороги.

Проявление аквапланирования

Разные автомобили ведут себя по воздействием данного эффекта также по-разному. Здесь мы рассмотрим группу легковых автомобилей. Тут важен в первую очередь привод авто. Например, у авто с задним приводом аквапланирование первоначально влияет на переднюю ось, а уже затем на заднюю. В таком случае это даст понять реакция и отклик рулевого колеса: он делается мягче и податливей, однако автомобиль никак не реагирует. Даже если скорость не увеличивается, и руль не вращается, существует возможность возникновения дтп.

У переднеприводных автомобилей напротив воздействие аквапланирования происходит с задних колес. В такой ситуации увеличение скорости передними колесами даёт шанс избежать неблагоприятных последствий. Но даже небольшое притормаживание или полностью брошенный газ могут привести к неуправляемому заносу или развороту.

Параметры автошин, устойчивых в условиях аквапланирования

В вопросе выбора устойчивых к аквапланированию (а это один из наиболее важных критериев резины), автовладельцам не следует доверять небольшим лавочкам, в которых прибыль, а не ваша безопасность, ставится на первое место. Нужно представлять, чем отличаются водоотталкивающие шины от обычных. У таких покрышек имеется специальный «дождевой рисунок» с продольной канавкой, которая должна быть достаточной глубины и иметь ламелизированные (многочисленно прорезанные) края. Идеальной формой протекторных водоотводов является «ёлочка». Такая шина отводит воду при помощи канавок назад и в стороны, препятствуя возникновению гидродинамического клина.

Основные советы по уклонению от аквапланирования

  1. Состояние резины сильно влияет на образование аквапланирования, поэтому не забывайте держать её под постоянным наблюдением. Также не стоит воспринимать изготовителей автошин буквально, нужно помнить, что какого бы качества покрышка ни была, она не устраняет аквапланирование на 100%, а только перемещает его к более высоким скоростям.
  2. При пребывании за рулём следует предусмотрительно обращать внимание на качество покрытия. Даже если дорога становится хоть немного мокрой, не стоит откладывать сброс скорости. Наибольшее внимание следует обратить на участки дороги с новым и гладким покрытием.
  3. В случае, если ваш маршрут всё-таки оказался не без лужи, объехать которую нет возможности, проезжайте её только в прямом направлении, ни в коем случае не тормозя во время самого проезда. Притормаживать или даже применять экстренное торможение можно только заранее, до её границ.

В заключении рассмотрим варианты того, что не нужно делать, если авто попало под влияние аквапланирования

  1. Не пытайтесь поворачивать рулём и колёсами. При возникновении аквапланирования не на всех колёсах, это может привести к неуправляемому заносу авто.
  2. Если всё-таки есть необходимость затормозить, то делайте это только при помощи медленного торможения двигателем, не используйте тормозную систему, она только усилит занос машины. Также не нужно увеличивать нажатие на газ на авто с передним приводом, как рекомендуют поступать при возникновении заноса, при аквапланировании это не сработает.

2. Поведение автомобиля и контрмеры

Когда автомобиль попадает в воду одним колесом, мгновенно увеличивается сопротивление движению, и, как следствие, резкое снижение скорости, сопровождаемое ударом, при котором рулевое колесо может быть выбито из рук водителя и автомобиль совершит непроизвольный разворот. Поэтому руль нужно держать двумя руками в положении «10-2» или «9-3» как на циферблате часов, плотно фиксируя кистями обод руля. Разворот автомобиля возможен и при въезде в лужу двумя колёсами: толщина слоя воды не бывает одинаковой и после всплытия одно из колёс может коснуться твёрдого основания. Всплытие всех четырёх колёс бывает крайне редко.

Пытаясь стабилизировать автомобиль, водитель нередко поворачивает руль. При всплывших передних колёсах автомобиль на поворот руля не реагирует, но в момент обретения сцепления с дорогой возникает повторный занос в сторону повёрнутых колёс. Для предотвращения повторного заноса необходимо корректировать его короткими поворотами руля на небольшой угол, сразу возвращая руль в положение «прямо», чтобы избежать рывка в сторону при выезде из лужи.

Для прекращения аквапланирования специалисты советуют отпустить педаль газа: повышенное сопротивление движению, создаваемое слоем воды, и торможение двигателем приведут к быстрому снижению скорости. На заднеприводном автомобиле можно плавно притормаживать резкое торможение может спровоцировать занос, на переднеприводном торможение может привести к мгновенной блокировке колёс и заглушить двигатель.

Для предупреждения аквапланирования необходимо не въезжать в лужи на высокой скорости и стараться преодолевать водные препятствия по прямой.

Значительное ухудшение видимости

Сильный дождь может значительно снизить видимость. Это не позволит вовремя установить опасность, Возникающую на дороге, и как следствие, избежать дорожно-транспортного происшествия. В это врем автомобилист должен значительно снизить скорость, чтобы увеличить безопасность.

Особые проблемы возникают в ночное время, когда условия становятся еще хуже. Если автомобилист попадает в подобную ситуацию, и начинается сильный ливень, то лучше переждать его на обочине.

Причины появления эффекта аквапланирования

Скорость

Не сложно догадаться, что главным виновником появления эффекта аквапланирования является скорость. Точнее – высокая скорость! Тем, кто сомневается, рекомендуем ответить на вопрос: как далеко добежит изображенная ниже ящерица, если ее «обороты» будут недостаточными?

Шлемоносный василиск.

Какова же должна быть скорость, чтобы бороздки протектора шины перестали справляться с выводом большого количества жидкости из пятна контакта с дорогой и возникла угроза аквапланирования?

Бытует мнение, что риск возникновения аквапланирования до достижения скорости в 90 км/ч минимален. В свое время концерн Nokian Tyres проводил дождевые испытания своей резины, которые показали, что на ровной дороге новые летние автошины теряют контакт с поверхностью при скорости примерно 80 км/ч.

Глубина воды: 5 мм, новые автошины
20 км/ч60 км/ч80 км/ч100 км/ч
Шина полностью соприкасается с землейШина почти полностью контактирует с землейШина частично плывет вверхПочти вся шина плавает на водном слое

Следует отметить, что такая же модель покрышки, но с изношенным протектором на 50%, «плывет» уже на 60 км/ч. (Для тех, кто в теме «нокиангейта», рекомендуем снижать скорость еще на 10 км в час! -)))

Состояние и тип шины

Очевидно, что чем больше износ вашей шины, тем на меньшей скорости возникает риск появления эффекта аквапланирования.

Скорость: 80 км/ч, глубина воды: 5 мм
Глубина протектора
Новая – 7,5 мм3,2 мм1,6 мм
Шина частично плавает вверхБольшая часть шины взлетает вверхПочти вся шина плавает на водном слое

Интересно, что если автомобиль оборудован широкими покрышками, он более склонен к аквапланированию, так как весь его вес распределяется по большей площади. Узкие покрышки быстрее прорезают стоячую воду. Из этого же разряда и проблема приспущенных шин.

Достаточно иллюстративно важность глубины протектора демонстрирует резина из Формулы-1.

Шины для дождя обильно прорезаны канавками, и угол этих канавок настроен так, чтобы обеспечить лучшее удаление влаги и эффективный контакт с трассой на очень высоких скоростях в условиях дождя. Канавки на их поверхности могут удалять до 60 литров воды в секунду на полной скорости.

Производитель «гражданской» резины тоже должен учитывать опасность эффекта аквапланирования. Например, в Евросоюзе даже введена обязательная маркировка характеристики сцепления шин с мокрой дорогой.

Класс сцепление на мокрой дороге

Тип дорожной поверхности, глубина лужи и состав воды

Все эти факторы тоже могут иметь существенное значение. К примеру, чем глубже лужа, тем больше вероятность потерять контакт с дорогой, хотя на высоких скоростях для этого достаточно и тонкого слоя влаги. Наличие в составе воды грязи, соли, масла и даже температура влияют на ее плотность и свойства. На гладком асфальте транспортное средство во время дождя более подвержено аквапланированию (Да здравствуют плохие дороги! -) Ура, Автодор!)

Вес автомобиля и его конструкция

Интересно, что полноприводные авто более склонны в определенных ситуациях к аквапланированию. Внезапная неконтролируемая передача мощности от передних колес к задним может привести к опасным последствиям. Более того, полноприводный автомобиль труднее управляется в заносе и требует определенного опыта в вождении.

Также имеет значение вес автомобиля – чем он меньше, тем легче при высокой скорости аэродинамика поднимает кузов над дорогой, прижимная сила колес с дорогой снижается, вода из точки контакта не вытесняется, и тем больше вероятность аквапланирования (частично именно для борьбы с этим эффектом предназначены спойлеры и антикрылья).

Правило 4: двойное внимание

Когда на улице дождь и гроза, вы должны тщательно контролировать машины не только впереди и сзади, но и сбоку. Если видите рядом лужу, будьте готовы к тому, что едущий рядом автомобиль зальет ваше лобовое стекло потоком воды. Заранее прогнозируйте такие моменты и повышайте скорость работы стеклоочистителей, чтобы видеть дорогу.

Если вам встретился агрессивный водитель, который дразнит и провоцирует вас, например, звуковыми сигналами, не теряйте хладнокровности. В случае ДТП с вашим участием он умчит дальше, а вы будете пытаться понять, как так вышло. Поэтому думайте своей головой и не торопитесь, например, проскочить на «розовый» или вылететь на левый поворот со второстепенной, просто потому что вам сзади сигналят.

Чего не следует делать при управлении автомобилем во время дождя?

«Дождик, дождик, перестань! Возвращайся тогда, когда мне не нужно будет ехать пять километров до ближайшего строительного магазина, чтобы купить герметик и залатать дыру в крыше, через которую вода капает прямо мне на голову».

Нет, это заклинание не работает, можете даже не пробовать. Лучший способ для того, чтобы плохая погода обошла стороной вашу поездку на автомобиле, это не ездить в такую погоду.

Многие, быть может, отнесутся с сомнением к нашей рекомендации, решив, что эта статья не для них, что их автомобиль, напичканный всевозможными опциями автомобильной безопасности (ABS, ESP и т.д.), может справиться с любой погодой. Такие суждения ложны и, как правило, могут привести к трагическим последствиям. Каким бы современным не был ваш автомобиль (даже если это автомобиль будущего от компании Nissan), к сожалению его системы безопасности, при езде в дождливую погоду, не дают 100% гарантии от попадания в кювет или совершения транспортным средством неконтролируемого заноса на дороге. 100 процентную гарантию безопасности в дождливую погоду вам даст только оставленный дома автомобиль (вместе с его хозяином). Но бывают случаи (как правило, они бывают очень часто), когда ехать необходимо, несмотря на проливной дождь и слякоть, царящие на дороге. И вот мы садимся за руль, выезжаем на трассу и начинаем совершать ошибки при вождении, которые сошли бы нам с рук в сухую погоду, но весьма аварийно — опасны в дождливую. Как избежать этих ошибок и чем чревато их совершения, узнаем ниже.

5 . ПРИ ДВИЖЕНИИ СТАРАЙТЕСЬ НЕ СЪЕЗЖАТЬ НА ОБОЧИНУ ДОРОГИ

Современные дороги построены таким образом, что к центру они выше, чем по бокам. Разница может быть незначительной, но она заставляет воду стекать с центрального пригорка (который называется короной) к обочинам дороги. Если во время поездки вас застал дождь, старайтесь избежать стоячей воды, которая скапливается по краям дороги. Если вы заденете на большой скорости край дороги, который от обилия воды стал как тесто, то ваш автомобиль может запросто занести.

4 . НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ, НО ТАКЖЕ НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ ИХ СЛИШКОМ ЯРКО

Многие водители пренебрегают использованием фар своего автомобиля в дневное время, тем самым подвергая риску и себя и других участников дорожного движения. Особенно это утверждение верно при управлении автомобилем во время дождя, ведь когда идет дождь, ваши фары помогают другим водителям увидеть вас. Ни для кого не секрет, что во время сильного дождя мир покрывает темный мрак, даже во время легкого моросящего дождика все вокруг превращается в одну большую массу переваренной овсянки, и, увидев свет фар вашего транспортного средства, другие водители вспомнят, что в этой овсянке можно наткнуться на довольно крупный изюм.

Также, при движении на автомобиле во время дождя, не следует включать дальний свет, слишком ярким светом вы можете непреднамеренно ослепить водителей встречных машин. У всех участников движения и так нервы на пределе из-за этого ужасного дождя и каждый хочет быстрее добраться домой. Не добавляйте им дискомфорта, который может быть причинен ярким светом ваших современных светодиодных фар.

3 . НЕ САДИТЕСЬ ЗА РУЛЬ, ЕСЛИ ДВОРНИКИ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ С ПОТОКОМ ДОЖДЯ

Да, это предупреждение ну уж совсем для бестолковых водителей, но разве можно сегодня с уверенностью сказать, что таких нет на дорогах нашей необъятной Родины? Не имеет значения тот факт, что вы знаете дорогу так хорошо, что могли бы ехать по ней с завязанными глазами даже во время дождя, вы все равно не должны садиться за руль автомобиля (или прекратить движение свернув на обочину), когда ваши дворники не справляются с потоком воды, льющими как из ведра на лобовое стекло вашей машины. Будучи не в состоянии посмотреть вперед, вы не знаете, что может вас там ожидать. Возможно, перед вашим транспортным средством расположился еще один автомобиль, которого ливень застал в дороге и который, в отличие от вас, решил остановиться. На вашем пути могут оказаться заблудившиеся пешеходы. Вы даже можете ехать не так прямо, как вам могло бы показаться, что может быть еще более опасным, чем автомобиль или пешеход впереди. Когда видимость становится предельно низкой, съезжайте с дороги настолько быстро, насколько это позволяет безопасность. Остановите ваш автомобиль. Включите расслабляющую музыку, и подождите, пока погода за окном станет спокойной и ясной. Позвоните своему лучшему другу, в конце концов, но только не во время вождения! Если вы не одни в автомобиле, начните узнавать друг друга лучше. Замечательные браки начинались и в менее благоприятных условиях.

2 . НЕ ЕЗДИТЬ ЧЕРЕЗ РЕКУ

Мы не подразумеваем это в буквальном смысле, но если вы видите бегущий большой поток воды через дорогу, и не знаете, насколько он глубок, не пытайтесь его пересечь! Давайте предположим, что шум дождя слишком громкий, и до вас не дошел смысл вышесказанного с первого раза. Мы повторяем: Не пытайтесь пересечь поток воды, глубина которого неизвестна! Ежегодно большое количество водителей принимают решение ехать дальше, так как считают, что поток, глубина которого не может превышать нескольких сантиметров, не причинит никакого вреда ни им, ни автомобилю. Вы были бы удивлены, если бы узнали, как много водителей оказывается сметенными с дороги этим потоком дождевой воды, который может нести их сотни метров, в то время как отчаянные водители пытаются выбраться из своего автомобиля, хватаются за проплывающие мимо ветки деревьев, чтобы не опуститься ниже ватерлинии. Лучше переждать шторм и поток дождевой воды, чем распрощаться с собственной жизнью – и вполне возможно жизнью дорогих и близких вам людей – потому что вы подумали, что немного воды не может принести вам никакого вреда.

Даже если вода не движется, но дна не видно, не рискуйте въезжать в эту лужу, вы никогда не знаете, что может вас в ней ожидать. Там могут быть выбоины размером с бассейн. Там может быть битое стекло, или гвозди, выпавшие из грузовика. Если вы не можете рассмотреть дно, лучше не рискуйте шинами своего автомобиля, или, возможно, даже своей жизнью. Возможны два варианта действий в подобной ситуации: либо вы останавливаетесь на безопасном расстоянии от кромки воды, либо, если это возможно, объезжаете водный поток.

1 . НЕ ЕЗДИТЕ СЛИШКОМ БЫСТРО ПРИ ПЛОХИХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ АКВАПЛАНИРОВАНИЕ?

Ограничения скорости существуют для того, чтобы указать вам на безопасную скорость во время хороших погодных условий. Когда же эти условия плохие и дорога влажная, эти ограничения ничего не стоят. Здесь вступает в действие другое правило – чем хуже погодные условия, тем ниже должна быть скорость вашего автомобиля.

Самым худшим последствием быстрой езды по мокрой дороге во время дождя может стать аквапланирование. Нет, аквапланирование, это не та инопланетная штукенция с понтонами, которую используют для прохождения по болотам. Аквапланирование это то, что происходит в тот момент, когда ваш автомобиль начинает думать, что он лодка, хотя колесами до сих пор находится на дороге.

Обычно, шины без проблем могут ездить по воде и поддерживать сцепление с дорогой. Но когда дорога слишком мокрая, а вы движетесь на слишком высокой для данных погодных условий скорости, ваш автомобиль действительно начинает дрейфовать по поверхности воды, а протектор теряет контакт с поверхностью дороги. Это плохо. Это очень плохо! Когда протектор теряет контакт с поверхностью дороги, вы больше не можете управлять автомобилем. Вы больше не можете тормозить. Вот что называется аквапланированием. Очень часто происходит так, что водитель даже не подозревает о том, что автомобиль аквапланирует, до тех пор, пока не нажмет на педаль тормоза. Поэтому лучше отказаться от высокой скорости с самого начала дождя.

Что же делать, если вы поняли, что автомобиль аквапланирует и больше вам не подчиняется? Прежде всего, не паникуйте (хотя, поверьте нам, у вас будет большой соблазн). Не нажимайте на тормоза, потому что это может только усугубить ситуацию. Немного отпустите педаль газа, так, чтобы оставшаяся тяга смогла немного замедлить ход автомобиля. И езжайте прямо. Не пытайтесь повернуть. Если автомобиль отклонился от курса и едет не туда, куда вам хотелось бы, не сопротивляйтесь ему, подчиняйтесь колесам. И когда автомобиль остановится, внезапно, как будто магически, вы вернете ситуацию под свой контроль.

На этом этапе мы рекомендуем вас свернуть с дороги и дать пульсу прийти в норму. Ну а пока ваше состояние стабилизируется, вы можете поделиться в комментариях ниже, тем на сколько полезной оказалась для вас данная статья, за что мы будем вам чрезмерно благодарны.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector