Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать при заносе переднеприводного автомобиля – подробный список действий

Занос автомобиля: действия при сносе и заносе на разном приводе

Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.

Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.

Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:

• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров

Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.

Снос передних колес

Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.

При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.

Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.

Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:

• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений

Занос с небольшой амплитудой

Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).

Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).

Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами «вытянуть» машину из заноса.

Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.

Занос с большой амплитудой

Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:

• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, «докручивая» одной из рук, не меняя хвата «баранки»
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса

Критический занос

Характерная особенность критического заноса — это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:

• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет «подкрут»)

Вращение автомобиля

Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав «полицейский разворот» и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.

Ритмический занос

Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер — например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.

Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.

Боковое скольжение

Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль «ударять» нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле «контакт» проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).

Читать еще:  Как выбрать фм трансмиттер для авто? несколько полезных советов

Заключение

С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.

Передний привод

Благодаря своим конструкционным особенностям переднеприводные автомобили имеют ряд преимуществ перед своими заднеприводными конкурентами.

Авто с передним приводом более экономичны заднеприводных. А также имеют более высокий коэффициент полезности двигателя, так как крутящий момент происходит с потерей меньшего количества энергии.

К явным преимуществам данного типа конструкции можно отнести высокую курсовую устойчивость на прямолинейной траектории.

Как ездить по снежной каше и в гололёд

На дорогах стало скользко и мокро. Под снежной кашей не разглядеть ни ям, ни выбоин. Плюс добавилась плохая видимость из-за дымки и снегопада. «Новосибирские новости» узнали, как правильно маневрировать по скользким дорогам, и что делать, если попал в колею или автомобиль заносит в сторону. Советами поделились инструкторы Новосибирской школы контраварийной и экстремальной подготовки водителей.

Ситуация 1. Лужа

В лужи нужно въезжать аккуратно, на небольшой скорости. На мокрой дороге, особенно когда протектор шин сильно изношен, между дорогой и резиной образуется тонкая водяная плёнка. При такой картине машина будет не ехать, а «плыть», поскольку не сможет отталкивать воду в сторону. Такой эффект называется «аквапланирование».

В этом случае нельзя нажимать тормоз и резко дёргать рулевое колесо в стороны, поскольку это может привести к заносу автомобиля. Вместо этого следует вообще убрать ногу с педали газа, а руль держать только прямо.

При выезде из глубокой лужи нужно обязательно просушить тормозные колодки. Это делается серией лёгких подтормаживаний.

Ситуация 2. Снежная каша

Погода может преподнести сюрприз в виде нежданного снегопада в любой момент. Опасно это тем, что тормозной путь в снежную кашу на дороге — самый длинный, и даже автомобиль с ABS может стать неуправляемым. Нельзя резко жать на педаль тормоза. Это приводит к полной блокировке колёс, автомобиль начинает катиться по скользкой дороге, как на лыжах, практически не замедляясь.

Тормозить на мокрой и грязной дороге рекомендуется импульсно. Необходимо 4-5 раз кратковременно нажать на тормоз, что позволит одновременно снизить скорость. При этом предотвращается блокировка колёс.

Ситуация 3. Гололёд

Когда выезжаешь на дорогу в гололёд, нужно держать дистанцию до впереди едущего автомобиля ровно в два раза больше, чем летом.

Расстояние между двумя автомобилями на скользкой дороге можно высчитать по формуле: скорость машины умножить на два. Получится правильная дистанция в метрах. То есть если вы едете 80 км/ч, то необходима дистанция не менее 160 метров.

Если дороги заледенели, а затем их припорошило снегом, не забывайте тормозить импульсивно (как — читайте выше). Резко давить на тормоз нельзя. В такой ситуации колёса на льду перестают вращаться, и машина катится дальше, как на лыжах.

Хорошая привычка при езде по гололёду на машине с АКПП — держать ногу над тормозом, а не над газом, как летом.

Ситуация 4. Колея

В холодное время года колея на дорогах «проявляется» особенно явно, превращаясь в ледяные желоба. Автомобиль, попавший в такой «плен», начинает болтать из стороны в сторону, даже если скорость небольшая. Чтобы преодолеть сопротивление «жёлоба», водители инстинктивно жмут на газ сильнее и сильнее. В итоге, когда ведущие колеса получают нормальное сцепление с дорогой, автомобиль может резко занести или даже развернуть.

Если колея ещё и наполнена водой, то ни в коем случае нельзя нажимать на тормозную педаль. Удерживая колеса прямо, нужно плавно снижать скорость.

Избежать колеи можно лишь одним способом — не попадать в неё. Если видите впереди неровность, займите положение на дороге так, чтобы колея оказалась между колёс. На узких дорогах нелишним будет сторониться автомобилей, двигающихся по колее и собирающихся поворачивать.

Ситуация 5. Занос

Фактически это ситуация, при которой задняя часть автомобиля начинает скользить и пытается как бы «обогнать» перед машины.

Паника при заносе автомобиля должна быть полностью исключена. При правильном алгоритме действий водитель может выйти из такого заноса буквально за секунду.

На переднеприводном автомобиле нужно повернуть руль в сторону заноса и слегка поддать газу. Это и позволит переднему приводу вытянуть автомобиль из заноса, и машина продолжит прямолинейное движение.

С заднеприводным авто нужно также повернуть руль в сторону заноса, но при этом следует снять ногу с педали газа. Как только машина выровняется, можно аккуратно нажимать на газ.

Ситуация 6. Туман

Туман и плохая видимость из-за снегопада — явление частое, но для автомобилиста — опасное. Лучше остаться дома и переждать, когда дымка рассеется. Но если ехать необходимо, то стоит знать несколько правил.

Многие водители ошибочно предполагают, что в условиях плохой видимости нужно включать все самые яркие огни своего авто. Это совершенно неправильно. Нужно избегать использования дальнего света фар в тумане, даже когда никого нет, потому что туман на самом деле отражает свет. Обратное отсвечивание может сильно ослепить самого водителя.

На самом деле, большинство аварий во время тумана возникает либо из-за неправильно выбранной дистанции, либо из-за неверно выбранной скорости движения. Поэтому лучше чаще нажимать на тормоз. Машины сзади могут вас совсем не видеть, особенно если машина белая. А вот красные огни они заметят. Тормоз в этом случае будет как маяк.

Читать еще:  Что такое трансмиссия CVT – разъясняем на пальцах

Ситуация 7. Боковой ветер

Сочетание порывов ветра и скользкой дороги — прямой путь к заносу автомобиля. В этом случае авто может бросить как на встречную полосу, так и на обочину.

Основное и главное правило — контролирование скорости, она не должна быть высокой. Чем выше скоростной режим, тем чувствительнее автомобиль к порывам ветра и тем больше шансов потерять управление от внезапного удара воздуха.

Самые опасные отрезки дороги, где ветер наиболее сильно действует на авто — это мосты и многополосные шоссе в городе, а также незащищённые лесополосой отрезки загородных трасс. При выезде из-за лесополосы или ограждений на открытый участок дороги нужно быть готовым к внезапному боковому удару ветра.

Особенно уязвим в ветреную непогоду крупногабаритный транспорт — фуры с прицепами, грузовики, автобусы. К примеру, боковой ветер может «выдавливать» автобус с дороги с силой более 1,6 тонны. От таких во время шквалистого ветра лучше держаться подальше.

Советы экспертов по поведению на заснеженной дороге

Что делать, если машину повело на дороге боком? Чем отличается занос от сноса? Как правильно перестраиваться на снежной каше? Как быть, если под колесами лед, но надо затормозить? Объясняют опрошенные «Автопилотом» эксперты.

— В повороте машину внезапно начинает нести боком. Какое типичное поведение водителя в этой ситуации и как нужно себя вести в действительности, чтобы выровнять автомобиль?

Существует несколько видов скольжений:

Снос (эффект недостаточной поворачиваемости): боковое скольжение передних колес. Вопреки сложившимся стереотипам снос может проявляться на автомобилях с любым типом привода. Автомобиль, скользя передними колесами, движется либо прямо, либо по более пологой траектории. Причина сноса — высокая скорость

Траектория движения машины в результате cноса
Траектория движения машины без cноса

Как с этим бороться?

Школа вождения BMW Driving Experience: Главное правило в данной ситуации — не доворачивать руль. Независимо от массы, класса и типа привода автомобиля ваши действия одинаковые. Необходимо отпустить газ и уменьшить угол поворота руля, чтобы восстановить сцепление с полотном.

Компания «Автодром—Тренинг» (контраварийная подготовка): Первое инстинктивное желание довернуть руль в поворот и является самой главной ошибкой. Довернув руль в поворот и тем самым уменьшив пятно контакта передних управляемых колес, водитель фактически лишает автомобиль возможности повернуть. Вслед за этим следует вылет машины наружу поворота, при правостороннем движении из левого на обочину, а из правого — на обочину.

Первое инстинктивное желание довернуть руль в поворот и является самой главной ошибкой

В реальности нужно уменьшить угол поворота передних колес, то есть плавно вернуть руль ближе к прямому положению передних колес или, другими словами, чуть-чуть убрать руль от поворота. Плавно и чуть-чуть — два ключевых слова. Это активная реакция на снос. И отпустить на мгновение педаль газа (закрыть газ) — это пассивная реакция на снос. Что происходит в этот момент? Благодаря закрытому газу часть веса автомобиля смещается на передние колеса (по аналогии с полной тарелкой супа, которую вы несете к своему столу и вдруг неожиданно замедляетесь). Передние колеса дополнительно прижались к поверхности, задние — разгрузились. Убирая руль от поворота (применяя обратное руление), вы заставляете заднюю ось автомобиля соскользнуть в занос (потерять устойчивость). Получается, что, повернув влево, попав на снос и убирая руль от поворота вправо, вы заставляете автомобиль повернуть влево, но уже за счет задних поскальзывающихся колес.

Школа вождения BMW Driving Experience: Нести автомобиль боком может по-разному. Важно понимать, что именно происходит с автомобилем, причем на уровне тактильных и вестибулярных ощущений. Не допустить или решить возникшую проблемную ситуацию можно только в том случае, когда обладаешь необходимым комплексом рефлекторных ответов. Надо понимать, что страх может оказать парализующее воздействие. Кроме того, в экстренной стрессовой ситуации моторика, повинуясь инстинкту самосохранения, работает совершенно однозначно — всплывают или врожденные, или автоматические действия. В худшем случае водитель вцепится в руль, чтобы сохранить первоначальное положение тела в кресле, ведь мозг воспринимает происходящее как угрозу падения. Водители с большим стажем при возникновении боковых скольжений в подавляющем большинстве случаев применяют паническое рефлекторное торможение. Однако это по-прежнему не поможет справиться с заносом.

Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Знаний об особенностях использования сил трения, качения, массы и прочих физических величин при экстремальных ситуациях обычный автолюбитель не имеет. Проявление инстинкта самосохранения человека всегда действует решительно и без предварительного согласования с разумом человека! Соответственно, при сносе автомобиля (передние колеса повернуты, машина едет прямо) автолюбитель мгновенно нажмет педаль тормоза и будет стремиться отвернуть автомобиль от внезапного препятствия путем решительного вращения рулевого колеса. Иными словами, просто соскользнет по прямой с передними колесами, повернутыми «в упор». Хотя наблюдается и более простая стрессовая реакция неподготовленного автолюбителя — просто нажатие на педаль тормоза

Занос (эффект избыточной поворачиваемости): боковое скольжение задних колес и, как следствие, уход автомобиля с траектории боком (еще это можно назвать модным словом «дрифт»). В этом случае автомобиль вращается вокруг передних колес

Траектория движения машины в результате заноса
Траектория движения машины без заноса

Как с этим бороться?

Школа вождения BMW Driving Experience: Передние колеса должны смотреть туда, куда нужно ехать. Если задняя часть автомобиля начинает скользить влево, то и колеса относительно корпуса нужно поворачивать влево, учитывая при этом скорость развития и величину угла заноса. Как только автомобиль начал стабилизироваться, то есть задняя часть в обратном заносе начала возвращаться в исходное положение, угол поворота управляемых колес нужно уменьшать в соответствии с положением кузова. Угол поворота колес должен быть равен углу заноса.

ПРИЧИНЫ ЗАНОСА

Очень важно следить за скоростью, с которой вы движетесь. Бывают ситуации, особенно зимой, когда и на 20 км/ч не удается быстро справиться с заносом. А на 40 км/ч скорость развития и амплитуда заноса будут вчетверо большими, на 80 км/ч при прочих равных занос будет развиваться уже в 16 раз быстрее, чем на 20 км/ч. Кинетическая энергия автомобиля растет согласно квадрату скорости.

Читать еще:  Ремонт раздатки на ниве 21213 своими руками. этому можно научиться

Компания «Автодром—Тренинг» (контраварийная подготовка): Следует запомнить простые «золотые правила», универсальные для всех типов провода:

— торможение не поможет справиться с заносом, а это значит, что педаль тормоза должна быть исключена из управления;

— педаль акселератора (педаль газа) является ключевым элементом управления;

— рулевое колесо — это своего рода компас автомобиля, а значит, следует четко знать, на какой угол и в какую сторону повернуты передние колеса автомобиля. Далее важна работа педалью газа. Если не рассматривать особенности трансмиссий и вариантов полного привода, то действия акселератором для выхода из заноса следующие:

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Задний привод: отпустить педаль газа и быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Как только автомобиль прекратит развитие заноса, руль нужно вернуть в положение, соответствующее прямолинейному качению передних колес. Прямое положение передних колес и педаль газа, нажатая до «тяги» (исключающая пробуксовку ведущих колес) — залог стабилизации автомобиля с любым типом привода.

ВАЖНЫЙ НЮАНС

Передний привод: быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса и при помощи педали газа дать кратковременную пробуксовку на ведущие колеса, чтобы разрушить развитие заноса, затем приотпустить педаль газа в режим тяги на ведущие колеса, то есть без пробуксовки колес. Нужно четко понимать, что пробуксовывающие передние ведущие колеса с большой угловой скоростью — это подобно заблокированным колесам (педалью тормоза), а в этом случае также развивается снос автомобиля, а значит, снова теряется способность к управлению автомобилем.

Полный привод: Независимо от распределения крутящего момента между осями алгоритм действий одинаковый — педаль газа ни в коем случае отпускать нельзя, в противном случае автомобиль может вообще развернуться на 180 градусов. При реакции водителя на занос газ должен быть тянущий и колеса должны вращаться на пределе проскальзывания. Руль в идеале должен находиться в прямом положении. Особенность полного привода — все действия с минимальным опережением. А эта величина опять же вычисляется путем многократных повторений в условиях безопасного автодрома.

Боковое скольжение обеими осями

Школа вождения BMW Driving Experience: Снос передней оси одновременно с заносом задней — еще более сложная ситуация на дороге. Возможно бесконечное количество вариаций — снос может быть активнее заноса и наоборот. Автомобиль вообще может бесконтрольно вращаться с произвольным движением по вектору скорости. Основная трудность в том, что у водителя не остается или почти не остается рычагов воздействия на автомобиль, которые можно было использовать при борьбе с одиночными сносом или заносом.

Фото: Toyota Motor

— Я перестраиваюсь для обгона из ряда в ряд через снежный вал-кашу. Как это правильно делать, чтобы избежать неожиданного заноса?

Школа вождения BMW Driving Experience: Перестроение из ряда в ряд через снежные переметы требует повышенного внимания. Автомобиль, упираясь в снежный вал в фазе перестроения и разгона, может получить значительный боковой увод (наиболее ярко выражен на заднеприводных автомобилях), который, как правило, приводит даже не к заносу, а к бесконтрольному вращению автомобиля вокруг вертикальной оси с дальнейшим движением по вектору скорости.

Школа вождения Jaguar Experience: Если взять пример большой заднеприводной машины, то необходимо в этом случае держать ровно газ, не делать резких движений рулем. В случае с тяжелым полноприводным внедорожником можно незначительно добавлять газ.

Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Подобный маневр может стать причиной заноса автомобиля, если вы отпускаете педаль газа, выполняя поворот руля! Методика для всех приводов принципиально не отличается. Убедившись, что нет никаких посторонних автомобилей и есть запас для маневра, начинаем поворот рулевого колеса в сторону перестроения и при этом педалью газа поддерживаете равномерную тягу на ведущих колесах! Если резко отпустите газ (испугавшись ощущения вязкости при вхождении колесами в кашу) — это все может вызвать занос или даже вращение. Стремитесь выполнять преодоление каши на прямых колесах, а изменение курса делать до вхождения в снежную кашу и после выхода из нее. Важно не делать резких движений рулевого колеса!

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

— Торможу, но не тормозится: под колесами лед. Есть ли способ как-то затормозить или минимизировать ущерб?

Школа вождения BMW Driving Experience:Можно попробовать сманеврировать. Путь объезда (если речь идет о движении на скоростях выше 40–50 км/ч) всегда короче, чем тормозной путь. Но если не уверены, что способны справиться с заносом после маневра, от этого шага лучше отказаться и тормозить до полной остановки. Если ситуация критическая, можно применить контактное скользящее торможение об отбойник или бордюр. Безусловно, лучше не допускать возникновения экстренной ситуации. Необходимо следить за дорогой и обстановкой в целом, как можно раньше планировать свои действия и чувствовать предельные возможности автомобиля и шин на покрытиях с разным коэффициентом сцепления.

Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Для всех видов привода автомобиля и типов трансмиссии важно понимать, что сорвавшийся на льду в скольжение с заблокированными колесами автомобиль превращается в неуправляемый снаряд! Влиять на снижение ущерба водитель не может в этом случае. Вспоминаем «золотое правило». Соответственно, тормозите на грани срыва колес в скольжение (прерывисто), если нет системы ABS. Если же есть такая система, то ABS разблокирует каждое конкретное колесо в момент скольжения, и ваша задача удерживать нажатие на тормозную педаль с максимальным усилием. При этом система ABS позволяет одновременно маневрировать, не прекращая экстренного торможения! А ваша главная задача — уйти, увести автомобиль от катастрофического столкновения, спасти водителя и пассажиров! Ориентируйтесь по ситуации и избегайте столкновения с встречным транспортом, избегайте переворачивания, избегайте жесткого прямого удара в стены и т.д.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×