Что делать, если замерз электролит в аккумуляторе машины? список действий
Если утром вы не можете открыть дверь автомобиля или двигатель не запускается, значит аккумулятор сел. В морозную погоду это происходит из-за замерзания электролита. Признаки замерзшей АКБ: вздутые стенки корпуса и слой инея. Чтобы не допустить промерзания батареи:
- Не оставляйте ее в разряженном состоянии более чем на 24 часа на морозе;
- Проверяйте ее на утечку тока в цепи;
- Не допускайте длительного простоя автомобиля зимой.
При промерзании устройства могут деформироваться пластины и сепаратор, появиться трещины, поэтому такую АКБ нельзя сразу же подключать к зарядке. Чтобы справиться с проблемой, следуйте плану:
- Извлеките аккумулятор;
- Осмотрите его на наличие трещин и других повреждений;
- Поместите устройство в эмалированную посуду и подождите, пока лед растает, а корпус вернется к нормальной форме.
- Если вы не обнаружили деформаций, заряжайте батарею по специальному графику.
Для начала при помощи лакмусовой бумажки проверьте, безвредна ли влага на корпусе. Небольшое количество электролита может просочиться через микротрещины, которые не видны глазу. Если индикаторная полоска не покраснела, значит, все в порядке.
Не помещайте замерзший аккумулятор в горячую воду. Если вам необходимо как можно быстрее разморозить зарядник, опустите его в холодную воду и постепенно повышайте температуру или воспользуйтесь тепловой пушкой.
Элементарные правила обслуживания АКБ
О технологии восстановления емкости АКБ с помощью зарядных устройств уже много писалось, поэтому ограничимся обзором действий по ее профилактическому обслуживанию. Соблюдение простых правил даст возможность обеспечить уверенный запуск холодного двигателя и продлить срок службы автомобильного аккумулятора. Нынешняя промышленность выпускает несколько типов батарей, среди которых такие, которые абсолютно не нуждаются в обслуживании – владельцам таких изделий повезло, им нужно только вовремя протирать корпус и обследовать его на предмет целостности. Обладателям обслуживаемых АКБ придется немного «попотеть», то есть, выполнить ряд несложных профилактических манипуляций:
- проверить надежность крепления АКБ;
- очистить батарею от загрязнений;
- проверить корпус на наличие трещин;
- прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
- проверить уровень электролита;
- пополнить уровень дистиллированной водой;
- при необходимости произвести зарядку.
Периодичность осмотра зависит от интенсивности эксплуатации, но проводиться он должен не реже, чем через каждые 3 000 км пробега.
Внимание! При осмотре батареи нельзя пользоваться открытым огнем – водород при смешивании с атмосферным воздухом образует гремучий газ, который взрывоопасен!
При установке дополнительной аудиотехники или осветительных приборов нужно принимать во внимание мощность источника напряжения и бортовой сети, тогда у Вас не возникнет проблем типа «сел аккумулятор: как завести машину?«.
Подробное видео можно посмотреть на нашем канале
Советы профессионалов Аккумдом в СПб
Поговорим о том, как подготовить аккумулятор к зиме.
Давайте сразу тему разделим два типичных варианта.
Первый – это подготовка аккумулятора к зимнему хранению, если автомобиль в холодное время года не эксплуатируется. И второй – подготовка АКБ к активной зимней эксплуатации.
Подготовка к хранению
После того, как автомобиль поставлен в гараж на зимнюю стоянку, отсоединяем клеммы от аккумулятора. Аккумулятор из машины придётся вынуть, поскольку все остальные манипуляции с ним будет делать гораздо удобнее снаружи.
Если батарея обслуживаемая, то нужно проверить уровень электролита и заряд батареи.
Уровень электролита должен быть везде одинаковым и закрывать пластины сверху на 10-15 миллиметров.
Если уровень в разных секциях различается, его нужно выровнять.
Для выравнивания уровня электролита доливается ТОЛЬКО дистиллированная вода! Ни в коем случае не выравнивайте уровень ни электролитом, ни кипячёной водой!
Дистиллированную воду (иначе — дистиллят) можно купить в автомагазине или в аптеке.
Итак, уровень электролита везде доведён до нормы. Теперь нужно выровнять плотности.
Для этого аккумулятор ставится на зарядку.
Соблюдайте инструкцию по зарядке именно вашей батареи!
В конце заряда наблюдается бурное выделение газа – кипение – именно за счет этого электролит перемешивается. Процесс следует продолжать примерно 2 часа. Температура электролита не должна быть выше 45°С. Затем электролиту дают остыть пару часов и производят замер плотности. Если требуется, то корректировку повторяют.
Теперь батарею нужно полностью зарядить согласно инструкции. О проверке заряда аккумулятора мы подробно рассказали в нашем учебном ролике «Менять или заряжать?» Кроме того, на нашем сайте есть статья с тем же названием «Менять или заряжать?».
Обратите внимание, что полный заряд требуется и для обслуживаемых, и для необслуживаемых батарей. По сути, разница между ними только в возможности контроля уровня и плотности электролита.
Напомним, что для хранения электролит должен иметь плотность 1,27 г/см³.
Вот теперь аккумулятор готов к зиме!
Идеальная температура хранения аккумулятора +5°С. Эта температура обеспечивает минимальный саморазряд батареи.
С определенной периодичностью аккумулятор находящийся на хранении нужно полностью заряжать. Как часто это следует делать, зависит от температуры хранения аккумулятора, его возраста и износа, а также технологии изготовления батареи. При более низких температурах хранение потребуется более частых подзарядов. Чрезмерное тепло – более +20°С – тоже нежелательно ввиду большего саморазряда.
При соблюдении этих несложных требований с наступлением весны вам останется ещё раз полностью зарядить батарею и поставить на штатное место обратно в автомобиль.
Подготовка аккумулятора к зимней работе
Дальше всё будет определяться температурами, которые ожидаются в вашем регионе проживания зимой. Если морозы незначительные, до минус 25°С – 30°С, особенно беспокоиться не о чем. Нужно просто следить за зарядом аккумулятора и не забывать в случае необходимости дозаряжать батарею зарядным устройством.
Еще раз напомним, что подробно о проверке заряда батареи рассказано в нашем учебном ролике «Менять или заряжать?» .
А вот если вы живете в холодном районе, где температура зимой падает ниже минус 30°С, то плотность электролита перед таким холодами стоит скорректировать, а именно – повысить, чтобы при разряде аккумулятора «ослабший» по плотности электролит не замёрз.
Итак, если температура зимой держится в пределах минус 25°С – минус 35°С, то рекомендуется поднять плотность электролита до значения 1,29 г/см³.
При температурах от минус 35°С до минус 50°С плотность электролита должна быть 1,31 г/см³.
Ну, а при температурах ниже минус 50°С плотность придётся скорректировать до значения 1,33 г/см³.
Обратите внимание, что здесь приведены плотности для ПОЛНОСТЬЮ заряженного аккумулятора!
Рекомендации по корректировке плотности электролита аккумулятора
Сама по себе корректировка плотности достаточно хлопотный процесс, требующий осторожности. Поэтому лучше эту работу поручить профессионалам.
Однако, если такой возможности нет, то вот наши рекомендации.
Для корректировки плотности электролита используется корректирующий раствор плотностью 1,4 г/см³. Купить корректирующий раствор непросто, так что придется потратить время на поиск.
Работать придется с ещё более кислым, а значит и более опасным, раствором, значит все меры предосторожности, изложенные в уже упомянутом ролике «Менять или заряжать?» должны быть соблюдены неукоснительно.
Корректировать плотность нужно небольшими порциями, по 20-30 мл за один раз на банку. Сама корректировка производится так же, как рассказано выше при выравнивании уровня – кипением при заряде.
Имейте ввиду, что весной, когда морозы спадут, придется заниматься обратной корректировкой – выкачивать ареометром часть электролита, доливать дистиллят и также, через кипение при заряде доводить плотность до требуемой.
Как понимаете, процесс корректировки электролита не быстрый, он требует терпения и аккуратности. Какие есть альтернативы? Их немного.
Первая альтернатива
Если не лень и позволяют условия, то можно на ночь просто снимать аккумулятор с машины и заносить его домой, а утром снова возвращать на штатное место. Хлопотно, конечно. А для прекрасной половины человечества ещё и совершенно не гуманно. Правда, плюс в том, что дома аккумулятор может стоять хоть день, хоть неделю, никаких дополнительных действий для этого не потребуется. К тому же появляется лишний повод зарядить батарею зарядным устройством.
Есть и минус — обычно аккумулятор питает систему охраны автомобиля. С другой стороны и угнать машину без него не получится.
Вторая альтернатива
Утеплить аккумулятор. Утеплять можно либо просто запаковывая аккумулятор в специальный тёплый мягкий тканевый короб с крышкой, либо в такой же короб, но с подогревом. В любом случае короба должны быть выполнены из специальных кислотостойких материалов.
Конечно, от хлопот с гаечными ключами и тасканием тяжестей любое утепление избавит. Но следует помнить, что без подогрева утеплитель сможет защищать батарею всего 6-10 часов. А вот утеплитель с подогревом питаем сам подогрев ровно от того же аккумулятора, так что при слишком большом времени простоя есть опасность разрядить аккумулятор именно подогревом.
Почему замерзает аккумулятор зимой
В любом аккумуляторе идет непрерывная окислительно-восстановительная реакция. Когда прибор разряжается, на его пластинах оседает нерастворимый осадок сульфата свинца. И тогда электролит становится менее концентрированным. Если это происходит зимой, возникают условия для замерзания электролита в аккумуляторе. Вот почему на зиму устанавливают новый АКБ, без признаков сульфатирования и следят за уровнем заряда. Предлагаемая таблица реально показывает состояние прибора, в зависимости от плотности электролита
Все больше автолюбителей пользуются одноразовыми кальциевыми батареями. Их герметичность не позволяет проверить состояние электролита. Значит, контроль следует вести по напряжению разомкнутой цепи. Если замерзли банки в кальциевом аккумуляторе, его следует разморозить в щадящих условиях, подзарядить и протестировать. Зачастую такой прибор не восстанавливается.
Физико-химические процессы всегда происходят в отведенных параметрах. Если замерз аккумулятор автомобиля, значит, нарушены условия эксплуатации. Почему замерзает электролит – его концентрация ниже точки образования кристаллов. Аккумулятор замерзает зимой, так как летом температура окружающего воздуха больше -7 0 , самой низкой концентрации электролита, соответствующей плотности 1,11 г/см3. Может ли аккумулятор замерзнуть весной или осенью? Может, если создать соответствующие условия для разрушения устройства.
Хороший аккумулятор
Аккумулятор — главная надежда автомобилистов зимой. Сможет ли он активно крутить стартер в морозное утро? На сколько хватит заряда? Это зависит от характеристик батареи (ёмкости и пускового тока — чем они больше, тем лучше) и её свежести: АКБ является одной из самых быстро стареющих деталей в автомобиле. Аккумулятор старше 3 лет уже считается «пенсионером», и к зиме его лучше сменить на новый.
Если автомобиль не завёлся, и аккумулятор полностью сел — ни в коем случае не бросайте его на морозе! Разряженный электролит превращается в воду, которая, в свою очередь, становится льдом — АКБ замёрзнет в самом прямом смысле. Вернуть к полноценной службе аккумулятор после разморозки невозможно: держать заряд он уже не будет из-за повреждения пластин. Поэтому севшую батарею нужно оперативно снять с автомобиля и отнести в тепло. А отогрев, зарядить стационарным зарядным устройством.
Почему в аккумуляторе замерз электролит: основные причины
Если одни водители эксплуатируют так называемые необслуживаемые АКБ и меняют их после появления первых признаков старения, по времени или сразу при выходе из строя, другие автолюбители предпочитают обслуживать свой аккумулятор самостоятельно и не спешат с ним расстаться.
Вполне очевидно, что возможность обслужить АКБ в некоторых случаях дает определенные преимущества. Чаще всего именно владельцы обслуживаемых батарей интересуются, при какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе, а также как предотвратить такое замерзание.
Сразу отметим, что дать точный ответ на поставленный вопрос довольно затруднительно применительно к практической эксплуатации. Как правило, усредненный температурный режим использования аккумулятора в автомобиле находится в рамках от — 45 до + 65 градусов по Цельсию.
В тех регионах, где температура зимой опускается ниже, необходимо дополнительно повышать плотность электролита. Это делается путем добавления в «банки» АКБ дополнительного количества кислоты. Для лучшего понимания, давайте взглянем на сводную таблицу.
Как видно, таблица замерзания электролита в аккумуляторе наглядно демонстрирует зависимость порога замерзания от плотности электролита. При этом нужно также учитывать тот факт, что в процессе эксплуатации батарея подвержена саморазряду.
Если проще, в АКБ уменьшается количество кислоты и увеличивается содержание воды. Именно вода в аккумуляторе склонна к замерзанию, то есть снижение плотности электролита приводит к увеличению порога замерзания. Получается, если батарея замерзла, тогда или произошел сильный разряд, или же плотность электролита снизилась.
Почему замерзает аккумулятор
Новый аккумулятор, который использовался лишь пару дней, не замерзнет даже при сильных морозах. Электролит, содержащийся в нем, имеет номинальную плотность в 1290 килограмм на метр кубический . Поэтому для его замерзания необходимо пересечь границу в -45°C. Учитывая изоляцию автомобиля, тепло от других элементов и защиту в виде гаража, заморозить такой аккумулятор можно лишь в сибирских морозах
Но почему аккумулятор нередко замерзает при куда большей температуре? Для этого необходимо определить принцип его действия. В нормальном состоянии электролит практически игнорирует морозы, поэтому новые батареи не могут замерзнуть. Но при длительной эксплуатации устройства такое происходит все чаще.
Причина этого в том, что разрядке аккумулятора сопутствуют некоторые химические реакции. В этот период образуется сульфат аммония, углекислый газ и вода. Именно вода подвержена замерзанию, ведь способна отвердеть при температуре едва ниже нуля. Проблема в том, что при низкой температуре электролита необходимо больше энергии для проведения реакции. В результате длительная эксплуатация автомобиля на морозе приводит к постепенному снижению заряда. А чем меньше заряд в аккумуляторе, тем выше порог температуры для замораживания.
Так что, если электролит замерз, то это свидетельствует о высоком содержании воды в нем. У него была недостаточная плотность вследствие общего разряда. Изредка бывают исключения, но такие случаи наиболее распространены при проверке замерзшего аккумулятора.
Замерз и не заводится: исправный автомобиль даже в мороз не должен преподносить неприятных сюрпризов
Ох, уж эти холода! Настоящая беда для автомобилистов. Расслабились мы, привыкли к теплым да бесснежным зимам, поверили, что до нас добралось глобальное потепление. А вот и сюрприз – еще вечером с машиной все вроде бы было в порядке, а утром она отказывается заводиться. Знакомо? Так почему же утром мотор иногда не заводится? Что делать и сколько платить?
Такое, конечно, бывало у многих: прекрасным морозным утром водитель замечает, что при повороте ключа в замке зажигания автомобиль, к сожалению, никак не реагирует – «сел» аккумулятор. Почему это произошло?
После холодной ночи
Все проще простого, как говорит автоинструктор Александр Кравченко. Когда температура понижается (а зимней ночью бывает куда холоднее, чем днем), плотность электролита падает. И, как следствие, падает емкость батареи. Нет, при понижении температуры аккумулятор не разряжается окончательно и необратимо. Его просто хватает ненадолго. И если замерзшую батарею перенести в теплое помещение, т. е. согреть, то она некоторое время еще проработает.
«Плотность электролита на холоде «садится» довольно сильно, да еще ко всему двигатель замерзает, вот мощности у аккумулятора и маловато. Поэтому после холодной ночи перед запуском автомобиля можно на минуту-другую включить свет или радио, или еще какое-либо оборудование, только не печку – она для этого слишком мощная», – говорит инструктор и поясняет, для чего это нужно: «В результате проходящий в аккумуляторе ток чуточку подогреет электролит, и плотность немножко поднимется».
«Если время есть, отнесите замерзший аккумулятор туда, где тепло, – говорит Кравченко. – Как только аккумулятор согреется, к нему вернутся рабочие параметры, пусковой ток теплого аккумулятора станет существенно выше.
Дело в том, что при разрядке аккумулятора снижается плотность электролита, то есть уменьшается количество серной кислоты. Вместо нее образуется вода. Чем меньше заряд батареи, тем при меньшем морозе электролит может замерзнуть. Вернув согретый аккумулятор на место, заводите двигатель».
Батарея или зарядка?
Заведующий магазином Motonet в Ласнамяэ Томи Ранта наблюдает увеличение продаж и новых аккумуляторов, и зарядных устройств в более холодную погоду, но чаще все-таки покупают новые аккумуляторы. «Все батареи со временем устают, а сильное понижение температуры выжимает из аккумулятора последнее», – говорит он.
По его словам, товар необходимо подбирать по необходимости. Если аккумулятор старый и разряженный, зарядное устройство поможет ненадолго. Так же и в случае, если автомобиль ездит на короткие расстояния и аккумулятор не успевает полностью зарядиться после запуска, одного нового аккумулятора недостаточно, при постоянных поездках на короткие расстояния аккумулятор необходимо заряжать. Если аккумулятор постоянно наполовину разряжен, срок службы батареи значительно сокращается, подчеркивает Ранта.
«Необходимо выбрать аккумулятор, подходящий для вашей марки автомобиля. Выбор неправильного аккумулятора может привести к сокращению срока его службы и/или проблемам с электрической системой автомобиля»,
– предупреждает специалист и замечает, что, поскольку аккумуляторы все же меняют нечасто, у автолюбителей могут возникнуть затруднения с выбором. В этом случае стоит обратиться к консультантам в магазине, которые помогут выбрать подходящий аккумулятор для автомобиля клиента.
Не так страшно, если автомобиль «ушел в отказ» в выходной день, нарушив планы на развлечения – времени, чтобы решить проблему, достаточно. Хуже, если куда-то ехать нужно срочно – к врачу, на работу, на самолет и т. п. Сосед с «крокодилами» в такой ситуации может выступить ангелом-спасителем, дав машине «прикурить». Однако многие не хотят прибегать к этой мере, боясь навредить машине.
«В случае старого автомобиля запуск автомобиля с так называемыми «крокодилами» не должен повредить его, – говорит Ранта. – Однако в случае с более новым автомобилем запуск с «крокодилами» может вызвать короткое замыкание или вызвать проблемы с электрикой из-за большой разницы напряжений.
Старые автомобили можно попытаться запустить с помощью вспомогательной аккумуляторной батареи, стартера или кабелей (или «крокодилов»). Но если у вас есть время, рекомендуется все же зарядить аккумулятор. Заводить новые автомобили, оснащенные компьютерами, с помощью вышеупомянутых инструментов нежелательно, лучше полностью зарядить аккумулятор, а затем попытаться завести машину. Когда автомобиль снова обретает способность ездить, мы рекомендуем как можно скорее пройти тест аккумулятора, т. е. проверить как состояние аккумулятора, так и систему зарядки автомобиля, например, в нашей точке обслуживания Motomaat, где много быстрых работ выполняется по символической цене или даже бесплатно».
Топливо и электрика
На сложность запуска может повлиять топливо, не соответствующее сезону. По словам руководителя отдела оптовых продаж Neste Eesti Урмаса Куузе, владельцам дизельных автомобилей, которые заправлялись летом топливом с FAME, до установления минусовой температуры следовало полностью использовать топливо в баке, после чего перейти на использование морозоустойчивого дизеля.
Подходящий для использования зимой биокомпонент – это дизельное топливо HVO из возобновляемого сырья второго поколения. Морозоустойчивость летнего содержащего HVO топлива – до –10 градусов, а морозоустойчивость зимнего топлива HVO – до –32 градусов. В отличие от FAME, дизельное топливо из возобновляемого сырья второго поколения HVO можно использовать всю зиму. Зимой в Эстонии продается, в основном, дизельное топливо двух сортов – морозоустойчивостью до –26 градусов и до –32 градусов, а также зимний Pro Diesel, выдерживающий мороз до –37 градусов.
Если на улице холоднее, чем допускают характеристики топлива, парафин, присутствующий в солярке, кристаллизуется и в итоге забивает топливный фильтр. Самое простое в такой ситуации – попробовать завести машину днем, когда на улице станет теплее. И если удалось – покатайтесь, чтобы использовать оставшееся топливо. Затем долейте зимнее, информация о типе заливаемого топлива доступна на любой заправке. И надо еще немного проехать, чтобы топливо перемешалось.
Проблемы с топливной системой могут возникнуть и у владельцев бензиновых авто. В этом случае рекомендуется поменять топливный фильтр.
В дизельных двигателях для облегчения запуска в холодное время используются свечи накаливания. Они нагревают воздух в цилиндрах перед включением стартера. Их неисправность или выработанный ресурс тоже может стать причиной того, что двигатель не заведется. Впрочем, низкая температура плохо влияет на воспламеняемость любого топлива, поэтому и владельцам бензиновых авто тоже важно следить за состоянием свечей – только уже зажигания.
Важно, кто помогает
На выручку может прийти и служба автопомощи, как правило, телефоны этих служб работают 24 часа и услуги предоставляются повсеместно – от запуска двигателя до буксировки машины.
Также есть шанс получить помощь от добросердечных людей, сообщив о своих затруднениях в социальных сетях. Но в этом случае нужно точно знать, что вы предполагаете делать со своей машиной, так как откликнувшийся человек не обязательно окажется специалистом, и с последствиями, которые причинят его неквалифицированные действия, вы будете разбираться сами.
И, наконец, третий вариант – сунуть ключи в карман и вызвать такси, предоставив замерзшей машине дожидаться теплой погоды. Все-таки до весны остался всего один месяц.
На сайте все газетные материалы публикуется в сокращенном виде. Статьи целиком опубликованы только в печатной версии газеты.
Подписку на газету можно оформить здесь.
Миф о предварительном прогревании АКБ
Опытные автомобилисты считают, что в сильные морозы перед запуском двигателя, стоит дать небольшую нагрузку на аккумулятор: кратковременно включить и выключить светодиодные фары или включить другие электроприборы, чтобы помочь аккумулятору. Не рекомендуем использовать этот способ. Опытным путем подтверждено, что 30-ти секундное включение электроники не прогреет батарею, для этого нужно минимум 3-4 минуты. В случае с изношенным агрегатом, водитель тратит последний заряд и полностью разряжает батарею..
Какие ещё бывают электролиты
Если говорить о самостоятельном приготовлении электролита, проводимого в домашних условиях, то тут практикуется только жидкий щелочной и кислотный тип смеси. Причём первый делают намного чаще.
Остальные виды электролитических составов не готовят самостоятельно. Это касается гелевых и AGM аккумуляторов. Потому пытаться их перезалить своими силами не рекомендуется. Технологически это сложно. Плюс эти батареи относятся к числу необслуживаемых. Чтобы добраться до электролита, придётся нарушать герметичность корпуса. А это уже крайне опасная затея. Ничем хорошим для чрезмерно экономного автовладельца это не закончится.
В самостоятельном обслуживании аккумуляторных батарей, которые предусматривают наличие крышек с доступом к электролиту, нет ничего сложного. Тут главное — быть внимательным, осторожным и последовательным в своих действиях.
Рассчитать пропорции между водой и кислотой, либо щёлочью, легко. Можно ориентироваться на таблицы по ГОСТу, либо просто вооружиться калькулятором.
Вы когда-нибудь делали электролит своими руками? Почему отказались от идеи его покупки в готовом виде? Для какого аккумулятора готовили смесь? Каким получился результат?
Делитесь своим опытом и личными наблюдениями в комментариях.
Подписывайтесь, оставляйте отзывы и задавайте актуальные вопросы!