Чем смазать шаровую опору? актуальный список
Чем смазать шаровую опору? Актуальный список
08.03.2021 10 476 Консультация со специалистом
Всем привет, у меня на классике ВАЗ-2106 начала скрипеть шаровая опора, подумываю над тем, чтобы смазать ее, подскажите, чем чреват скрип и как лучше смазать? (Валентин)
Добрый день, Валентин. Как правило, возникновение скрипа связано с недостатком нужного количества смазки, в частности – под пыльником, непосредственно в самом шаровом соединении. Недостаток смазки, в свою очередь, может стать причиной повреждения пыльника. В отечественных классических автомобилях установлено две шаровые – верхняя и нижняя – но только последняя подлежит обслуживанию и оснащена специальным штуцером, посредством которого заливается смазочный материал.
Срок службы этого узла зависит от многих факторов, он варьируется от 15 до 130 тысяч км пробега. Значительно уменьшить ресурс может даже маленькая трещина, образовавшаяся на пыльнике. В результате через трещину будет попадать грязь и влага в шарнир, поэтому всегда следует диагностировать узел на предмет наличия механических повреждений.
Признаки поломки шаровой:
- стук при езде на дороге с ямами и по бездорожью;
- при повороте руля может проявляться скрип;
- авто может ехать неустойчиво по прямой траектории в результате виляния колес;
- резина на автомобиле изнашивается неравномерно.
Шаровая опора с подшипником [ Скрыть]
Виды смазки
При анализе работы сопряжения различают смазки.
По физическому состоянию материала: газовая, жидкая, твёрдая.
По типу разделения поверхностей трения смазочным слоем: гидродинамическая, гидростатическая, газодинамическая, газостатическая, эластогидродинамическая, граничная, полужидкостная.
Основным свойством смазочных материалов обеспечивающим снижение трения, является вязкость.
Вязкостью называется объёмные свойства вещества оказывать сопротивление относительному перемещению слоёв. Это свойство проявляется в стремлении жидкости препятствовать изменению формы и характеризует внутреннее трение смазочного материала.
Характер трения поверхностей деталей сопряжения и вид смазки определяются не только количеством смазочного материала, и его вязкостью, но также режимом работы узла трения.
В зависимости от скорости относительного перемещения рабочих поверхностей, нагрузки и соотношения этих величин в сопряжении могут наблюдаться граничная, полужидкая и жидкая смазка.
Количественный режим работы сопряжения характеризует соотношение:
рафическая характеристика трения рабочих поверхностей деталей в присутствии смазочного материала является диаграмма Герси-Штрибеха, представляющая собой зависимость коэффициента трения f от параметра mv / N.
Рисунок 3.1. Зависимость коэффициента трения от режима работа сопряжения, от свойств смазочного материала.
I-граничная; II-полужидкостная; III-жидкостная.
При сравнительно лёгких нагрузках и скоростных режимах работы сопряжения на поверхности трения деталей вследствие адсорбции образуются и прочно удерживаются тончайшие слои смазочного материала.
Толщина слоя смазочного материала в зоне трения настолько мала, что свойства масла как жидкости практически не проявляются, таким образом создаются условия, характерные для граничной смазки (зона I), коэффициент трения в условиях граничной смазки для металлических поверхностей f≈0,1. Относительно высокий коэффициент трения объясняется наличием механического взаимодействия поверхностей.
В таком режиме трения обычно работают опоры скольжения и некоторые элементы зубчатых передач.
При увеличении слоя смазочного материала, разделяющего поверхности трения уменьшается механическое взаимодействие выступов неровностей. При этом снижается так же молекулярная составляющая силы трения. В результате наблюдаются значительное уменьшение коэффициента трения и создаются условия взаимодействия поверхностей, характерные для полужидкостной смазки (зона II). Например: зубчатые передачи, подшипники качения.
В зоне III твёрдые поверхности полностью разделены слоем смазочного материала, толщина которого значительно превышает высоту неровностей профиля. В этих условиях характер взаимодействия элементов сопряжения определяется объёмными свойствами масла. Сопротивление относительному перемещению деталей сопряжения обусловлено внутренним трением смазочного материала f=0, — 0,05.
Жидкостная смазка обеспечивает устойчивый режим работы сопряжения. Увеличения коэффициента трения приводит к повышению температуры масла. Это вызывает снижение вязкости и следовательно параметра mv / N, значение которого и без того невелико. Это в сою очередь, вызывает дальнейшее увеличение коэффициента трения и ухудшает условия работы сопряжения, т.е. граничная (зона I) и полужидкая (зона II) смазки не обеспечивает устойчивого режима трения.
Для достижения максимальной долговечности сопряжения необходимо стремиться к формированию условий жидкостной смазки, что позволит значительно сократить энергетические затраты на преодоление сил трения и обеспечит наиболее стабильные условия взаимодействия деталей.