Чем отличается литол от солидола? сравниваем и разбираем
Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем
Скачать PDF
Иногда, начинающие автомобилисты задаются вопросом, чем отличается литол от солидола. Именно эти смазки сейчас все более на слуху. При этом, далеко не все знают особенности этих составов. Поэтому, многие водители путают эти смазки, считая их одинаковыми. На самом деле, это совершенно разные вещества, с разными показателями. Неправильное использование смазки может привести к разным проблемам, в том числе и непредсказуемым. Перед тем, как решить, что применять, обратите внимание на технические требования и особенности работы узла, который необходимо смазать. Это позволит избежать неприятных ошибок.
Чем отличается литол от солидола?В первую очередь химическим составом. Это влияет на возможность использования смазок в разных условиях. Поэтому, имеет смысл сначала рассмотреть технические особенности этих веществ.
Солидол: характеристики и сфера применения
Солидол является «старейшим» видом пластичных смазок. Этот состав используется для снижения коэффициента трения уже около 100 лет. Но если в настоящее время ещё рассматривается вопрос об актуальности применения Солидола, значит имеющиеся современные аналоги не слишком превосходят «прадедушку» по техническим показателям.
Основным достоинством этого вещества является низкая стоимость, которая обусловлена особенностью производства этого вида пластичной смазки. Вырабатывается Солидол из отходов, которые образуются при производстве бензина. Образовавшееся таким образом нефтяное масло смешивают с кальциевым мылом, в результате чего и получается всем известная смазка.
При смешении этих компонентов получается густой состав, который идеально подходит для обработки узлов различных механизмов и машин, в которых не могут быть использованы текучие масла.
К недостаткам Солидола можно отнести относительно невысокий температурный предел рабочей температуры. Запрещается использовать этот состав в узлах, которые могут разогреться во время работы свыше 90 градусов Цельсия. Также не рекомендуется обрабатывать детали, в которых процесс трения осуществляется между металлическими и силиконовыми деталями.
Солидол — классификация и особенности
Солидол — это смазочный материал, который гораздо «старше» литола. Его начали активно использовать еще в 20-х годах прошлого века. Процесс производства солидола с точки зрения технологии достаточно прост. Так называемое «нефтяное масло», которое остается после перегонки нефти, смешивается с кальциевым мылом. В результате масло густеет, становится очень пластичным.
Температурный диапазон применимости у солидола существенно уже, чем у литола, составляет от -30 °С до +75 °. В зависимости от того, на основе какой именно кислоты изготовлен загуститель (кальциевое мыло), все солидолы подразделяются на жировые и синтетические.
Для производства жировых солидолов используются жирные кислоты, имеющие исключительно природное происхождение. Кислоты синтетического происхождения применяются, соответственно, для изготовления синтетических солидолов (к таковым относятся смазочные материалы марок УС-2 и УС-1). Следует заметить, что возможно смешивание различных типов солидолов и использование ее для смазывания.
Несмотря на то, что по многим параметрам солидол существенно уступает литолу, его использование продолжается. Его достаточно успешно применяют для смазывания тех узлов, которые не испытывают высоких механических и температурных нагрузок. Кроме того, солидол очень неплохо демонстрирует себя в условиях повышенной влажности: он практически не вымывается из мест заложения благодаря очень высокой жирности.
Читайте также: Литиевая смазка — применение в автомобиле.
Отличия литола от солидола
Недостаточно просто описать составы, чтобы окончательно понять, какую смазку следует выбрать. Есть немало отличий между литолом и солидолом, которые говорят в пользу одного и другого вещества:
Характеристики | Литол | Солидол |
Температурный диапазон эксплуатации, в градусах Цельсия | -50 — +130 | -30 — +75 |
Степень вязкости | 280 | 250 |
Вымываемость | ниже | выше |
Хим.активность | выше | ниже |
Противодействие коррозии | выше | ниже |
При сравнении можно сделать выводы, что литол технически более эффективное средство, за исключением степени вымываемости, но при этом, у солидола есть очень важных «козырь» — стоимость. Если солидол можно найти по цене от 100 рублей за килограмм, то литол дешевле 295 рублей за килограмм, купить не удастся.
Несколько слов о применении
При смазывании крутящих деталей, конечно же, будет предпочтительнее литол. Его густота позволяет минимизировать вибрации, а высокий температурный порог не дает теплу разрушить состав. Помните, что это смазка для тяжелых машин и крупных механизмов. Смазывать литолом замок или кулер компьютера нельзя. Для мелких деталей литол станет пластилином, не позволяя выполнять функции агрегата.
В легкоразъедаемой среде рекомендуется использовать солидол. В жидком виде литол вытекает, соответственно, разрушает резиновые сальники, ПВХ-компоненты, при этом оставляет следы на пластике. На рынке можно найти более совершенные составы литола, которые не воздействуют агрессивно на эти материалы, однако их стоимость будет существенно выше по сравнению с солидолом.
Средняя стоимость солидола – 50-100 рублей за килограмм. Литол обойдется в 2 раза дороже (приблизительно в 200 рублей за кило). Не стоит экономить на покупке литола, если вы точно знаете, что солидол не справится с поставленной задачей. Экономия в несколько сотен рублей может обернуться поломкой всей детали или агрегата. Его ремонт будет уже на порядки дороже.
В целом литолом можно смазывать следующие компоненты:
- Пыльники шаровых и рулевых наконечников. Детали разогреваются до 50-60 градусов, что позволяет теоретически использовать и солидол, но последний может неблагоприятно влиять на пыльники, разрушая их и уменьшая срок службы.
- Пыльники ШРУСов. Здесь все аналогично, т. е. рекомендуется применение литола.
- Подшипник ступицы. Использование солидола невозможно, так как деталь может разогреваться до 100 градусов.
- Рулевая рейка без гидроусилителя. Отлично подойдет Литол-24, которым необходимо смазать место зацепления вала и шестерни.
Перед покупкой всегда читайте состав. В нем должны быть указанные не только присадки, но и основа. Обращайте внимание на цвет и консистенцию смазки. Нередко на рынках можно встретить подделки. Происхождение таких составов остается загадкой, а использовать их в движущихся деталях – огромный риск.
Таким образом, литол является следующим поколением смазки, при этом постепенно вытесняет пережиток времени в виде солидола. Единственный ощутимый недостаток литола – агрессивность к алюминиевым деталям. Если компонент выполнен из этого металла, то рекомендуется искать другую смазку. Теперь вы знаете, в чем разница между этими составами, соответственно, уже будете с осознанием применять каждый.
Так что же лучше?
Зная основные характеристики двух смазок, многие так и не могут определиться, солидол или литол что лучше? Ведь, несмотря на то, что вещества похожи, разница между ними есть. Чтобы это понять, необходимо знать особенности их применения в транспортном средстве.
Наиболее распространенным использованием смазки является ее применение в шаровые опоры подвески. Необходимо это производить для увеличения срока эксплуатации деталей. В данной ситуации можно использовать любой из материалов, поскольку максимальная температура нагрева в данном механизме достигает 50 градусов. Солидол сюда также хорошо подойдет. Но при наличии пластиковых элементов в данном механизме, применение солидола будет ограничено, поскольку он разрушающе действует на пластик.
Помимо этого, в переднеприводных авто смазку используют для шрусов. И солидол здесь также является нежелательным.
Для подшипников применение солидола ограничено из-за возможности сильного нагрева деталей. На машинах, не имеющих гидроусилителя руля, для рулевых реек также требуется смазка. Но от солидола также лучше отказаться, по причине наличия такого материала, как резина, которой лучше не контактировать с данной смазкой.
По всем своим показателям, Литол превосходит солидол, поэтому, при выборе смазочного материала, лучше отдавать предпочтение более современному веществу, который адаптирован для большинства транспортных средств.
Литол.
Нефтяное масло плотностью 60-75 г/м3, загущенное литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Производится он по ГОСТу 1987 года и сегодня на рынке представлен, в основном, Литолом с маркировкой 24, отличающимся от просто Литола наличием специальных антикоррозийных присадок.
Достоинства данного смазочного материала:
- отличная тепло- и морозоустойчивость – интервал рабочих температур – от -40˚С до +120˚С;
- хорошая пластичность;
- высокая механическая стабильность;
- достаточная густота;
- практически не смывается водой.
- в присутствии воды литол агрессивно ведет себя с алюминием/его сплавами.
Благодаря массе достоинств сегодня литол активно используется в автомобилестроении – его используют в: зубчатых передачах, подвеске и трансмиссии (им набивают ШРУСы и шаровые опоры), подшипниках всех видов, некоторых вариантах рулевых реек, поверхностях трения многих машин и механизмов.
Сравнение солидола и литола
Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику. Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола. Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.
Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.
При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе. Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях. Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.
Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды. Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде. Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.
Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже – порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.
По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во – первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал и Вам не придется ни переплачивать ни раскаиваться в собственной непредусмотрительности.
В завершении хотелось бы подытожить все пункты по которым различаются масляные смазки солидол и литол:
- Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
- Вязкость смазочного материала. Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
- Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
- Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
- Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
- Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
- Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
- Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
- Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.