Снятие и установка головки блока цилиндров ЗМЗ-406
Снятие и установка головки блока цилиндров ЗМЗ-406
Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором
Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить операции, указанные в статье «Снятие и установка двигателя ЗМЗ-406».
Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.
Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.
Снять распределительные валы.
Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3.
Снять термостат с корпусом.
Вывернуть свечи зажигания.
Отвернуть болты 1 крепления головки блока. Вынуть болты 1 и шайбы.
Снять головку блока цилиндров и прокладку головки блока.
Нельзя забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертки или какой-нибудь другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку цилиндров.
Разборка
1. Отвернуть гайки 1 и снять экран 5 датчика фазы, скобу 2 для подъема двигателя и выпускной коллектор 6.
Снять прокладки выпускного коллектора. Отвернуть болт 3 и снять датчик 4 фазы.
Вывернуть датчики аварийного давления масла 7 и указателя давления масла 8.
2. Ослабить затяжку хомута 1 и снять шланг с патрубка регулятора холостого хода.
Отвернуть гайки 2 и снять ресивер 3 с впускной трубы.
Снять прокладку ресивера.
3. Отвернуть гайки 1 и снять впускную трубу 2 вместе с форсунками и топливопроводом.
Снять прокладку впускной трубы.
Отвернуть болты 1 и снять заднюю крышку 2 головки блока.
Снять прокладку крышки.
Вынуть гидротолкатели 1 клапанов.
Г идротолкатели удобнее вынимать с помощью магнита или присоски.
Гидротолкатели нельзя менять местами, поэтому перед снятием их нужно промаркировать, чтобы при сборке установить на свое место.
Хранить гидротолкатели следует в том же положении, в каком они стоят на клапанах, чтобы из них не вытекло масло.
Установить на головку блока приспособление для сжатия пружин клапанов.
Сжав пружины клапанов с помощью приспособления, вынуть сухари 2 клапана.
Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана.
Снять приспособление с головки блока. Вынуть тарелку 3 пружин клапана. Затем вынуть наружную и внутреннюю пружины клапана.
Снять маслоотражательный колпачок 1 клапана.
7. Подцепить отверткой и вынуть опорную шайбу 1 пружин клапанов.
8. Вынуть клапан со стороны камеры сгорания.
9. Таким же образом снять остальные клапаны.
Перед снятием промаркировать все клапаны, чтобы при сборке установить их на свои места.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА 3
Двигатель ЗМЗ-406 рабочим объемом 2,3 литра в России весьма популярен, широко распространен. С учетом пожеланий отечественных потребителей на его основе созданы варианты увеличенного рабочего объема — 2,5 л (ЗМЗ-405) и 2,7 л (ЗМЗ-409). При разработке новых моделей моторный завод стремится унифицировать конструкции, поэтому в них немало общих деталей. Но есть и отличия. В последнее время двигатели претерпели ряд изменений, связанных с введением более жестких экологических норм — Евро III. О них мы и расскажем. Внешние скоростные характеристики двигателей представлены на графиках. Напомним, что двигатель 40525.10 предназначен для «Волги», 40524.10 — для «Газели», «Соболя», 40904.10 — для современных автомобилей УАЗ.
- Блок цилиндров усиленной конструкции из чугунной заготовки высокого качества с повышенной точностью обработки
- Головка цилиндров с креплением к крышке цепи и с повышенной точностью обработки
- Двухслойная металлическая прокладка головки цилиндров
- Болт головки цилиндров увеличенной длины
- Конструкция поршней без термовставки, с уменьшенными высотами жарового пояса, юбки и поршневых
колец - Экранированный выпускной коллектор из высокопрочного чугуна
- Двухслойная металлическая прокладка выпускного коллектора
- Модуль пластмассовой крышки клапанов с элементами крепления индивидуальных катушек зажигания,
оптимизированными конструкциями маслоотделителя и маслозаливной горловины и интегрированным
клапаном разрежения - Металлическая прокладка масляного картера с рифленой окантовкой из эластомера
- Автоматический натяжитель ремня привода вспомогательного оборудования
- Водяной насос с полостью для улавливания утечек охлаждающей жидкости и новой конструкцией
сальника
У двигателя 406 диаметр цилиндра 92 мм против 95,5 мм у 405-го. Старый, до введения норм Евро III, блок405 легко «узнать» по характерным поперечным прорезям-щелям шириной 2 мм в системе охлаждения между цилиндрами. Они улучшали теплоотвод от стенок цилиндров, однако снижали жесткость верхней «плиты» блока. При затяжке болтов крепления головки дополнительно деформировались стенки цилиндров, создавая проблемы, которых двигатель 406, имеющий выполненные в литье протоки между цилиндрами (за счет большей величины межцилиндровой перемычки — 14 мм против 10,5 мм), не знал! Забегая вперед, скажем, что эта конструкция, к счастью, оказалась временной: найдя более удачное решение, от прорезей отказались.
С января 2008 г. для автомобилей ГАЗ и УАЗ завод начал выпускать двигатели, отвечающие нормам токсичности Евро III. Среди них двигателя 406 уже нет, на конвейеры автозаводов поставляются только двигатели 405 и 409. Блок цилиндров у них единый. Внешне он отличается от прежнего 406-го формой отверстий системы охлаждения между цилиндрами: у старого они круглые, у нового напоминают треугольники со скруглениями. Для снижения расхода масла на угар у нового блока изменены параметры плосковершинного хонингования цилиндров (глубина, ширина и углы наклона рисок). К заднему торцу блока шестью болтами М6 крепится крышка с резиновой манжетой, уплотняющей цапфу коленвала. Для установки картера сцепления есть два центрирующих штифта и шесть резьбовых отверстий М10.
Совершенствуя двигатель, конструкторы совместно с технологами сумели доработать блок цилиндров и усовершенствовать процесс литья — в блоке 405 (назовем его новым) также удалось сделать протоки в отливке между цилиндрами (показаны стрелками). От этого выиграла жесткость блока, а изменения, внесенные в крепление головки цилиндров, — более глубокие резьбовые отверстия в блоке, удлиненные болты, новая прокладка (см. ниже) — позволили обеспечить более точную, с меньшими деформациями, геометрию цилиндров в зоне работы поршневых колец. В нижней части блока видны приливы, которые совместно с крышками коренных подшипников образуют опоры коленчатого вала. Крышки изготовлены из высокопрочного чугуна, каждая крепится двумя болтами М12х1,25.
Блок цилиндров дет. 405.1002010-30
Модернизированный блок цилиндров из чугунной заготовки высокого качества с повышенной точностью обработки позволяет снизить величину эксплуатационных деформаций цилиндров. Увеличение длины резьбовых колодцев
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Отсутствуют прорези между цилиндрами Введены следующие изменения:
•Увеличена длина резьбовых колодцев
под болты головки цилиндров;
•Отсутствуют прорези между цилиндрами
Головка блока цилиндров всех двигателей ЗМЗ Евро II была единая. С введением требований Евро III она доработана, с прежней невзаимозаменяема. Исключены каналы системы холостого хода – ее функции выполняет электронно-управляемый дроссель. В передней части головки есть два отверстия для крепления крышки цепи, а с левой стороны – две бобышки с резьбовыми отверстиями для крепления кронштейнов ресивера впускной системы. Оптимизируя
конструкцию головки, ее массу снизили на 1,3 кг.
Головка цилиндров
дет. 40624.1003010
Конструкция головки цилиндров оптимизирована под установку металлической
прокладки головки цилиндров и крепление впускной системы.
Изменения:
•Введены две бобышки крепления кронштейнов ресивера;
•Введены бобышки крепления головки цилиндров к крышке цепи;
•Отсутствует распределительный канал холостого хода
Прокладка головки цилиндров
дет. 40624.1003020
Металлическая многослойная прокладка является необходимым элементом для
достижения выполнения перспективных экологических норм.
Прежнюю прокладку головки блока из безасбестового армированного материала с металлическими окантовками уплотнения цилиндров сменила металлическая, фирмы Elring Klinger — двухслойная, с пружинящими «зигами», обеспечивающими уплотнение газовых стыков, каналов систем смазки и охлаждения. Эта прокладка предназначена для двигателей 405 и 409 под нормы Евро III. В сжатом, рабочем состоянии ее толщина 0,5 мм против 1,5 мм у прежней, мягкой прокладки. Современная более термостойка и к тому же позволяет надежно герметизировать соединение головки и блока цилиндров при меньшем моменте затяжки болтов по сравнению с прежним. А это тоже уменьшает деформацию цилиндров. В прокладке есть два дополнительных отверстия под болты крепления крышки цепи к головке. С прокладками для двигателей Евро II она невзаимозаменяема.
По сравнению с мягкой асбостальной прокладкой двухслойная металлическая
прокладка имеет следующие преимущества:
•Больший уплотняющий потенциал, механическую и термическую стойкость;
•Широкие возможности по конструкции;
•Меньшая потеря восстанавливаемости;
•Меньший момент затяжки болтов головки цилиндров;
•Меньшая деформация деталей двигателя
Болт головки цилиндров
дет. 40624.1003050
В связи с увеличением длины резьбовых колодцев увеличена длина болта
головки цилиндров на 25 мм (с 103 мм до 127 мм). Также отсутствует винтовая
канавка на теле болта.
• Резьба: М14х1,5-6h;
• Длина: 127±1 мм;
• Размер внутреннего
шестигранника: 12 мм
Переход на управление двигателем с электронным дросселем позволил избавиться от ряда деталей. Среди них регулятор холостого хода с воздушными патрубками, дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки, а также шланги для подогрева дроссельного узла от системы охлаждения. На снимке показано, что представляла собой эта конструкция!
Так как при электронно-управляемой системе холостого хода традиционный регулятор холостого хода не нужен, ресивер системы впуска воздуха избавился от резьбовых отверстий для крепления регулятора и кронштейна троса механического привода дроссельной заслонки. Для снижения уровня вибраций и шума системы впуска воздуха на ресивере сделали приливы для крепления кронштейнов, связывающих ресивер с головкой цилиндров. В зависимости от модели двигателя применяют разные дроссели – фланцы ресиверов для их крепления также различны. Для двигателей 40524 и 40525 – три точки крепления дросселя, для 40904 – четыре.
Поршневой комплект
дет. 40904.1004013
Поршни без термовставки; с объемом камеры сгорания, компенсирующим уменьшение высоты
прокладки головки цилиндров, уменьшенными высотами жарового пояса, юбки и поршневых
колец.
Уменьшение высот жарового и уплотняющего поясов обеспечивает уменьшение потерь энергии
на трение в паре «поршень-цилиндр» и снижение инерционной массы движущихся элементов.
Поршень 40524.1004015, 40904.1004015 (Federal Mogul) | Поршень 40524.1004015-01, 40904.1004015-01 (Almet) |
Диаметр: 95,5 мм Высота канавок: 1,55 мм 1,8 мм 3,05 мм Масса поршня: 411±7 г (для 40904.10) | Диаметр: 95,5 мм Высота канавок: 1,5 мм 1,75 мм 3 мм Масса поршня: 410 (для 40904-01) |
Крышка цепи
Крышка цепи имеет элементы крепления автоматического механизма натяжения
ремня и головки цилиндров. дет. 40624.1002062
В крышке цепи для двигателя 40524,40525 и 40904 под нормы Евро III, в отличие от предшественников 406,405 и 409, появились два дополнительных отверстия для крепления головки блока цилиндров. Кроме того, она получила обработанную площадку для установки автоматического натяжителя фирмы Litens ремня привода вспомогательных агрегатов. Узел рассчитан на пробег 150 тыс. км.
Как выставить метки ГРМ 406 двигателя
Метки ГРМ на 406 двигателе можно выставлять двумя способами, первый по заводской инструкции но по ней сложней и можно легко ошибиться. Так как метки на звездочках нужно расположить по внешнему радиусу звездочек.
Мой способ проще, показан на картинке ниже. Метки на звездочках расположите по внутреннему радиусу также противоположно друг другу. Когда метки находятся рядом четко видать точность их совпадения.
В этот момент по ходу вращения коленвала цепь должна быть натянута, проверить можно так, после установки цепи по меткам, проверните коленвал против часовой стрелки на десять градусов. Распредвалы также против часовой стрелки до натяжки цепи. Теперь верните коленвал на метку, проверти совпадение меток звездочек.
Картинка. Метки ГРМ 406 двигателя
AUTOFIZIK.RU / авторемонт
Схема установки и клеймения крышек распределительных валов
I – передняя крышка;
II – вал впускных клапанов;
III – вал выпускных клапанов.
Снимаем наконечники со свечей зажигания вместе с высоковольтными проводами.
Снимаем катушки зажигания (см. Проверка и замена катушек зажигания). Катушки можно оставить на крышке, отсоединив от них низковольтные провода.
Отсоединяем от карбюратора тросы привода дроссельных и воздушной заслонок (см. Снятие карбюратора).
Снимаем решетку и верхнюю панель облицовки радиатора (см. Снятие решетки облицовки радиатора и Снятие верхней панели облицовки радиатора).
Отсоединяем провода от датчиков температуры и давления масла (см. Замена датчиков указателя температуры, Замена датчиков давления масла) отгибаем скобы крепления проводов…
…и снимаем провода с двигателя.
Ослабляем хомут и отсоединяем малый шланг системы вентиляции картера.
Ключом «на 12» отворачиваем восемь болтов крепления крышки головки блока.
Проворачивая коленчатый вал головкой «на 36», выставляем его в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра, (риска на шкиве коленчатого вала должна совпасть с выступом на передней крышке блока цилиндров,…
…а метки на звездочках распределительных валов должны быть развернуты в противоположные стороны и находиться на уровне верхней кромки головки блока.
ВНИМАНИЕ
о время дальнейшей работы не проворачивайте коленчатый вал.
Для удобства снимаем топливный насос (см. Снятие топливного насоса двигателя ЗМЗ-4063) и, не отсоединяя шлангов, отводим его в сторону (можно оставить топливный насос на крышке).
Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта (два нижних — короткие).
Снимаем переднюю крышку головки блока цилиндров.
. и уплотнительную прокладку.
Шестигранным ключом «на 6» отворачиваем два винта…
…и снимаем верхний успокоитель верхней цепи.
Тем же ключом отворачиваем два винта крепления среднего успокоителя.
Ослабляем натяжение цепи на участке около среднего успокоителя, повернув вал выпускных клапанов по часовой стрелке ключом «на 17» за болт крепления звездочки (или ключом «на 30» за четырехгранник выполненный на валу).
Снимаем средний успокоитель.
Удерживая вал выпускных клапанов ключом «на 30», ключом «на 17» отворачиваем болт крепления звездочки.
Снимаем звездочку с вала выпускных клапанов.
Аналогично отворачиваем болт крепления звездочки вала впускных клапанов.
Снимаем эксцентрик привода топливного насоса…
…и звездочку вала впускных клапанов.
Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления передней крышки распределительных валов.
Снимаем переднюю крышку…
…и пластиковые вкладыши ограничения осевого перемещения распределительных валов.
Головкой «на 12» последовательно по пол-оборота ослабляем затяжку болтов крепления крышек распределительного вала до тех пор, пока пружины клапанов не перестанут поджимать валы.
Окончательно отворачиваем болты и снимаем крышки.
Снимаем распределительный вал.
Аналогично снимаем второй распределительный вал.
Перед установкой распределительных валов смазываем моторным маслом их опорные шейки, кулачки, а также постели в головке и крышках.
Вал выпускных клапанов устанавливаем штифтом направо (глядя спереди), а впускных — штифтом вверх. При этом валы находятся в устойчивом положении (для наглядности шланг радиатора снят).
Распределительные валы впускных и выпускных валов взаимозаменяемые, но.
ВНИМАНИЕ
Обратите внимание на правильное положение штифтов в отверстиях фланцев распределительных валов.
Каждую крышку устанавливаем на свое место, согласно порядковому номеру, выбитому на ней.
Крышки ориентируем так, чтобы выбитая на них цифра была обращена к наружной стороне головки.
Болты крепления крышек затягиваем моментом 1,9–2,3 кгс.м, после чего…
…поворачиваем вал впускных клапанов так, чтобы его штифт располагался напротив верхней кромки головки блока.
Устанавливаем на валы звездочки с надетой на них цепью, начиная с распределительного вала выпускных клапанов.
При натянутой ветви цепи со стороны среднего успокоителя метка на звездочке должна быть расположена напротив верхней кромки головки блока.
Устанавливаем средний успокоитель на место и ставим вторую звездочку.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.
ВНИМАНИЕ
После установки гидронатяжителя.
..проверяем совпадение всех меток на шкиве коленчатого вала и звездочках. В противном случае снимаем неправильно установленную звездочку и, переставив ее на одну секцию цепи, устанавливаем заново.
- Перейти на страницу:
Прогорание прокладки головки блока цилиндров на 409
Сообщение 21112 » Вт июн 24, 2008 15:42
Очень интересен этот момент, сколько раз меняли, как долго ходила, качество эксплуатации от и до.
Мой опыт печален: 26 тыков, замена, +16 тыков предстоит замена.
У Dahiel ещё грустнее: пробег 90 тыков, предстоит 5 замена.
У Volk’а тоже есть подобный опыт.
P.S. Пытался через поиск освещение вопроса найти, безрезультатно (может плохо искал).
Сообщение RSM » Вт июн 24, 2008 17:45
Re: Прогорание прокладки головки блока цилиндров на 409
Сообщение TRUCKER » Вт июн 24, 2008 22:32
21112 писал(а): Очень интересен этот момент, сколько раз меняли, как долго ходила, качество эксплуатации от и до.
Мой опыт печален: 26 тыков, замена, +16 тыков предстоит замена.
У Dahiel ещё грустнее: пробег 90 тыков, предстоит 5 замена.
У Volk’а тоже есть подобный опыт.
P.S. Пытался через поиск освещение вопроса найти, безрезультатно (может плохо искал).
Сообщение 21112 » Ср июн 25, 2008 08:38
Сообщение Happy_P » Ср июн 25, 2008 08:55
Сообщение 21112 » Ср июн 25, 2008 09:01
Сообщение RSM » Ср июн 25, 2008 09:16
Сообщение 21112 » Ср июн 25, 2008 09:31
Сообщение Happy_P » Ср июн 25, 2008 09:47
Сообщение RSM » Ср июн 25, 2008 10:00
Сообщение 21112 » Ср июн 25, 2008 10:12
прокладка 409
Сообщение БиогенераторЪ » Ср июн 25, 2008 16:57
Сообщение БиогенераторЪ » Ср июн 25, 2008 17:01
далее на 409 не знаю но на 405 евро два череда приколов от ЗМЗ с установкой одной пружины на клапан. как факт двиг не развивает полной мощности.
да забыл после замены прокладки двиг должен ходить и ходить. так как главными критерием износа двигателя являеца не зам ена прокладки ГБЦ ,а наличие хорошей прокладки между рулем и сидением.
не мало важным являецо еще и то что на нормальной прокладке ГБЦ выбевают номер
Сообщение Evgenyst » Ср июн 25, 2008 17:09
[quote=»21112″]Скорее всего буду ставить эксперимент: заменю в сервисе прокладку и в течении 500-1000 км дважды подтяну голову динамометрическим ключом.
quote]
Привет
будет только хуже
не говоря о том что в сервисе могут пользоваться левыми ключами итд
мне например один супер спец положил прокладку вверх ногами
правильный путь
1 купить нормальный динамометрический ключ (нормальный это там где в комплекте свидетельство о поверке есть) со «щелчком» не со стрелочками
2 разобрать посмотреть самому где пробивает
3 проверить плоскость прилегания на блоке и голове (в примитивном случае металлической линейкой)
4 собрать СТРОГО по инструкции (если инструкцией не предусмотрена дотяжка — то ни в коем случае не делать)
пилить голову не стоит дешевле менять (по сумме геморроя) (если себе любимому делаешь) и так с настройкой газораспределения сложности
Замена ГБЦ – в сертифицированном автосервисе «на Леонова 53/9»
Замена прокладки ГБЦ является нелегким и трудоемким процессом. Чтобы добраться до прокладки, необходимо снять головку блока цилиндров, что требует слив технических жидкостей и разборку определенных узлов двигателя. В процессе замены прокладки ГБЦ и разборке двигателя, на прилегающих друг к другу поверхностях необходимо убрать грязь, царапины и прочие дефекты, контролируя при этом толщину снятого слоя.
Важно понимать, что необходимо соблюдать определённую последовательность замены, указанную инструкцией, а также усилия при работе с крепежными болтами, перетянув которые можно спровоцировать «срыв» головок при эксплуатации автомобиля, что приведет к нарушению герметичности и новому пробою прокладки ГБЦ.
Профессиональная замена прокладки блока цилиндров всегда гарантирует надёжную работу двигателя. Разборка и сборка проводятся быстро и качественно. При обнаружении других неисправностей вас немедленно поставят в известность и предложат оптимальный вариант их устранения. Доверить свой автомобиль мастерам – самое разумное решение.