Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система мониторинга давления в шинах автомобиля TPMS

Что такое TPMS в автомобиле и как работает система контроля давления в шинах?

Поддержание давления в автомобильных шинах на требуемом уровне важно не только для обеспечения комфортности поездки, снижения расхода топлива и увеличения ресурса покрышек, но и с точки зрения безопасности дорожного движения.
Слишком высокое давление негативно отразится на сцеплении с дорожным полотном, и снизит уровень безопасности движения, а также приведет к повышению жесткости шин, т. е. снизит комфортность эксплуатации автомобиля. Слишком низкое давление в шинах приведёт к повышенному расходу топлива и преждевременному износу покрышек.

Для контроля давления в шинах необходимо систематически использовать шинный манометр, что, конечно же, влечет повышение трудоемкости обслуживания автомобиля. Чтобы решить эту проблемы, инженеры разработали систему контроля давления в шинах.

Изначально система, которая получила название «TPMS» («Tire Pressure Monitor System» — дословно — «система мониторинга давления в шинах»), была предназначена только для спецтранспорта, грузовых и военных автомобилей. Но в дальнейшем распространилась и на гражданский автотранспорт, в том числе и на легковой.
Военные и грузовые системы контроля ставили перед собой задачу обеспечить безотказную работу техники в тяжёлых условиях, в т. ч. – в боевых. К ним можно отнести резкие температурные перепады, повышенные и экстремально низкие температуры, плохие дороги, пробой шины огнестрельным оружием и т. п.

Постепенно специалисты начали думать над возможностью использования системы контроля на обычных гражданских автомобилях.
Вскоре появились первые легковые автомобили, оснащенные системой TPMS. Изначально датчики ставили только на дорогие автомобили в качестве дополнительной опции, дополняя системы слежения за слепыми зонами и автоматического торможения.
В настоящее время такие системы встречаются и на относительно недорогих современных автомобилях.

Конечно, если возникают какие-то серьёзные повреждения шин, водитель и пассажиры почувствуют это безо всяких датчиков и систем контроля. Но уследить за постепенным снижением давления и небольшим дефектом колеса крайне сложно, особенно при движении по дороге с низким качеством дорожного покрытия.

Поездка на автомобиле со спускающим колесом может привести к повреждению покрышки и даже срыву шины с диска. А это уже прямая угроза безопасности дорожного движения. Статистика показывает, что по описанным причинам случается достаточно большое количество ДТП.
Но не только критические ситуации с разрывом или сходом с диска покрышки могут привести к аварии.
Разное давление в шинах приводит к тому, что управляемость автомобиля, особенно на большой скорости, ухудшается, он начинает «рыскать» по дороге и требует постоянной манипуляции рулевым управлением. Конечно же, это тоже небезопасно.

С помощью установленной TPMS водитель может вовремя заменить неисправности, изменения в давлении, тем самым предотвратить поломки, аварии и дорожно-транспортные происшествия.

Кроме повышения безопасности дорожного движения системы контроля над давлением в шинах колес позволяют получить и другие выгоды, такие, как повышение экономичности и экологической безопасности автомобиля.
Снижение давления в шинах приводит к повышению расхода топлива, поскольку увеличивается пятно контакта шины с дорогой и возрастает сопротивление качению колес автомобиля, и двигателю приходится работать на режиме повышенных нагрузок. Повышенный расход топлива влечет за собой не только экономические затраты, но и увеличение количества вредных выбросов в атмосферу, т. е. автомобиль становится менее экологичным.
К экономическим выгодам использования систем TPMS можно, также, отнести тот факт, что недостаточное и избыточное давление в шинах колес существенно снижает ресурс дорогостоящих покрышек.

Некоторые модели датчиков дополнительно имеют функцию антивандального индикатора. При попытке несанкционированного демонтажа покрышек водитель оповещается об этом дистанционно.

Как работает система TPMS?

Для функционирования систем TPMS используются прямой и косвенный методы контроля давления в шинах.

Системы косвенного измерения давления в шинах

Принцип работы системы по косвенному методу основан на том факте, что при снижении давления в шине она уменьшается в диаметре, и, соответственно, уменьшается длина окружности покрышки.
В результате спущенное колесо начинает вращаться быстрее, чем остальные колеса автомобиля с нормальным давлением в шинах. За этим процессом следят информационные датчики системы TPMS.
Если параметры угловой скорости колеса отклоняются от нормы, включается сигнальная лампа, и водитель, таким образом, оповещается о возможной неисправности.

Системы прямого измерения давления в шинах

У систем прямого контроля результаты измерений более точные. Такая система выполняет непосредственные замеры давления для каждой покрышки.
При прямом мониторинге индикаторные датчики устанавливаются непосредственно на вентиль, где и происходят измерения рабочих параметров. Датчики могут устанавливаться вместо вентилей (внешний вариант) и внутри шины (внутренний вариант).

Внешние датчики – это небольшие приборы, которые устанавливают на место обычного золотника. Они блокируют воздух в шине и одновременно реагируют на изменения давления. Когда измеряемые параметры меняются, прибор изменяет свой цвет. Если давление нормальное, появляется зелёный цвет, если падает ниже нормы, цвет становится красным.
Никакие другие датчики здесь не применяются, и на дисплеи информацию они не передают. Контроль осуществляется только визуально — необходимо подойти к каждому колесу и посмотреть на цвет колпачка.

Читать еще:  Двигатель Toyota 1UZ-FE: модификации, характеристики, конструкция

Главным недостатком считается уязвимость, а также необходимость визуального контроля над каждой шиной.
Кроме того, такие TPMS можно повредить, их легко могут украсть. Для этого достаточно просто выкрутить устройство вручную.

Внутренние датчики — более надёжные устройства, защищённые от любых внешних воздействий. Их устанавливают непосредственно в полость покрышек, из-за чего вопрос кражи решается сам собой. Но объективным недостатком таких устройств является относительно высокая стоимость.
Внутренние TPMS передают информацию непосредственно на приборную панель или для обработки в электронный блок управления.
Результаты измерений давления в каждой шине от внутренних датчиков передаются посредством специальной антенны на блок управления, где информация обрабатывается и выдается на дисплей или сигнальную лампу.

Такая система контроля давления воздуха в шинах содержит аналоговые датчики давления и температуры. Система способна собирать и анализировать информацию от нескольких датчиков, измеряя давление, температуру шин, скорость вращения колес и некоторые другие параметры. Датчики размещаются в шинах и передают бесконтактным способом по миниатюрному радиоканалу информацию в ЭБУ.
Давление и температура контролируются, даже если автомобиль неподвижен.
При обработке информации электронным блоком учитываются также скорость и загрузка автомобиля.

Еще одна разновидность системы TPMS включает три основных элемента: датчик давления, измерительный высокочастотный трансформатор и световой индикатор на панели приборов.
Датчик давления установлен на ободе колеса и| замыкает контакты при снижении давления в шине. Тем самым создается вторичная короткозамкнутая цепь для высокочастотного трансформатора, размещенного на узле крепления тормозных колодок.
Датчик давления постоянно проходит в непосредственной близости от трансформатора при вращении колеса. Факт замыкания вторичной цепи трансформатора фиксируется с помощью ЭБУ, и на приборном щитке загорается контрольный индикатор, соответствующий колесу со сниженным давлением в шине.
Изменение температуры воздуха в шине не вызывает ложных срабатываний системы, т. к. при движении автомобиля температура и давление воздуха в шине повышаются.

Системы контроля давления в шинах под разными названиями выпускают несколько немецких, американских и японских фирм. Например, система «Аdvantage Enterprises» (производство США) выполняет замеры и подает соответствующие сигналы каждые четыре секунды.
На опытных и гоночных моделях автомобилей температура воздуха в шинах наряду с давлением измеряется в обязательном порядке.
Например, система фирмы «Мichelin» для гоночных автомобилей «Реugot» («Ргохimа») имеет датчики в каждом колесе.
Сигналы передаются на радиочастоте приемнику на блок управления и затем в информационную систему водителя.
При температуре более 85 °С система рекомендует снизить скорость до 240 км/час, при температуре более 90 ˚С — до 160 км/час, при температуре более 100 °С – система рекомендует водителю остановить автомобиль.

Что такое система TPMS

Система контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitor System) относится к активной безопасности автомобиля. Как и многие другие инновации она пришла из военной отрасли. Главная её задача – отслеживать давление в шинах и подавать сигнал предупреждения водителю при падении ниже порогового значения. Кажется, что давление в шинах не самый важный параметр в автомобиле, но это не так. В первую очередь – это безопасность вождения. К примеру, если давление в шинах с каждой стороны осей разное, то автомобиль будет уводить в сторону. В базовых комплектациях TPMS начала появляться с 2000 года. Также есть автономные системы мониторинга, которые можно купить и установить отдельно.

В сервисах официальных автодилеров и в центрах РКР.

Из-за роста количества ДТП, с 2008 года эти датчики стали обязательными для всех произведенных и продаваемых в США автомобилей. С 1 ноября 2014 года это требование стало обязательным и для произведенных в Европе автомобилей. Поэтому при покупке автомобиля, который произведен после 01.11.2014, он будет оснащен TPMS.

Исследования показали, что 40% автовладельцев в Европе и США проверяют давление в шинах лишь раз в год. Следует учитывать, что разным автомобилям требуется разное давление в шинах, которое зависит от размера шин и количества пассажиров. Его значения можно узнать в сервисной книжке автомобиля, а также иногда эта информация в виде наклейки доступна на крышке топливного бака или на корпусе автомобиля в дверном проеме со стороны водителя.

Неправильное давление не только влияет на безопасность на дороге, но также и на потребление топлива, качество вождения и скорость износа шин. Специалисты утверждают, что ежедневно большое количество автоводителей ездит с пониженным давлением, подвергая риску не только себя, но и других участников движения. Поэтому система TPMS – это важное улучшение в области безопасности.

Виды TPMS

Различают два вида системы TPMS – прямую и непрямую. Непрямая система TPMS основана на работе датчиков скорости вращения колес системы ABS. Они измеряют скорость вращения каждого колеса. На основании этих данных «бортовой компьютер» имеет возможность определять диаметр колеса и предупреждать водителя при его снижении. По своей сути, непрямая система не измеряет давление в шинах, а определяет скорость вращения и оповещает компьютер. Преимущества этой системы: нет необходимости в специальном обслуживании и нет необходимости устанавливать дополнительный комплект датчиков для зимнего или летнего комплекта шин. Недостаток: система способна информировать водителя лишь при падении давления более чем на 30%.

Читать еще:  Используйте фен и полотенце: эксперт рассказал, как правильно чистить радиатор

Прямая система TPMS использует датчики, которые монтируются в шины и следят за давлением в них. Некоторые датчики даже способны измерять температуру. Полученные данные пересылаются на центральный контрольный модуль в автомобиле, который их обрабатывает и, при падении давления ниже установленного, при помощи светового сигнала оповещает водителя. Каждый такой датчик имеет уникальный серийный номер, чтобы система не могла ошибочно трактовать данные от другого автомобиля и от шин между собой. Необходимо учитывать, что многие автопроизводители устанавливают датчики производства других компаний, поэтому для их обслуживания или замены потребуется опытный и знающий специалист.

Обслуживание и установка TPMS

Если Ваш автомобиль произведен после 1 ноября 2014 года, следует учитывать факт, что на нем установлена система TPMS, и при каждой замене шин или регулировке давления в них потребуется калибровка датчиков. Это можно произвести в любом сервисном центре Pirelli Key Point. Стоимость калибровки составляет приблизительно 20 евро; если же потребуется покупка нового датчика, то его стоимость начинается от 40 евро.

Дополнительные преимущества TPMS

Помимо увеличения безопасности система мониторинга давления гарантирует следующие преимущества:

  • Снижается расход топлива — полуспущенные шины предполагают большую силу сцепления с дорогой, на преодоление которой придется потратить дополнительное горючее. Кроме того, на преодоление силы сцепления тратится ресурс двигателя.
  • Увеличивается срок службы — перекаченное колесо стирается по центру протектора, спущенное — по краям пятна контакта. Равномерный износ возможен только при правильном давлении.
  • Повышается экологичность транспортного средства — спущенное колесо приводит к перерасходу бензина, продукты горения которого отравляют атмосферу. Кроме того, свою лепту в охрану природы вкладывает и долгий срок службы автошины.

Эти выгоды гарантированы Tyre Pressure Monitoring System любой конструкции. Поэтому производители TPMS стремятся привлечь внимание покупателей, выпуская большой ассортимент моделей с персональными преимуществами.

Существует две основных разновидности:

Механические. Этакие мини-манометры, которые накручиваются на ниппель. Сигнал выдают определенным цветом: если давление низкое (менее 1 бар) – красный, шины требуют подкачки, но не критично – желтый, норма – зеленый (свыше 2 бар). Из минусов – низкая точность, только визуальный контроль.

Электронные. Датчики шин, которые отличаются завидным разнообразием. Самый распространенный тип – система ABS, датчики TMPS в нее встраиваются. Так что контролировать давление в шинах можно, даже не выходя из машины. Есть в продаже датчики для установки на шину или диски. Правда, монтировать эти элементы сложнее, чем механические. Нужна дополнительная настройка и обслуживание девайсов.

Контроль давления шин, купить который можно и на AliExpress – вещь необходимая.

Как установить датчик?

Датчик давления в шинах, купить который можно онлайн, многие автолюбители устанавливают самостоятельно. Проще всего монтируются механические элементы: нужно открутить базовые колпачки на колесах и заменить их устройствами.

Внешние электронные датчики шин тоже устанавливаются несложно. Единственный нюанс – нужно правильно подключить блок управления, если он работает не от батареек или аккумулятора. Внутренний датчик устанавливается на место штатного ниппельного грибка после разбортирования покрышки. Лучше доверить эту задачу мастерам автосервиса.

После этого производится настройка системы: бортовой компьютер должен «видеть» каждый элемент.

Бывает так, что на большой скорости покрышки нагреваются, поэтому происходит ложное срабатывание системы. Показания нужно обнулить и заново переподключить все датчики к компьютеру.

СИСТЕМА ПРЯМОГО КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ

Данный тип систем контроля давления в шинах работает за счет показаний 4х (или 5, если датчик установлен в запасном колесе) датчиков давления в шинах.

Датчик давления в шине — это миниатюрное устройство, работающее от встроенного элемента питания. Датчик содержит в себе полупроводниковый сенсор давления, температуры и ускорения (полупроводниковый акселерометр), а также антенну 433 МГц или 315 МГц в зависимости от спецификации автомобиля. Срок службы датчика составляет 6-8 лет или 180 000 тысяч километров пробега.

Автомобиль получает показания, переданные на частоте 433 МГц или 315 МГц каждым из датчиков, и определяет их местоположение по специальным уникальным идентификаторам, занесенным в память автомобиля. По этим же идентификаторам, бортовая электроника автомобиля отличает показания собственных датчиков от показаний, например, такого же припаркованного рядом автомобиля. Идентификатор датчика – это его уникальный номер, который присваивается датчику при производстве и указывается на его корпусе в виде шелкографии или наклейки.

Диагностика TPMS

В большинстве случаев жалобы клиентов возникают по причине падения давления. Если в ваш автосервис приехал Ниссан с горящим индикатором системы TPMS, это в большинстве случаев означает, что система работает нормально, просто в одном из колес пониженное давление. Сначала нужно накачать колеса до давления по спецификации и проехать на скорости около 25 км/ч в течение трех минут, контрольная лампа должна погаснуть. Если система работает некорректно, контрольная лампа будет моргать в течение минуты, затем будет гореть непрерывно. Характер вспышек может свидетельствовать о том, что один из датчиков, или несколько, не активированы (не прописан ID код в модуле системы).

Читать еще:  Как оживить аккумулятор автомобиля в домашних условиях?

Тем не менее, это не свидетельствует о низком напряжении в колесном датчике, потере сигнала или другой неисправности. Возвращение данных системы в исходное состояние и восстановление работы потребует специального оборудования, которое работает с блоком управления систем кузова (Body Control Module (BCM). Есть возможность считывать коды, записывая вспышки контрольной лампы.

Плюсы и минусы комплекта FOBO Tire

Как и в любой системы, набор FOBO Tire имеет свои плюсы и минусы. Плюс – это то, что датчики непосредственно могут подключаться к смартфону, и параллельно работать с центральным блоком в салоне автомобиля. В случае резкой смены давления, оба устройства FOBO Tire проинформируют водителя.

Кроме плюсов есть и минусы комплекта FOBO Tire. Первое это несовершенное приложение для смартфонов. Тестируя на смартфоне iPhone 6, приложение постоянно давало сбой: как только вносились рекомендуемые грани, приложение попросту вылетало и не хотело запускаться обратно. Вторым минусом стала стандартизация измерения давления в шинах. Для датчиков FOBO Tire показатели выводятся Kgf/cm2, а в странах СНГ как правило давление измеряется в барах (1 Bar). Поэтому каждый раз нужно будет конвертировать данные. В смартфонах на базе Android такой проблемы не наблюдается.

Непредсказуемые минуса FOBO Tire показали зимние морозы. Производитель FOBO Tire заявляет, что работоспособный диапазон датчиков от — 40 до +35 градусов Цельсия. Но как только температура опускается до -2, появляются первые косяки. Совершенно новая батарейка датчиков FOBO Fire вместо заявленных двух лет, проработает максимум неделю.

В инструкции FOBO Tire есть информация, что в морозную погоду при частом обращении к датчикам за информацией, батарейка быстрой выйдет из строя, но такие показатели никак не совпадают с заявленными. Заявленные два года батарейка проработает при постоянной оптимальной температуре +25.

Не меньше проблем с FOBO Tire появится после мойки автомобиля, несмотря на маркировку IP57 (защита от проникновения воды – цифра 5 и защита от кратковременного погружения в воду – 7-ка). Пройдя мойку, датчики начали выдавать различные ошибки, один вообще отказался работать и отвечать на запрос информации. Блок-приемник в салоне начинает пищать и так же выдавать ошибки. После нескольких километров пути, работоспособность датчиков FOBO Tire возобновилась.

Как подключить датчики

Комплект марочной системы TPMS обычно состоит:

  • Из контроллеров с подписями для каждого колеса (количество зависит от класса авто, обычно в наборе идет четыре колпачка на легковой транспорт и шесть, если это система контроля давления в шинах для грузовиков). Подпись из двух латинских букв, где первая определяет расположение по горизонтали, вторая по вертикали. Пример: LF – левое (left) переднее (front).
  • Инструкции.
  • Трансивера с 1–5 кнопками по бокам, чтобы указать нормативы давления. На тыльной стороне крепежа приемника – двусторонний скотч для удобства монтажа. Держится этот прибор надежно, можно смело крепить на стекле, панели.
  • Набора ключей для разборки контроллеров или приемника.
  • Адаптера подключения (предусмотрен в проводных приспособлениях).
  • Запасных частей (наклейки, прокладки).

Способ установки зависит от типа устройства. Внешние контроллеры можно поставить самостоятельно, просто заменив «родные» колпачки воздушной трубки на колесах. Здесь стоит обратить внимание на металл резьбы контроллера. Он может быть алюминиевым или латунным. Важно, чтобы он совпадал с собственной резьбой ниппеля во избежание окислений.

Внутреннюю TPMS устанавливают на площадках шиномонтажа. Процедура это недолгая и беспроблемная, зато защитит недешевую систему контроля давления в шинах от банального хищения.

Отключать систему или нет

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

С точки зрения безопасности движения, сохранности шин — однозначно нет. Учитывая большую стоимость работ по восстановлению некоторых уникальных центральных блоков TPMS, возможно, такая операция оправдана. Но без помощи специалиста отключить данное оборудование для конкретной марки авто может быть трудновыполнимо. Перед тем как принять кардинальное решение по этому вопросу и аппаратно удалить устройства, следует все взвесить.

p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

Проверка давления в шинах летом, весной, осень и зимой

Если вы, проверив давление в шинах утром, прежде чем отправиться в путь, понимаете, что давление не низкое, но индикатор давления шин на приборке горит или мигает, вероятнее всего, в одном из колес есть неисправность датчика давления. Эта неисправность не очень распространена. Но тем не менее иногда это случается. Кстати, некоторые жидкости и грязь от тормозных колодок могут ускорить процесс износа датчиков давления в шинах.

С другой стороны, если система контроля давления в шинах предупреждает вас о низком давлении, когда шины холодные, то, накачав их, пока они холодные, вы избавите себя от ненужных предупреждений системы TPMS в холодную зимнюю погоду.

Кстати, именно поэтому рекомендовано проверять и регулировать давление в шинах по нескольку раз в течение года. Особенно при смене времени года. Например, с наступлением холодного времени года рекомендовано добавить давление в шинах и, наоборот, с наступлением весны рекомендовано немного снизить давление. Подобный учет перепадов температуры окружающей среды во время смены сезонов может избавить вас от проблем с индикатором системы контроля давления в шинах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector