26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка датчика скорости ВАЗ, для чего нужен и как устроен

В основе работы датчика лежит закон физики, согласно которому проводник с постоянным током, двигаясь в магнитном поле создает импульсы (скачки) тока. Количество импульсов тем больше, чем быстрее вращается выходной вал коробки переключения передач (КПП) Ваз-2107. Вся эта система настроена так, что за один км пути датчик нашего Ваз выдает около шести тысяч импульсов. ЭБУ двигателя их считает и по этим данным вычисляет скорость движения Ваз-2107.

Установлен он в приводном механизме спидометра. Этот узел инжекторного Ваз-2107 отличается от карбюраторной версии. Чтобы получить доступ и проверить датчик придется отсоединять трос спидометра.

Место установки датчика скорости Ваз-21074

Распиновка ДС 2109, 2110, 2112, 2114, 2115

Если разбираться с подключением датчика скорости, то есть следующая распиновка, которой следует придерживаться. При этом важно для понимания сути работы ДС изучить принципиальную схему датчика, которая прилагается к данной статье.

Заводской датчик скорости автомобилей ВАЗ изготавливается с некоторыми различиями по подсоединениям к колодочному разъёму. Разъём в виде квадрата используется в комплексах электроники фирмы Bosh. Разъём в виде круга используется в электронных системах типа Январь 4 и GM.

При подключении датчика следует выбирать приборы с такой оцифровкой контактной группы, как «-», «А», «+» (внутреннее обозначение на колодочных контактах) вместо цифровых обозначений типа «1», «2», «3». Кроме того, предпочтение необходимо отдавать устройствам со штоком металлического типа, т. к. штоки из пластмассы весьма недолговечны.

Почему не работает датчик скорости

Наиболее частой причиной выхода из строя датчика скорости является разрыв цепи. Перед проверкой непосредственно датчика, нужно убедиться в целостности цепи, для чего:

Проверяется сопротивление в цепи заземления при помощи мультиметра (переведенного в режим измерения сопротивления – Ом). Сопротивление должно находиться на уровне около 1 Ом, но на различных моделях автомобилей оно может варьироваться, поэтому точные значения рекомендуется уточнить в мануале к машине;

  • Отсоединить контакты и проверить их на наличие окисления и засорения. В случае если контакты окислились, зачистите их и нанесите Литол.
  • Если устранить проблему проверкой цепи и контактов не получилось, необходимо переходить непосредственно к диагностике датчика.

    Обратите внимание: Если вы не знаете, где находится датчик скорости на вашем автомобиле, можете воспользоваться книгой по технической эксплуатации машины или попробовать поискать его на коробке передач. Чаще всего он расположен на механизме привода спидометра.

    Магниторезистивные и оптоэлектронные датчики

    В основе работы датчиков скорости авто может стоять магниторезистивный эффект . Во многом он напоминает эффект Холла, но лишь на первый взгляд. Суть в том, что некоторые материалы могут быстро менять свое электрическое сопротивление в случае, если они помещаются в магнитном поле. Что бросается в глаза при изучении таких датчиков, так это микросхема, в которую интегрирован магнитерезистивный элемент. Он составлен из полупроводниковых элементов. Кроме того, подобный датчик оборудован прямым приводом и многополюсным магнитом.

    Оптоэлектронные контактные датчики скорости весьма просты, но это единственное их достоинство. Дело в том, что они менее чувствительны (к отклонениям основного параметра) и более инерционны (имеют большое запаздывание в измерении), нежели вышеописанные датчики. Работает датчик за счет оптопары, представляющей собой фототранзистор и светодиод, разделенные диском с прорезями. Последний закреплен на приводном валу. За счет вращения диска и прерывания светового потока между парой элементов и генерируется импульсный сигнал.

    Читать еще:  какой наждачкой зачищать грунт под покраску 2020

    Датчик скорости ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099 инжектор

    Датчик скорости инжекторных автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 является элементом электронной системы управления двигателем (ЭСУД).

    Назначение датчика скорости

    Датчик скорости предназначен для определения скорости движения автомобиля блоком управления (контроллером) ЭСУД.

    Устройство датчика скорости

    Датчик скорости инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099 (низкая и высокая панель) представляет собой электромагнит, установленный на выходном валу привода спидометра в коробке передач автомобиля. Сверху на него крепится вал привода спидометра.

    ДС имеет колодку с тремя выводами: токовой, импульсный и масса. На внутренней оси датчика, соединенной с приводом спидометра установлен многополюсный магнит и имеется задающий диск. Внутренняя ось датчика вращается вместе с приводом спидометра.

    Датчик скорости с квадратным разъемом

    Расположение на автомобиле

    Датчик скорости на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем устанавливается на коробке передач, со стороны привода переднего левого колеса (на корпусе привода спидометра).

    Принцип действия датчика скорости

    Блок управления подает на датчик скорости напряжение на 2 – 3 В ниже напряжения в бортовой сети автомобиля. Обратно ДС на блок управления посылает импульсы определенной частоты, напряжением от 1-го до 5-ти В. По их частоте блок управления рассчитывает скорость автомобиля. Шесть импульсов датчика соответствует 1 метру пути пройденным автомобилем (один оборот колеса) и одному обороту оси выходного вала привода спидометра. Импульсы возникают при прохождении задающего диска в магнитном поле датчика (эффект Холла). Их напряжение меняется от 1 В до 5 В.

    Неисправности датчика скорости

    При выходе из строя датчика скорости контроллер не может определить едет автомобиль или стоит и переходит на расчет топливоподачи по сигналу с датчика массового расхода воздуха и датчика положения дроссельной заслонки. Такая работа имеет некоторые негативные последствия: обороты принудительного холостого хода (ПХХ) при движении автомобиля становятся ниже нормы (они должны быть несколько выше оборотов ХХ на неподвижном автомобиле) как следствие двигатель может глохнуть при переключении передач в движении или езде «накатом» (с включенной передачей и отпущенной педалью «газа»).

    Помимо этого двигатель теряет в приемистости при попытке резко набрать обороты (например, при резком старте или ускорении в движении). Расход топлива несколько возрастает.

    При отказе ДС в память контроллера заносится код ошибки и загорается лампа Chech Engine.

    При устранении неисправности ДС в первую очередь стоит проверить его разъем и идущую к нему проводку, а также привод спидометра.

    Применяемость датчика скорости

    Датчики скорости с круглым разъемом колодки жгута проводов 2112-3843010-30, 2112-3843010 используется в ЭСУД с контроллером GM VS 5.1 и Январь 4.1. С плоским 2110-3843010-10 (-13, -18) — ЭСУД с контроллерами BOSH и Январь 5.1.

    Примечания и дополнения

    — Показания датчика скорости также использует спидометр автомобиля на автомобилях с панелью приборов 2114.

    — Применение колес большей или меньшей размерности изменяет показания спидометра в меньшую или большую сторону.

    Подготовительные мероприятия

    Грамотная замена датчика скорости на ВАЗ 2110 подразумевает обязательную покупку нового девайса, который отвечает всем требованиям вашего авто.

    Разъем

    По сути, при приобретении устройства придерживайтесь двух основных правил.

    1. Выбирайте датчик, разъемы внутри колодки которого обозначены -, А и +. Обычно там применяют обозначение 1,2 и 3. Принципиальной разницы между ними нет, просто выполнить распиновку будет намного проще именно с такой маркировкой. Именно неправильное подключение становится часто причиной того, что приходится обращаться за помощью на станции технического обслуживания. А это уже совсем другие финансовые затраты.
    2. Шток на элементе обязательно должен быть выполнен из металла. Если шток пластиковый, он прослужит вам около 6 месяцев. Не в ваших интересах регулярно проводить замену. Но и металлический шток не забудьте проверить на предмет люфта, правильного вращения, а также наличия шайбы в комплектации.
    Читать еще:  Электросхема генератора ваз 2110

    Как проверить датчик скорости на ВАЗ-2109

    Проверка датчика скорости начинается с того, что выясняется, подается ли 12 В на его контакты. Поскольку принцип его работы основан на эффекте Холла, контакт, через который проходят импульсные сигналы, можно проверить только при кручении. Напряжение при этом изменяется в диапазоне от 0,5 В до 10 В.

    Проверить устройство можно тремя способами, для двух первых нужен мультиметр.

    Первый способ

    1. датчик снимается;
    2. при помощи мультиметра нужно выяснить, за что отвечает каждый контакт, нужно найти импульсный;
    3. плюсовой щуп соединяется с импульсным контактом, а минусовой – с кузовом или двигателем автомобиля;
    4. на ось датчика надевается кусок трубки и вращается с небольшой скоростью, мультиметром при этом измеряется напряжение: чем выше скорость вращения, тем выше частота импульсов и напряжение.

    Второй способ (без демонтажа)

    • при помощи домкрата вывешивается одно из передних колес машины;
    • мультиметр соединяется с проводами датчика;
    • необходимо вращать колесо и контролировать, появляются ли импульсы (если да – устройство нормально работает).

    Третий способ (без мультиметра)

    При отсутствии измерительного прибора, проверка может быть выполнена с помощью контрольной лампы или обычной 12-вольтовой лампочки. Порядок действий аналогичен второму способу.

    1. от датчика отсоединяется импульсный провод;
    2. при включенном зажигании при помощи контрольной лампы нужно найти «плюс» и «минус»;
    3. вывешивается колесо;
    4. контрольная лампа соединяется с сигнальным проводом, колесо вращается (если на контрольке загорается «минус» — датчик работает).

    Если контрольной лампы под рукой не оказалось, можно использовать 12-вольтовую (например, из поворотника). Проводом соединяется плюс аккумулятора и сигнальный контакт. Если датчик работоспособный, лампочка будет моргать.

    Если проверка показала, что устройство исправно, нужно проверить, как работает его привод. Для этого вывешивается переднее колесо. На ощупь необходимо отыскать привод датчика. Затем ногой нужно вращать колесо, а рукой контролировать, есть ли вращение в приводе и стабильно ли оно.

    Кратко о принципе работы

    В основу принципа действия датчика зажигания положен эффект Холла, получивший свое название в честь американского физика, открывшего это явление в 1879 году. Подав постоянное напряжение на края прямоугольной пластины (А и В на рис. 1) и поместив ее в магнитное поле, Эдвин Холл обнаружил разность потенциалов на двух других краях (С и D).

    Рис .1. Демонстрация эффекта Холла

    В соответствии с законами электродинамики, сила Лоренца воздействует на носители заряда, что и приводит к разности потенциалов. Величина напряжения Uхолла довольно мала, в пределах от 10 мкВ до 100 мВ, она зависит как от силы тока, так и напряженности электромагнитного поля.

    До середины прошлого века открытие не находило серьезного технического применения, пока не было налажено производство полупроводниковых элементов на основе кремния, сверхчистого германия, арсенида индия и т.д., обладающих необходимыми свойствами. Это открыло возможности для производства малогабаритных датчиков, позволяющих измерять как напряженность поля, так и силу тока, идущего по проводнику.

    Как проверить датчик скорости

    Чаще всего выход из строя ЭДС является следствием разрыва электроцепи. Поэтому сначала целесообразно проверить целостность проводки и состояние разъемов (контактов).

    Читать еще:  Замена топливного фильтра Lada Granta — автонастрой

    Проверку работоспособности электронного датчика легко выполнить своими руками при наличии мультиметра. Для этого следует предварительно демонтировать изделие. Затем определите контакт, через который передаются электроимпульсы.

    Обычно он расположен посредине колодки.

    1. Соедините его с плюсовым проводом измерительного прибора.
    2. Замкнув минусовый кабель на корпус машины, вращайте шток ЭДС в пределах скорости 5 кмч.
    3. Проверьте показания мультиметра.
    4. При увеличении интенсивности вращения, показания прибора (частота и напряжение) должны пропорционально возрастать.

    Признаки неисправностей и диагностика электронного датчика скорости ВАЗ

    В процессе эксплуатации электронные приборы, подвергаясь различным внешним воздействиям, могут выйти из строя. Неполадки датчика приведут к сбоям в общей системе.

    Если спидометр на ВАЗ 2114 не работает, зачастую проблема в неисправном датчике скорости. Основные признаки неисправности датчика скорости:

    • не работает спидометр на ВАЗ 2114 либо его показания не верны;
    • возникают проблемы в работе двигателя на холостом ходу;
    • «плавающие обороты» или провалы при разгоне;
    • появление ошибок на дисплее бортового компьютера (код 0501, код 0500);
    • растет расход топлива.

    Перечисленные признаки неисправностей могут говорить о следующих поломках датчика скорости ВАЗ 2114:

    • отсутствие контакта в разъеме;
    • выход из строя чувствительного элемента датчика скорости;
    • поломка механического привода датчик.

    Для этого делают три замера на разных скоростных режимах 40 км/час,80 км/час и 120 км/час. Спидометр должен показывать: 40,35 кмчас -44 81 кмчас; 38 кмчас -85 кмчас; 122,07 кмчас -127 кмчас. Номинальная частота входного сигнала при этом должна быть соответственно — «66,66 Гц», «133,33 Гц», «200 Гц».

    Замена датчика скорости ВАЗ 2110: подробная инструкция к действию.

    1. Предварительно обесточив автомобиль (сняв провод с минусовой клеммы АКБ), сдавите к центру дужки, расположенные по бокам датчика, и отсоедините от него колодку проводов.

    1. Демонтируйте датчик скорости, просто выкрутив его против часовой стрелки (руками или с помощью ключа на «21», и установите на его место новый.

    1. Закрутите датчик до упора, присоедините к нему колодку проводов, соблюдая полярность.

    Будьте аккуратны! В процессе таких, казалось бы, несложных работ очень велика вероятность повреждения штока привода и попадания его обломка внутрь привода.

    Если избежать его все же не получилось, действуйте следующим образом:

    • открутите крепление привода спидометра (гайку вместе с шайбой) ключом на «10»;
    • легкими расшатывающими движениями пробуйте вытащить его на себя, если не получается – помогите себе накидным ключом на «14», главное, не выроните шток, в противном случае придется разбирать всю КПП;

    • дальнейшие действия зависят от удачи и вашего желания. Можно просто заменить шток (при покупке обязательно сравнивайте его маркировку с вышедшей из строя деталью, так как количество зубьев на шестерне может быть разным), а можно все же попробовать извлечь обломок, особенно, если он пластмассовый: на огне раскалите проволоку и проткните ею обломок, подождите пока проволока остынет и выньте ее вместе с пластмассой. Если внутри остались более мелкие детали, их можно попробовать выковырять шилом или ножницам, в случае неудачи – шток меняется.

    Важно! Новый резиновый уплотнитель перед установкой промазывается моторным маслом, а сам шток – красным герметиком, ведь в приводе он больше ничем не фиксируется.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты