Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маркировка моторного масла: расшифровка SAE, API, ACEA, ILSAC

Моторные масла классификация SAE API ACEA ILSAC

Как классифицируются моторные масла по стандартам. Что означают обозначения.

Cовременные моторные масла классифицируются по нескольким основным общепринятым мировым стандартам

Международный стандарт SAE J 300 показывающий вязкостно-температурные характеристики масла

Классы вязкости моторного масла по спецификации SAE:

  • Класс 0W, 5W, 10W и т.д – зимний (от англ. Winter) класс вязкости, определяет температуру «холодного» пуска двигателя, его основной характеристикой является низкотемпературная вязкость, которая определяется показателями проворачиваемости и прокачиваемости ( чем меньше – тем лучше ).
  • Класс 30W, 40W, 50W и т.д. – высокотемпературный класс вязкости, подбирается исходя из конструкции двигателя, определяет кинематическую вязкость моторного масла и его энергосберегающие характеристики при рабочих (от 100 до 150 град С ) температурах.

Международный стандарт API ( American Petroleum Institute)

Данный стандарт показывает предназначенность масел для бензиновых и дизельных двигателей. Масла для двигателей, работающих на бензине обозначаются маркировками начинающимися с буквы S. Степень очистки данных масел и диапазон годов производства двигателей обозначается буквой после S и классифицируется по алфавиту от меньшего к большему. Т.Е. чем дальше буква после S по алфавиту, тем масло более современно( SG, SL, SM, SN). Масла для двигателей, работающих на дизельном топливе, обозначаются маркировками начинающимися с буквы C. По аналогии с бензиновой классификацией, вторая буква или несколько букв после С обозначает степень очистки масел и диапазон годов производства двигателей.

Также классифицируется от большего к меньшему по алфавиту. Так, например, масла классификации CD –являются, несколько, устаревшими дизельными маслами. А масла классификации CH или CI-4 являются довольно современными. Большинство моторных масел являются универсальными, предназначенными как для бензиновых, так и дизельных двигателей, обозначение в них пишется через слеш (SL/СF).

Международный стандарт ACEA ( Европейский стандарт )

Данный стандарт также показывает предназначенность масла для бензиновых и дизельных двигателей. Отдельно показывает предназначенность масла для двигателей с доп. оборудованием. В обозначении аббревиатуры A – бензиновый показатель, B – дизельный. Цифры после букв A и B обозначают зольность масла, где 1 и 5 – это малозольные масла, а 2,3,4 – это полнозольные масла. К примеру: A5/B5 –малозольные масла, A3/B4 – полнозольные.

Термин зольность можно понять как содержание серы в масле. Малозольные масла – масла с низким содержанием серы, данные масла крайне мало оставляют отходов при сгорании. Аббревиатура C обозначает, что масло предназначено для двигателей с дополнительным оборудованием (сажевый фильтр, катализатор).

  • Классификация ACEA (А../В..) для бензиновых и дизельных двигателей
  • Классификация ACEA (С..) для высокоэкологичных двигателей

Международный стандарт ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee)

Ещё его называют Азиатский стандарт.

Классы качества моторного масла по стандарту ILSAC:

Класс ILSAC GF-x* – маловязкие моторные масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей с повышенными энергосберегающими свойствами. Как правило выпускаются в классах вязкости SAE xW-20, xW-30. Имеют ограничение по применяемости в моторах не рассчитанных на работу с маловязкими маслами.

Допуски и одобрения автопроизводителей (OEM)

Данные допуски указывают на то, что масло помимо тестов отраслевых стандартов, таких как API, ACEA и ILSAC прошло более жесткие дополнительные испытания автопроизводителей и допущено к применению в ДВС определенных марок и моделей, требующих применения смазочных материалов с повышенными потребительскими свойствами.

Ниже приведены примеры допусков нескольких популярных автопроизводителей:

Распространенные классификации нефтепродукта

В маркировке указывают всю необходимую информацию о продукте. Главное уметь правильно ее расшифровывать. Для упрощения процедуры разработчики создали несколько классификаций. Выбор оптимального варианта зависит от характеристик масла и задач, которые выполняет нефтепродукт. Для определения тягучести индекс вязкости имеет большое значение.

Классификация по международным стандартам:

  • SAE;
  • API;
  • ACEA;
  • ILSAC;
  • ГОСТ.

Каждая разновидность обладает своими особенностями использования. Знания расшифровки позволяют сделать правильный выбор. В России чаще всего используют маркировку API, ACEA и ГОСТ.

Нефтепродукт бывает для бензиновых и дизельных моторов, а также универсальным. Эта информация всегда указывается на упаковке. В состав входит основа (состоит из минерального масла) и присадок. Основой служат масляные фракции, полученные в результате синтеза искусственным путем или от переработки нефти.

Классификация в зависимости от химического состава:

  • Минеральные;
  • Полусинтетические;
  • Синтетические.

Информацию по качеству масла, предназначению, составу можно посмотреть на упаковке. На этикетке указывают всю информацию о продукте: показатель вязкости, спецификация, специальные категории, допуски изготовителей авто и другие данные. Для правильной покупки важно уметь расшифровывать предоставляемую информацию.

Из чего состоят моторные масла

Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна — это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.

Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.

Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.

Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.

Читать еще:  Смотри какое масло лучше заливать на зиму и другое видео

При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.

Классификация ACEA

ACEA (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) — европейский аналог американской классификации API. Пока между европейскими и американскими машинами появлялось всё больше различий, стало очевидно, что единый стандарт не может удовлетворять потребностям различных компаний. Именно поэтому в 1996 году был разработан стандарт АСЕА.

В актуальной сегодня спецификации, датированной 2016 годом, смазочные материалы делятся на категории: A/B, C и E. Рассмотрим каждую категорию отдельно.

До 2016 года существовали две категории: А и В, где А — масла для бензиновых моторов и В — для дизельных.

Сейчас их объединили в одну категорию A/B. Такие масла подходят для бензиновых и дизельных двигателей. В категории 3 класса:

  • A3/B3 — масла со стабильной вязкостью, предназначенные для применения в высокофорсированных двигателях;
  • A3/B4 — масла, которые используются во всех ситуациях, применимых к А3/В3, а также в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива;
  • A5/B5 — масла, которые отличаются высокими энергосберегающими свойствами.

В категорию С вошли масла для ДВС, соответствующие новым европейским экологическим стандартам. Они могут работать в двигателях с сажевыми фильтрами и катализаторами восстановления отработанных газов. В категории С выделяют пять классов: от C1 до C5.

К категории Е относятся масла для дизельных ДВС, эксплуатирующихся в тяжелых условиях. В основном это крупная спецтехника: грузовики, тракторы, экскаваторы.

Особенности классификации по системе ACEA

Данная система была принята на вооружение ассоциацией Европы, в классификации обозначены свойства, предназначение и категория расходной жидкости. Разделение продукции осуществляется по трем категориям с 12 классами:

  • A/B – для легковых машин и микроавтобусов с бензиновым и дизельным мотором.
  • C – для машин, оснащенных катализатором отработки.
  • E – для грузовых автомобилей с дизельным ДВС.

Помимо классов, значения которых можно посмотреть в таблице системы ACEA, в расшифровке указывается год вступления в действие и порядковый номер конкретного издания.

Классификация по составу

Наиболее легким и понятным является определение класса по основе ММ. Так они делятся на:

  • синтетические;
  • минеральные;
  • полусинтетические.

Такое разделение характеризует не только содержимое средства, но и вязкость, температурную стойкость, вытекающие из этого использование и стоимость. Также данная классификация позволяет отдать должное внимание различным присадкам, используемых в производстве. Они служат для улучшения и усиления главных характеристик ММ и ощутимо отражаются на стоимости продукции.

Расшифровка характеристик моторных масел

Существует 4 международные маркировки: SAE, API, ACEA и ILSAC. В России жидкость маркируются по требованиям ГОСТа 17479.1-2015. С него и начнём.

Классификация масел по ГОСТ

таблица классификации масел по ГОСТ

Расшифровка моторного масла включает «М» (значит для мотора), цифру (класс вязкости) и букву (принадлежность к группе по свойствам).

Классификация масел по SAE

Является международным стандартом. Первая редакция была выпущена в 1911 году, больше 100 лет назад.

таблица классификации масел по SAE

В расшифровке этого общепринятого стандарта основной показатель – зависимость вязкости от состояния окружающей среды. Такова классификация моторных масел по SAE. В маркировке цифра перед «W» конкретизирует допустимый «минус», который выдерживает масляная смазка. Второе число показывает максимальную высокую температурную нагрузку.

Расшифровка моторного масла «5w30»

Литера «W» – продукт используется в холодное время (от слова winter).
Цифра «5» обозначает низкотемпературную вязкость и указывает на предел низкой температуры. В данном случае — 30°С (отнимаем 5 от максимального значения по стандарту, -35°С)
Цифра «30» показывает высокотемпературную вязкость. Она указывает при какой плюсовой температуре может применяться это масло. В данном случае до +25°С (вычитаем цифру 5 из 30).

Расшифровка моторного масла «5w40»

Классификация масел по API

Американский институт (American Petroleum Institute) делит жидкости по типу мотора: «S» (бензин) и «С» (дизель). Она была создана в 1969 году и опирается на дату выпуска автомобиля.

Маркировка моторного масла по API содержит 2 литеры:SH, SF, CH. Вторая – обозначает эксплуатационные качества. Чем дальше она в алфавите, тем выше свойство продукта. Двойная маркировка типа «SF/CH» указывает на то, что смазка подходит для всех двигателей.

таблица классификации масел по API

Важно! Категория «Для бензиновых двигателей» подразделяется на 2-тактные и 4-тактные.

Европейская классификация масел по ACEA

Этот стандарт представила ассоциация европейских производителей автомобилей в 1996 г. Последняя актуальная версия на момент публикации статьи датируется декабрём 2018 года.

таблица классификации масел по ACEA

Расшифровка содержит сведения: тип мотора (А, В, С, Е) и качество продукта (1,2,3,4,5 – чем больше число, тем выше свойства).

Расшифровка по АСЕА

Классификация масел по ILSAC

таблица классификации масел по ГОСТ

Существует с 1992 года. В целом аналогична API от SH и далее. Последняя версия вышла в декабре 2018 г.

Классификация моторных масел по ILSAC маркирует техжидкости только для бензиновых движков производства США и Японии. Стандарт ILSAC GF – самый прогрессивный. Показатель вязкости 0W-16.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла – обеспечить минимальное трение деталей цилиндропоршневой группы двигателя при максимальной герметичности их соприкосновения.

Читать еще:  Какой зазор в свечах зажигания Приора 16 клапанов

Важно понимать, что рабочий температурный диапазон в моторе сильно варьирует и от отличается от тех показаний, которые видит водитель на панели приборов ведь там отображается температура ОЖ, а это в пределах до 90 0 С (оптимальные показания).

Температура масла, в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензиновый, дизельный) может быть в пределах от 140 – 150 градусов и более. При этом его свойства в начале температурного диапазона и в конце могут сильно отличаться.

Исходя из этого, становится понятным почему разные производители двигателей для своих «детищ» прописывают оптимальные характеристики масел, с которыми они будут работать с максимальным КПД, выдерживать большие нагрузки при минимальном износе.

Одной из важных таких характеристик является вязкость -переменная величина, указывающая на способность масла сохраняя свою текучесть при разных режимах работы двигателя и при этом оставаться на его внутренних поверхностях не стекая.

Вязкость моторного масла при разных температурах работы двигателя можно выяснить по классификации SAE, про которую будет сказано ниже.

Т.е. каждый производитель двигателя, тесно сотрудничая с производителями моторных масел, исходя из свойств по SAE допускает к использованию на своем агрегате ту или иную марку смазки.

Классификация моторных масел по ACEA

Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.

На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:

  • Буква «А» означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
  • Буква «В» говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
  • Буква «С» указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
  • Буква «Е» означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.

Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.

Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:

  • А1/В1 — данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • А3/В3 — основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
  • А3/В4 — третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
  • А5/В5 — отличительная особенность ГСМ четвертого класса — значительная экономия топлива.
  • С1 — масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.

  • С2 — моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
  • С3 — группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
  • С4 — класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
  • Е6 — моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и «имеют отличный иммунитет» перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок. Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
  • Е7 — класс, применимый в моторах дизельных «грузовиков», отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.

Что пишут на этикетках моторных масел?

На канистре с моторным маслом производитель, как правило, помещает следующую важную информацию:

  1. Классификация по вязкостно-температурным свойствам, или попросту вязкость.
  2. Классификация по эксплуатационным свойствам, или спецификация, в соответствии с принятыми международными стандартами качества.

Эти два параметра фигурируют на самом видном месте этикетки, рядом с брендом и названием автомасла. Не заметить и не прочесть их трудно.

В целях маркетинга производитель (продавец) может поместить на этикетку и т.н. псевдомаркировку – маркировку, не являющуюся общепринятой, а придуманную для привлечения внимания потребителей. Такой псевдомаркировкой может быть, например, фраза «С добавлением умных молекул» и т.п. Но в данной статье мы рассматриваем только обязательные и общепринятые обозначения.

Вязкость моторного масла по SAE

В настоящее время единственной признанной системой классификации автомобильных моторных масел по вязкости является спецификация SAE J300. SAE — это аббревиатура Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers).

Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade – SAE VG). Численные значения степеней являются обобщенными символами комплекса вязкостных свойств.

Согласно SAE, масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Принадлежность к одному из этих классов можно вычислить по буквам и цифрам на этикетке.

Читать еще:  Отключение сигнализации с выездом. Оперативно в вашем районе

Так, зимние моторные масла обозначаются одной цифрой и буквой W (первой в английском слове winter – «зима»). Зимних масел всего шесть видов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Для этих масел существует температурный предел прокачиваемости в холодных условиях – минимальная температура, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Вязкости масла с индексом W означают, что запуск двигателя возможен при следующих температурах:
• 0W – до –35-30°С;
• 5W – до –30-25°С;
• 10W – до –25-20°С;
• 15W – до –20-15°С;
• 20W – до –15-10°С.

Летние автомасла помечаются только цифрой – 20, 30, 40, 50, 60. Всего летних масел также шесть видов. (Исторически так сложилось, что два вида масла имеют цифру 40.)

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40. Первый номер, как в зимних маслах, указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует безопасный пуск двигателя.

Вторая цифра – это обобщенный показатель минимальной и максимальной вязкости масла при температурах 100-150°С (в работающем двигателе). Чем больше это число, тем толще масляная пленка в контактирующих узлах двигателя, а топливосберегающие свойства – наоборот, ниже.

Если взять, к примеру, смазочные составы 0W30, 5W30 и 10W-40, то получается следующая картина:

Моторные масла, имеющие обозначения 0W30 и 5W30, – это масла одной высокотемпературной вязкости. Но в холодных условиях они поведут себя по-разному. Моторное масло с вязкостью 0W30 сохранит свои свойства при предельной минимальной температуре –35°С, а для моторного масла 5W30 этот предел наступит уже при –30°С.

В свою очередь, моторное масло 10W-40 будет сохранять свои свойства при температуре не ниже –25°С. Однако в работающем двигателе это масло более густое, т.е. образует между трущимися поверхностями более прочную пленку. Такое масло рекомендуется для авто с большим пробегом, с достаточно изношенным двигателем, в котором зазоры между деталями могут быть значительными из-за истертости.

Классификация моторных масел по международным стандартам качества

Существуют международные стандарты моторных масел, разработанные для всеобщего удобства. Эти стандарты отображены в различных классификаторах. На сегодняшний день существуют несколько классификаций, обозначающих высший стандарт качества:

1. API. Система классификации моторных масел, разработанная в 1969 году Американским институтом нефти. Разделяет все автомасла по эксплуатационным свойствам. По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей. В настоящее время действующими считаются категории SJ, SL, SM, SN.

C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей. В настоящее время действующими считаются категории CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4

EC (Energy Conserving) – энергосберегающие маловязкие масла, т.е. уменьшающие расход топлива.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Цифры рядом с буквами (например, CJ-4) указывают, в каком двигателе данное масло применимо – 2-х или 4-тактном.

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа (дизельного). Например: API SM/CF.

2. ACEA. Стандарт качества, введенный Европейской ассоциацией автопроизводителей. Масла, сертифицированные по ACEA, считаются лучшими в плане энергосбережения и вязкости.

Моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию и обозначаются сочетанием букв «А/В». Рядом с буквами ставится определенная цифра, например A3/B3. Чем больше эта цифра, тем выше требования к маслу.

В связи с нововведениями в европейских требованиях к экологии, выделяют также класс С. Дополнительным классом Е обозначают моторные масла для тяжелого транспорта.

3. ILSAC. Классификатор, введенный Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел на базе Американской и Японской ассоциаций производителей автомобилей (ААМА и JAMA). От имени комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей:

  • ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 – отменены;
  • ILSAC GF-5 – действующий в настоящее время стандарт.

Для японских дизельных автомобилей существуют моторные масла стандарта JASO DX-1. Данная спецификация учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных японских турбодизелей, характеризующихся экологичностью и высоконагруженностью.

Отечественные масла также проходят обязательную сертификацию по ГОСТ, и в маркировке масла значится вязкость в мм2/с, при температуре 100 °С.

Надеемся, данные пояснения помогут вам лучше ориентироваться в ассортименте моторных масел в интернет-магазине «АВТОШОП» и не испытывать трудностей при прочтении описаний к имеющимся у нас товарам.

Расшифровка маркировки моторных масел

Итак, разберем «на кошках». На канистре моторного масла написано: SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6A. Что это значит?

SAE 5W-30 значит, что масло гарантировано позволит запустить двигатель при -30°C, кинематическая вязкость при рабочей температуре составляет от 9,3 до 12,5 сСт, что обеспечивает небольшую экономию топлива. Масло соответствует требованиям API SP, а значит подходит для бензиновых двигателей, оснащенных турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Класс по ILSAC говорит нам, что масло подходит для корейский, японских и американских автомобилей последнего поколения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector