Mototehnika21.ru

МотоТехника Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно пользоваться динамометрическими ключами. Ответы на вопросы.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля

Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей.

К сожалению, среди автомобилистов до сих пор в ходу метод «лучше перетянуть, чем недотянуть. «Свернутые головы» вырванные вместе с резьбой болты, свечи и прочие «неприятности» оборачиваются дополнительными трудоемкими работами по их устранению. А всего-то нужно было воспользоваться динамометрическим ключом для автомобиля.

Ответ на вопрос «как выбрать нужный ключ?», в случае с трещоточными ключами звучит просто – воспользоваться инструкцией по эксплуатации и спецификацией, затем в работе дождаться характерного звука. В случае со стрелочными ключами надо просто следить за стрелкой на шкале и вовремя остановить затяжку данного соединения при достижении необходимого усилия.

Как работает динамометрический ключ и где его используют

Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей.
Что представляют собой ключи с измерительными и установочными элементами? Обычно они состоят из

  • рукоятки;
  • элементов измерения и установки значений;
  • стального корпуса, как правило, с пружиной;
  • гнезда, в которое устанавливаются насадки.

Как правильно использовать ключ, обычно указывается в инструкции по эксплуатации изделия. Здесь есть нюансы работы, учитывающие разные конструкции ключей.

При работе со стрелочным ключом нужно прикладывать с одновременным визуальным контролем. Как только рекомендованное значение достигнуто, затяжка прекращается.

Прежде чем затягивать гайки предельными ключами щелчкового типа нужно установить требуемое усилие путем вращения подвижного барабана вокруг стержня с гравированными значениями. На неподвижной шкале значения на порядок превышают разметку точной подвижной шкалы.

Все ключи динамометрические и предельные перед работой тарируют. Это вид калибровки, которая обеспечивает точность срабатывания и показаний инструмента. Тарировка проводится на специальных стендах.

Типы динамометрических ключей

Виды ключей классифицируются в соответствие Межгосударственного стандарта и ГОСТа 33530-2015 (ISO 6789-2003). Он определяет:

  • Динамометрические ключи (моментные) показывающие. Они подразделяются на: ключи с жестким корпусом с цифровым, круговым индикатором или шкалой; ключи с упругим телом и торсионом.
  • Ключи предельные с градуировкой, регулируемые. К ним относятся: ключи, регулируемые без градуировки; ключи с регулировкой фиксированной.

Какой лучше ключ взять определяет характер предстоящих работ. Письменная инструкция укажет, нужно ли взять профессиональный инструмент или достаточно воспользоваться более дешевым устройством.

Рассмотрим подробнее каждый вид.

Стрелочные ключи

Конструкция такого ключа подразумевает либо наличие размеченной шкалы, либо подсоединение к нему маленького манометра. Устройство, снимающее давление находится в корпусе, стрелка выводит показания на цифровую шкалу. Недостаток в том, что стрелочный ключ не имеет фиксированного стопора, можно «промахнуться» мимо нужной цифры. В остальном, в вопросе: как пользоваться ключом со стрелкой, трудностей не возникает.

Предельные ключи

В автомобильном ремонте – самый распространенный вид моментного инструмента. Предельное значение, при котором устройство щелчкового типа прекращает подачу усилия на головку, устанавливается крутящейся шкалой на неподвижной градуировке стержня. При достижении нужного усилия раздается характерный звук.

Цифровые ключи

Внешне, такие ключи схожи с другими аналогами. Отличие в том, что внутренний динамометрический механизм, через датчик, электрически связан с цифровым дисплеем. Устройство дороже остальных видов специальных ключей, но цена компенсируется несомненными достоинствами. Здесь самая низкая погрешность измерения (до 1%), калибровка не требует проведения операции тарировки, достаточно обнулить показания, нажав на специальную кнопку.

В последнее время среди автолюбителей завоевали популярность адаптеры – динамометры. Это изделие электронного типа, оно подсоединяется к трещотке через собственный механический привод. В комплекте имеется переходник для насадок и головок. Питание осуществляется от внутренних аккумуляторов. Прибор универсален, удобен в работе.

На что обратить внимание – важные характеристики

Оптимальным вариантом выбора для авто динамометрического инструмента можно считать наличие комплекта из нескольких ключей разной конструкции. Для начала нужно уяснить динамический диапазон, в котором производятся затяжки в вашем автомобиле. Сделать это несложно, нужно взять техописание и посмотреть максимальные и минимальные цифровые значения. В этих пределах и подбирать инструмент.

Особый вопрос: «как проверить в домашних условиях эти ключи?». С цифровыми изделиями все ясно, предыдущие значения обнуляют и все. С предельными, шкальными и стрелочными ключами дело обстоит сложнее. Дома или в гараже устроить нормальный стенд для тарировки непросто. Поэтому придется периодически возить инструмент в лабораторию.

Прежде чем приобрести прецизионные ключи, неплохо бы узнать их основные эксплуатационные характеристики. Вот они:

  • Максимальное усиление. Величина, больше которой нельзя приложить усилие на конкретном инструменте, граница шкальной разметки, цифрового диапазона или гравировки.
  • Момент силы. Математически – произведение силы на радиус-вектор, при этом сила тоже векторная величина. Выражается численно в единицах «Ньютон на метр» или Нм. Главная расчетная величина, именно она указывается в инструкциях.
  • Размер квадрата. От этого значения зависит, какие насадки и головки подойдут к конкретному ключу.
  • Диапазон крутящего момента. Он определяется пределами максимального и минимального усилия, при которых работает конкретный ключ, проще – это границы шкалы. Не рекомендуется покупать инструмент, если он будет действовать вблизи пиковых значений – это снижает точность и повышает вероятность выхода устройства из строя.
  • Точность. Самая высокая точность у цифровых ключей, шкальные, стрелочные и предельные ключи имеют несколько худшие показатели.
  • Вес. Это не столь значимая величина, каждому автолюбителю вполне по силам работать любым типом моментных ключей.
  • Длина. Здесь нужно учитывать компоновку и расположение агрегатов каждого автомобиля, чтобы не случилась ситуация, когда длина инструмента не позволяет действовать им в ограниченном пространстве.
  • Трещотка. Удобное, функциональное устройство, существенно облегчающее работу.

2. Основные технические характеристики

Максимальное усилие – это крутящий момент, который равен произведению приложенной силы на длину рычага. Измеряется в ньютон-метрах и минимально составляет 24 Нм, а максимально 1500 Нм. С этим же параметром напрямую связана длина инструмента – от 75 до 1320 мм. Выбор зависит от характера предстоящих работ: это или динамометрические ключи-отвертки для работ с электроникой, или промышленные инструменты для работы на конвейерах. Квадрат – так коротко обозначают размер квадратного отверстия на тыльной стороне торцевой головки. Иногда используют термин «посадочный» или «присоединительный квадрат торцевой головки». Измеряется в дюймах и может быть равен 1/2; 1/4; 3/8; 3/4 дюйма и 1 дюйму.

Выбор динамометрического ключа. Hazet или Snap-on?

Устройство динамометрического ключа предполагает соединение двух инструментов в один: обычного разводного ключа и динамометра. Первый нужен для затягивания гаек, болтов и других резьбовых креплений. Второй измеряет силу приложенного усилия при затяжке. Внешне приспособление напоминает металлическую трубку со шкалой, на которой отмечается сила, приложенная к затяжке. Этот инструмент незаменим на СТО и веломастерских, да и многим любителям двух и четырехколесного транспорта пригодится.

Зачем используется динамометрический ключ?

Долгие годы мир знал только сталь. Из нее делались и рамы велосипедов, и кузова машин, и даже детские коляски. К счастью, в наши дни появилось огромное количество разнообразных металлических сплавов, от алюминия до карбона, которые применяются в машиностроении. Их них делают, как отдельные крепления, элементы, так и целые узлы и агрегаты. И на каждом месте соединения в современной технике производитель указывает необходимый момент затяжки. Таковым считается тот, в который крепление оказывает оптимальное давление на всю систему. Именно динамометрический ключ, инструкция к которому крайне проста, указывает на этот момент. Если еще проще, то с помощью этого устройства можно определить, когда необходимо докрутить еще пару оборотов, а в каком случае правильнее этого не делать.

У некоторых могут возникнуть вопросы – зачем вообще этот ключ, если много лет мастера на СТО обходились без него. Ответ не заставит себя ждать – изменились времена, материалы, инструменты и требования к уровню обслуживания техники. Диапазон силы затяжки на деталях начали писать не зря. Эта информация при использовании динамометрического ключа позволит избежать:

  • лопнувших или прикипевших гаек;
  • сорванных шпилек;
  • зарваных болтов;
  • скрученной резьбы.

Да и еще многих неприятных ситуаций, как автомобилистам, так и велосипедистам, и даже в быту при монтаже техники или мебели. Кстати, особенно актуально, когда производитель рекомендует затянуть все крепежи изделия с одинаковой силой. И если колесные болты у машин еще могут перетерпеть затяжку “на глаз”, то лопнувшая из-за слишком сильной затяжки карбоновая втулка для сиденья байка за 500 евро – совсем не порадует. Так что лучше, приобрести динамометрический ключ, особенно, рабочим, регулярно сталкивающимся с ремонтом автомобилей, мотоциклов или велосипедов.

Разновидности динамометрических ключей

Инструменты такого типа делятся на два основных вида: предельные и индикаторные. Отличаются они методикой использования и индикацией необходимого усилия затяжки.

Предельные ключи динамометрические

Название свое эти инструменты получили благодаря тому, что при достижении выставленной силы затяжки (предела) издают привлекающий внимание звук, например, щелчок, или сигнализируют другим способом. Именно предельные ключи используются чаще всего, т.к. работать с ними просто – мастер перед началом работы выставляет требуемое усилие, и крутит прибор до его достижения. Это удобно, но с другой стороны, предельные ключи имеют большую погрешность.

Индикаторные динамометрические ключи

Эксплуатация таких инструментов предполагает постоянное наблюдение за индикатором, расположенным на ключе. Как только, усилие достигает подходящего значения, затягивание прекращается. Индикаторные приборы делятся на три типа, в зависимости от шкалы индикации:

  • Ключ динамометрический стрелочный. Это классика, где индикатором усилия выступает обычная стрелка на цифровой шкале. Прост в эксплуатации, непритязателен к условиям хранения, стоит дешево. И используется крайне редко из-за низкой точности. Конечно, лучше затягивать стрелочным, чем полагаясь на интуицию, но лучше выбрать более современный вариант.
  • Щелчковый динамометрический ключ. Является симбиозом предельного и индикаторного инструмента. Имея на ручке шкалу измерения усилия для зрительного наблюдения, позволяет также выставлять нужное значение, а при его достижении щелкает. Собственно, именно благодаря этому звуку и получил свое название. К достоинствам относится хорошая точность измерения усилия, а к недостаткам – хрупкость. При падениях, ударах или других механических воздействиях балансир смещается, искажая показатели шкалы. Также нужна периодическая калибровка. В общем, с этим инструментом нужно быть очень осторожным.
  • Ключ динамометрический электронный. Считается профессиональным прибором с наивысшими показателями точности, единственным минусом будет высокая цена. Шкала динамометра электронная, может издавать сигнал при достижении необходимого усилия затяжки, а погрешность составляет не более 1%. Обычно стоимость таких ключей слишком высока для обычного автомобилиста, поэтому чаще всего они встречаются на СТО.
Читать еще:  Методы поиска трещин в двигателе и в его цилиндрах Шевроле Лачетти Chevrole Lachetti (Дэу Дженра)

Также ключи можно разделить по размерам шкалы измерения усилий. Так, некоторые инструменты имеют шкалу до шести NM, другие до двухсот, а некоторые даже свыше трех сотен NM.

Работа с ключами разных типов схожа. Нужно либо следить за показателем шкалы самостоятельно, либо выставить значение и ждать соответствующего сигнала о его достижении.

Какой компании выбрать динамометрический ключ: Hazet или Snap-on?

Если говорить о покупке такого инструмента, то максимальное внимание нужно уделить производителю. Их существует огромное количество, но лидеров выделить не сложно: Hazet и Snap-on. Что это за фирмы, и почему достойны звания ТОП, рассмотрим ниже.

Hazet: инструмент для профессионалов

Этот производитель считается лучшим в Европе. Родина ключей – Германия, что само по себе говорит о точности шкалы, прочности материалов и качестве изготовления. Бренд входит в сотню лучших немецких компаний благодаря:

  • внедрению инновационных разработок;
  • широкому ассортименту динамометрических ключей;
  • наличию приборов для легковых и грузовых автомобилей.

Инструмент Hazet считается профессиональным, его часто покупают для работ на специализированных предприятиях. Эксплуатация девайсов этой фирмы удобна и эффективна, а качество сборки, обтяжки и головки позволяет не беспокоится о правильности приложения силы затяжки.

Snap-on: инструмент с мировым именем

Производитель, пришедший на наш рынок из-за океана, базируется в США – и офис, и производства. Американцы знают толк в хороших машинах, и еще лучше разбираются в их качественном ремонте, стараясь максимально упростить этот процесс. Поэтому динамометрические ключи Snap-on пользуются популярностью, как у профессиональных механиков, так и у обычных водителей. Приспособления этого бренда отличаются:

  • удобными рукоятками;
  • точными измерительными шкалами;
  • различными резьбовыми решениями.

Моделей ключей от Snap-on очень много, от маленьких до тех, которыми можно затянуть вообще все, что угодно (в разумных пределах).

Динамометрические ключи: какой выбрать?

Фактически, и Hazet, и Snap-on очень похожи. Производители занимают ведущие позиции на рынках родных стран и очень популярны по всему миру. Выбирая между этими брендами, оцените в первую очередь стоимость изделий, ведь качество сомнению не поддается. При покупке также смотрите на габариты ключа и интервал момента затяжки. Последний важен для точной настройки усилия – чем шаг меньше, тем больше вариантов настройки существует, и, соответственно, выполняется она точнее.

Где купить динамометрический ключ?

Оптимальный вариант – интернет-магазин. Это удобно, быстро и современно. Но магазинов много, какой же выбрать? Во-первых, отечественный. Во-вторых, с широким ассортиментом. В-третьих, с доставкой и официальной гарантией. И в-четвертых, с адекватными и квалифицированными сотрудниками. Всем этим пунктам соответствует только один интернет-магазин в Украине – Автомеханика. Здесь продают оборудование и инструменты для СТО: недорого, официально и от известных производителей. Заходите на сайт, выбирайте товар и оформляйте покупку – с помощью консультанта этот процесс займет не более пяти минут.

Затягивание ступичного подшипника. Используем ключ со стрелкой

Ступичная гайка и резьба на валу привода колес или полуоси является ответственным резьбовым соединением. Рекомендуется затягивать гайку на момент, предусмотренный для данного ступичного подшипника и резьбы.

  1. Подготовить динамометрический стрелочный измерительный прибор;
  2. Обеспечить длину рычага не менее 1 метра;
  3. Произвести затягивание гайки, обеспечив достижение усилия в Н·м (для каждой марки авто этот показатель индивидуален);
  4. При необходимости, дополнительно провернуть гайку еще на определенный угол для его фиксации (в соответствии с руководством по эксплуатации).

Специалисты советуют производить проверку момента затяжки ступиц колес автомобиля через каждые 15-20 тысяч км. пробега.

Видео: «Затягивание ступичного подшипника моментным ключом»

Как правильно пользоваться динамометрическими ключами. Ответы на вопросы.

Слесарные операции при сборке или ремонте каких-либо устройств требуют соблюдения технических условий, заложенных в конструкцию разработчиком. Одно из них – соблюдение момента затяжки резьбовых соединений.

Пренебрежение регламентными значениями приводит к искривлению осей, перекосу плоскостей, нарушению режима работы механизма, изменению входных и выходных характеристик. Наиболее вероятный результат – снижение долговечности конструкции или её разрушение в местах крепления.

Избежать подобных ошибок можно пользуясь специальными инструментами – динамометрическими ключами, предназначенными для контроля момента которым затягиваются крепёжные элементы.

Динамометрический ключ. Определение и назначение

Прежде, чем описывать области применения инструмента, его конструктивный принцип и существующие разновидности, следует дать его общее определение.

Динамометрический ключ – это инструмент для затяжки резьбовых крепёжных деталей заданным моментом.

Ранее уже говорилось о важности выдерживания этого параметра при сборочных работах. В подтверждение слов можно рассмотреть примеры наиболее известных узлов, где он нормируется и последствия отклонений от допустимых значений.

Головка блока цилиндров автомобильных двигателей.
Во времена популярности в автомобильных кругах «Жигулей» и Москвичей» почти каждый автолюбитель отличающий гаечный ключ от отвёртки. При нежелании каждые 10 тыс. км отдавать заработанные деньги нерадивым сервисменам, он сталкивался с операцией проверки затяжки гаек головки блока.
Момент меньше номинального приводил к ослаблению и разбалтыванию крепежа, что влекло потерю герметичности стыка, снижению компрессии, прорыву газов и… автолюбители поймут.
Чрезмерная и, главное, неравномерная затяжка могла привести к перекосу плоскости стыка, утечке тосола или попаданию его в масляный картер. Последствия для мотора бывали весьма печальные.

Другой пример – крепление магнитного диска в HDD. Механизм очень компактный и требующий аккуратности и точности. Считывающая головка летит над диском на воздушной подушке высотой в доли микрона. Чтобы поддерживать такую величину зазора, диск не должен иметь кривизны больше сотых частей миллиметра.
Сам он крепится винтами к фланцу на оси электродвигателя. Для соблюдения необходимых допусков геометрических размеров моменты затяжки креплений строго контролируют.

Ещё один пример контроля момента, с которым затягивают резьбовое соединение – производство газовых баллонов. Во втулку в металлической или пластиковой колбе завинчивается вентиль. Если момент будет меньше номинального, не обеспечится безопасная герметичность ёмкости с газом. Чрезмерный момент приведёт к смятию профиля резьбы и снижению её прочности.

Устройство динамометрического ключа

Ключ состоит из:

◊ переключателя направления вращения (рис.1)

◊ цевье ключа (рис.7)

◊ грубая шкала (основная) крутящегося момента (рис.2)

◊ край рифленой ручки с насечками (точная шкала) (рис.5)

◊ вращающаяся рифленая ручка (рис.3)

◊ стопор контргайка (рис.4)

Он также снабжается установочным гнездом или шипом для крепления сменных насадок под разный вид и размер крепежа.

Периодически, через 5000 циклов затяжки или через год эксплуатации – что наступит раньше – ключ подлежит поверке в специализированных лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию.

Разновидности конструкций

Конструктивные различия выпускаемых промышленностью динамометрических ключей объясняется различием предъявляемых к ним требований. Есть инструменты общего назначения, но существуют и узкоспециальные, предназначенные для конкретных операций на определённых производственных участках или конвейерных линиях.

Первые разновидности могут применяться на самых разных операциях, как технологических, когда ими затягивают крепёж с нужным моментом, так и контрольных, когда они используются для проверки величины момента, выполненного другим приспособлением. Например, на конвейерной сборочной линии болты или гайки затягивают пневматическим гайковёртом. А через определённые интервалы времени или после некоторого количество операций проверяют момент динамометрическим ключом.

Если с усилием чуть меньше установленного не удаётся больше завернуть крепёжную деталь, а моментом больше нормативного получается – операция выполнена правильно.

Чем отличаются модели динамометрических ключей:

◊ типом индикаторного устройства

Типы индикаторов:

Механический стрелочный.

Используется, когда необходимо визуально контролировать величину момента, которым стягивают соединение. Удобен своей наглядностью и возможностью вносить коррекцию в процессе работы.
Иногда на циферблате расположены две стрелки вместо одной. Но первая показывает текущее усилие на оси резьбового элемента, а вторую выставляют на некоторое пороговое значение. Причём оно может быть, как максимальным, так и минимальным.
Из описания следует, что такой инструмент можно применять в качестве технологического – затягивание болтов, гаек или других деталей с заданным моментом или контрольного – проверка затяжки крепежа, выполненной ручным, пневматическим, электрическим или иным инструментом.
В основе устройства лежит упругая деформация элемента, преобразуемая в угол отклонения индикаторной стрелки. В некоторых конструкциях он расположен на резьбовой оси и под нагрузкой закручивается на некоторый угол. Циферблат размечен таким образом, что угловым значениям соответствует величина крутящего момента. Смонтированная на упругой оси стрелка отклоняется, указывая нагрузку, соответствующую углу закручивания.
Поскольку при многочисленных измерениях в упругом элементе накапливается остаточная пластическая деформация, требуется периодическая поверка инструмента с корректировкой с последующей корректировкой или выбраковкой.

Электронный.

В основе устройства лежит способность материалов преобразовывать механической давление в электрическое напряжение. Этим свойством обладают, например, пьезокристаллы.
Электронная схема измеряет величину появившегося напряжения и выдаёт соответствующий сигнал на индикатор. Результат обычно представляют в цифровом виде. Это удобно тем, что нет необходимости вглядываться в мелкие деления стрелочных циферблатов.
При современном развитии электроники, такие устройства дешевле механических. Для бытового применения следует выбирать именно их.

Виды насадок

Большинство динамометрических ключей сконструированы для работы с насадкой в виде накидной головки. Это применимо для случаев, когда имеется хороший доступ к проверяемой детали.

Иногда приходится работать со сборочными единицами, у которых затруднён доступ к крепежу. Например, требуется проверить затяжку контргайки на оси. Надеть на неё накидную головку невозможно. Поэтому требуются ключи с рожковыми насадками.

Для этих случаев выпускаются комплекты, состоящие из корпуса ключа с измерительным устройством и набора рожковых насадок с различными размерами зева.

Читать еще:  Момент затяжки гбц ваз 2114 инжектор 8

Форма присоединительного гнезда у них отличается от традиционного квадрата, поэтому ключи для накидных головок и рожковых насадок часто не взаимозаменяемы.

Виды контроля затяжки

Одно из требований, предъявляемых к динамометрическим ключам – контроль момента затяжки резьбы.

Существует два способа:

◊ по показаниям индикатора

◊ по порогу усилия.

Первый способ требует нахождения индикаторного табло в зоне видимости. Соблюдение контролируемого параметра требует значительных временных затрат. Важно не только не допустить занижения и превышения усилия. Поэтому при приближении значений к установленным необходимо снизить скорость выполнения операции, чтобы остановить стрелку или цифровые показания на нужном рубеже.

На шкале инструмента, работающего по пороговому принципу, заранее, перед началом выполнения работы устанавливается требуемое усилие. При его достижении раздается щелчок и на рукоятке ощущается проскакивание. Манипулирование таким ключом удобно, тем, что не требуется наблюдение за показаниями. Это сокращает время. Повышает производительность.

Такой способ удобен при работе на линии, когда требуется многократно повторение одинаковых операций.

Как выбрать динамометрический ключ

Приобретая инструмент, в качестве критериев следует принимать все перечисленные ранее признаки и различия.

Вместо резюме они будут перечислены ещё раз с комментариями и рекомендациями.

1 Максимально допускаемое усилие.

Каждый измерительный инструмент рассчитывается на определённый диапазон параметров. Лучше всего он работает в средней трети шкалы. Выбирая ключ, надо представлять какие значения затяжки придётся им контролировать.

Превысить максимальное значение не удастся физически – не хватит значений шкалы или не сработает щелчковый ограничитель. Работать в области минимальных значений не запрещено, но неудобно, потому т потеряется точность измерений. Поэтому, если необходимо проверять большой диапазон значений, лучше выбрать несколько ключей, рассчитанных на разные величины моментов.

2 Вид индикатора

Здесь приоритет имеют требования к точности. Цифровые показатели контролировать удобнее, чем аналоговые. Но понадобится периодически заменять элемент питания в электронном устройстве.

Щелчковый ограничитель рациональнее выбрать, когда предстоит многократно затягивать крепёж одинаковым моментом.

3 Ключ с накидной или рожковой насадкой

Выбирают исходя их доступа к проверяемому креплению. Учтите, что заменить накидную головку рожковой можно, а наоборот – нет.

4 Цена

Качественный инструмент стоит дороже. Это – известный факт.

Если инструмент нужен надолго, потратьтесь один раз. Деньги всё равно разойдутся, а инструмент останется.

Для одноразового небольшого объёма работ можно выбрать что-то подешевле. Свои деньги он отработает.

Только не ведитесь на совсем дешёвую подделку.

Что такое динамометрический ключ

В отличие от набора ключей рожкового типа, динамометрический ключ относится к инструментам точного типа. Более того он может быть электронного типа.

Задача этого уникального ключа, в возможности визуального или звукового контроля за усилием затяжки крепления.

Например, если вы внимательно почитаете описание любого условно «импортного» автомата защиты, изготовленного по ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1), то увидите, что:

  • затяжка медных (жестких и гибких) кабелей на клеммах автоматов 1-25 А, должна происходить с моментом 2 Нм;
  • то же для автоматов 32-63 А, с моментом затяжки 3 Нм.

Поэтому, если вы решили купить набор ключей для сборки, например, щитка для дачи или ремонта своего авто, проверьте наличие в наборе динамометрического ключа или купите его отдельно.

К сожалению должен вас расстроить. Из-за специфики купить набор гаечных ключей с динамометрическим ключом будет крайне трудно.

Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа

Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ . При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом :

  • Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
  • Применять только стандартные или высокие безударные торцевые насадки;
  • Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа ;
  • Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
  • Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
  • Если ключ был только куплен или давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
  • После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
  • После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
  • Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.

Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей , предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей , их особенности, преимущества и недостатки.

На занятиях по моделированию один школьник спросил — Чем 3D принтер отличается от 3D плоттера и что лучше для нови.

Ну на счет покупного динамометрического ключа ничего не скажу, но вот у ключа Олссона пишут что 0,5 Н*м.

Например можно посмотреть тут.

Печатал я себе такие ключи, пробовал разными пластиками, АБС_ом совсем слабо получается, ПЛА лучше, но всё равно слабовато.

Мне тоже показался слабоватым. Я затягиваю малость сильнее.

Я такой напечатал в самом начале и до сих пор без проблем.3 года. АБС.

0.5 точно мало. Но попробую что выйдет.

Можно сделать проще, я напечатал ручку типа такой тыц , из-за меленьких размеров приложить большое усилие трудно, затянуть получается, а для срыва усилия не хватает, возможно и вам поможет.

Ну вы меня недооцениваете)) после тренировки притупляется ощущение мелких усилий, все кажется что легко идет, а потом упс, отвалилось . Или недотянул и упс, пластик полез со всех сторон. А ждать пока мышцы придут в норму не всегда хочется. Велосипедный ключ от 5nm но это точно много, вот и хочу купить готовый но один при их цене всех на пробу брать не хочется

сколько раз не давал погонять динамометрический. всегда чудо юзеры им болты ГБЦ срывали. не надо переваливать ответственность на других, это не панацея

Тут проблема что люди не всегда умеют ими пользоваться, казалось бы что там уметь, но ломают, а для меня как раз это решение проблемы.

Планируется переход с титановых на биметаллические или керамические термобарьеры и цена ключа сопоставима с ценой термобарьера, купить раз ключ или несколько раз термобарьеры, ну или удушить жабу и переходить на москиты, драконы или сумасшедшие хотенды, но ведь их тоже можно свернуть при должном усилии)))

Куплю на 1.8nm отпишу потом хватает ли усилия

резьба мелкая и чистая. крутить до касания и 1/4 или 1/2 оборота. раз запомнить и достаточно.

Пол оборота это как раз хватает что бы свернуть что нибудь, вопрос не в понимании сколько крутить, а иногда не понятно количество приложенной силы, может это и дешевые китайские комплектующие были из высококачественного китайского пластилина что так легко сворачивались, сейчас их ссыпал в отдельную коробку и заказал подороже, надеюсь термобарьеры и сопла от mollow попрочнее, а то обидно свернуть термобарьер за 1.5к

Последние разы сопла затягивал на градусов 15 после закручивания пальцами вполне хватало, но один раз протек пластик, хотя вполне возможно что поверхности соприкосновения некачественно обработаны были

С керамикой и биметаллом, важно закручивать сопло, придерживая ключом нагревательный блок, тогда риск «свернуть бошку» термобарьеру будет сведён к минимуму. У таких термобарьеров легко начинает прокручиваться на трубке резьбовая часть, что в нагревательный блок ввинчивается. Chucha TV, кстати, на Ютубе про это рассказывал подробно и показывал.

Печатал Динамо ключ с petg. Усилия хватает,что бы закрутить саморез по дереву в дерево,и от силы закручивания,греется бита прилично. Закручивает саморез 41 до конца,и дальше срабатывает трещетка.

Хочу распечатать ещё на меньшее усилие пару штук.

Мне 1.8 вполне хватает, ничего не течёт.

Спасибо, заказал на 1.8nm

Если что, эти ключи можно подрегулировать. Себе брал на 1,8 Н*м, для биметаллического термобарьера. Показалось всё-таки, что усилие излишнее. Вообще-то, у производителя этих ключей на Али фирменный магазин, в ряду изделий нет ключей на такие усилия, ближайшие- 1,4 и 2 Н*м. Поэтому, получив свой ключ, решил проверить подозрения и залезть, что называется «под капот». Там на рукоятке, посередине, шестиугольная пластиковая заглушка, под ней регулировочный винт, сжимающий мощную пружину. Сразу заметил вмятинку на заглушке, с краю, как будто уже выковыривали- заглушка плотно, почти без зазоров вставляется. Как оказалось, у моего ключа заводской фиксатор резьбы на винте был раскрошен и винт легко можно было подкрутить в любую сторону. Думаю, что продавцы берут у производителя ключи на ближайшее усилие и сами «подкручивают» на требуемое. Шум в отзыве поднимать не стал, так как у производителя ключи ощутимо дороже, а у продавца в комплекте к ключу шли 4 головки под разные сопла, да и возможность регулировки мне пригодилась- выставил себе усилие «по ощущению», чтобы не текло и не пережать.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Принцип работы динамометрического ключа

Многие начинающие автолюбители часто задают вопрос — как пользоваться динамометрическим ключом? Данное устройство представляет собой универсальный инструмент, предназначенный для использования различных накидных насадок на гайки, а также внутренних шестигранников в целях откручивания или затягивания автомобильных крепежей. Ключ имеет очень простую конструкцию, и обучиться его использованию может практическим каждый автолюбитель.

Дальше в изделии идёт высокопрочный элемент, влияющий на всю работу инструмента, — квадратный стержень из закалённой стали, на который устанавливаются все рабочие насадки в наборе.

Все элементы ключа заключены в прочный корпус из стали, и на нём может быть нанесено резиновое покрытие для предотвращения скольжения инструмента в руке. Внутри ключа спрятан пружинный блок, позволяющий автолюбителю регулировать усилие.

Читать еще:  Кнопка «старт-стоп»: установка вместо замка зажигания своими руками

На краю насадки стоит специальный пластиковый фиксатор, который позволяет зафиксировать нужное усилие и не сорвать гайку.

Ключ индикаторного типа

Типы динамометрических ключей

Такие приборы различаются по своим конструкционным особенностям и механизмам действия.

Торсионный ключ с неподвижным указателем

Особенностью строения стрелочного динамометрического ключа является наличие зафиксированного указателя и твердого стержня со шкалой на две стороны, градированной в ньютонах на метр. Во время действий, направленных на зажим болта или гайки, шкала накреняется относительно зафиксированного указателя на тот угол, который пропорционален прилагаемой силе.

По этим отклонениям и определяется величина усилия . Его использование имеет большое преимущество перед иными инструментами – это возможность применения к болтам и гайкам с право- и левосторонней резьбой.

Щелчковый ключ

Является наиболее популярным в среде автолюбителей и профессионалов. Этот инструмент имеет трещотку , которая по своей сути является передаточным механизмом со щелчковым элементом.

Как работает динамометрический ключ этого типа? Когда во время работы показатель достигает установленного значения, он перестает выполнять задачу и проскальзывает, издавая характерные узнаваемые щелчки.

Принцип работы состоит в ограничении усилия. В поворотной части рукояти установлена штанга, которая и удерживает стопорный механизм при достижении выставленного показателя. Свыше указанного параметра приложить усилие невозможно. Измерение момента затяжки происходит дискретно. Первый же щелчок даст сигнал о завершении работы с элементом. Крутящий момент не перевалит за нужное значение из-за регулируемого ограничителя.

Этот вид динамометрических ключей требует к себе бережного обращения, а единственным недостатком является возможность работать с ним только на зажим. Такой инструмент наиболее распространенный. Звуки трещотки раздаются из большинства станций технического обслуживания и приватных гаражей.

Прибор с электронным механизмом

Цифровой динамометрический ключ выделяется достоверностью . Погрешность достигает 1% , что необычайно мало, но часто в такой точности нет необходимости. В него встроен жидкокристаллический индикатор небольшого размера для измерения крутящего момента. Также можно выбирать вычислительные единицы.

Есть возможность установить предельное значение, во время достижения которого издается звуковой сигнал.

Все виды таких инструментов отлично подходят для использования при ремонте автомобиля. Выбор основывается исключительно на опыте собственника, его финансовых возможностях и желании учиться. Сколько бы консерваторы ни говорили о бесполезности такого вида устройства для автолюбителя, на самом деле этот ключ нужен.

Он универсален, так как имеет сменные головки, которые делают его подходящим для любых диаметров. Особенно удачно его применение неопытными мастерами. Это помогает избежать сорванных болтов, сломанных шпилек, слизанной резьбы или лопнувших гаек.

Без рожкового динамометрического ключа невозможно достигнуть равномерной затяжки множества резьбовых элементов на блоке цилиндров или даже на колесе. А ведь это обязательное условие эксплуатации механизмов.

Устройство, назначение и выбор динамометрического ключа для автомобиля

  • Устройство, назначение и выбор динамометрического ключа для автомобиля
  • Назначение динамометрического ключа и его устройство
  • Какими бывают динамометрические ключи
  • На что обратить внимание при покупке
  • Как правильно пользоваться ключом и как его проверить

У вас современный автомобиль – значит, и подход к его ремонту тоже должен быть современным. Если вам необходимо поменять колесо или закрутить другие болтовые соединения в автомобиле, обязательно необходимо приобрести динамометрический ключ. Что это за ключ и чем он отличается от обычного?

  • Назначение динамометрического ключа и его устройство
  • Какими бывают динамометрические ключи
  • На что обратить внимание при покупке
  • Как правильно пользоваться ключом и как его проверить

Назначение динамометрического ключа и его устройство

Само название «динамометрический» говорит за себя. Оно включает название физического прибора (динамометра). Даже школьник знает, что с помощью динамометра можно измерить силу.

Поэтому динамометрический ключ – это приспособление, которое контролирует, с какой силой мы воздействуем на болтовое соединение. Эту силу нужно контролировать согласно техническим условиям –во-первых, для того, чтобы болты не раскрутились во время движения автомобиля, и во-вторых, чтобы не сорвать резьбу.

Процесс закручивания, как правило, происходит по часовой стрелке. Но существуют динамометрические ключи, в которых присоединительный квадрат можно крепить с двух сторон. Такой ключ может закручивать болтовые соединения как с правой резьбой, так и с левой.

Из собственного опыта можем сказать: если болт не откручивается, необходимо удлинить ключ. Поэтому момент силы равен силе, с которой мы воздействуем, если длина плеча равна одному метру.Шкала ключа может быть в различных единицах измерения момента силы: Нм (ньютон на метр) или кгс (килограмм силы). 1кгс соответствует приблизительно 10 Нм.

Какими бывают динамометрические ключи

Первый вопрос, который возникает при покупке– как выбрать динамометрический ключ? Рассмотрим виды динамометрических ключей:

стрелочный – недорогой ключ с наименьшей точностью измерения (приблизительно 6-8%). Он состоит из корпуса, прикрепленной к нему шкалы и стрелки, ручки, квадрата для торцевых головок. При работе ключом стрелка остается недвижимой, а корпус с прикрепленной шкалой поворачивается. Работая с таким ключом, следите, чтобы стрелка не выходила за пределы делений на шкале. Иначе ключ может значительно увеличить погрешность в работе.

предельного типа (щелчковый или с масштабированным окном) – средний по цене, точность измерения средняя (приблизительно 4%). Является самым распространенным в использовании как профессионалами, так и любителями.

Щелчковый динамометрический ключ состоит из корпуса, стопорной гайки, рукоятки, двух шкал. Одна шкала нанесена на корпус ключа, а другая – на вращающуюся рукоятку. Принцип работы с таким динамометрическим ключом очень похож на принцип работы микрометра. Если вы когда-нибудь пользовались данным прибором, то вы легко справитесь.

Рассмотрим порядок работы со щелчковым динамометрическим ключом:

1. Открутите рифлёную стопорную гайку, которая находится в самом конце ключа (против часовой стрелки).

2. Установите необходимые цифровые показания момента силы путем вращения рукоятки. Шкала на корпусе будет основной, а на рукоятке – дополнительной. При этом край шкалы на рукоятке должен находиться на необходимом делении основной шкалы, и оно будет точным, если деление «0» на рукоятке совпадет с вертикальной линией основной шкалы.

На показания дополнительной шкалы указывает вертикальная линия на основной шкале. Вращая далее рукоятку, вы должны следить за показаниями дополнительной шкалы. В конечном результате показания основной и дополнительной шкалы суммируются. Это и будет конечным результатом.

3. Закрутите стопорную гайку. Этим вы зафиксируете данные значения.

4. Проводите процесс закручивания детали ключом до тех пор, пока не услышите щелчок.

5. После щелчка процесс закручивания необходимо прекратить.

Динамометрический ключ с масштабированным окном немного легче в использовании и, соответственно, немного дороже. Отличается от предыдущего одной шкалой, что облегчает процесс использования.Процесс фиксации стопорной гайки сопровождается щелчком, что намного удобнее. Необходимое значение момента силы вы видите в небольшом окне, отсюда и название данного прибора.

с цифровой индикацией – самый дорогой и самый точный. Точность измерений – около 1%. Имеет много различных функций и используется на производстве. Показания такого ключа фиксируются на дисплее в любых единицах измерения. Его можно подключить к компьютеру.

На что обратить внимание при покупке

При покупке динамометрического ключа необходимо точно уяснить, для какой работы он вам нужен, поскольку промышленность выпускает ключи с разными диапазонами. Размер ключа может быть разным: небольшой с посадочным квадратом ¼ и огромный с посадочным квадратом ¾. Необходимые нагрузки на ключ должны находиться в середине крайних значений моментов силы, нанесенных на шкалу прибора.

Иногда необходимо затянуть болтовое соединение с усилием, большим, чем максимальное значение вашего ключа. Тогда производители предлагают воспользоваться приспособлением для динамометрического ключа – мультипликатором. Принцип его действия основан на работе редуктора — усилителя (система шестерёнок). Он крепится к динамометрическому ключу и увеличивает усилие на болт в несколько раз (согласно инструкции).

Как правильно пользоваться ключом и как его проверить

Для того чтобы динамометрический ключ служил вам долго, необходимо следовать таким рекомендациям:

1. Прочитайте внимательно инструкцию по эксплуатации и учитывайте рекомендации производителя. Не используйте силу при подготовке ключа к работе. Если что-то не крутится, то, возможно, вы забыли ослабить стопорную гайку. Проверьте все основательно.

2. Понимайте, что это измерительный прибор, поэтому его нужно использовать для затяжки болтовых соединений с определенной силой, а не просто для затяжки болтов или для их откручивания. Во всех остальных случаях нужно использовать обыкновенный ключ.

3. Не продолжайте затяжку болтов после щелчка. Если продолжать зажимать после щелчка, то ключ будет закручивать дальше, а трещотка будет постоянно щелкать. Это приведет к растягиванию пружины и уменьшению точности работы прибора.

4. Если вы долго не работали с ключом, используйте его сначала на небольших моментах силы. Это поможет заводской смазке равномерно распределиться по всему объёму ключа.

5. Храните ключ в чемоданчике. При хранении ключ должен находиться в нулевом положении, то есть с минимальным значением момента силы.

6. Используйте ключ в допустимом диапазоне значений моментов силы. Не раскручивайте его ниже или выше шкалы нанесенной на основании ключа.

7. Держите ключ в чистоте. Не используйте для очистки химические средства, которые могут воздействовать на заводскую смазку и на механизмы ключа. Не бросайте его, не разбирайте, не стучите по нему, следите, чтобы вода не попала вовнутрь.

Точность работы динамометрических ключей, использованных на СТО, проверяется один раз в год или через 10000 измерений. Предприятий и сервисов, которые могут проводить проверку ключей, не так много. И стоит такая проверка немало. Поэтому бережно относитесь к своему динамометрическому ключу, и будете довольны его работой.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector