Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы для автомобиля, устройство, характеристики и срок службы, как выбрать правильно
Плюсы и минусы гелевого аккумулятора
Все автолюбители прекрасно понимают назначение аккумулятора, но далеко не все понимают принцип его работы и какими же они бывают. Итак, рассмотрим принципиальную схему устройства любой аккумуляторной батареи для автомобиля.
Аккумулятор, каким мы его привыкли видеть — это пластиковая герметичная коробка, которая обеспечивает целостность устройства. Внутри неё расположены пластины-электроды, изготовленные из свинца или его особых сплавов. Вся эта система залита жидким электролитом — водным раствором сильной кислоты. В результате химической реакции между электродом и электролитом образуется электрический ток, жизненно необходимый для функционирования автомобиля. При подаче внешнего электрического напряжения на клеммы пластин происходит процесс восстановления батареей первоначальных свойств, то есть её зарядка.
Итак, почему же описываемое устройство называется именно гелевый аккумулятор? Всё очень просто — в отличие от обычной автомобильной АКБ раствор кислоты имеет консистенцию желе, иными словами, геля. Гелевые аккумуляторы — это не требующие обслуживания батареи, изготовленные по двум технологиям:
- GEL — Gel Electrolite. В раствор кислоты добавлена двуокись кремния, которая вызывает загустение.
- AGM — Absorptive Glass Mat. В переводе на русский «поглощающее стекловолокно». В качестве электролита используется привычный раствор серной кислоты, чаще всего. Но пространство между электродами заполнено материалом-сепаратором, изготовленным из микроскопического стекловолокна. Это волокно удерживает в себе кислоту и не даёт ей растекаться. В итоге получается гелеподобная единая масса.
Итак, почему же такой тип батарей называют также необслуживаемыми? Дело в том, что приезжая на плановый технический осмотр на машине, оснащённой обычной АКБ, её каждый раз проверяют на предмет плотности электролита. Как правило, каждый раз в устройство заливают некоторое количество дистиллированной воды. Гелевый аккумулятор не требует долива для сохранения необходимой плотности электролита. К тому же даже при повреждениях пластикового корпуса он никогда не протекает по причине более плотной консистенции электролита.
Видео о том, какие разновидности аккумуляторов существуют и как их выбрать:
Теперь вы знаете о том, что гелевые аккумуляторы бывают нескольких типов. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.
Конструкция гелевых АКБ
В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.
Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.
Основные элементы источника питания:
- положительные и отрицательные электроды;
- пористые пластины-сепараторы;
- электролит;
- клапаны;
- клеммы;
- корпус.
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
- Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
- Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
- Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
- Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).
Маркировка гелевых АКБ
Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:
- Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.
- Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).
Второй (буква) — месяц начиная с января (А).
Третий и четвёртый (цифры) — день месяца
- Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).
Срок службы гелевых аккумуляторов
Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.
На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.
Принцип работы
При производстве гелевых аккумуляторов в них закачивается электролит в форме геля, в котором после усадки образуются поры. Принцип работы батареи этого типа основан на рекомбинации. Положительные электроды заряженной АКБ способны аккумулировать кислород. Он проникает сквозь поры гелеобразного электролита и попадает на отрицательные пластины.
После этого электроны преобразуются в электроны, которые могут вступать во взаимодействие с частицами Н+. В результате протекающей в аккумуляторе химической реакции образуется вода. На корпусе батареи есть специальные клапаны, с помощью которых можно уменьшить давление внутри корпуса. Во время эксплуатации гелевые АКБ не нуждаются в доливке воды. Это может потребоваться лишь при восстановлении аккумулятора.
Преимущества и недостатки АГМ аккумуляторов
Рассматривая аккумуляторы AGM, следует выделить заметное улучшенные характеристики по сравнению с обычными свинцово-кислотными, кальциевыми, гибридными и другими типами АКБ. Также преимуществом является не слишком высокая стоимость таких аккумуляторов по сравнению с гелевыми аналогами.
Что касается недостатков, батареи AGM достаточно чувствительны к перезаряду. Если ток заряда выше на 25% от номинальной емкости аккумулятора, батарею может раздуть. По этой причине для таких аккумуляторов нужно использовать особые зарядные устройства для AGM.
Например, аккумуляторы AGM отличаются повышенной чувствительностью к колебаниям наружных температур, при низкой температуре их эффективность падает. Еще один серьезный недостаток заключается в том, что данный тип АКБ сильно боится цикличного заряда-разряда.
Если имеет место циклирование заряд – разряда, тогда срок службы сокращается на 30-40%. Эта особенность в значительной степени ограничивает сферу применения и целесообразность использования данных АКБ.
Ремонт гелевых аккумуляторов
Если причиной порчи гелевого автомобильного аккумулятора стало высокое напряжение — без ремонта не обойтись. Всё дело в том, что внутри устройства гелевый электролит начинает пузыриться и отставать от пластин. В итоге всё что может сделать владелец — это провести ремонтные работы.
К сожалению, химический состав геля запатентован, и его полная структура не разглашается. Тем не менее есть одна хитрость. Необходимо поместить деталь авто в вакуумную камеру и долить несколько капель жидкого электролита.
После того как давление нормализуется электролит заполнит все пустоты и можно будет попробовать провести зарядку. Как заряжать гелевый аккумулятор вы уже знаете.
Естественно, покупка вакуумной камеры весьма дорогостоящее удовольствие. Именно поэтому при возникновении подобной поломки лучше обратиться в высококвалифицированный центр.
Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы
- Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы
- 1. Что такое гелевый аккумулятор
- 1.1. Особенности технологии AGM
- 1.2. Особенности технологии GEL
- 2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- 3. Особенности зарядки
- 4. Как выбирать гелевый аккумуляторов
Развитие науки никогда не стояло на месте, благодаря чему на смену привычным для нас механизмам пришли модернизированные их аналоги. Достаточно ярким примером подобного совершенствования являются современные автомобили, все узлы которых сильно отличаются от «предков», выпускавшихся десятилетия назад. Вот кто бы мог подумать, что заряжать транспортное средство можно будет от обычной электросети, а ведь сегодня это далеко не самое большое новшество. Также не новинкой являются гелевые автомобильные аккумуляторы, являющиеся неплохой альтернативой кислотным устройствам. Но смогут ли они исправить недостатки своих предшественников? Давайте попробуем это выяснить.
- 1. Что такое гелевый аккумулятор
- 1.1. Особенности технологии AGM
- 1.2. Особенности технологии GEL
- 2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- 3. Особенности зарядки
- 4. Как выбирать гелевый аккумуляторов
1. Что такое гелевый аккумулятор
Сравнительно недавно на отечественных рынках появился новый тип автомобильного аккумулятора – гелевый. По большому счету, его принцип действия такой же, как и в свинцово-кислотном варианте, а разница лишь в том, что в электролите «новинки» присутствуют химические элементы, обеспечивающие ему гелевое состояние. То есть электролит больше напоминает желе. Сегодня существует два основных вида подобных устройств: гелевые аккумуляторы AGM и GEL.
1.1. Особенности технологии AGM
Аббревиатура AGM расшифровывается как «абсорбирующие стеклянные маты», а по факту – это обычная стеклоткань, которая размещается между положительными и отрицательными пластинами свинца. Именно в этой стеклоткани и находится электролит, пребывающий в «связанном» состоянии. То есть, сам электролит – кислотный, однако помещен в специальный сепаратор из стекловолокна, который и удерживает его от растекания. Именно эта особенность позволяет использовать аккумуляторную батарею в любом положении (даже на боку). Она абсолютно безопасна, ведь исходящие пары полностью удерживаются в порах и используются при дальнейших химических реакциях.
Больше всего аккумуляторы с технологией AGM подходят для резервного питания и аналогичных систем, с редкими (циклированными) разрядами. Если соблюдать оптимальный температурный режим эксплуатации (15-25 °C) и не оставлять АКБ в разряженном состоянии, то данная модель, вполне вероятно, проработает обещанный производителем срок.
1.2. Особенности технологии GEL
Аккумуляторные батареи технологии GEL обладают достаточно большим циклическим ресурсом и в отдельных случаях могут выдерживать до 800 заряд-разрядов без потери энергетической энергоемкости.
Вопреки распространенному мнению, обозначение «GEL» расшифровывается не как гелий, а именно как «ГЕЛЬ», так как в качестве сепаратора между пластинами свинца используется силикагель, которым и заполняется все свободное пространство еще на этапе производства. После окончательного застывания это вещество приобретает твердую форму с большим количеством пор, удерживающих электролит.
Благодаря тому, что все пространство между свинцовыми пластинами занято силикагелем, в таких аккумуляторах практически полностью исключается возможность их осыпания, что положительно сказывается на ресурсе АКБ. Более того, подобная конструкция существенно улучшила общие характеристики гелевых аккумуляторных батарей, что, прежде всего, положительно отразилось на числе циклов заряд-разряда и устойчивости к глубоким (100%) разрядам.
Поэтому, пусть даже номинальный срок службы этого вида особо не отличается от ресурса АКБ с технологией AGM (здесь также можно встретить модели с 5-и и 10-и летней гарантией), количество производимых циклов заряд-разряда типичного гелевого аккумулятора будет выше примерно на 50%. Проще говоря, стандартная модель технологии GEL выдерживает до 350 циклов разряда с глубиной 100%, до 550 – при 50% глубины и до 1200 – с глубиной 30%.
Таким образом, решив приобрести более дорогие аккумуляторы технологии GEL, вы сможете сэкономить деньги на обслуживании и ремонте, так как в этом случае уровень стойкости к глубоким разрядам значительно выше. Более того, благодаря особенностям конструкции, данный вид АКБ в меньшей степени подвержен сульфатации (особенно заметно в сравнении с представителями технологии AGM), а значит, без проблем может оставаться полностью разряженным несколько дней.
2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Какой бы аккумулятор ни стоял на вашем автомобиле, он все равно будет иметь не только достоинства, но и недостатки. Так, плюсами гелевого аккумулятора является то, что он:
— обладает высоким пусковым током;
— благодаря состоянию электролита не протекает (даже если корпус вдруг повредится);
— не нуждается в дополнительном обслуживании;
— будет работать в любом положении (даже лежа на боку);
— при исправной электронике может прослужить намного дольше свинцово-кислотных собратьев.
К отрицательным моментам эксплуатации гелевых АКБ стоит отнести:
— низкий уровень устойчивости к перезарядам (необходимо постоянно следить за индикатором);
— плохую устойчивость к низким температурным режимам;
— сравнительно высокую стоимость;
— необходимость присутствия в автомобиле «навороченной» электроники.
Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что гелевая АКБ является неплохим вариантом для систем аварийного электроснабжения, но при использовании на автомобиле могут возникать определенные трудности. Даже принимая во внимание целый список весьма привлекательных преимуществ, данный вид аккумуляторов будет с трудом выдерживать наши климатические условия, а значит, выйдет из строя намного раньше заявленного срока.
Однако, при большом желании, использовать батареи с гелевым электролитом все же можно, главное, чтобы бортовая электрика могла поддерживать специальный режим заряда. Конечно, в случае с отечественными моделями транспортных средств это будет достаточно проблематично (даже с рабочим реле-регулятором напряжение меняется с 13 до 16 В), но если вы являетесь владельцем новенькой иномарки, то такая аккумуляторная батарея идеально удовлетворит энергопотребности вашего автомобиля.
3. Особенности зарядки
На сегодняшний день, несмотря на все свои преимущества, аккумуляторные батареи гелевого типа встречаются достаточно редко. Поэтому многие автомобилисты даже не догадываются, как правильно их обслуживать. В первую очередь следует понимать, что гелевая АКБ нуждается в специальном зарядном устройстве, разработанном специально для таких аккумуляторов. Также следует принимать во внимание и тот факт, что далеко не все сервисные центры занимаются обслуживанием гелевых аккумуляторов, а некоторые из них вообще не имеют представления о правильности проведения этой процедуры.
На самом деле, основным и самым важным правилом при зарядке АКБ гелевого типа является соблюдение максимальной величины подаваемого напряжения, так как при превышении допустимой границы устройство просто выйдет из строя.
В большинстве случаев, в технической документации, прилагающейся ко всем АКБ, их производитель указывает предельно допустимое (пороговое) напряжение (обычно находится в диапазоне 14.3-14.5 В). Естественно, пренебрегать этим требованием нельзя, иначе вы просто выкинете деньги на ветер.
Также следует напомнить, что гелевые аккумуляторные батареи способны долго храниться в полностью разряженном состоянии (даже при минусовых температурах). Однако, когда при зарядке подается высокое напряжение, гелевый электролит начинает выделять газ в больших объемах, настолько больших, что он уже не может адсорбироваться. Для сравнения, в ходе стандартного использования АКБ, газ практически не выделяется, благодаря чему аккумулятор можно спокойно использовать и в закрытом помещении (в салоне транспортного средства или дома).
Какими же параметрами должны обладать зарядные устройства для автомобильных гелевых аккумуляторов? Прежде всего, их характеристики будут зависеть от особенностей самой АКБ. Давайте рассмотрим наиболее типичные классификационные признаки:
• Тип аккумуляторной батареи. Учитывая, что гелевые аккумуляторы имеют свою специфику конструкции, зарядные устройства, использующиеся для подзарядки жидкостно-кислотных АКБ, здесь не помогут. Конечное напряжение заряда у всех видов батарей будет разным, поэтому заряд высокого напряжения, подающийся на гелевый AGM аккумулятор (изначально устройство рассчитано на более низкие значения), наверняка станет причиной вскипания электролита.
• Температурная компенсация зарядного устройства должна полностью соответствовать значению, требуемому для конкретной аккумуляторной батареи (отсутствие термокомпенсации вызовет перезаряд АКБ и сократит срок ее службы).
• Корректное напряжение. В любых ситуациях следует помнить о чувствительности гелевого аккумулятора к резким изменениям напряжения. Поэтому процесс зарядки такого устройства всегда должен проходить только под четко определенным напряжением.
Дешевые и низкокачественные зарядные приборы, которые предлагаются продавцами для зарядки автомобильных АКБ, нередко отличаются некорректным напряжением заряда или некорректным напряжением в буферном режиме. Для гелевых аккумуляторных батарей подходящее напряжение заряда соответствует 14,2 В, а для аккумуляторов типа AGM — 14,7 В. Однако, в любом случае, эти параметры стоит уточнить в соответствующей инструкции.
В большинстве случаев, буферное напряжение для AGM аккумуляторов равняется 13,2 В (при 24 °C), и их длительное использование с напряжением в 13,6 В приведет к сокращению ресурса примерно в 1,5 раза. Спустя несколько суток нахождения в буферном режиме, выделение газа должно практически полностью прекратиться, а проверить наличие кипения можно посредством обычного медицинского стетоскопа.
• Несколько стадий заряда АКБ. В случае с зарядом свинцовых аккумуляторных батарей, всю процедуру следует разделить минимум на три стадии. На первом этапе выполняется зарядка постоянным током (с возрастающим напряжением), на втором – с постоянным напряжением (сила тока уменьшается), а на третьем заряженное состояние батареи будет поддерживаться пониженным постоянным напряжением и током минимальной силы (для компенсации саморазряда его будет достаточно). Если не нужно поддерживать полный заряд, то хватит и двухэтапного рабочего режима зарядного устройства.
• Температурный диапазон работы. Большинство моделей аккумуляторных «зарядок» способны поддерживать температурный диапазон в пределах 5-40 °C. Более широкие диапазонные значения будут свидетельствовать о необходимости полупрофессионального использования, которое не напрямую указывает на высокое качество прибора. Кроме того, если вы планируете выполнять зарядку аккумуляторной батареи в закрытом помещении с относительно невысокой температурой (то есть в гараже или на балконе), важно все-таки подбирать модели с расширенным температурным диапазоном.
• Регулируемая скорость вентилятора. Если выбранная вами «зарядка» имеет встроенный вентилятор, и вы собираетесь использовать ее в домашних условиях, тогда специалисты рекомендуют обратить свое внимание на наличие регулятора переключения скоростей вентилятора. Помимо прочих достоинств, наличие этого дополнения также помогает минимизировать шум от работы зарядного устройства.
Потратив время на детальное изучение рабочих особенностей той или иной «зарядки», вы сможете подобрать максимально подходящий вариант для конкретной гелевой аккумуляторной батареи, а это немаловажная составляющая ее длительной службы.
4. Как выбирать гелевый аккумуляторов
Приняв решение приобрести гелевую аккумуляторную батарею, не забудьте поинтересоваться у продавца об особенностях ее функционирования на транспортном средстве, и будет ли она там вообще работать. Для этого придется замерить напряжение, подающееся от генератора на аккумулятор. Если оно превышает допустимое значение в 14,4 В, лучше отказаться от подобного приобретения.
Кроме того, обратите внимание на прилагающуюся к автомобилю техническую документацию. Наряду с другими характеристиками вашего транспортного средства, здесь указывается оптимально подходящая емкость и сила пускового тока для его АКБ. Если показатели выбранного аккумулятора больше указанных значений, то использовать его на автомобиле можно, а вот если меньше, тогда лучше рассмотреть другие варианты.
При покупке гелевой аккумуляторной батареи также необходимо проверить выходное напряжение на клеммах, которое должно полностью соответствовать требованиям производителя машины. Несмотря на тот факт, что в большинстве случаев габариты гелевых АКБ несколько меньше кислотных аналогов, лучше перемерить все показатели и точно определить, подойдет она к конкретному автомобилю или нет. Выполняя осмотр, обратите внимание и на расположение клемм на батарее, так как в противном случае для ее подключения придется удлинять проводку.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Преимущества и недостатки гелиевых аккумуляторов
Как и любому другому типу аккумуляторов, гелевым батареям присущи определенные достоинства и недостатки. Это вызвано конструкцией аккумулятора. Если вы знаете о сильных и слабых сторонах гелевого аккумулятора и понимаете причины этих явлений, то сможете самостоятельно решить, в каких ситуациях такая батарея эффективна, а в каких сильно уступает обычным аккумуляторам.
Оба типа гелевых аккумуляторов обладают серьезными преимуществами. Они не боятся повреждений корпуса, ведь желеобразный электролит не вытечет через трещины. Они не требуют доливки дистиллированной воды и проверки плотности электролита. Они выдают более сильный пусковой и рабочий ток, а также выдерживают более сильный зарядный ток. Гелевые аккумуляторы эффективно работают в любом положении, в отличие от свинцово-кислотных, которые при переворачивании на бок резко теряют емкость и рабочий/пусковой ток. Гелевые аккумуляторы не боятся полного разряда и большого зарядного тока. У гелевых аккумуляторов очень мал ток саморазряда, поэтому при хранении вне автомобиля они в течение года теряют не больше 25% заряда.
Хватает у гелевых аккумуляторов и недостатков, главный из которых – высокая чувствительность к перезаряду или повышенному напряжению заряда. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы не боятся небольшого перезаряда, да и максимально допустимое зарядное напряжение у них выше. При превышении напряжения или сильном перезаряде электролит начинает закипать, в результате чего испаряется вода и повышается плотность. При этом никаких повреждений аккумулятор не получает (если пластины полностью покрыты электролитом). Гелевые аккумуляторы даже при небольшом перезаряде или превышении зарядного напряжения начинают необратимо терять емкость.
Аккумуляторы типа GEL плохо переносят отрицательные температуры. Если машина ночь стояла на улице при температуре минус 5 градусов, то пусковой ток падает в 1,5-2 раза, поэтому не получится завести автомобиль без установленного предпускового подогревателя. Аккумуляторы типа AGM менее чувствительны к морозу, но все равно уступают традиционным свинцово-кислотным батареям. Еще один недостаток гелевых аккумуляторов – боязнь короткого замыкания. Традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам короткое замыкание продолжительностью 1-2 секунды не повредит, а гелевый аккумулятор испортится.
Еще один серьезный минус гелевых аккумуляторов – цена. Их стоимость в 3-6 раз выше, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов и в феврале 2016 года составляет 20-30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
К числу достоинств аккумуляторов гелевого типа относят следующее:
- Устройство не требует пополнения запаса электролита или воды при нормальных условиях работы. Открывать банки и заправлять дистиллированную воду требуется только при попытке восстановления батареи.
- Залитый между пластинами гель является диэлектрической прокладкой между положительными и отрицательными электродами. Вещество дополнительно препятствует выкрашиванию активной массы, что позволяет использовать аккумулятор в условиях повышенных вибрационных нагрузок.
- В моторный отсек не попадают агрессивные пары серной кислоты. Испарившиеся вещества и газообразные продукты реакции остаются замкнутыми в геле, а затем используются при работе батареи. Поскольку аккумулятор не выделяет водорода (который образует с кислородом воздуха взрывоопасные смеси в широком диапазоне концентрации), то допускается применять устройство в бытовых источниках бесперебойного или аварийного питания.
- Допускается работа устройства в наклоненном состоянии, аккумулятор выдерживает кратковременный переворот на 180°.
- Пластина выполняется из химически чистого свинца, который способствует снижению внутреннего сопротивления и ускоряет зарядку.
- Высокий пусковой ток (зависящий от температуры окружающей среды).
- Увеличенный срок эксплуатации. В отличие от аккумулятора с жидким электролитом, работающего 2-4 года, гелевое устройство функционирует до 10 лет (при соблюдении рекомендаций производителя).
- Возможна глубокая разрядка батареи без риска повреждения конструкции.
- Увеличенная стоимость, в 2-3 раза превышающая цену стандартного источника питания с жидким электролитом.
- Для зарядки требуется установить точные значения силы тока и напряжения. При повышении напряжения в цепи питания (например, при неисправности регулятора на автомобильном генераторе) происходит необратимое разрушение конструкции аккумулятора. Разница в 1-2 В по сравнению с требуемым значением напряжения приводит к падению емкости на 30-40%.
- При уменьшении температуры до -30°С и ниже наблюдается замерзание геля, который превращается в хрупкий материал. Жидкий электролит начинает вытекать из затвердевших оболочек в нижнюю часть корпуса батареи.
- Необходимо применение дополнительного контроллера, регулирующего параметры тока в цепи питания. Устройство ставится на клемму и регулируется в зависимости от емкости аккумулятора.
Особенности гелевых аккумуляторов
Суть технологии:
Технология производства гелевых аккумуляторов основана на добавлении в жидкий электролит вещества на основе двуокиси кремния (SiO2). Это меняет агрегатное состояние электролита, превращая его в гель.
Конструкция гелевых аккумуляторов:
Устройство аккумулятора GEL схоже с обычным свинцово-кислотным аккумулятором типа WET. Разница в том, что гелевый аккумулятор полностью герметичен, ибо газовыделение происходит в порах геля. Здесь также присутствуют два комплекта свинцовых пластин — положительных и отрицательных, установленных в ударопрочный пластиковый корпус.
Аккумуляторы GEL, как и AGM, изготавливаются по рулонной или плоской технологии.
2. MUTLU Calcium Silver L3
Этот турецкий производитель существует уже более 50 лет, на протяжении которых успел разработать для своих свинцово-кислотных батарей несколько инновационных решений.
Например, именно серия «Silver» при разрядке выделяет крайне мало серного свинца, что уберегает от раннего старения и продлевает срок службы.
Преимущества:
- низкая степень саморазряда;
- наличие на устройстве индикаторов степени заряда;
- долговечность;
- бюджетная стоимость.
Недостатки:
- объем емкости предполагает эксплуатацию только на легковом транспорте;
- средний показатель силы тока.
Лучшие производители гелевых АКБ
Сегодня налажен выпуск гелевых аккумуляторов различной комплектации. Они разнятся также по стоимости и по характеристикам. Выбрать необходимый вариант помогут знания о существующих моделях и нужных именно вам параметрах.
Optima Yellow Top
Использована самая уникальная и прогрессивная технология, внедренная американскими разработчиками в эту модель. Они запатентовали спиральный способ укладки пластин, который позволил поучить компактные размеры приборов этого типа. Для них характерны банки с цилиндрической формой. Даже маленькие в емкости аккумуляторы имеют высокий уровень пускового тока, который равен 765 А. Модель отлична быстрой скоростью отдачи тока достаточно высокой мощности. Это уже оценили любители хорошей аудиосистемы в авто с громким звуком. Аккумулятор выдерживает повышенные нагрузки внушительных стереосистем. Эти АКБ нашли применение также в автоспорте. Из-за стойкости к вибрациям, а также к сильным перегрузкам. Автовладельцы, желающие приобрести Optima Yellow Top, могут это сделать по цене 20 300 рублей.
Гелевый аккумулятор Optima Yellow Top
DELTA GX 12-60
Производители гарантируют достаточно долгий срок эксплуатации модели, говоря о 10 годах. Стоит уделить особое внимание устойчивости прибора к глубокой разрядке и возможности использования при довольно широком диапазоне колебания температур. Выдерживает в рабочем состоянии от -40 до +40°C. Конечно, за такое удовольствие придется заплатить хорошую стоимость. Средняя цена такого агрегата на рынке составляет примерно 12 700 рублей.
Гелевый аккумулятор DELTA GX 12-60
VARTA ULTRA DYNAMIC
Немецким инженерам удалось выпустить надежнейшую модель гелевого прибора. Этому устройству под силу справиться с любыми требованиями современных автомобилестроителей. В аккумуляторе электролит, который благодаря уникальности технологии, имеет возможность впитываться в отдельный сепаратор. И там уже становится гелем. При любом наклоне батарея продолжает работать. Прослужит VARTA ULTRA DYNAMIC долго, надежно и обеспечит отменный пусковой ток. Недостатком модели признана возможная утрата мощности при использовании в низких температурных показателях. Цена может достигать 17 500 рублей.
Гелевый аккумулятор VARTA ULTRA DYNAMIC
Принимая во внимание все достоинства гелевых аккумуляторов, хочется отметить заслуженное повышения внимания потребителей к этим разновидностям. Однажды заплатив приличную сумму, можно получить хороший прибор, который прослужит вам долго.