Езда с прицепом — правила езды с прицепом на легковом автомобиле
Как ездить с прицепом на легковом авто
Езда с прицепом имеет свои особенности, которые нужно учитывать во время управления. Когда со стороны смотришь, как послушно катится по дороге прицеп за автомобилем, кажется, что любому это под силу. Но эта мысль обманчива. Дорожная ситуация меняется каждую секунду, и действия водителя не всегда поспевают за изменениями обстановки.
Прицеп может отреагировать на эти изменения довольно резко и неожиданно. Чтобы обезопасить себя в поездке, необходимо иметь навыки управления транспортным средством с прицепом в любых дорожных условиях и в любое время года.
Согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995г., водители, имеющие водительское удостоверение с открытой категорией «В», могут управлять автомобилем сцепленным с прицепом, максимальная разрешенная масса которого не более 750 килограмм.
А в другой нашей статье подробно описаны виды прицепов для легковых автомобилей, их основные характеристики, цены и критерии выбора.
Нужны ли документы на легковой прицеп в 2021 году?
Да. Отдельные документы на прицепный транспорт для его эксплуатации нужны, и стандартный набор для возможности управления автомобилем здесь не подойдёт.
Он является самостоятельным транспортным средством, согласно Правил дорожного движения. Из этого следует, что:
- прицеп подлежит регистрации в ГИБДД,
- на нём должны быть государственные номера,
- в ряде случаев потребуется страховой полис,
- также для некоторых типов прицепов нужна диагностическая карта о прохождении техосмотра,
- ну и отдельная категория в водительском удостоверении также потребуется для тяжёлых устройств.
Но не всё так сложно! Давайте рассмотрим списки бумаг, которые вам понадобятся в определённых случаях, которые зависят от вида и массы прицепа, законодательного статуса управляющего и ряда других факторов.
Правила подготовки к поездке
Важная особенность передвижения с автоприцепом – его обязательная регистрация в ГИБДД. Поскольку он является полноценным транспортным средством, правила предусмотрена его эксплуатация только с машинами, оборудованными фаркопами и штепсельными розетками. Внешние световые приборы на прицепе должны быть полностью исправными.
Чтобы безопасно ездить на машине с автоприцепом, внимательно проверяйте состояние прицепного замка, надежность фиксации страховочных цепей и тросов. Небрежность при проверке технического состояния чревата авариями и административной ответственностью по ст. КОАП 12.5 «Управление ТС при наличии неисправностей». Наказание за первое нарушение – предупреждение, а за последующие предусмотрено наложение штрафа в размере 500 руб. и даже задержание транспортного средства.
Использование самодельного устройства
Рассмотрим три интересные ситуации, которые часто трактуются сотрудниками ГИБДД как нарушение.
Самодельное устройство-прицеп: сотрудникам ГИБДД неизвестно насколько хороши ваши сварные швы
- Давайте разберемся, можно ли ездить с самодельным прицепом. Это допускается, если устройство зарегистрировано в ГИБДД. В ином случае, продукт творчества будет распознаваться как внедрение коррективов в авто.
- Является ли нарушением езда на автомобиле с фаркопом (устройством, предназначенным для крепежа прицепа)? С одной стороны, такое безобидное действие никак не может быть нарушением. С другой — фаркоп рассматривается как внесение изменений в конструкцию автомобиля.
- Если машина стала выше, чем должна. Речь идет про перегруженность крыши авто или дополнительного устройства.
Специфика движения на задней передаче
Более трудным является движение с прицепом на задней передаче. Здесь точно не обойтись без тренировок. Вся суть в том что прицеп все время будет уходить в сторону и для того чтобы не сбиться с траектории, его нужно будет уметь подлавливать. Если, к примеру, прицеп стал уходить вправо, руль нужно выкручивать влево, то есть в противоположное направление. Причем, колеса нужно выкручивать на пол оборота руля, чтобы выровнять прицеп, а не развернуть его в другую сторону. Движение задним ходом должно осуществляться медленно и плавно, без рывков.
Мы разобрались с основными правилами езды автомобиля с прицепом. В завершении скажем, что все их нужно соблюдать, так как неправильная эксплуатация прицепа может привести к серьезным, нежелательным последствиям.
Читайте также:
Летние шины 2015 года — от рейтинга лучших до худших
Если вы еще не «переобули» свой автомобиль, а только находитесь в стадии поиска летней резины, тогда предлагаем вам ознакомиться с новинками, которые представлены в этом году. Но не думайте, что мы, как и тысячи других ресурсов, будем говорить лишь о лучших летних шинах 2015 года. Мы поделимся с вами более ценной информацией относительно вопроса выбора .
«Как к автомобилю относишься, так он и служит в ответ» — давно известная и проверенная на деле истина. Если своему железному другу вы не уделяете достаточно внимания, все возникающие поломки – это результат вашего к нему отношения. Ну, а если вы привыкли «сдувать пылинки» со своей машинки, тогда предлагаем узнать больше… гораздо больше о том, какие они – правила эксплуатации и ухода за .
Стремительно дорожающий бензин вынуждает каждого автовладельца предпринимать меры. Одни вместо фирменных, проверенных АЗС предпочитают заправлять машину там, где дешевле. Другие прибегают к разнообразным методам экономии топлива – не развивая больших оборотов двигателя, повышая давление в шинах и т.д. Третьи – самые радикальные, резко ограничивают себя в .
Общие правила
Тут я бы вам посоветовал заглянуть в предыдущие материалы, чтобы мне не пришлось повторяться.
Для начала ознакомьтесь с правилами перевозки прицепа, ссылку на которые я оставлю здесь . Не менее важной я считаю тему категории водительских прав для эксплуатации автоприцепа. Ссылка будет тут . А поскольку каждый прицеп следует обязательно зарегистрировать, то есть поставить на учет, в качестве инструкции по этим вопросам у меня также есть полезная статья. Здесь вы узнаете, какие документы нужны будут для оформления, а также что вас ждет в случае эксплуатации автоприцепа без регистрации.
Вообще правила управления авто с прицепом не сильно отличаются от общих правил по управлению самой машиной.
Но есть несколько нюансов, о которых следует знать. А именно:
- Предельная скорость эксплуатации на автомагистралях за пределами населенных пунктов составляет 90 километров в час. На всех остальных дорогах не более 70 км/час или в рамках действующих дорожных знаков. Это актуально для автомобиля с прицепом общей массой более 3500 кг;
- Если вы передвигаетесь в темное время суток, на прицепе следует обязательно включить габаритные фонари. Также это правило действует при проездах тоннелей и плохо освещенных участков дороги;
- Нельзя использовать прицепы без документов. Ну тут правило действует давно. Ничего нового на этот счет не придумали;
- Автоприцепы можно соединять только с ТСУ, у которых есть сертификаты ;
- Запрещено соединять прицеп с самодельным фаркопом, не имеющим сертификатов соответствия или не прошедшим соответствующую проверку безопасности;
- Категорически запрещается перевозить людей в прицепах. Касательно перевозки в прицепе-даче есть отдельный материал. Ссылка будет здесь .
Все эти правила действуют в РФ. Хотя многие посетители нашего сайта из РБ (Беларусь) и Украины, все же я говорю в большей степени про российское законодательство.
Что говорит ПДД
Чтобы получить право на управлением транспортными средствами, человек обязан иметь водительское удостоверение. Там указывается перечень открытых категорий, то есть видов ТС, которые водитель может управлять.
В 2016 году были внесены некоторые изменения в ПДД, в результате которых увеличилась важность категории Е. К ней относятся разные тягачи и автоприцепы. Детальнее про эту категорию можете почитать здесь .
В ПДД есть конкретные ситуации, в которых водитель допускается к управлению автоприцепом на дорогах общественного пользования:
- отсутствуют ограничения в плане видимости;
- нет затруднений для управления самим автомобилем;
- установленный прицеп не закрывает основное освещение на задней части машины;
- автоприцеп не загрязняет дорогу;
- при плохом освещении и в темное время суток на прицепе работает собственная светотехника;
- в ОСАГО есть пометка об эксплуатации автоприцепа (на этот счет почитайте очень полезную статью );
- в водительском удостоверении есть отметка, разрешающая управлять машиной с прицепом;
- автоприцеп прошел регистрацию в ГИБДД и оснащается собственным номерным знаком.
Если соблюдать все эти условия, никаких препятствий к езде с прицепом у вас не будет.
В приложенных ссылках вы найдете много полезной и актуальной информации, включая важные видео. Так что не вижу смысла дублировать все в новой статье.
Штрафы
Я понимаю, что наиболее актуальным вопросом является именно штраф, который водитель рискует получить при нарушении правил езды с автоприцепом.
Если вы не будете следовать правилам, нарушите ПДД, не возьмете с собой документы или банально их не получите, не зарегистрируете прицеп, тогда шансы на выписку штрафа просто огромные.
На этот счет действует несколько законодательных актов. Предлагаю с ними ознакомиться:
- Если вы неправильно установите на машину автоприцеп, либо нарушите правила перевозки, готовьтесь отдать за нарушение 500 рублей. Иногда можно обойтись простым предупреждением, но особо на него не рассчитывайте;
- Аналогичная сумма штрафа предусматривается за выявление неисправностей у автоприцепа или автомобиля, соединенного с ним. Также 500 рублей вы заплатите при обнаружении любых нюансов, которые мешают нормальной и безопасной эксплуатации ТС;
- Не внесли в полис КАСКО отметку об эксплуатации прицепа, А сами ездите на машине с ним? Это распространенный способ сэкономить на страховке. Но обычно подобная хитрость оборачивается штрафом в 500 рублей;
- Если на прицепе отсутствуют собственные номера, которые выдаются после регистрации в ГИБДД, штраф уже возрастает до 2500 рублей;
- Если по ПДД для эксплуатации прицепа вам нужно иметь категорию Е, но соответствующей пометки в удостоверении нет, тогда с вас по закону возьмут 5000 рублей.
Кстати, при выявлении технических неисправностей вы простым штрафом не отделаетесь. Вам придется прекратить свое движение, устранить проблему и только потом продолжить поездку. И тут вы платите штраф, поскольку нарушили ПДД касательно эксплуатации прицепа, а также создали опасную ситуацию на дороге.
Правила движения
Итак, как ездить с прицепом? В первую очередь следует обратить внимание на то, что автомобиль, снабженный дополнительной грузовой платформой, становится менее поворотливым. Кроме того, ему нужно больше времени для набора скорости, а тормозной путь увеличивается. Указанные особенности необходимо учитывать, выезжая на общественные магистрали и совершая на них маневры.
Необходимо помнить о следующих правилах:
- Особую опасность представляет движение рядом с большегрузными автомобилями. Последние создают сильные воздушные потоки, которые влияют на управляемость других транспортных средств. Прицеп под таким воздействием может уйти в сторону.
- Второй важный нюанс, на который следует обратить, заключается в увеличенном угле поворота. Его размер напрямую зависит от расстояния от фаркопа до задней части прицепа.
- Третьей проблемой, с которой сталкиваются водители, управляющие машиной с прицепом, является процесс торможения при совершении поворотов. В подобных обстоятельствах грузовая платформа уводит автомобиль в сторону. В ряде случаев, когда поворот совершается на высокой скорости, прицепная конструкция может попросту оторваться, вследствие чего повышается риск возникновения ДТП.
Если обобщить приведенную ранее информацию, то получается, что при управлении автомобиля, дополненного повозкой, необходимо обращать внимание на следующие нюансы:
- текущую скорость прицепа;
- увеличенные угол поворота и длину транспортного средства.
Учет данных характеристики обеспечивает правильное управление автотранспортом.
Движение назад
Сложнее всего совершать маневры с прицепом, двигаясь назад.
Для совершения подобного маневра, прежде всего, необходимо занять удобную и комфортную позицию. В частности, водитель должен получить наиболее оптимальный угол обзора и сохранить доступ ко всем элементам управления машины. Чаще всего при движении назад новички занимают позицию в пол оборота. Контролировать за ситуацией в таком положении можно через заднее стекло. Эта позиция не подойдет в случае, когда прицеп оснащен тентом.
Начинать маневрировать можно только при условии, что автомобиль и грузовая платформа встали на одну линию. Другой важный нюанс касается направления: чтобы прицеп, например, развернулся вправо, назад нужно двигаться влево.
Маневр выполняется следующим образом:
- Прицеп поворачивается в ту сторону, в которой располагается заезд. Автомобиль при этом двигается в противоположном направлении.
- Как только платформа встала в нужное положение, руль разворачивается в обратную сторону. Движение при этом не останавливается, так как автомобиль и прицеп вновь должны образовать прямую линию.
Совершая такой маневр, важно удерживать минимально возможную скорость и не нажимать лишний раз на тормоз.
Правила управления автомобилем с прицепным устройством
К основным важным особенностям такого управления относятся следующие нюансы:
- Самое главное, это всегда помнить факт, что, если к автомобилю присоединено прицепное устройство, это сильно влияет на его поведенческие характеристики во время движения, что требует от водителя максимального внимания и осторожности. Длина тормозного пути намного зависит от веса груза, поэтому на перекрестках или при вхождении в поворот педаль тормоза необходимо зажимать заранее. Также старайтесь держать большую дистанцию от других автомобилей, что особенно актуально при плотном автомобильном трафике. Если прицепное устройство не загружено полностью или вообще пустой автомобиль все ровно теряет показатели динамичности, поэтому правила езды в подобном случае совсем другие.
- Даже автомобиль с высокой проходимостью во время перевозки прицепного устройства теряет показатели управляемости и манёвренности. Поэтому автопоезд необходимо эксплуатировать на малых скоростях, при этом стараться не совершать резких ускорений, а также торможений.
- Перевозка легкового прицепа подразумевает тщательные измерения всей длинны автопоезда, а также общих габаритов для определения так называемого «коридора поворота» проще говоря траектории, по которой двигается автопоезд при вхождении в повороты.
- При вождении авто с прицепом необходимо учитывать необходимое расстояние между вами и другими автомобилями во время обгона или вхождению в поворот. Запаса расстояния, а также времени на манёвр должно быть достаточно.
- Рушение с места при транспортировке прицепов для легковых автомобилей должно быть максимально плавным, без каких-либо рывков иначе колеса могут начать буксовать, что влечет за собой износ шин, а также понижает показатель сцепления колес с дорогой. Это может привести к поломке некоторых узлов трансмиссии, а также сцепного механизма или к аварийной ситуации.
- Если автопоезд встретил вовремя движение какое-либо препятствие необходимо объезжать его по большей траектории. Возвращение на свою полосу подразумевает выполнения такого же действия.
- Выполнять обгон вместе с прицепным устройством не желательно, но в случае необходимости выполнять такой манёвр следует очень внимательно.
- Прицеп может вызвать занос, а также так званое «складывание». Этот эффект может возникнуть при торможении, а также на поворотах. Поэтому перед манёвром необходимо сбрасывать скорость к минимуму.
- Передвижение по пересеченной местности может повредить сцепное устройство и другие элементы. Поэтому старайтесь, чтобы автомобиль и прицепное устройство передвигались между колеями.
- К самым трудным манёврам движения с прицепом относится задний ход, поэтому движение задним ходом с прицепом необходимо изучить заранее.
- Особое внимание уделяйте правильному размещению груза. Советуется применять «развесовку», когда дышло опирается на сцепку с усилием от 40 до 100 кг.
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
23. Перевозка грузов
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Штраф: Статья КОАП 12.21. «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.
Регистрация легкового прицепа в МРЭО
Свежеприобретенный прицеп подлежит обязательной регистрации в МРЭО ГИБДД. Процедура осуществляется как при личном визите, так и через портал Госуслуги. На это у собственника есть 5 суток с даты покупки, указанной в договоре сделки.
Алгоритм действий следующий:
- сбор документов ;
- подача заявления;
- уплата госпошлины (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК );
- представление прицепа для осмотра и сверки. После чего представитель ГИБДД ставит пометку о прохождении осмотра.
- оформление документов на прицеп;
- регистрация.
Для техосмотра собственник готовит ряд документов:
- собственный общегражданский паспорт;
- техпаспорт на прицеп;
- заявление;
- договор купли-продажи;
- оплаченную квитанцию пошлины.
После регистрации собственник получит свидетельство, обновленный паспорт с соответствующей отметкой и номерные знаки. Все, теперь новинку можно прицеплять к собственному автомобилю и ездить, не боясь штрафов.
Зимний период
Увеличьте дистанцию и избегайте рывков при вождении по заснеженным и обледенелым покрытиям. Лед снижает качество сцепления с дорогой, что может обернуться заносом.
Во избежание заноса не выжимайте сцепление. Замедляться лучше всегда посредством понижения передачи, в крайнем случае – прерывистым нажатием на педаль тормоза. При возникновении заноса следует повернуть рулевое колесо в сторону заноса, перестать давить на газ и затем, чтобы выровнять положение, немного надавить на газ.
Если при обгоне прицеп на скорости заедет на обочину, его сильно занесет. Старайтесь не опережать других участников движения зимой, особенно если дорога узкая.
По снегу двигайтесь на пониженной передаче с минимальной скоростью.